Лизинг как драйвер импортозамещения

04.04.2019  
Лизинг как драйвер импортозамещения

Ситуация в российском судостроении сегодня непростая и очень неоднородная. Тем не менее отрасль обладает серьезным потенциалом для развития. Об обновлении флота и не последней роли лизинга в импортозамещении российского судостроения рассказывает журналу «Морской флот» директор управления по работе с клиентами отрасли морских и речных судов Газпромбанк Лизинг Александр Комаров.

«МФ»: Александр Николаевич, в чем заключается особенность текущей ситуации в российском судостроении?

– Для начала хочу напомнить, что с 1991 года судостроение и водный транспорт России находятся в стадии застоя. За эти годы объем перевозок по внутренним водным путям сократился в 4 раза, несколько судостроительных заводов обанкротились без заказов, флот устарел и по многим типам судов близок к критическому состоянию. Однако сегодня отрасль находится на пороге взрывного роста, который мы с вами увидим в самое ближайшее время.

Особенность текущей ситуации заключается в том, что государство, а не бизнес прикладывает огромные усилия по реанимации российского судостроения. Помимо госзаказа на строительство военно-морского флота в ближайшие 10-15 лет государство всеми силами стимулирует развитие гражданского судостроения и ищет способы обеспечения судостроителей серийными заказами. Запущено строительство серии из пяти атомных ледоколов, идет подготовка контракта на строительство нескольких СПГ-ледоколов, а с подачи Росрыболовства до 2024 года будет построено 33 средне- и крупнотоннажных рыбопромысловых судна. Кроме того, за счет льготного лизинга три судостроительных завода получили серийный заказ на сухогрузы «река-море» и обеспечены работой до конца 2022 года, строится четыре пассажирских круизных судна. Необходимо также отметить, что готовятся новые программы мощной государственной поддержки строительства маломерного рыбопромыслового флота.

«МФ»: Если говорить о законодательных нововведениях последних лет, то какие из них, по вашему мнению, являются самыми эффективными в части импортозамещения?

– Самым ярким примером является, на мой взгляд, стимулирование российских рыбопромышленников размещать заказы на строительство на российских верфях в рамках кампании по распределению инвестквот на вылов рыбы, а в скором будущем, возможно, еще и краба. Также необходимо отметить законодательные нововведения в части морских перевозок нефти и газа по Северному морскому пути, которые гарантируют российским верфям многомиллиардный заказ на крупнотоннажные арктические танкеры-газовозы.

Однако, думаю, наиболее серьезные изменения еще впереди. Государство четко дает сигналы бизнесу о том, что флот, который будет использоваться в российских водах, должен строиться на российских верфях.

«МФ»: Позиция нашего государства понятна, а как сегодня ведет себя судовладельческое сообщество?

– Со стороны бизнеса мы наблюдаем массовый интерес только к заказам на строительство сухогрузных судов класса «река-море». Причем этот интерес практически ажиотажный и идет со стороны как судовладельцев, так и грузовладельцев, которым нужно решить задачу гарантированного вывоза их продукции по предсказуемым и приемлемым ставкам. Скажу, что общая потребность интересантов, с которыми работает Газпромбанк Лизинг, составляет 100-120 сухогрузов общей стоимостью порядка 100 млрд рублей. Стоит серьезный вопрос с выбором судостроительных заводов для размещения заказа.

В остальных сегментах флота российский бизнес скорее соглашается по­участвовать в проектах, инициированных государством, а не является лидером процесса. Хотелось бы видеть более активную позицию судовладельцев.

«МФ»: Как лизинговые компании могут помочь решить вопрос импортозамещения в судостроении?

– Обновление и развитие российского флота требует огромных инвестиций, речь идет о триллионах рублей. Для примера приведу лишь один проект по строительству серии СПГ-танкеров для проекта «Арктик СПГ-2» общей стоимостью порядка 400-600 млрд рублей. За счет каких источников будет профинансирована эта грандиозная инвестпрограмма? Без заемного финансирования это сделать невозможно, и появляется очевидная потребность в лизинге.

Напомню, что лизинг – более комфортная, чем кредит, форма финансирования строительства судна. Причем как для судовладельца, так и для многих банков. Не секрет, что банк, финансирующий строительство судна через собственную дочернюю лизинговую компанию, а не напрямую через кредит, получает судно не в залог, а фактически в собственность. И в случае дефолта судовладельца потери банка в лизинговой сделке значительно меньше по сравнению с кредитом. Поэтому при одном и том же кредитном качестве проекта, заемщика и актива (судна) банку входить в лизинговую сделку значительно комфортнее, а значит, проще, чем в кредитную. Исходя из этого, со стороны лизинговой компании устанавливаются более мягкие требования к судовладельцу, в том числе и по размеру его финансового участия в проекте. Поэтому лизинг более доступен для судовладельца, и в будущем он более активно будет вытеснять кредит с рынка судостроения.

«МФ»: Таким образом, лизинговые компании наравне с государством могут стать теми самыми лидерами процесса?

– Совершенно верно. Думаю, что именно лизинговые компании должны стать локомотивом массового обновления российского флота и решения задачи импортозамещения в российском судостроении.

Крупная лизинговая компания с возможностью привлечения долгосрочного финансирования может консолидировать заявки на строительство от целой группы судовладельцев и от своего имени разместить крупный серийный заказ на одном или нескольких заводах. Серийный заказ, обеспеченный финансированием, гарантирующий загрузку производства на несколько лет вперед, – это мечта любого завода, это возможность выйти на высокоэффективное поточное производство, снизить трудозатраты, сроки и цену продукции. Уверен, именно этот сценарий и будет реализован в ближайшем будущем.

«МФ»: Какая поддержка со стороны государства нужна лизинговой отрасли для финансирования флота?

– Важно, чтобы поддержка государства в виде субсидий, выделяемых через постановление правительства № 383, продолжалась и была гарантирована в перспективе еще 10-15 лет. Банки, лизинговые компании и судовладельцы должны быть уверены в том, что через несколько лет после вхождения в сделку субсидии не прекратятся. Иначе мы увидим «обрушение» экономики судов, профинансированных с расчетом на получение субсидий, и дефолты судовладельцев.

Судовой утилизационный грант для многих судовладельцев является более предпочтительной мерой господдержки именно потому, что его единовременное получение более вероятно и гарантированно, чем субсидии в течение всего срока лизинга.

Если государство найдет финансовые ресурсы для единовременных субсидий на приобретение судов, это, безусловно, поможет рынку. Но мы все понимаем, что возможности госбюджета ограничены, и надеяться на то, что задача снижения финансовой нагрузки на судовладельца при заказе судна на российской верфи будет решена только за счет господдержки, нельзя.

Считаю, что огромная ответственность лежит на судостроителях, которые обязаны обеспечить российскому заказчику судов конкурентную цену, сроки и качество строительства на уровне зарубежных производителей.

«МФ»: Как вы считаете, способны ли российские заводы быть конкурентоспособными по сравнению, скажем, с турецкими, корейскими и тем более китайскими судостроителями?

– Уверен, что способны. Это сложная задача, но выполнимая. Для этого необходимо модернизировать производственные мощности, перенять лучшие технологии в организации производственного процесса, сформировать мотивированный на эффективную работу коллектив и загрузить завод заказами. Профинансировать модернизацию завода и загрузить его заказами как раз может лизинговая компания.

Нам необходимо добиться, чтобы строить суда на российских верфях для судовладельца стало экономически выгоднее, чем за границей. Например, в сегменте судов «река-море» это произойдет, когда цена судна станет сопоставима с ценой турецкого производителя и будет гарантирована госсубсидия по уплате лизинговых платежей. Вот тогда, уверен, выстроится очередь на наши судостроительные заводы.

Морской флот №1 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...