Алексей Рахманов: «Диверсификация – ответ на многие вопросы и важнейший для нас проект»

30.01.2019  
Алексей Рахманов: «Диверсификация – ответ на многие вопросы и важнейший для нас проект»

Накануне Нового 2019 года на вопросы корреспондента «Морского флота» ответил Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации. Он рассказал, как сегодня распределяются заказы между заводами корпорации, какие направления работы наиболее перспективны, поделился мыслями о влиянии американских санкций и ожидаемыми итогами года.

Беседовала Юлия Орлова

«МФ»: Алексей Львович, возглавляемая Вами Объединенная судостроительная корпорация – лидер российского судостроения. А какое место она занимает в мире?

– Есть два мерила, которые позволяют определить долю любой судостроительной компании на рынке: тоннаж построенных судов и объем заработанных денег. Если смотреть на нашу долю в мировом тоннаже гражданского судостроения, то она скромна. Причин этому несколько, но не последнюю роль играет исторический фактор – решение руководства СССР отдать строительство гражданского флота другим странам соцлагеря. По большому счету, к отечественному судостроению мы по-настоящему вернулись только в начале 2000-х годов. До этого отрасль сотрясал системный кризис, когда не было ни инвестиций, ни длинных заказов. Ритмичное финансирование стало реальностью только в 2012 году.

В то же время есть направления, в которых мы по-прежнему занимаем олимпийский пьедестал. Это, в первую очередь, строительство ледоколов и судов ледового класса. Мы, безусловно, умеем создавать сложную морскую технику – например, ледостойкие платформы. А в минувшем году совместно с Росатомом мы доставили в Мурманск первый в мире плавучий атомный энергоблок (созданный нашим Балтийским заводом).

Но мы же говорили о месте корпорации на мировом рынке? Так вот, если обратиться к тематике военного кораблестроения, где объемы построенного измеряются контрактами в деньгах, ОСК уверенно займет четвертую или пятую позицию. Здесь мы уступим разве что американским BathIron Works и структурам General Dynamics, а также, возможно, французской DCNS.

«МФ»: Кому как ни Вам понятны сегодняшняя картина российской судостроительной отрасли и мировой судостроительной индустрии. Какие тенденции отметили бы?

– Рынок динамично меняется. Только за последнее десятилетие на «глобусе» судостроительной промышленности стерто две трети верфей, в том числе известных, с большими заслугами и достижениями в прошлом. Но при этом возникают абсолютно новые производства. Грузовая база и грузовые потоки кардинально меняются, приходят новые логистические и судовые решения, которые делают предыдущие или ранее построенные суда, например, контейнеровозы, не такими эффективными, как требует сегодня конкурентная среда. При этом объемы перевозок во всем мире неуклонно растут. По морю сегодня перевозится свыше 10 млрд тонн в год, что по разным оценкам составляет 80-90% глобального грузооборота. Страны соревнуются в строительстве гигантских танкеров и сухогрузов. Растет интерес к Арктике и одновременно увеличивается интерес к строительству мощных ледоколов, в том числе на СПГ-топливе. И мы здесь не исключение – в следующем году на испытания выйдет мощнейший в мире атомный ледокол «Арктика», Выборгский завод будет бороться за заказ на ледоколы на СПГ (и все это в год 60-летия атомного ледокольного флота).

Мы наблюдаем увеличение удельного дедвейта кораблей и судов, заметно повышается топливная эффективность. Наконец, очевиден тренд на уменьшение стоимости владения кораблями и судами на всем их жизненном цикле.

И суда, и боевые корабли становятся высокотехнологичным продуктом – в буквальном смысле от киля до клотика. И все новые проекты должны создаваться по принципу «открытой архитектуры», чтобы модульные решения позволяли с минимальной себестоимостью и в максимально короткие сроки производить модернизацию.

«МФ»: Как, по какому принципу сейчас распределяются заказы между заводами корпорации? Есть ли среди предприятий ОСК убыточные?

– Мы анализируем стапельное расписание каждой верфи, делаем все для того, чтобы заводы не простаивали. В ближайшей перспективе рассчитываем иметь сформированное расписание до 2025 года по каждому судостроительному заводу.

Параллельно активно развиваем внутреннюю кооперацию, например, внутри нашего северо-западного кластера, концентрируясь на ключевых компетенциях каждого из предприятий.

Что же до убыточных предприятий, то такие – в силу своей непростой истории – у нас тоже есть. Однако работа по нормализации ситуации на них не только ведется, но и дает свои плоды.

«МФ»: Какая доля военного, а какая гражданского судостроения планируется в общем производстве?

– У нас есть четкое поручение Президента, по которому к 2030 году мы должны достичь паритета в деньгах по производимому гражданскому и военному флоту. В ушедшем году доля гражданской продукции в общей выручке составила порядка 15,6%. Таким образом, в денежном выражении среднегодовой рост выручки «гражданки» с 2015 года у нас составляет 34%. То есть мы, безусловно, движемся в правильном направлении.

Диверсификация – ответ на многие вопросы и важнейший для нас проект. Осваиваем создание самой широкой линейки судов: от плавучих кранов до высокотехнологичной шельфовой техники. Однотипность производственных процессов обуславливает двойное применение любой верфи. Если стапельные места позволяют, все можно делать на одном предприятии. Военная техника, как правило, в строительстве сложнее гражданской, но и некоторая гражданская может дать фору «военке». Например, ледоколыпо уровню управления энергопотоками в разы сложнее, чем это бывает на военных кораблях.

Многие наши в прошлом «военные» верфи уже успешно занимаются гражданской тематикой. «Янтарь», Северная верфь, Адмиралтейские верфи – все они загружены, в том числе заказа-
ми на рыболовецкие траулеры и сейнеры.

«МФ»: Осенью на Адмиралтейских верфях спустили на воду первую серийную подлодку проекта 677. Чем это событие примечательно для российского военного судостроения?

– Это первый серийный образец нового проекта «Лада». Головная лодка «Санкт-Петербург» уже достаточно давно находится в опытной эксплуатации. Несмотря на то, что субмарины проекта 677, скорее всего, будут построены в ограниченном объеме, они станут прародительницами гораздо более длинной серии лодок следующего поколения, превосходящих наш «хит» – 636 «Варшавянку» – по большинству характеристик.

«МФ»: Какие у ОСК прогнозы по срокам сдачи кораблей на ближайшее время?

– 2018 год стал годом, когда ОСК рассчиталась по всем значимым «корабельным долгам»: был поднят флаг на многоцелевом фрегате дальней морской зоны «Адмирал Горшков», мы передали флоту большой десантный корабль «Иван Грен» и судно связи «Иван Хурс». Впервые в истории корпорации был выполнен гособоронзаказ в полном объеме: флот получил 7 новых кораблей и судов и еще 4 – после ремонта.

«МФ»: Считаете ли Вы перспективным создание арктических круизных судов?

– Безусловно. Мы говорили о необходимости развития этого сегмента весь 2018 год: в том числе в рамках организованной нами панельной дискуссии на ПМЭФ. Круизные суда – это сегмент, который растет на рынке вопреки всему. Основной рост такому виду туризма обеспечил Китай. Повышение зарплат и общего благосостояния китайского трудящегося происходит такими быстрыми темпами, что на сегодняшний день не хватает круизных пароходов, способных обеспечить китайцев привычными или желаемыми для них видами отдыха.

Другой важный тренд – это растущая популярность туризма в Арктике. На сегодняшний день здесь рынок трех стран (США, Норвегии и Китая) дает выручку в размере $6 млрд. Вот и выходит, что арктические круизы – это потенциально очень перспективное направление.

25 октября 2018 г. мы провели заседание экспертного комитета Госдумы, повестка которого была посвящена перспективам развития круизного судоходства в высоких широтах. Мы обсудили возможность создания прогулочных арктических судов, необходимые меры господдержки такого проекта плюс пожелания потенциальных заказчиков.В решении заседания было отмечено что предлагаемые ОСК перспективные проекты арктических круизных судов ледового класса являются наиболее эффективными для экспедиционного туризма в высоких широтах.

«МФ»: Насколько ощутимы для ОСК американские санкции?

– Санкции, безусловно, оказали влияние на нашу внешнеторговую деятельность. Мы по сути потеряли возможность кредитования в американских банках и банках, зависящих от американского регулятора. Свои проблемы возникли и у наших зарубежных проектов.

В то же время ситуация подтолкнула нас к поиску внутренних поставщиков и самостоятельному производству. Теперь мы держим курс на 70% отечественных узлов и комплектующих в производимой продукции. Если бы не санкции, мы, к примеру, вряд ли бы стали создавать производство морских газотурбинных агрегатов. А, скажем, Средне-Невский завод, строящий инновационные корабли и суда из композитов, в своей работе не перешел бы на использование отечественных материалов.

«МФ»: Какие финансовые показатели ожидаете по итогам 2018 года?

– Мы предполагаем, что сумма выручки (по МСФО) составит примерно 362 млрд рублей, а чистая прибыль превысит 2,5 млрд рублей.

Морской флот №6 (2018)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Выборгский судостроительный завод провел День поставщика

Выборгский судостроительный завод провел День поставщика Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в ОСК) совместно с департаментом развития пос...

Электромеханики, радиоинженеры, IT-специалисты: ярмарка вакансий в МГУ им Невельского выявила отраслевые тренды в Приморье

Электромеханики, радиоинженеры, IT-специалисты: ярмарка вакансий в МГУ им Невельского выявила отраслевые тренды в Приморье В Морском университете имени адмирала Г.И. Невельского 21 февраля впервые прошла масштабная Ярмарка ...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...

Мурманскому филиалу передано гидротехническое сооружение в морском порту Мурманск

Мурманскому филиалу передано гидротехническое сооружение в морском порту Мурманск Гидротехническое сооружение предназначено для отстоя расчетных судов длиной 166 метров, шириной 23 м...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Первый пассажирский поезд проедет по Крымскому мосту 8 декабря

Первый пассажирский поезд проедет по Крымскому мосту  8 декабря Первый пассажирский   состав проследует по Крымскому мосту 8 декабря, продажа   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...