Алексей Рахманов: «Диверсификация – ответ на многие вопросы и важнейший для нас проект»

30.01.2019  
Алексей Рахманов: «Диверсификация – ответ на многие вопросы и важнейший для нас проект»

Накануне Нового 2019 года на вопросы корреспондента «Морского флота» ответил Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации. Он рассказал, как сегодня распределяются заказы между заводами корпорации, какие направления работы наиболее перспективны, поделился мыслями о влиянии американских санкций и ожидаемыми итогами года.

Беседовала Юлия Орлова

«МФ»: Алексей Львович, возглавляемая Вами Объединенная судостроительная корпорация – лидер российского судостроения. А какое место она занимает в мире?

– Есть два мерила, которые позволяют определить долю любой судостроительной компании на рынке: тоннаж построенных судов и объем заработанных денег. Если смотреть на нашу долю в мировом тоннаже гражданского судостроения, то она скромна. Причин этому несколько, но не последнюю роль играет исторический фактор – решение руководства СССР отдать строительство гражданского флота другим странам соцлагеря. По большому счету, к отечественному судостроению мы по-настоящему вернулись только в начале 2000-х годов. До этого отрасль сотрясал системный кризис, когда не было ни инвестиций, ни длинных заказов. Ритмичное финансирование стало реальностью только в 2012 году.

В то же время есть направления, в которых мы по-прежнему занимаем олимпийский пьедестал. Это, в первую очередь, строительство ледоколов и судов ледового класса. Мы, безусловно, умеем создавать сложную морскую технику – например, ледостойкие платформы. А в минувшем году совместно с Росатомом мы доставили в Мурманск первый в мире плавучий атомный энергоблок (созданный нашим Балтийским заводом).

Но мы же говорили о месте корпорации на мировом рынке? Так вот, если обратиться к тематике военного кораблестроения, где объемы построенного измеряются контрактами в деньгах, ОСК уверенно займет четвертую или пятую позицию. Здесь мы уступим разве что американским BathIron Works и структурам General Dynamics, а также, возможно, французской DCNS.

«МФ»: Кому как ни Вам понятны сегодняшняя картина российской судостроительной отрасли и мировой судостроительной индустрии. Какие тенденции отметили бы?

– Рынок динамично меняется. Только за последнее десятилетие на «глобусе» судостроительной промышленности стерто две трети верфей, в том числе известных, с большими заслугами и достижениями в прошлом. Но при этом возникают абсолютно новые производства. Грузовая база и грузовые потоки кардинально меняются, приходят новые логистические и судовые решения, которые делают предыдущие или ранее построенные суда, например, контейнеровозы, не такими эффективными, как требует сегодня конкурентная среда. При этом объемы перевозок во всем мире неуклонно растут. По морю сегодня перевозится свыше 10 млрд тонн в год, что по разным оценкам составляет 80-90% глобального грузооборота. Страны соревнуются в строительстве гигантских танкеров и сухогрузов. Растет интерес к Арктике и одновременно увеличивается интерес к строительству мощных ледоколов, в том числе на СПГ-топливе. И мы здесь не исключение – в следующем году на испытания выйдет мощнейший в мире атомный ледокол «Арктика», Выборгский завод будет бороться за заказ на ледоколы на СПГ (и все это в год 60-летия атомного ледокольного флота).

Мы наблюдаем увеличение удельного дедвейта кораблей и судов, заметно повышается топливная эффективность. Наконец, очевиден тренд на уменьшение стоимости владения кораблями и судами на всем их жизненном цикле.

И суда, и боевые корабли становятся высокотехнологичным продуктом – в буквальном смысле от киля до клотика. И все новые проекты должны создаваться по принципу «открытой архитектуры», чтобы модульные решения позволяли с минимальной себестоимостью и в максимально короткие сроки производить модернизацию.

«МФ»: Как, по какому принципу сейчас распределяются заказы между заводами корпорации? Есть ли среди предприятий ОСК убыточные?

– Мы анализируем стапельное расписание каждой верфи, делаем все для того, чтобы заводы не простаивали. В ближайшей перспективе рассчитываем иметь сформированное расписание до 2025 года по каждому судостроительному заводу.

Параллельно активно развиваем внутреннюю кооперацию, например, внутри нашего северо-западного кластера, концентрируясь на ключевых компетенциях каждого из предприятий.

Что же до убыточных предприятий, то такие – в силу своей непростой истории – у нас тоже есть. Однако работа по нормализации ситуации на них не только ведется, но и дает свои плоды.

«МФ»: Какая доля военного, а какая гражданского судостроения планируется в общем производстве?

– У нас есть четкое поручение Президента, по которому к 2030 году мы должны достичь паритета в деньгах по производимому гражданскому и военному флоту. В ушедшем году доля гражданской продукции в общей выручке составила порядка 15,6%. Таким образом, в денежном выражении среднегодовой рост выручки «гражданки» с 2015 года у нас составляет 34%. То есть мы, безусловно, движемся в правильном направлении.

Диверсификация – ответ на многие вопросы и важнейший для нас проект. Осваиваем создание самой широкой линейки судов: от плавучих кранов до высокотехнологичной шельфовой техники. Однотипность производственных процессов обуславливает двойное применение любой верфи. Если стапельные места позволяют, все можно делать на одном предприятии. Военная техника, как правило, в строительстве сложнее гражданской, но и некоторая гражданская может дать фору «военке». Например, ледоколыпо уровню управления энергопотоками в разы сложнее, чем это бывает на военных кораблях.

Многие наши в прошлом «военные» верфи уже успешно занимаются гражданской тематикой. «Янтарь», Северная верфь, Адмиралтейские верфи – все они загружены, в том числе заказа-
ми на рыболовецкие траулеры и сейнеры.

«МФ»: Осенью на Адмиралтейских верфях спустили на воду первую серийную подлодку проекта 677. Чем это событие примечательно для российского военного судостроения?

– Это первый серийный образец нового проекта «Лада». Головная лодка «Санкт-Петербург» уже достаточно давно находится в опытной эксплуатации. Несмотря на то, что субмарины проекта 677, скорее всего, будут построены в ограниченном объеме, они станут прародительницами гораздо более длинной серии лодок следующего поколения, превосходящих наш «хит» – 636 «Варшавянку» – по большинству характеристик.

«МФ»: Какие у ОСК прогнозы по срокам сдачи кораблей на ближайшее время?

– 2018 год стал годом, когда ОСК рассчиталась по всем значимым «корабельным долгам»: был поднят флаг на многоцелевом фрегате дальней морской зоны «Адмирал Горшков», мы передали флоту большой десантный корабль «Иван Грен» и судно связи «Иван Хурс». Впервые в истории корпорации был выполнен гособоронзаказ в полном объеме: флот получил 7 новых кораблей и судов и еще 4 – после ремонта.

«МФ»: Считаете ли Вы перспективным создание арктических круизных судов?

– Безусловно. Мы говорили о необходимости развития этого сегмента весь 2018 год: в том числе в рамках организованной нами панельной дискуссии на ПМЭФ. Круизные суда – это сегмент, который растет на рынке вопреки всему. Основной рост такому виду туризма обеспечил Китай. Повышение зарплат и общего благосостояния китайского трудящегося происходит такими быстрыми темпами, что на сегодняшний день не хватает круизных пароходов, способных обеспечить китайцев привычными или желаемыми для них видами отдыха.

Другой важный тренд – это растущая популярность туризма в Арктике. На сегодняшний день здесь рынок трех стран (США, Норвегии и Китая) дает выручку в размере $6 млрд. Вот и выходит, что арктические круизы – это потенциально очень перспективное направление.

25 октября 2018 г. мы провели заседание экспертного комитета Госдумы, повестка которого была посвящена перспективам развития круизного судоходства в высоких широтах. Мы обсудили возможность создания прогулочных арктических судов, необходимые меры господдержки такого проекта плюс пожелания потенциальных заказчиков.В решении заседания было отмечено что предлагаемые ОСК перспективные проекты арктических круизных судов ледового класса являются наиболее эффективными для экспедиционного туризма в высоких широтах.

«МФ»: Насколько ощутимы для ОСК американские санкции?

– Санкции, безусловно, оказали влияние на нашу внешнеторговую деятельность. Мы по сути потеряли возможность кредитования в американских банках и банках, зависящих от американского регулятора. Свои проблемы возникли и у наших зарубежных проектов.

В то же время ситуация подтолкнула нас к поиску внутренних поставщиков и самостоятельному производству. Теперь мы держим курс на 70% отечественных узлов и комплектующих в производимой продукции. Если бы не санкции, мы, к примеру, вряд ли бы стали создавать производство морских газотурбинных агрегатов. А, скажем, Средне-Невский завод, строящий инновационные корабли и суда из композитов, в своей работе не перешел бы на использование отечественных материалов.

«МФ»: Какие финансовые показатели ожидаете по итогам 2018 года?

– Мы предполагаем, что сумма выручки (по МСФО) составит примерно 362 млрд рублей, а чистая прибыль превысит 2,5 млрд рублей.

Морской флот №6 (2018)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

В Нижнем Новгороде открыли памятную доску Александру Соколову

В Нижнем Новгороде открыли памятную доску Александру Соколову Мемориальную доску  бывшему сотруднику завода «Красное Сормово» и Почетному гражданину Ниж...

Сухогруз «Пола Харита» успешно прошел ходовые испытания

Сухогруз «Пола Харита» успешно прошел ходовые испытания 19 августа 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) успешно завершились ходовые ...

Российская экономика

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4%

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4% Предприятия Приморского края в I полугодии 2019 года увеличили экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4&...

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП»

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП» В школах Мурманска активно идет подготовка к новому учебному году. Важно вовремя обновить классы и п...

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования Эксперты Ростовского филиала Главгосэкспертизы России рассмотрели проектную документацию и результат...




Морской транспорт

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии 15 августа 2019 года парусник «Мир» ФГУП «Росморпорт» прибыл в морской порт Висмар (Германия)...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай 17 августа с Северной железной дороги отправлен тестовый контейнерный поезд в КНР. В его составе - 6...

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с ООО «Полярная гру...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...