Порт Зарубино – ключевой пункт МТК «Приморье-2» - Морские вести России

Порт Зарубино – ключевой пункт МТК «Приморье-2»

17.12.2018

Порт Зарубино – ключевой пункт МТК «Приморье-2»

Расположенный на юге Приморского края, у границ КНР и КНДР, на кратчайшем пути из Китая в Республику Корею, морской порт Зарубино является одним из ключевых и многообещающих портов региона. Не случайно он входит в схему международного транспортного коридора «Приморье-2», с которым связываются большие надежды в области внешней торговли. О возможностях порта, его нынешней специализации, экологической ситуации и перспективных направлениях развития рассказывает исполняющий обязанности капитана морского порта Зарубино филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Зарубино Юрий Григоренко.

«МП»: Юрий Владимирович, каковы особенности морского порта Зарубино, в том числе особенности навигации? Чем он отличается от других портов региона?

– Порт имеет очень выгодное географическое положение, очень удобную акваторию и хорошую производственную базу. Порт находится на юге Приморья в 210 км от порта Владивосток на стыке границ трех государств – России, Китая и Северной Кореи, в несколько десятках километров от автомобильного и железнодорожного пунктов пропуска на границе с КНР.

Благоприятный климат позволяет осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольного обеспечения. Морской порт принимает суда длиной до 172 метров и осадкой до 8 метров. Сочетание рельефа береговой полосы, рельефа дна, грунта и удобное расположение бухты Троицы делают ее хорошей якорной стоянкой для судов различного тоннажа и местом убежища для судов в штормовую погоду. Бухта доступна для захода судов с большими осадками в любое время года. Естес-твенная защита значительной части береговой полосы от морского волнения и ветров позволяет обходиться без строительства дорогостоящих гидротехнических сооружений.

В отличие от портов, специализирующихся на одном виде груза, порт Зарубино имеет возможности развиваться в нескольких направлениях, причем не за счет переработки сырья, а за счет грузов с высокой добавленной стоимостью. Сейчас порт чрезвычайно востребован в области обработки морских биоресурсов, алюминия, пиломатериалов и контейнеров.

«МП»: Каковы основные характеристики порта: мощность, грузооборот, номенклатура грузов, глубины, динамика судозаходов?

– Проектный грузооборот порта составляет 1,2 млн тонн. Причальная линия морского терминала состоит из четырех причалов протяженностью 650 метров с глубинами от 7,5 до 8,5 метра. Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала: 172,10 х 23,04 х 8,00 метров. Для приема судов с большей осадкой разработан проект удлинения причалов при помощи гидротехнических сооружений.

На территории морского терминала имеется площадка для хранения легковых автомобилей, рассчитанная на единовременное размещение до 4500 автомобилей, контейнерная площадка для переработки 20- и 40-футовых контейнеров, площадки для переработки металлолома, лесных грузов, перегрузочный комплекс для б/у автотранспорта, площадки для перевалки импортной тяжелой техники из Респуб-

лики Кореи. В порту осуществляется отгрузка грузов на железнодорожные платформы и отправка в регионы России и СНГ.

С 2012 года в порту работает реконструированный холодильный комп-лекс с температурным режимом до -25°С, который позволяет принимать для единовременного хранения 12 тыс. тонн рыбной продукции. В путину эти емкости полностью задействованы.

Морской порт осуществляет работу круглосуточно. В порту возможно пополнение запасов продовольствия, топлива и пресной воды, сдача сточных и нефтесодержащих вод, всех категорий мусора, а также проведение мелкого ремонта оборудования и водолазного осмотра судна.

В 2017 году в порт зашло 843 судна, в 2018-м этот показатель уже превышен и, возможно, перевалит за тысячу. За 2017 год грузооборот порта вырос в 1,7 раза, составив 200 тыс. тонн. Основную часть грузооборота составляют экспортные грузы: алюминий, пиломатериалы, рудные концентраты. Значительная доля приходится на транзит: это валютоемкие биоресурсы – живые крабы разных видов, варено-мороженые крабы, живая камбала, свежемороженая сайра, мясо трубача.

Обладая достаточными объемами для хранения данного вида товара, порт является удобным местом для транзита между промысловой зоной в Охотском море и потребителями в странах АТР. Отмечу, что растущий спрос на транзитное обслуживание грузов подтверждает простую истину: транзит в большей степени, чем экспорт или импорт, отражает транспортную привлекательность и уровень интеграции Приморья в международную транспортную систему.

«МП»: Как ведется Вашей Службой капитана порта работа в области обес-печения безопасности мореплавания?

– Обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к порту является одной из основных составляющих ежедневной работы Службы капитана порта. Помимо проведения предписанных должностными инструкциями процедур, мы активно внедряем перспективные методы контроля за безопасностью мореплавания.

Так, с 30 ноября 2015 года в порту Зарубино, в одном из первых в регионе, осуществляется круглосуточное наблюдение за акваторией морского порта с использованием инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) в интересах реализации мер по транспортной безопасности операторами ОТН Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Для обслуживания данной системы четыре специалиста «Росморпорта» прошли дополнительную профессиональную подготовку по программе повышения квалификации работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, и получили соответствующие удостоверения. Четко налаженное судоходство и отсутствие аварийных случаев свидетельствуют о качестве работы Службы.

Государственный портовый контроль в морском порту Зарубино также ведется в круглосуточном режиме. Контроль за состоянием судов и за акваторией морского порта в целях обеспечения безопасности мореплавания осуществляется высококвалифицированными инспекторами ИГПК.

«МП»: Порт соседствует с лучшей на Дальнем Востоке зоной пляжного отдыха. Как ведется работа по обеспечению экологической безопасности?

– Строгое соблюдение экологического законодательства является одним из приоритетов работы Службы капитана порта. Несмотря на то, что порт не занимается перевалкой токсичных грузов и относится к третьей категории промышленных предприятий по воздействию выбросов на атмосферный воздух, меры по экологической безопасности и контролю проводятся регулярно.

За 36 лет работы порта не было зафиксировано нарушений в части несвоевременного вывоза отходов производства и их утилизации. Последние результаты исследований, проведенных Центром лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу в бухте Троицы, показали отсутствие превышения нормативов предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, утвержденных и согласованных требованиями законодательства в области экологии. Более того, на производственной территории порта подготовлен к реализации проект строительства новых очистных сооружений поверхностных сточных вод. В порту есть собственный ремонтно-строительный участок, штат уборщиков территории и причала.

16 октября 2018 года в порту Зарубино прошли совместные комплексные учения ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» и Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефти. После проведения учений был введен в действие План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов «АМП Приморского края и Восточной Арктики».

«МП»: Как развитие порта соотносится с проектами международной интеграции региона?

– Как известно, с целью оптимизации грузовых перевозок, обеспечения должного сервисного обслуживания и безопасности доставки грузов на транснациональном уровне в Приморье на государственном уровне были организованы международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2». Будучи ключевым пунктом на маршруте МТК «Приморье-2», порт Зарубино занимает стратегическое положение в международной торговле. Благодаря своему месторасположению порт дает возможность значительно сократить время для транспортировки грузов между Россией, КНР, Республикой Кореей и другими странами АТР, а также для более широких транспортных связей с регионами России и Европой.

Порт имеет выходы на Транссибирскую магистраль, на федеральную автомагистраль Владивосток – Хабаровск и далее вглубь России, а также на автодороги в направлении Китая и Корейского полуострова.

По оценкам экспертов, к 2030 году потенциальный объем грузовой базы на данном направлении составит 23 млн тонн зерновых и 15 млн тонн контейнерных грузов. Высокий государственный уровень стратегического планирования, включение в состав проекта Свободный порт Владивосток повышают перспективы порта на его интенсивное развитие уже в качестве «Большого порта Зарубино».

В рамках развития «Большого порта Зарубино» частным инвестором инициирован проект по строительству четырех терминалов: контейнерного, зернового, генеральных и навалочных грузов, ro-ro грузов. Реализация данного проекта, безусловно, будет способствовать становлению порта Зарубино в качестве важного транспортного звена формирования грузопотоков в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Морские порты №8 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ