Новые задачи морского порта Владивосток - Морские вести России

Новые задачи морского порта Владивосток

06.08.2018

Новые задачи морского порта Владивосток

Морской порт Владивосток, являющийся крупнейшим портом России на Дальнем Востоке, с каждым годом привлекает к себе все больше внимания в связи с реализацией государственных программ по развитию отрасли морского транспорта в регионе и его интеграции в международное экономическое пространство. О том, с какими вызовами сталкиваются сегодня портовые власти Владивостока в ходе происходящих в порту законодательных, экономических и инфраструктурных изменений, журналу «Морские порты» рассказал капитан морского порта Владивосток ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Александр Ванюков.

«МП»: Александр Викторович, в последнее время порт Владивосток на устах у международного и российского морского сообщества, транспортного и промышленного бизнеса, представителей власти всех уровней. Каковы характеристики и показатели порта сегодня, динамика его грузооборота?

– Морской порт Владивосток, получив несколько лет назад статус свободного порта, режим порто-франко, уверенно наращивает обороты, причем по некоторым позициям достигая рекордных исторических показателей.

В 2017 году грузооборот порта увеличился на 18,2%, достигнув 16,9 млн тонн. Значительно выросло количество обслуженных пассажиров, что связано с ростом заходов международных круизных лайнеров. Если в 2016 году пассажиропоток составлял 28157 пассажиров, то в 2017-м он вырос до 37013 пассажиров, из которых только 13806 человек проследовало транзитом. Соответственно, увеличилось и число судозаходов – с 6037 в 2016-м до 6605 в 2017 году.

Традиционно порт перерабатывает следующие виды грузов: навалочные, насыпные, лесные, накатные, наливные, грузы в контейнерах, рефгрузы. Основную массу объема составляют сухогрузы: в 2017 году их было переработано 14,3 млн тонн, а наливных грузов, представленных нефтепродуктами, – 2,6 млн тонн.

Важно отметить, что в 2017 году объем контейнерных грузов увеличился на 30,5%, до 6,8 млн тонн. Генеральные грузы (металлы, металлолом, тарно-штучные, рефгрузы) составили 5,4 млн тонн, навалочные (руда, уголь, минеральные удобрения) – 2,4 млн тонн, насыпные (зерно, сахар) – около 149 тыс. тонн, лесная продукция – 116 тыс. тонн, ро-ро грузы – 115 тыс. тонн.

За прошедший год импорт вырос с 2,5 млн до 3,5 млн тонн, экспорт – с 6 млн до 7,5 млн тонн, каботаж – с 5,5 млн до 5,7 млн тонн. Транзит сократился, но несущественно – с 244 тыс. до 215 тыс. тонн.

«МП»: Насколько инфраструктура порта готова к существенному росту грузооборота? Каково сегодня состояние причального комплекса, требует ли он модернизации, в частности дноуглубления, в связи с заходом круизных лайнеров, и что предполагается делать с причалами, которые используются неэффективно?

– У ответственных и добросовестных операторов, которые своевременно проводят ремонт и реконструкцию арендованных причалов, инфраструктура готова к росту грузооборота, но не на долгую перспективу. Для полноценного развития необходима модернизация транспортной составляющей – подъездных автомобильных и железнодорожных путей.

Отдельная тема – необходимость проведения дноуглубительных работ. У пассажирских причалов №1 и №2 дноуглубительные работы планируются в июле-августе текущего года. Проект разработан и находится на главной экологической экспертизе. Объем работ – 5400 кубометров грунта. Подрядчик пока не определен. Выполнение этих работ позволит принимать круизные суда вместимостью более 3 тыс. пассажиров, с осадкой до 11,5 метра.

Что касается причалов, которые используются неэффективно, то у меня как у капитана морского порта есть свое понимание, как их развивать, а именно: проводить ремонт, дноуглубление, ремонтное черпание, менять номенклатуру перерабатываемых грузов. Но все эти вопросы необходимо решать собственникам и арендаторам причалов, которые должны не только зарабатывать на инфраструктуре, но и инвестировать в нее.

«МП»: Сейчас растет грузооборот порта, предполагается наращивание его мощностей. На какой стадии находятся планы по расширению границ морского порта?

– Согласно распоряжению Правительства РФ о расширении границ морского порта Владивосток в состав порта войдут новые участки, расположенные в районе мыса Открытый и бухты Беззащитная, где планируется строительство морского терминала по перевалке угля мощностью 20 млн тонн в год (ООО «Порт Вера»).

Соответствующие документы в настоящее время проходят согласование в органах государственной власти – ТОФ, Амурском БВУ, территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администрации Приморского края.

Также в этом году планируется изменение границ морского порта за счет включения в его состав земельных участков, предназначенных для строительства другого морского терминала тоже по перевалке угля мощностью 20 млн тонн в год (ООО «Суходол) и расположенных в районе бухты Суходол. Документы находятся в стадии разработки.

«МП»: Насколько эффективно действуют на данный момент государственные меры по ускорению обслуживания судов в порту? И достаточны ли мощности портового флота как фактора, влияющего на скорость и качество предоставляемых портовых услуг?

– В целях ускорения процесса оформления, проверок государственными контрольными органами (ГКО) и обслуживания судов в морских портах Минтрансом и Росморречфлотом была проделана работа по обеспечению использования комплекса программных средств (КПС) «Портал Морской порт» администрациями морских портов. КПС – это программа, которую в первую очередь используют ГКО, она действует с марта 2013 года. При этом Служба капитана морского порта Владивосток работает во «внешнем контуре», а именно: вносит график движения и расстановки судов в морском порту и создает уведомление о заходе судна в порт.

При подаче агентом предварительной заявки в portcall.marinet за 72 часа на заход судна в порт вся информация после подтверждения Службой капитана порта автоматически передается в портал «Морской Порт», и все государственные контрольные органы уже могут работать с данной информацией и документами. Такое нововведение успешно координирует работу различных служб и значительно сокращает сроки обслуживания судов в порту.

Если говорить о портовом флоте, то нынешнее состояние буксирного и вспомогательного флота оставляет желать лучшего: средний возраст судов составляет более 30 лет. Хочется, чтобы судовладельцы обеспечивающего флота (буксирные суда, суда-бункеровщики, сборщики льяльных вод) не выжимали из него последние соки, а вкладывали средства в строительство нового флота, тем более что государством для этого сегодня созданы все предпосылки: это и освобождение от налогов, и предоставление кредитов с поддержкой государства, и ряд других преференций, заложенных в Государственной программе РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

«МП»: Как организована работа по обеспечению безопасности мореплавания в порту Владивосток? Насколько укомплектована Служба капитана порта профессиональными кадрами, и как поддерживается требуемый высокий уровень подготовки специалистов?

– Безопасность мореплавания в акватории порта обеспечивается Службой капитана морского порта Владивосток при тесном взаимодействии со Службой управления движением судов (СУДС) ДВБФ ФГУП «Росморпорт». В порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту, за исключением маломерных и спортивных парусных судов.

В Службе капитана порта организовано круглосуточное дежурство государственных инспекторов, которое позволяет осуществлять контроль и согласование всех судовых операций в пределах акватории морского порта в непрерывном режиме. Согласно законодательству, организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение Службы капитана порта исполняет ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики». Все вопросы в случае необходимости решаются оперативно и быстро.

Инспекторы государственного портового контроля (ГПК) осуществляют оформление приходов и отходов судов, осмотры судов на предмет мореходного состояния, пригодности судна к выходу в рейс. Основные результаты работы в этом направлении следующие. В 2017 году в порту Владивосток было проведено 1616 контрольных осмотров судов под российским флагом и 332 судна под флагами иностранных государств. В результате было выставлено 5750 замечаний, а 9 судам было отказано в выходе из морского порта в связи с замечаниями, выявленными в процессе контрольных осмотров.

В целях повышения квалификации, уровня знаний и совершенствования профессионализма все инспекторы ГПК Службы капитана порта периодически проходят обучение в соответствии с утвержденным Росморречфлотом Общим планом подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля по иностранным и российским судам.

Кроме того, Служба капитана порта, согласно своей компетенции, установленной законодательством, тесно взаимодействует с госструктурами и стивидорами в рамках плановой работы, а также в случае проведения масштабных мероприятий. Так, в этом году запланированы Военно-морской салон, международная Дальневосточная регата учебных парусных судов, IV Восточный экономический форум.

Служба капитана морского порта Владивосток совместно с Митрансом и Росморречфлотом провела обширную работу по подготовке проведения в рамках IV Восточного экономического форума Международной парусной регаты, которая состоится во Владивостоке по инициативе заместителя министра транспорта – руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского. Уже сегодня морской порт Владивосток на 90% имеет возможности принять порядка двух десятков больших учебных парусных судов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона с учетом готовности проведения контроля со стороны инспекции ГПК, таможни и пограничников, а также обслуживания парусников в местах их стоянки.

«МП»: Владивосток традиционно является одним из ключевых пунктов международного сотрудничества в области совершенствования безопасности мореплавания. Расскажите об участии Вашей Службы в программах по обмену опытом с портовыми властями других стран.

– Перспективными направлениями международного сотрудничества для Службы капитана морского порта Владивосток остаются двусторонние обмены опытом с зарубежными коллегами, организуемые секретариатом Токийского меморандума. В 2017 году государственные инспекторы Службы капитана порта дважды выезжали в командировки в порт Далянь (Китай) для обмена опытом по осмотрам судов.

Надо отметить, что инспекторы ГПК также принимали активное участие в 28-м заседании Комитета Токийского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На мероприятии, прошедшем во Владивостоке при участии генерального секретаря IMO и руководителя Росморречфлота, наши инспекторы смогли пообщаться с коллегами из 20 стран АТР.

«МП»: При благоприятном развитии экономики города сектор маломерного судоходства, очевидно, будет активно развиваться, в том числе в части каботажных и пассажирских перевозок. Насколько система контроля и обеспечения безопасности мореплавания в этом направлении готова к изменениям?

– В 2017 году, по информации Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), в Приморском крае зарегистрировано 38 тыс. маломерных судов. Это значительный по объему сегмент портовой деятельности, требующий повышенного внимания.

В основе контроля за соблюдением безопасности мореплавания маломерных судов лежат требования Постановления Правительства РФ от 15.11.2014 г. №1208. Участки акватории и порядок плавания судов маломерного флота в порту установлены Обязательными постановлениями в морском порту Владивосток, утвержденными приказом Минтранса России от 22.07.2013 г. №229.

Для обеспечения безопасности мореплавания маломерных судов, спортивных и прогулочных судов, базирующихся на причалах, расположенных в акватории морского порта, приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», вступившим в силу 06.04.2018 г. (пункт 80), установлено требование о получении разрешения капитана порта на плавание судна в акватории морского порта и на подходах к нему и плавание за границами морского порта с возвращением в порт. Разрешение оформляется письменно на срок действия документа, подтверждающего готовность маломерных судов, спортивных и прогулочных судов к плаванию.

Помимо этого, для соблюдения порядка эксплуатации маломерного флота и обеспечения безопасности мореплавания проводится дополнительная работа. Вопросы безопасности мореплавания маломерного флота были рассмотрены на межведомственных совещаниях с участием ДВУ Госморнадзора, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», Владивостокского линейного управления на транспорте МВД РФ, Администрации Приморского края и города Владивостока, представителей судоходных компаний, капитанов прогулочных (маломерных) судов.

«МП»: При таком объеме маломерных судов уследить за всеми непросто и, вероятно, имеют место нарушения. Как, например, решается проблема незаконных пассажирских перевозок маломерными судами?

– Большая часть из зарегистрированных в крае маломерных судов базируется во Владивостоке. С открытием навигации интенсивность плавания судов данного класса, в том числе занимающихся перевозкой пассажиров, возрастает. При этом в ДВУ Госморнадзора лицензию на право осуществлять коммерческие перевозки маломерными судами в Приморье на данный момент получили только три компании.

Для выявления и пресечения незаконных перевозок пассажиров прогулочными (маломерными) судами, нарушений правил плавания проводится совместное патрулирование акватории порта, в котором участвуют представители Службы капитана морского порта Владивосток, Дальневосточного управления Госморнадзора, Владивостокского линейного управления на транспорте МВД РФ, ГИМС. В целях своевременного реагирования на факты незаконной перевозки пассажиров маломерными (прогулочными судами) Службой капитана порта установлено взаимодействие с ЦСУДС Владивосток, отделом технического наблюдения за акваторией морского порта Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Для того чтобы в данном сегменте был порядок, необходимо, во-первых, перед началом навигации маломерных судов под эгидой Администрации города Владивостока и ГИМС провести проверку всех мест базирования судов маломерного, спортивного и прогулочного флотов на предмет их соответствия требованиям законодательства в области безопасности мореплавания.

Во-вторых, продолжать совместное патрулирование акватории порта с участием представителей Службы капитана морского порта Владивосток, Дальневосточного управления Госморнадзора, Владивостокского линейного управления на транспорте МВД РФ, инспекторов ГИМС.

В-третьих, в целях повышения эффективности взаимодействия в сфере выявления и пресечения случаев незаконной перевозки пассажиров и грузов нужно рассмотреть вопрос о создании системы информирования о таких фактах и мерах, принимаемых государственными контрольными органами, судебными органами в отношении маломерных (прогулочных) судов и их судовладельцев.

«МП»: Александр Викторович, и в завершение разговора давайте поговорим об экологии. Сегодня актуальной темой для отрасли морского транспорта, особенно в ДФО, является вопрос экологической защиты, которая в том числе относится к Вашей компетенции. Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота В.А. Олерский в ходе недавней рабочей поездки на Дальний Восток положительно отозвался об экологической обстановке во Владивостоке. В то же время известно, что акватория города периодически подвергается загрязнению со стороны судов на рейде и береговых нефтебаз. Как соотносится положительная оценка с тем, что есть на самом деле? И как организована работа Службы капитана порта на данном направлении?

– Службой капитана морского порта Владивосток совместно с контрольными органами в области транспорта проводится регулярный мониторинг состояния акватории морского порта, бункеровочных операций с целью предотвращения загрязнения акватории нефтью и нефтепродуктами с судов.

При обнаружении загрязнений информация незамедлительно передается в соответствующие государственные органы для принятия ими решения в рамках своих полномочий, а также виновнику загрязнения для принятия мер по очистке и ликвидации последствий такого загрязнения.

Отмечу тенденцию роста добросовестного отношения капитанов судов и операторов причалов к выполнению обязанностей по информированию Службы капитана порта о загрязнениях, по очистке акватории от этих загрязнений. К сожалению, бывают случаи нарушения законодательства со стороны недобросовестных компаний. Однако система контроля и реагирования выстроена таким образом, чтобы предотвратить или минимизировать последствия таких нарушений.

«МП»: Во Владивостоке в настоящее время говорят о накопленном экологическом ущербе для бухты Золотой Рог. С чем он связан и существует ли план по очистке бухты от накопленных загрязнений? На основе каких технологий он будет реализовываться и за счет чьих средств?

– Проблема нам известна, и работа в данном направлении ведется. В 2017 году Инженерной школой ДВФУ, учеными ДВО РАН по заказу Минприроды России и под контролем Всероссийского НИИ охраны окружающей среды в рамках госконтракта «Разработка программы по ликвидации накопленного экологического ущерба в бухте Золотой Рог» были проведены комплексные инженерные изыскания обследования вод бухты, ее дна, акватории и прибрежной зоны.

В результате проведенных исследований сделан вывод, что на дне бухты оценочно скопилось около 25 млн кубометров грунта, загрязненного различными отходами, а основным источником загрязнения являются сточные воды, которые попадают в бухту через десятки канализационных выпусков с предприятий города, а также с застроек на берегах бухты.

В настоящее время идет поиск финансирования работ второго этапа, включающего комплексный анализ полученных результатов и разработку модели восстановления экосистемы бухты Золотой Рог. Предполагается, что модель будет создана на основе лучших технологических решений из отечественной и мировой практики.

Морские порты №3 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ