Международный опыт и собственные оригинальные идеи - Морские вести России

Международный опыт и собственные оригинальные идеи

16.07.2018

Международный опыт и собственные оригинальные идеи

В Мурманском морском торговом порту подвели итоги 2017-го, который был объявлен президентом РФ Владимиром Путиным Годом экологии. Для многих стивидорных компаний, особенно специализирующихся на перевалке угля и других сыпучих грузов, этот год стал значимым этапом на пути реализации долгосрочных экологических программ, направленных на защиту окружающей среды, снижение пыления и в целом на повышение эффективности природоохранной деятельности. О результатах, достигнутых мурманскими портовиками, редакция журнала попросила рассказать генерального директора ПАО «ММТП» Александра Масько.

«МП»: Александр Вадимович, какие особые задачи в сфере природоохранной деятельности в 2017-м – Году экологии – решались ПАО «Мурманский морской торговый порт»?

– Защита окружающей среды – важная часть производственной деятельности ПАО «Мурманский морской торговый порт». Угольная продукция, которая составляет в настоящее время основу грузооборота нашей стивидорной компании, – груз сложный, требующий строгого соблюдения технологии. При этом нужно отметить, что альтернативы ему для рентабельной работы порта сейчас просто не существует.

Вместе с тем, нельзя забывать, что ПАО «ММТП» является одним из крупнейших работодателей региона. Наша деятельность продолжает оставаться профильной для экономики Мурманска – самого большого в мире города-порта, расположенного за Полярным кругом.

Мы убеждены, что современные природоохранные мероприятия позволяют таким историческим портам, как наш, успешно интегрироваться в городскую среду, работать безопасно и эффективно.

2017 год, объявленный президентом России Владимиром Путиным Годом экологии, стал для ПАО «ММТП» значимым этапом на пути реализации собственной долгосрочной экологической программы. Повышенное внимание к природоохранной деятельности придало нашей работе дополнительный импульс, послужило еще одним стимулом для внедрения самых передовых разработок.

Мы проанализировали опыт 15 крупнейших угольных терминалов мира, расположенных в Японии, Канаде, Австралии, Китае и других странах, с общим грузооборотом более 600 миллионов тонн и приняли на вооружение лучшие практики минимизации экологических рисков.

«МП»: Расскажите об основных направлениях, по которым шла работа.

– Прежде всего мы уделили особое внимание системе непрерывного мониторинга за состоянием окружающей среды на территории порта и на границе санитарно-защитной зоны. Совместно с компанией «SGS Восток Лимитед» на производственной площадке и в припортовых районах было установлено специальное оборудование для непрерывного анализа количества взвешенных частиц.

Восемь пробоотборников теперь непрерывно отслеживают процесс осаждения взвешенных частиц. На основе гравиметрического анализа специалисты рассчитывают скорость их осаждения, определяют долю частиц угля в общей массе пробы, а также проводят сравнение полученных данных со стандартами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Такие наблюдения позволяют точно определить количество и состав взвешенных веществ, поступающих в атмосферный воздух в результате производственных процессов на территории порта.

Дополнительно на производственной площадке установлены специальные электронные датчики для одновременного мониторинга концентрации сразу трех фракций мелкодисперсных взвешенных веществ в воздухе. Эти приборы также непрерывно анализируют состояние атмосферного воздуха и в режиме реального времени передают информацию по сети Интернет на пульт диспетчера.

Важно отметить, что мониторинг состояния окружающей среды стал одним из главных элементов созданной в конце 2017 года в ПАО «ММТП» системы экологической диспетчеризации. Полученные данные помогают специалистам-экологам объективно оценивать влияние производственных процессов на окружающую среду и оперативно принимать эффективные решения для его минимизации.

Важнейшим направлением в нашей работе оставалась профилактика пылеобразования на производственной площадке. Мы внесли определенные изменения в технологию работы с пылящими грузами, научились применять поверхностно-активные вещества (ПАВ), препятствующие ветровой эрозии, повысили контроль за своевременным и качественным ремонтом уплотнения грейферов.

Совместно с Академией промышленного пылеподавления «Борей» разработали и внедрили дисперсионные системы орошения на конвейерах и сортировочных установках. Ввели в эксплуатацию еще одну стационарную систему пылеподавления из четырех генераторов снега и водяного тумана производства итальянской компании Emi Controls. Теперь на производственной площадке ПАО «ММТП» в круглогодичном режиме функционируют уже 11 подобных установок, эффективно препятствующих пылеобразованию.

Но одним из стратегических направлений мы считаем работу по созданию принципиально новой экологической инфраструктуры. Это применение новых экологичных портальных кранов «Витязь» и «Аист», способных работать с грейферами большего объема, что сокращает количество рабочих циклов перевалки груза и позволяет минимум на 30% снижать пылеобразование при работе с навалочными грузами.

К этому же направлению можно отнести установку по периметру грузовых складов инновационных ограждений – железобетонных конструкций высотой 6 метров, специально разработанных по заказу ПАО «ММТП». По предварительным расчетам внедрение такой технологии приведет к значительному снижению уровня ветровой эрозии в промышленной зоне порта.

Окончательно решить проблему, по мнению специалистов, способны пылеветрозащитные экраны высотой 20 метров. В настоящее время выбрана подрядная организация для выполнения работ по обустройству этого природоохранного объекта. Общая стоимость работ составляет более 600 миллионов рублей. Строительство предполагается вести поэтапно и завершить монтаж всего периметра инновационного защитного сооружения в 2020 году.

«МП»: В Год экологии Вашей компанией проделана большая работа по реализации экологических программ. Но, очевидно, на этом дело не заканчивается. Что в дальнейшем планирует компания в области экологической защиты?

– Один год – слишком короткий период для столь масштабных и дорогостоящих проектов. Конечно, работа будет продолжена.

Например, на днях мы провели испытания суперсовременного вакуумного погрузчика производства шведской компании DISAB Vacuum Technology AB. Машина предназначена для работы по уборке пыли на причалах, складах, технологических проездах и дорогах. Ширина полосы уборки составляет без малого 2,5 метра, а объем контейнера для собираемого материала – 12 кубических метров.

Испытания показали высокую эффективность новой техники. В ближайшее время мобильный вакуумный погрузчик приступит к регулярной уборке технологической площадки ПАО «ММТП». В 2018 году мы планируем приобрести еще одну такую машину.

Также планируем уделить повышенное внимание водоохранным проектам и приступить к строительству очистных сооружений ливневых сточных вод на грузовом районе №1. Первый такой комплекс, построенный на грузовом районе №2, мы приняли в эксплуатацию в августе 2017 года.

В ПАО «ММТП» создается фактически замкнутый цикл водоснабжения, когда на повторное использование регулярно будет направляться несколько тысяч кубометров очищенной воды практически питьевого качества. Излишки влаги если и будут попадать в Кольский залив, то не окажут на водную среду никакого влияния, так как концентрация взвешенных веществ в ливневых стоках будет доведена до строгих нормативов, соответствующих характеристикам рыбохозяйственных водных объектов высшей категории.

Реализация экологической программы ПАО «ММТП» рассчитана на период до 2020 года с общим объемом инвестиций более 2 миллиардов рублей.

Морские порты №10 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ