«Корабелка» сегодня: новые образовательные стандарты и миллиардный доход от науки - Морские вести России

«Корабелка» сегодня: новые образовательные стандарты и миллиардный доход от науки

19.06.2018

«Корабелка» сегодня: новые образовательные стандарты и миллиардный доход от науки

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет – единственный в России ВУЗ, который готовит специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, средств обеспечения разведки и добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе. Однако образовательной деятельностью потенциал вуза не исчерпывается. Сегодня «Корабелка» – крупнейший научный центр, который работает в интересах российского судостроения. Об этой важной сфере деятельности вуза рассказывает и.о. ректора Глеб Туричин.

Беседовал Александр Бутенин, пресс-секретарь СПбГМТУ, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса, к.э.н.

– Каким был 2017 год для университета? Чем запомнился?

– Знаковым событием прошедшего года для нас стало увеличение спроса отечественных судостроительных предприятий на инженерные кадры и растущий интерес абитуриентов к инженерному образованию. Мы этому рады и делаем все от нас зависящее для развития и укрепления этого тренда. Так в 2016 году контрольные цифры приема в СПбГМТУ на программы специалитета составляли 90 человек, а в 2018-м этот показатель вырастет вдвое. При этом к трем существующим специальностям добавятся новые.

– Какие именно?

– Во исполнение поручения президента Российской Федерации «Корабелка» разработала для специалитета три проекта новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Среди них – «Оборудование и технологии сварочного производства», «Лазерные технологии в промышленном производстве», а также «Плазменные и электрофизические технологии в промышленном производстве». Сегодня в стадии разработки еще два проекта ФГОСа – по технологии машиностроения, а также материаловедению и технологиям материалов. Все это очень востребовано именно в судостроительной отрасли.

– В Северной столице работает достаточно много конструкторских бюро. Университет готов составить им конкуренцию и предложить собственные проектные разработки?

– Почему бы и нет? Но, во-первых, не будем забывать, что в этих конструкторских бюро работают наши же выпускники. А во-вторых, мы занимаем собственную нишу на рынке научных исследований, а в чем-то являемся и лидерами. Очевидное достижение морского технического университета в уходящем году – заключение целого ряда долгосрочных договоров на выполнение НИОКР на общую сумму, превышающую 1 млрд рублей. Во многом этим успехом наш университет обязан расширению своих компетенций. В середине декабря международное информагентство «Россия сегодня» опубликовало национальный рейтинг вузов РФ, который показывает их значимость в российской экономике. Так вот, по показателю «Доля средств в бюджете вуза от научных исследований» СПбГМТУ находится в числе лидеров, несущественно отставая от трех ведущих национальных исследовательских университетов. Судите сами: этот показатель у «Корабелки» составляет 45,3%, в то время как у 127 других инженерных вузов страны в среднем 15,6%. А по выработке на одного научно-педагогического работника мы, по-видимому, их превосходим.

– XXI век – эпоха робототехники. Вносит ли «Корабелка» свою лепту в развитие этого направления?

– Безусловно. Морские роботизированные платформы – одна из ведущих тем университета. Это в первую очередь подводные аппараты – глайдеры различных типов. Причем их СПбГМТУ делает под ключ: от разработки концепции до создания опытных образцов. Минувшим летом в Балтийском море успешно завершились испытания бесшумного беспилотного глайдера «Морская тень», обнаружить который практически невозможно. Он движется, не создавая шумов. Аппарат способен до полугода находиться в плавании, передавая на берег различную информацию. Он может быть использован для решения широкого круга научных, исследовательских и прикладных задач, связанных с освоением и мониторингом Мирового океана. Автономные необитаемые подводные аппараты находят применение в сфере прогнозирования климата, контроля биоресурсной базы, разработки подводных месторождений полезных ископаемых, сейсморазведки и т.д. Да и разрабатываемые нами технологические установки для сварки и аддитивного производства широко используют промышленную робототехнику.

– Одним из приоритетов для нашей страны сейчас является освоение Арктического региона. Насколько нам известно, в СПбГМТУ также имеется подразделение, специализирующееся в данной тематике.

– Совершенно верно, в 2017 году в вузе был создан Центр арктических инновационных технологий (ЦАИТ). Он является структурным подразделением научно-исследовательской части университета и выступает в качестве экспертно-консалтингового и проектного центра по реализации единой научно-технической и промышленной политики в области арктических технологий. Среди стоящих перед арктическим центром задач не только анализ современного состояния отечественных и зарубежных проектов в области технологий освоения Арктики, но и создание наукоемкой продукции: конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий, а также участие в инновационной деятельности. Центр оказывает комплекс услуг в сфере проектирования и разработки сложного морского оборудования и его элементов. Например, занимается разработкой и внедрением технологий судостроения специализированного арктического флота и морских сооружений, технологий проведения морских научных и ресурсных исследований в Арктической зоне. Мы рассчитываем, что со временем роль ЦАИТ будет только возрастать. Ведь освоение Арктики является одним из приоритетных национальных проектов. Именно там сосредоточены громадные запасы углеводородного сырья. А его добыча в суровых условиях Севера требует «хитрых» технических средств. Наша задача в том и заключается, чтобы разрабатывать и доводить до ума инновационные технические решения. Это, конечно, дело непростое, но трудности нас не смущают.

– Назовите, пожалуйста, наиболее значимый сегодня для «Корабелки» проект.

– Строительство пилотной цифровой верфи. Ее концепция, разработанная «Корабелкой», – это проект реального завода. Сейчас активно развиваются направления, связанные с цифровой экономикой. В первую очередь те, которые относительно легко воплощаются в жизнь, – компьютерное моделирование, цифровые двойники. Однако не следует забывать, что результатом внедрения должно стать реальное производство. И наш проект как раз нацелен на создание так называемого «умного завода» и подразумевает использование двух вещей: полной цифровизации производства и полного набора отечественных производственных технологий.

Прагматичность цифровой верфи обусловлена извечной российской проблемой – территориальной разобщенностью. В России по-прежнему не хватает железных и автомобильных дорог. Единственным средством сообщения в некоторых отдаленных регионах является речное судоходство. А поскольку большая часть отечественной речной флотилии безнадежно устарела и подлежит замене, стране прямо сейчас нужны производства, способные быстро и эффективно этот малый флот восстанавливать. С этой точки зрения цифровизация и современные строительные технологии дают такой шанс. Совместно с Росморпортом мы уже приступили к разработке концепт-проекта верфи и при поддержке Минпромторга готовим ОКР по разработке аванпроектов перспективных судов для этой верфи.

– Каким образом в немногих словах определить, что же такое цифровое предприятие?

– Цифровой завод означает высокий уровень автоматизации производства. Дело в том, что речная верфь достаточно проста. Поэтому строительство цифровых заводов и начнется с нее. Примерно 60% стоимости речного судна составляют расходы на заготовительное, сборочно-сварочное и покрасочное производства, то есть строительство корпуса. А их можно автоматизировать уже сегодня. Ведь технологическое решение такой верфи изначально привязано к отечественному оборудованию. Так уровень ее технического оснащения (комплектации) будет российским как минимум на 80%. Это еще один плюс. Многие отечественные институты и компании уже разрабатывают и производят необходимые для завода компоненты и узлы. Мы рассчитываем, что успешная реализация этого инновационного проекта позволит его масштабировать в другие регионы и отрасли.

– И где предполагается реализация такого проекта?

– Пилотная промышленная площадка, на базе которой будет тестироваться проект, уже выбрана. Это Онежский судоремонтный судостроительный завод. Здесь важно, что он государственный и принадлежит гражданскому ведомству. Дело в том, что военные верфи намного сложнее. Для них повышение производительности и снижение себестоимости строительства – не главное. А для гражданских верфей это – ключевые параметры. Реализация пилотного проекта ОССЗ позволит создать образцовую модель цифрового кораблестроительного производства. Конечно, в одиночку такой завод не сможет обеспечить речными судами всю страну. Значит, его понадобиться тиражировать. Наша задача – начать это движение.

Морской флот №1 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ