Билль о правах моряков в действии

13.06.2018  
Билль о правах моряков в действии

В августе 2013 года вступила в силу Сводная конвенция «О труде в морском судоходстве» (МОТ-2006), получившая известность на флоте как «Билль о правах моряков». Благодаря этому документу в портах появилась возможность задерживать суда, владельцы которых не только халатно относятся к безопасному мореходному состоянию судов, но и пренебрегают правами работающих на них моряков. О том, как выполняются положения конвенции МОТ-2006 в порту Новороссийск, что сделано в этом направлении за прошедшие четыре года, журналу «Морские порты» рассказывает главный инспектор государственного портового контроля – руководитель сектора по проведению осмотров и контрольных осмотров российских и иностранных судов Владимир Анищенко.

«МП»: Владимир Викторович, что дала портовым властям Сводная конвенция «О труде в морском судоходстве» в плане защиты прав моряков и, как следствие, в предупреждении чрезвычайных ситуаций на морском транспорте, повышении безопасности судоходства в морском порту Новороссийск?

– Прежде всего, хочется отметить, что в Новороссийске Сводная конвенция работает практически с первых дней после ее ратификации РФ – первое судно было задержано уже 9 сентября 2013 года. Согласно статистике Новороссийск всегда лидировал среди российских портов по задержанию судов в связи с нарушениями трудовых прав моряков.

Руководство АМП Черного моря и Новороссийского филиала, инспекторы государственного портового контроля Службы капитана порта Новороссийск – моряки по профессии – не понаслышке знакомы с трудностями работы в море, поэтому незамедлительно реагируют на все обращения, касающиеся нарушений конвенции.

Регион Черного и Азовского морей вообще достаточно проблематичный в отношении условий работы моряков: преобладание субстандартного устаревшего тоннажа, низкий уровень заработной платы, безработица в странах – поставщиках рабочей силы и т.д. Вступление же в силу Сводной конвенции является огромным прорывом в области защиты прав моряков – это реальный инструмент воздействия на нерадивых судовладельцев.

Она является инструментом защиты моряков со стороны государства – гарантирует достойную зарплату, нормальные условия труда и быта на судне, дает право на медицинскую помощь, репатриацию, свободный наем на работу. Конвенция МОТ-2006 запрещает всякие черные списки и поборы с моряков при трудоустройстве. В ней как бы объединены многие предыдущие международные документы, она регламентирует практически все аспекты труда, отдыха и быта членов судовых экипажей.

«МП»: Расскажите о рычагах воздействия на судовладельцев и капитанов судов, которые появились у инспекторов ГПК благодаря Сводной конвенции МОТ-2006.

– Замечания, выявленные в ходе проверки судна, отражаются в акте инспекции. С целью контроля их устранения все они кодируются. К примеру, код 15 означает, что данное замечание должно быть устранено до прибытия судна в следующий порт захода, 16 – данное нарушение требует устранения в течение двух недель, 17 – устранить до выхода из порта, где нарушение выявлено и внесено в акт проверки.

Самые серьезные замечания и нарушения подпадают под код 30. При этом к судовладельцу и капитану судна применяются самые строгие меры воздействия, в основном это задержание судна до полного устранения выявленных замечаний.

Впрочем, конвенция предусматривает и некоторые послабления. Так, в случае невозможности устранить замечание, подпадающее под код 30 в порту проверки, судовладелец может получить отсрочку, представив капитану порта конкретный подробный план устранения нарушений. План обязательно подписывает представитель флага судна.

Окончательное решение принимает капитан порта. Он либо разрешает выход судна в рейс, либо требует дополнительных гарантий выполнения обязательств судовладельца. Но в любом случае акт проверки и план судовладельца вносятся в базу данных Черноморского меморандума (ЧМ), давая возможность контролирующим органам любого порта проверить, устранены ли выявленные в конкретном порту нарушения или нет.

«МП»: Какие замечания подпадают под код 30?

– Наряду с серьезными нарушениями по безопасности мореплавания – техническими недостатками, претензиями к спасательному и противопожарному оборудованию, угрозами экологического характера – под код 30 попадают условия труда и быта экипажа на судне. Чаще всего нарушения касаются ущемления прав моряков, невыплаты заработной платы, отсутствия трудовых договоров между судовладельцами и моряками.

Раньше всеми этими проблемами занимались исключительно профсоюзы. С ратификацией же Сводной конвенции МОТ-2006 к решению проблем экипажей судов подключились и администрации морских портов.

Наши воздействия на нарушителей, разумеется, более жесткие и ощутимые. Ведь задержание судна приносит огромные убытки недобросовестному хозяину, снижает привлекательность к фрахту судна. К тому же по правилам ЧМ трехкратное задержание судна в течение четырех месяцев влечет за собой его попадание в особый список – Ship watch list, крайне нежелательный для «биографии» судна и создающий серьезные проблемы в будущем.

База ЧМ открыта и доступна любому фрахтователю, так что вряд ли будет востребован тоннаж с «подмоченной» репутацией.

«МП»: В практике Новороссийской ИГПК как часты были случаи применения Сводной конвенции по коду 30? К каким судам, флагам они относятся и всегда ли заканчивались задержанием судна?

– С начала действия конвенции и по настоящее время в порту Новороссийск было задержано 13 судов, и это только то, что касается невыплаты заработной платы и отсутствия трудовых договоров. И все суда под иностранным флагом. За прошедшие 4 года при инспектировании судов под иностранным флагом было выставлено более 6 тысяч замечаний по несоответствиям требованиям Конвенции МОТ-2006.

Первым по коду 30 в нашем порту и вообще в России 9 сентября 2013 года, то есть менее чем через месяц после вступления в силу Сводной конвенции, был задержан сухогруз SHT Husayin Akil турецкого судовладельца под флагом Молдавии.

На это судно мы обратили особое внимание по ряду причин. Во-первых, оно имело довольно солидный возраст – 30 лет, во-вторых, при предыдущей проверке в румынском порту Констанца на судне были обнаружены существенные недостатки по безопасности мореплавания, которые капитан обещал устранить до захода в наш порт, но не устранил.

Кроме того, мы располагали информацией о том, что на этом судне годом ранее случился конфликт между членами экипажа и судовладельцем из-за невыплаты зарплаты экипажу. Естественно, интересуемся у капитана – получили моряки деньги или нет? На что он не смог предъявить подтверждающих документов о погашении задолженности по заработной плате. При детальной проверке выяснилось, что у моряков отсутствуют трудовые договоры, что является серьезным нарушением Сводной конвенции, есть задолженность по зарплате.

Вскрылись и дополнительные технические недостатки, которые не были отмечены в акте проверки в Констанце. Всего было выявлено 21 замечание, в том числе и попадающие под код 30. Поэтому капитан порта Новороссийск принял решение о задержании судна.

«МП»: Какова была реакция собственника этого судна? И какие еще примеры Вы можете привести в части нарушения Конвенции МОТ-2006?

– Хотя Молдавия, государство флага сухогруза SHT Husayin Akil, не ратифицировала Конвенцию МОТ-2006, судно при заходе в порт государства, являющегося стороной этой конвенции, должно полностью соответствовать требованиям конвенции.

Надо отдать должное судовладельцу – он принял срочные и неотложные меры по наведению порядка на судне. Буквально в считаные дни погасил долги экипажу и даже выплатил зарплату авансом за месяц вперед, выдав морякам 12 тысяч долларов. Оперативно были оформлены трудовые договоры. Так же быстро были устранены технические неполадки, для этого на судно в Новороссийск прибыл представитель турецкого классификационного общества. После чего мы вновь проверили судно, и капитан порта разрешил выход в рейс.

К сожалению, не всегда так оперативно принимаются меры по устранению вскрытых проверками замечаний. В декабре 2013 года в Новороссийск прибыл под погрузку минеральных удобрений сухогруз Roksolana-2 под флагом Сент-Винсент и Гренадины. В ходе плановой инспекторской проверки было выявлено 22 замечания, в том числе два – с кодом задержания 30, которые следовало устранить до выхода судна из порта. После завершения погрузки судно вывели в 415-й район якорной стоянки порта Новороссийск для устранения замечаний.

Естественно, был извещен судовладелец – украинская фирма Med Global Logistic, которая ограничилась обещанием устранить недостатки, но никто на судне в течение месяца не появился. 22 января 2014 года на судне закончилось топливо, и оно было обесточено, создав тем самым угрозу безопасности экипажу, грузу и всему судну. Решением капитана порта Новороссийск аварийное судно вновь отбуксировали во внутреннюю акваторию порта, ошвартовали у причала 32/5 «Новорослесэкспорта» и подключили к береговому электропитанию. Груз, разумеется, сняли.

В начале февраля 2014-го на судне закончились продовольствие и вода. Судовладелец по-прежнему игнорировал обращения капитана порта. Зарплату экипажу также не платил. Моряки были обречены на нищенское существование и жили на подаяние горожан, церкви и помощь ФГБУ «АМП Черного моря». По иску экипажа в судебные органы к судовладельцу на судно был наложен арест, и оно было выставлено на торги. Однако по сей день на пришедшее в негодность судно так и не нашлось покупателя.

В довершение ко всем бедам на Roksolana-2 по вине трех оставшихся на судне моряков произошел пожар. В результате пострадали все жилые помещения, судовые документы сгорели. Сегодня судно никем не востребовано и представляет жалкое зрелище.

В аналогичном состоянии находится и еще одно судно ро-ро «Севастополь», флаг Палау. Судовладелец – компания Nexus Maritime Services GbmH – бросил судно и экипаж на произвол судьбы. И вот уже 2 года бесхозный паром занимает место у причала морвокзала, создавая массу проблем и неудобств портовым властям. Он также продается, но, увы, безуспешно.

«МП»: Все ли заходящие в порт суда подвергаются тщательной инспекторской проверке?

– Первое, на что мы обращаем внимание, – соответствует ли судно требованиям всех международных стандартов и конвенций. Если капитан судна предъявляет сертификат и декларацию МОТ-2006, в полном порядке и другие документы, а у моряков нет жалоб по зарплате и бытовым условиям, то мы можем не проверять такое судно на соответствие его требованиям Сводной конвенции.

Но если судно возрастное, да к тому же у него не в порядке документация, то детальной проверки ему не избежать.

«МП»: Порт Новороссийск был первым в России, где в полном объеме, так сказать, «обкатали» Сводную конвенцию. Какие были трудности начального периода, как они преодолевались и каким образом ведется работа сегодня?

– Особых трудностей не было, потому что работу в этом направлении мы начали заранее, еще в 2006 году, когда была принята конвенция. Подготовка продолжалась почти 7 лет, вплоть до августа 2013 года, когда Россия ратифицировала конвенцию и она вступила в силу.

В те годы Минтранс постоянно проводил семинары по подготовке к ратификации Сводной конвенции МОТ-2006. Правительство назначило ответственных за каждое направление деятельности. К примеру, Росморречфлот отвечал за контроль исполнения требований на судах, МИД – за репатриацию моряков, ФМС – за деятельность крюинговых компаний.

Разумеется, и службы капитанов морских портов не оставались в стороне. Но активная фаза подготовки к работе в условиях действия конвенции для нас началась примерно за год до ратификации, то есть в 2012 году. В феврале 2013 года я и мой коллега по PSC порта Новороссийск старший государственный инспектор А.В. Ерыгин прошли обучение в Гааге (Нидерланды), где были собраны инспекторы со всех европейских портов. Кстати, мы были единственными представителями от морских портов России.

После этого подобный учебный семинар для инспекторов PSC российских морских портов Росморречфлот организовал в Москве, на нем я выступил с докладом. Была учеба и на региональном, бассейновом уровне – в основном проводились практические тренинги, на которые приглашались работники Российского морского регистра судоходства и Международной федерации транспортников. Словом, готовились очень серьезно.

До Сводной конвенции наше инспектирование касалось лишь вопросов безопасного судоходства, а вот в вопросы социально-трудовых взаимоотношений экипажей судов мы не вникали. Этим занимались исключительно профсоюзы и не всегда успешно, так как действенных рычагов и инструментов на судовладельцев – нарушителей прав моряков у них не было.

Кстати, сейчас в ходе проверок судов мы плотно взаимодействуем с РПСМ и МФТ. Большую и активную работу в этом направлении ведет инспектор МФТ Ольга Ананьина, имеющая серьезный опыт работы с экипажами судов под иностранными флагами. Наши функциональные действия дополняют друг друга и создают условия для достижения оптимального результата.

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Стартовал набор в «Арктический плавучий университет»

Стартовал набор в «Арктический плавучий университет» Экспедиция продлится с 22 июня по 11 июля 2018 года, исследователи сконцентрируются на изучении архи...

ОСК поддерживает образовательный проект «Ломоносовская Ассамблея»

ОСК поддерживает образовательный проект «Ломоносовская Ассамблея» В состав Попечительского совета Международного Ломоносовского клуба входит Президент ОСК Алексей Рах...

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

Цифровая логистика поможет развивать экспорт

Цифровая логистика поможет развивать экспорт Руководитель проектов по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтина Кир...

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Морские порты

Порт Севастополь будут развивать как пассажирский

Порт Севастополь будут развивать как пассажирский Развитие грузового производственно-логистического комплекса в Севастополе будет осуществлять Минобор...

Мощность зернового терминала КСК вырастет почти вдвое

Мощность зернового терминала КСК вырастет почти вдвое Проектом реконструкции предусматривается строительство нового причала и технологической площадки, а ...




Морской транспорт

Судно для перевозки тяжеловесных грузов преодолело Севморпуть

Судно для перевозки тяжеловесных грузов преодолело Севморпуть Судно специально построено для полярных вод. Оно прошло путь из Китая в Роттердам, перевозя части кр...

«MAERSK LINE»вручила награду Innovating Together Maersk-NSR-2018 логистическому оператору «ДАКСЕР»

«MAERSK LINE»вручила награду Innovating Together Maersk-NSR-2018 логистическому оператору «ДАКСЕР» Награда вручена как одному из первых экспедиторов, отправивших груз на контейнеровозе Venta Maersk в...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

ФАС предлагает с 2019 г. повысить ж/д тариф на экспорт дополнительно на 8% на ряд грузов

ФАС предлагает с 2019 г. повысить ж/д тариф на экспорт дополнительно на 8% на ряд грузов В 2017 году надбавка принесла РЖД 23 млрд. рублей.

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

Авто транспорт

Трассу «Приморское кольцо» достроят до Балтийска

Трассу «Приморское кольцо» достроят до Балтийска В настоящее время пересматривается проектная документация в связи с новыми требованиями к строительс...

В Вологодской области открыли после реконструкции последний участок трассы А-119

В Вологодской области открыли после реконструкции последний участок трассы А-119 Работы завершены на год раньше срока и обошлись в 1,5 млрд рублей

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...