В режиме высокой готовности - Морские вести России

В режиме высокой готовности

21.05.2018

В режиме высокой готовности

Среди подведомственных организаций Федераль­ного агентства морского и речного транспорта ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» занимает достойное место. Морские спасатели в отрасли всегда были надежным звеном, но в последние годы случилось так, что служба существенно окрепла во всех отношениях.

О том, что сегодня представляет собой служба и каковы планы развития, какие крупные достижения на счету, каково финансовое положение и где и как спасатели повышают профессиональное мастерство, редакции рассказал руководитель ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» Андрей Хаустов.

«МВР»: Андрей Викторович, за несколько последних лет отраслевая служба спасателей претерпела ряд позитивных перемен. Это, как говорится, заметно невооруженным глазом. Так что представляет собой служба, какие выполняет задачи и каков спектр услуг, достаточными ли располагает силами и средствами?

– Наша главная задача всегда одна – это обеспечение безопасности мореплавания, что включает проведение аварийно-спасательных работ, предотвращение и ликвидацию аварийных разливов нефти, буксировочные и судоподъемные работы. Морспасслужба вместе с филиалами, МСКЦ и МСПЦ образует функциональные подсистемы сил и средств по реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с поиском и спасением людей, терпящих бедствие судов, ликвидацией разливов нефти на море, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

В результате реорганизации Учреждение в настоящий момент владеет и оперирует 304 судами различного класса, назначения и тоннажа под российским флагом и является одним из крупнейших судовладельцев в РФ.

В состав Морспасслужбы входят:

– 12 филиалов на морских бассейнах и реках РФ с подразделениями в 37 портах;

– 4 передовых пункта базирования в Арктике;

– учебно-тренировочный центр в Москве.

Спектр услуг достаточно широк:

В области обеспечения судоходства.

Обеспечение безопасности при работах на шельфовых проектах.

Океанские и морские буксировки плавсредств и сложных сооружений, включая морские буровые платформы.

Подводно-технические (водолазные) работы.

Предоставление флота, в том числе судов-носителей для геофизических, геотехнических работ и для размещения и использования подводных телеуправляемых аппаратов (ROV).

Глубоководные работы с применением подводных телеуправляемых аппаратов (ROV).

Аварийно-спасательные работы на морских бассейнах.

Гидрометеонаблюдения и экологические исследования.

Гидрографические работы.

Перевозка опасных грузов, в том числе радиоактивных в специализированной таре.

Обучение в комплексном учебно-тренировочном центре.

В 2017 г. учреждение приобрело и ввело под российский флаг многофункциональные суда «Умка» и «Балтийский исследователь». «Умка» стала самым мощным буксирным судном в составе флота Морспасслужбы с тяговым усилием 168 тонн.

Осенью 2017 г. мы получили головное 46-метровое морское водолазное судно-катамаран проекта SDS18 «Игорь Ильин», построенное за счет собственных средств. Кроме того, катамаран уже завоевал отраслевую премию в конкурсе «Формула движения» в номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники».

Впервые в истории России ТНПА «Quasar», принадлежащий Морспасслужбе, спустился на глубину 2,2 км при проведении работ в Черном море в рамках договора с АО «Роснефть».

Но, конечно, для решения наших задач флота не хватает. И мы его активно строим. По программе ФЦП «Морской транспорт» планируем получить 6 судов различного назначения, в том числе 4 многофункциональных буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт проекта MPSV 12, 2 бонопостановщика ледового класса. В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» на заводе «Залив» строится спасательное судно мощностью 4 МВт пр. MPSV07. Надеемся ввести его в строй в нынешнем году. На феодосийском заводе «Море» строим водолазный катер по модернизированному проекту А160, а также планируем построить пожарный буксир и водолазное судно.

«МВР»: В деятельности любого предприятия важны финансово-экономические показатели. Как выглядит результат службы в прошедшем году в этом отношении, какова динамика?

– Возможности Морспасслужбы из года в год увеличиваются, несмотря на кризисные явления в экономике. Появляются новые компетенции. Доходы от оказания услуг ежегодно растут на 30% и более. Это позволяет проводить качественное и своевременное оснащение судами и оборудованием. Финансовый результат службы превысил наши планы, но стремиться еще есть к чему.

В 2018 году наряду с выполнением государственного задания – несением АСГ в зоне ответственности РФ, перед Морспасслужбой стоит задача наращивания своих сил и средств при обеспечении работ нефтегазового комплекса на шельфе, а также выполнения сложных задач для обеспечения транзита углеводородов, которые, кстати, ранее выполняли иностранные подрядчики.

И самая важная задача для нас – это обеспечить нормальное функционирование подразделений бывшего ФБУ «Подводречстрой», которое в соответствии с распоряжением Минтранса России было к нам присоединено в конце 2017 г. Кстати, перед бывшими его сотрудниками погашены все долги по зарплатам и обеспечено стабильное получение денежного вознаграждения. Кроме этого, гасится его задолженность и перед бюджетами всех уровней.

«МВР»: Как вы оцениваете результативность деятельности бассейновых подразделений службы по основным направлениям. Есть ли среди них лидер, который «всем в пример» и в чем их бассейновая специфика. Каков вектор развития?

– Аварийно-спасательные формирования принимали участие в аварийно-спасательных работах на всех морских бассейнах страны. Также проведено 72 операции по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море. По сравнению с 2017 годом (72 АСР) показатель увеличился на 54%. Принятыми мерами не были допущены обширные загрязнения морских акваторий.

В 2017 году Морспасслужба проводила и участвовала в 6 международных, 9 бассейновых, 42 объектовых комплексных учениях по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.

9 августа 2017 г. силами и средствами учреждения организовано и успешно проведено международное учение по ЛРН на подходах к порту Калининград BALEX DELTA 2017.

Наши традиционно лидирующие филиалы – это Балтийский, Сахалинский, Азово-Черноморский и Северный, но в 2017 г. первое место по 10 различным показателям занял Каспийский филиал.

«МВР»: Социальный диалог в современных условиях хозяйствования является важнейшим условием деятельности каждой организации. Какова социальная защищенность работников службы, меры морального и материального поощрения?

– Как и во все времена, ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» нуждается в высококвалифицированных кадрах. Поэтому стремимся поддерживать уровень доходов работников на уровне выше, чем в среднем по отрасли. Так, по итогам 2017 г. с ростом доходов учреждения выросла средняя заработная плата по Морспасслужбе в целом:

на 33% к уровню 2015 г.;

на 17% к уровню 2016 г.

Наиболее ценным сотрудникам выделяются субсидии на приобретение жилья:

2016 г. – 8 чел., 22 000 тыс. рублей;

2017 г. – 18 чел., 33 000 тыс. рублей.

По результатам деятельности наши работники материально поощряются в соответствии с положением о премировании. Максимальный размер премирования зависит только от вклада работника в производственный процесс.

В 2017 г. в качестве благотворительной акции учреждением была оказана материальная помощь театру глухонемых «Недослов».

«МВР»: Какие проводятся мероприятия по защите окружающей среды? В чем суть корпоративной политики в области охраны окружающей среды?

– Охрана окружающей среды входит в число приоритетных направлений деятельности учреждения. Целью корпоративной политики в области охраны окружающей среды является повышение уровня защиты морской среды за счет обеспечения безопасности мореплавания и оказания качественных услуг в морских торговых и специализированных портах.

В ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» разработана и выполняется корпоративная политика в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, а также внедрен план обращения с судовыми отходами. Разработан и утвержден Типовой план мероприятий по предупреждению и снижению негативного воздействия на окружающую среду, согласно которому проводится работа во всех филиалах учреждения.

Кроме реализации корпоративной политики в области защиты окружающей среды, по поручению Минтранса России и Росморречфлота Морспасслужба участвует в работе многосторонних межправительственных договоров в области защиты окружающей среды, одной из договаривающихся сторон которых является Российская Федерация. Такая работа направлена на выполнение международных обязательств РФ в рамках этих договоров.

В 2017 году в рамках деятельности Международной морской организации (ИМО) Морспасслужбой проведена работа по полному обновлению базы данных в разделе приемных портовых сооружений интегрированной информационной системы ИМО по судоходству (ГИСИС), включая контактные данные по всем организациям, оказывающим услуги по сбору отходов во всех портах РФ. Таким образом, выполнены соответствующие обязательства России как договаривающейся стороны Конвенции МАРПОЛ. Подготовлен ежегодный отчет о нарушениях Конвенции МАРПОЛ, что позволило выполнить обязательства РФ по предоставлению обязательной отчетности в ИМО.

В 2017 году в рамках деятельности ИМО учреждением подготовлены проекты трех из пяти рабочих документов, которые представлены от имени Российской Федерации и направлены на отстаивание интересов российского флота, по пунктам повестки дня 71-й сессии Комитета по защите морской среды (КЗМС). Основываясь на указанных документах, правительственная делегация России отстояла решения, отражающие интересы организаций морского транспорта, в том числе по вопросу невведения каких-либо ограничений по использованию судами тяжелых сортов топлива в арктических водах.

В 2017 году организовано и проведено заседание Морской группы ХЕЛКОМ в Санкт-Петербурге. Морспасслужбой осуществлена координация этой работы, включая проведение рабочей переписки с Секретариатом ХЕЛКОМ и подготовку визовой поддержки участникам заседания. Секретариат ХЕЛКОМ и страны-участницы отметили высокий уровень организации и проведения этого заседания.

Специалисты ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» определены контактными лицами по ведению рабочей переписки в рамках деятельности рабочих органов в морской области ХЕЛКОМ, Черноморской комиссии и НОУПАП. Советник руководителя службы переизбрана вице-председателем Морской группы ХЕЛКОМ на 2018-2019 гг.

«МВР»: Какова география и тематика международной деятельности Морспасслужбы, как взаимодействуете с партнерами на своем профессиональном уровне?

– Приняли участие в очередной совместной российско-финской встрече в рамках Соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтийского моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях, которое состоялось в Хельсинки 6-7 февраля 2017 г.

Также наши специалисты участвовали во встрече по выполнению Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, состоявшейся в Осло 22-23 марта 2017 г.

Подготовлено и проведено 31 мая 2017 года международное учение BARENTS DELTA 2017 в районе Варангер-фьорда.

Наша делегация участвовала в 23-м заседании Группы реагирования Комиссии по защите морской среды Балтийского моря в Хельсинки 14-16 июня 2017 г.

Приняли участие 7 августа прошлого года в международном учении по ликвидации разливов нефти с компанией «Казмортрансфлот» в Республике Казахстан.

Подготовлено и проведено международное учение BALEX DELTA 2017 в порту Калининград 9-10 августа 2017 г.

Приняли участие во встрече рабочей группы по подготовке учений Balex Delta 2018 в Стокгольме 7-9 ноября 2017 г.

Приняли участие в очередном заседании рабочей группы Арктического совета по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации в шведском Мальмё, состоявшемся 5-7 декабря 2017 г.

Участвовали в 23-й встрече Группы совместного планирования в соответствии с Соглашением между правительствами РФ и Королевства Норвегия о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море от 1994 года, прошедшей в Мурманске 11-14 декабря 2017 г.

Морские вести России №3 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ