ОЭЗ «Лотос» – главная площадка для развития судостроения - Морские вести России

ОЭЗ «Лотос» – главная площадка для развития судостроения

02.04.2018

ОЭЗ «Лотос» – главная площадка для развития судостроения

В 2014 году постановлением Правительства Российской Федерации в Астраханской области создана особая экономическая зона «ЛОТОС» – уникальная с точки зрения расположения инвестиционная площадка с существенными налоговыми льготами и режимом свободной таможенной зоны. ОЭЗ «ЛОТОС» является единственной особой экономической зоной России в Прикаспийском макрорегионе. О ходе реализации проекта «МФ» рассказывает генеральный директор ПАО «Особая экономическая зона «ЛОТОС» Сергей Милушкин.

«МФ»: Сергей Юрьевич, какая специализация выбрана в ОЭЗ «ЛОТОС»?

– «Лотос» является промышленно-производственной ОЭЗ. Имея множество предпосылок, она создавалась как центр производства комплектующих для судостроения, машиностроения и нефтегазовой отрасли. Однако здесь созданы комфортные условия для размещения широкого спектра других производств– к примеру, фармацевтической и легкой промышленности.

«МФ»: Расскажите подробнее о предпосылках создания ОЭЗ.

– В первую очередь это расположение ОЭЗ в Астраханской области. Астраханский регион исторически играл роль связующего звена между производителями Запада и Востока, и сегодня эти традиции сохраняются. Астраханская область ведет активные внешнеэкономические отношения с соседними прикаспийскими государствами. Регион служит площадкой для проведения ключевых международных мероприятий. Недавно здесь был открыт Иранский торговый дом, готовится к открытию Деловой центр Азербайджана. Астраханская область активно участвует в развитии международного транспортного коридора «Север– Юг», который проходит по ее территории.

Как известно, Каспийский регион занимает третье место в мире по объемам запасов углеводородов. Здесь реализуют свои долгосрочные проекты крупнейшие нефтегазовые компании России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и других стран. В Астраханской области (на шельфе Каспийского моря) идет активная разведка и добыча нефти и газа. В прошлом году президент России В.В. Путин дал старт вводу в эксплуатацию месторождения им. В. Филановского– крупнейшего месторождения, открытого в России за последнюю четверть века.

Нефтегазодобыча дала толчок к развитию в Астраханской области судостроительной отрасли. Сегодня регион является центром судостроения и судоремонта на юге России. Здесь представлены 10 крупных и средних предприятий судостроительного профиля, имеющих богатый опыт строительства по заказу как отечественных, так и зарубежных компаний. Качество работы астраханских корабелов заслужило высокую оценку, которая подтверждается сертификатами не только Российского морского и речного регистров, но и Английским и Германским Ллойдом, Американским бюро судостроения.

Таким образом, Астраханский регион имеет все предпосылки, чтобы локализовать на своей территории современные технологии в судостроении и нефтегазовой отрасли, а также других высокотехнологичных производств.

«МФ»: То есть резиденты ОЭЗ «ЛОТОС» получают доступ к рынку сбыта?

– Мы говорим о том, что ОЭЗ «ЛОТОС» находится в непосредственной близости к рынкам прикаспийских государств, а МТК «Север– Юг» открывается быстрый путь к Индии.

Что касается профильных рынков, мы проанализировали ситуацию в судостроении по разным направлениям: рыбопромысловые суда, пассажирские суда, паромы, сухогрузы, контейнеровозы, дноуглубительный флот. Что мы увидели? К примеру, по рыболовецким судам в настоящее время 80% флота требует замены. С введением квоты «под киль» появился стимул к строительству новых судов и производству комплектующих. Определены типы судов, которые необходимо построить, и требования к ним. Появился рынок комплектующих изделий.

Приблизительно такая же картина и по другим направлениям. С введением санкций возник спрос на внутренний круизный туризм. Россияне стали искать новые направления и чаще интересоваться турами в прикаспийские государства, и здесь круизы по Каспию были бы весьма востребованы. Для этого в первую очередь нужен современный круизный флот. Сегодня в Астраханской области строится первый за постсоветский период круизный лайнер (проект PV300). Его строит резидент нашей ОЭЗ– верфь «Лотос», которая входит в Объединенную судостроительную корпорацию. Планируется продолжение строительства линейки пассажирских судов. Есть интерес к таким судам со стороны Исламской Республики Иран. Сейчас мы ведем работу с известной в своем сегменте испанской компанией Acopafi по локализации в ОЭЗ «ЛОТОС» производства панелей и обшивки для таких судов. В рамках выставки «НЕВА-2017» на стенде ОСК подписали соглашение о намерениях. Таким образом, мы хотим сформировать в ОЭЗ серьезные компетенции для строительства современных пассажирских судов.

Отдельно остановлюсь на дноуглубительном флоте. В этом направлении мы работаем практически с первых дней своего образования. Задача по обновлению дноуглубительного флота России поставлена, на федеральном уровне принято решение о строительстве новых судов.

В планах – увеличение дноуглубительных работ почти вдвое, до 35 млн куб. м работ ежегодно, при этом 1/5-1/6 этого объема в зависимости от времени года приходится на Астраханский регион. Поэтому мы озадачились вопросом создания Центра производства дноуглубительного оборудования в Астраханском регионе и привлекаем к этому иностранные компании. В настоящее время плотно работаем с одним из мировых лидеров. Компания должна локализовать производство непосредственно самого дноуглубительного оборудования. При этом все права, в том числе интеллектуальные, должны сохраняться, это требование нашего законодательства. Также понадобится создание инжинирингового центра.

Мы провели переговоры с целым рядом компаний– мировых лидеров, обратились в Минтранс России, Росморпорт, Росморречфлот, чтобы совместными усилиями оценить современный дноуглубительный флот России. По оценкам экспертов, на сегодняшний день средний возраст земснарядов, используемых в России на внутренних водных путях, составляет более 30 лет. Нетрудно предположить, что, когда мы говорим о старых судах, мы понимаем, что эксплуатационные расходы на них идут как на нормальные суда, между тем «выход» с таких судов условный, потому что они не могут полноценно выполнять свои функции. Поэтому, по мнению специалистов, требуется замена таких судов на новые.

Также ведутся переговоры с компаниями по локализации в ОЭЗ «ЛОТОС» судовых, офшорных и портовых кранов, другого портового подъемного оборудования. Также есть хорошие возможности для строительства сухогрузов, контейнеровозов, паромов. Потенциальный рынок– представители отрасли прикаспийских государств, в том числе Ирана.

Мы активно работаем с Объединенной судостроительной корпорацией, профильными министерствами и ведомствами. ОЭЗ «ЛОТОС» стала единственной особой экономической зоной, которая подписала дорожную карту с Министерством промышленности и торговли РФ, АО «Объединенная судостроительная корпорация» и Правительством Астраханской области, а также отдельное соглашение о сотрудничестве с ОСК, что позволило нам участвовать в формировании программ по строительству судов и панели поставщиков комплектующих и оборудования для судостроения. Это, в свою очередь, способствовало более предметной работе с российскими и зарубежными производителями.

Мы готовы помогать своим резидентам выйти на новые рынки сбыта и найти поддержку в рамках федеральных и региональных программ.

«МФ»: Имеются ли дополнительные преимущества?

– В ОЭЗ «ЛОТОС» действуют существенные налоговые льготы и таможенные преференции, воспользовавшись которыми резидент сможет снизить издержки производства на 30%, значительно увеличить прибыль, повысить окупаемость проекта.

К резидентам особой экономической зоны применяется налоговый иммунитет– на них не распространяются изменения налогового законодательства, ухудшающие их положение.

Территорию ОЭЗ «ЛОТОС» пересекает федеральная автотрасса. Имеется железнодорожная ветка, а также возможность доставки необходимого сырья, оборудования и комплектующих водным путем.

Земельные участки предоставляются в аренду на льготных условиях до 2063 года. Арендная плата– 2% от кадастровой стоимости участка. К примеру, аренда 10 га составит около 5000 евро в год. Резидент может выкупить земельный участок под зданием после завершения строительства.

В настоящее время в ОЭЗ «ЛОТОС» идет строительство инженерной инфраструктуры для резидентов. В конце 2017– начале 2018 года будут полностью готовы земельные участки под развитие резидентов на территории около 400 га (при общей площади ОЭЗ без малого 1000 га).

«МФ»: Сколько сегодня в ОЭЗ резидентов?

– В настоящее время в ОЭЗ «ЛОТОС» привлечены 6 резидентов. В шорт-листе ОЭЗ «ЛОТОС» находятся 24 компании, около 10 из них в настоящее время готовят или приступают к подготовке бизнес-планов, с другими ведется активный переговорный процесс. До конца года статус резидентов должны получить еще две компании.

В финальной стадии находятся переговоры с несколькими иностранными компаниями по локализации производства. Думаю, в конце года мы сможем их озвучить.

В июле 2005 года был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», целью которого является создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны посредством создания особых экономических зон. Мировая практика подтвердила эффективность особых экономических зон. Особые экономические зоны широко используются во многих странах в целях диверсификации экономики и регионального развития.

Морской флот №5 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ