Снижение перевозок при росте судозаходов в портах Каспия

15.01.2018  
Снижение перевозок при росте судозаходов в портах Каспия

Несмотря на сокращение объемов перевозок грузов через российские порты Каспийского моря, в них увеличилось число судозаходов. Это связано с ростом заходов судов вспомогательного флота, обслуживающего новые морские нефтяные проекты. Поэтому портовые власти в бассейне работают в прежнем напряженном режиме, исполняя возложенные на них федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия. Об особенностях работы портовых властей сегодня рассказывает руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.

«МП»: Магомед Алиевич, в чем сегодня заключаются особенности работы ФГБУ «АМП Каспийского моря» по обеспечению безопасности мореплавания?

– Обеспечение безопасности мореплавания в морских портах является не только приоритетной задачей, но основой деятельности Администрации морского порта. Приказ Минтранса России от 07.07.2014 г. №178 определяет перечень услуг в морских портах, оказываемых администрациями морских портов:

услуги по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

услуги по обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ;

услуги, связанные с проведением в морском порту спасательных операций.

К особенностям работы ФГБУ «АМП Каспийского моря» по обеспечению безопасности мореплавания следует отнести осуществление судоходства в морских портах Астрахань и Оля в гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие сезонно-паводковых явлений и объема сброса воды с гидроузлов, ветрами со скоростью 20 м/с и выше, пыльными бурями, частыми туманами и льдообразованием в зимний период. В морском порту Махачкала плавание судов также осуществляется в сложных гидрометеорологических условиях, характеризующихся частыми штормовыми ветрами и «тягунами».

Исходя из условий и характеристик в портах, разработаны и утверждены Обязательные постановления по морским портам, предусматривающие особенности правил захода и выхода судов в/из морских портов, правил плавания судов, стоянки, обеспечения экологической безопасности.

Для морских портов Астрахань, Оля и Махачкала общей является понижение уровня моря и, как следствие, высокая заносимость акваторий и изменение гидрологии.

«МП»: Как изменился в последнее время характер морских и речных перевозок – количество судозаходов в порты, частота судозаходов тех или иных типов судов, изменения размерности судов, рост рейдовой перевалки и т.п.?

– В силу географической особенности Каспийского региона структура судозаходов по флагу судов, заходящих в морские порты Астрахань, Оля и Махачкала, является одним из стабильных показателей. В соответствии с п.7 Тегеранской декларации, принятой в 2007 году в Тегеране, плавание судов в Каспийском море возможно исключительно под флагами прикаспийских государств – России, Ирана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана. Динамика изменения судозаходов по флагу (национальности) судов за последние годы показывает активность того или иного флага на рынке международных и каботажных перевозок на Каспии.

Лидерами по количеству судозаходов в морские порты являются российские судоходные компании (на их долю сегодня приходится около 94% судозаходов). За последние 5 лет их доля в общем объеме судозаходов выросла с 16205 в 2011 году до 18457 в 2016 году.

По валовой вместимости доля судов под российским флагом выросла с 22580 тыс. GT в 2011 году до 24611 тыс. GT в 2016 году, или с 74,5% до 82,4%.

В целом объем перевозок через российские морские порты Каспия с 2011 по 2017 год уменьшился на 38,5%. Соответственно, сократился и объем грузов, перевезенных судами под российским флагом, – с 7,35 млн тонн в 2011-м до 4,75 млн тонн в 2016-м.

Снижение объема перевозок при увеличении судозаходов объясняется изменением структуры судооборота российских судов, в том числе уменьшением судозаходов транспортного флота при одновременном увеличении судозаходов служебно-вспомогательного флота, связанном с освоением углеводородных месторождений в северной части Каспийского моря.

Рис. 1. Диаграмма изменения грузоперевозок судами под флагом прикаспийских государств в 2016 г. в сравнении с 2011 г.

«МП»: В связи с происходящими переменами в речных и морских перевозках какие типы нарушений, выявляемых службами капитанов портов, стали преобладать, а какие сократились? Какова в общем виде статистика проводимых проверок судов и нарушений?

– Государственный портовый контроль является эффективным инструментом принуждения к выполнению судами требований международных конвенций, норм, стандартов в области безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также инструментом выявления субстандартных судов.

В соответствии с требованием статьи 79 Кодекса торгового мореплавания РФ государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляется капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами РФ страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта подвергает судно осмотру. В Приложении №3 Общих правил плавания и стоянки судов в портах РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2009 г. приведен перечень документов, подлежащих проверке при осмотре и контрольном осмотре судна.

Статистику изменений видов нарушений, выявленных инспекторами ИГПК, можно проследить по рисункам 2, 3 и 4.

Рис. 2.

Рис. 3.

Рис. 4.

«МП»: Какой была прошлая зимняя навигация в портах Каспийского моря? В чем была ее особенность, какие выводы были сделаны и что планируется на будущее по обеспечению эффективных ледокольных проводок судов и в целом функционированию речного и морского флота в зимний период?

– В нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность АМП, не определено понятие «зимняя навигация». Пунктом 170 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2009 г., установлено, что в замерзающих морских портах и на подходах к ним в целях обеспечения навигационной доступности и обеспечения безопасности мореплавания в условиях льдообразования осуществляется ледокольная проводка судов.

На Каспии порты Астрахань и Оля являются замерзающими. В условиях льдообразования на акваториях морских портов осуществляется ледокольная проводка судов. Распоряжениями капитанов этих портов обязательные ледокольные проводки начались здесь с 09.12.2016 г., а завершились 07.03.2017 г. Продолжительность периода ледокольных проводок составила 88 дней. По многолетним наблюдениям минимальная продолжительность периода ледокольных проводок составляла 56 дней, максимальная – 148 дней, средняя – 102 дня.

Последний период 2016-2017 гг. по ледовым характеристикам и гидрометеоусловиям относится к средним. Ледокольные проводки осуществлялись ледоколами «Капитан Чечкин», «Капитан Букаев» и «Капитан Мецайк». Максимальная протяженность ледокольной проводки составила 130 миль, толщина льда – до 0,35 метра, в наслоениях – 0,4-0,6 метра. Всего осуществлено 124 ледокольные проводки, проведено 710 судов. Объем перевозок составил 780,9 тыс. тонн.

Для сравнения: в 2015-2016 гг. продолжительность периода ледокольных проводок составила 57 дней, протяженность ледокольной проводки – 116 миль; осуществлено 82 ледокольные проводки, количество проведенных судов – 526 единиц. Объем перевозок составил 745,8 тыс. тонн.

При организации ледокольных проводок особое внимание уделяется соответствию судов, допускаемых к плаванию во льдах под проводкой ледокола или самостоятельно, ограничениям, установленным в соответствии с требованиями Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним, Обязательных постановлений по морским портам Астрахань и Оля и по категориям ледовых усилений по классификации Российского морского регистра судоходства.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово»

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) стал пятым этапом эстафеты «Дорога Памяти», приурочен...

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...