АО «Дальтрансуголь»: рост продолжается - Морские вести России

АО «Дальтрансуголь»: рост продолжается

30.10.2017

АО «Дальтрансуголь»: рост продолжается

Ванинский балкерный терминал АО «Дальтрансуголь» (дочерняя компания АО «СУЭК»), расположенный в глубоководной бухте Мучке и находящийся в крайней точке Байкало-Амурской магистрали, является одним из самых молодых и современных угольных терминалов России. При проектной мощности 12 млн тонн в год сегодня ВБТ, оснащенный мощным высокотехнологичным перегрузочным оборудованием, способен перерабатывать более 20 млн тонн угля в год.

Об итогах работы терминала в 2016 году и перспективах его развития рассказывает генеральный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Шаповал.

«МП»: Владимир Михайлович, с какими показателями грузооборота завершил прошлый год Ванинский балкерный терминал, каких объемов удалось достичь? Как результаты работы терминала сказались на финансовых показателях АО «Дальтрансуголь»?

– 2016 год был одним из самых ярких в истории АО «Дальтрансуголь». В этом году произошло много событий, имеющих важное значение как для компании, так и для экономики всего региона. 18 октября 2016 года терминал перегрузил юбилейную, 100-миллионную тонну угля. Для порта, который работает всего 8 лет, это рекордный показатель. Таких скоростей не показывал ни один российский угольный порт. На результат повлияла в первую очередь грамотно проведенная модернизация производства, уникальные инженерные решения наших специалистов.

Что касается показателей грузооборота, то в 2016 году при плане 19 млн тонн мы переработали 19,58 млн. Результат достойный, при этом порту есть куда расти и развиваться. Увеличение объемов переработки угля в 2016 году дало положительный финансово-экономический эффект в виде роста чистой прибыли на 30% по сравнению с 2015 годом.

«МП»: Как известно, АО «Дальтрансуголь» постоянно занимается развитием терминала, совершенствованием его перегрузочных мощностей. Что нового из оборудования появилось в порту за последнее время (после установки СМРК, модернизации позиционеров и другого импортного оборудования)?

– Современный морской порт всегда живет в режиме постоянной модернизации – без этого не получится эффективно работать. Наука не стоит на месте, появляются новые технологии, для того чтобы оставаться конкурентным, необходимо идти в ногу со временем. АО «Дальтрансуголь» применяет наилучшие разработки как российских, так и иностранных ученых, инженеров для повышения эффективности производства.

Многие разработки сделаны инженерами нашей компании. Инженерный состав АО «Дальтрансуголь» сегодня работает уже на 2019-2020 годы. Все новое оборудование, которое мы приобретаем и применяем, рассчитано на будущее. Планы на ближайшие 2-3 года уже обеспечены мощностями.

В 2016 году портовый флот терминала пополнился новым азимутальным буксиром «Хакас». На сегодняшний день наш портовый флот – самый современный среди портов Дальневосточного региона. Кроме «Хакаса» он включает еще 3 азимутальных буксира – «Тугнуй», «Ургал» и «Чара», суммарная мощность четырех буксиров 13100 кВт. Все буксиры построены по голландскому проекту. «Хакас» на сегодняшний день является самым современным и мощным буксиром в акваториях портов Ванино и Советская Гавань. С его приобретением АО «Дальтрансуголь» занял лидирующие позиции среди компаний – владельцев буксиров.

Еще один из наиболее значимых проектов, который мы начали реализовывать, – обновление тепловозного парка на железнодорожном комплексе терминала. Мы построили новую железнодорожную станцию, чтобы выводить поезда. Мы здесь будем готовить поезда к отправке, а на выходе предъявлять ДВЖД. Для этого необходим более мощный и современный парк тепловозов.

В 2016 году мы приобрели два мощных тепловоза ТМ-7. В этом году получили еще один аналогичный, следующий ждем в июне. В перспективе будет приобретено 7 новых тепловозов, что позволит значительно повысить мощность всего железнодорожного комплекса.

Сегодня покупатели угля во всем мире предъявляют очень высокие требования к качеству угля. Для того чтобы наши клиенты получали только уголь конкурентного качества, мы приобрели дополнительно к уже имеющимся 6 мощных магнитных сепараторов для очистки угля от металлического мусора немецкой компании «Вагнер Магнит».

«МП»: Какие новые объекты сданы в эксплуатацию (после ввода первого пускового комплекса на железнодорожной станции Терминал и т.п.)? Как в целом модернизация портовой и железнодорожной инфраструктуры терминала сказалась на результатах работы порта в текущем году? Как это скажется в среднесрочной перспективе?

– 23 декабря 2016 года АО «Дальтрансуголь» ввело в экспериментальную эксплуатацию станцию Терминал-2, выставочный парк необщего пользования для подготовки порожних вагонов и формирования отправительских маршрутов к отправлению. Данный объект является второй очередью парка отправления с выходом на главный путь в объезд парка Токи и с соединением двухпутным участком со станцией Терминал-1. Это позволит увеличить емкость парка и принимать дополнительно до 4-5 груженых составов.

Данному событию предшествовало другое, не менее важное: в июне 2016 года прошло открытие движения по первому пусковому комплексу – соединительному пути между четной горловиной парка станции Токи станции Ванино ОАО «РЖД» и станцией Терминал-1 АО «Дальтрансуголь». Длина соединительного пути составила 3,5 км. В рамках реализации проекта была создана вся необходимая инфраструктура: автомобильный путепровод, автодорога вдоль соединительного пути с инженерным обустройством, система электроснабжения. Строительство первого пускового комплекса было начато в апреле 2013 года, второго – в декабре 2015 года. Общая стоимость составила 2,5 млрд рублей. На сегодняшний день общая развернутая длина железнодорожных путей, принадлежащих «Дальтрансуглю», составляет 42 км. Их обслуживание осуществляется 12 собственными локомотивами компании.

После строительства терминала это один из самых масштабных проектов компании. Первый и второй комплексы в совокупности позволят нам перерабатывать 24 млн тонн угля в год, создадут новые рабочие места, увеличат налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Положительно это скажется на главной транспортной артерии Ванинского района – станции Токи, так как позволит разгрузить ее для других грузополучателей, повысить скорость прибытия/отправления составов, исключить их простой на путях общего пользования.

Проблема загруженности железной дороги актуальна сегодня не только для Ванинского района, но и для всего Дальневосточного региона. В частности, только АО «Дальтрансуголь» при проектной мощности портового комплекса 12 млн тонн перерабатывает сегодня 20 млн. Поэтому важность реализации данного проекта сложно переоценить.

Проект получил высокую оценку на Всероссийском конкурсе «Лучший проект года – 2016» – занял второе место в номинации «Мегапроект», уступив только российским атомщикам. Фактически в своей отрасли АО «Дальтрансуголь» стало лучшим в России.

Еще одно достижение компании также направлено на ликвидацию заторов на Дальневосточной железной дороге. В 2016 году АО «Дальтрансуголь» стало лучшим среди портов России по обороту вагонов. Мы сумели добиться скорости оборота вагона за 0,76 суток, или за 18,24 часа. Такая скорость позволяет снизить количество вагонов, находящихся в обороте на путях ДВЖД, рост грузооборота которой в 2016 году превысил 5%. И это, безусловно, общая заслуга как железнодорожников, так и наших портовиков.

«МП»: Каковы дальнейшие планы компании по развитию Ванинского балкерного терминала? Как Вы оцениваете темпы этой модернизации с учетом кризисных явлений? Есть ли факторы, препятствующие реализации Ваших планов?

– Ориентировочно в ближайшие 2-3 года АО «Дальтрансуголь» будет перерабатывать 24 млн тонн угля в год. В настоящее время мы работаем над проектом по увеличению перерабатывающей способности порта до 30 млн тонн.

Учитывая, что терминал находится на ограниченной территории и на дополнительные мощности площадей нет, мы идем по пути увеличения мощностей существующего оборудования. Мы заказали специалистам в Германии программу, которая в зависимости от изменения любых вводимых параметров в работу терминала выдаст готовый результат по производительности порта в целом. Мы проанализировали резервы существующего оборудования и пришли к выводу, что мощность инфраструктуры порта может обеспечить переработку 30 млн тонн угля в год. И этому есть уже практические доказательства.

19 мая 2017 года АО «Дальтрансуголь» установило всероссийский рекорд, выгрузив 1400 вагонов за сутки. Таких результатов пока не показывал ни один российский порт. 1400 вагонов в сутки – это режим работы терминала «30 миллионов тонн в год». Как видим, в этой цифре нет ничего невозможного. Это наша цель, мы к ней уверенно идем и обязательно придем в намеченный срок.

В целях повышения качества отгружаемой продукции будут заменены дробилки на новые и самые современные из имеющихся в мире, которые обеспечат 100% фракции требуемого качества. Также будет выведен из эксплуатации грохот. В здании дробления будут установлены 2 дополнительных магнита – самых мощных из выпускаемых сегодня в мире – для очистки угля от магнитных примесей.

Факторов, которые могли бы препятствовать реализации наших планов, мы не видим.

«МП»: Как сегодня реализуется программа экологической защиты окружающей среды? Помимо систем орошения угольных складов, установки снегогенераторов, применения на пересыпной станции дисперсионной системы, то, что Вы планировали сделать в прошлом году, сделано? Как в настоящее время на терминале ведется контроль загрязнения воздушной среды?

– В 2016 году АО «Дальтрансуголь» стало победителем престижного российского конкурса ECO BEST AWARD за лучшие передовые практики в области экологии, энерго– и ресурсосбережения. На конкурс наша компания представила один из самых значимых своих проектов – «Обеспечение экологической безопасности. Внедрение систем пылеподавления».

Масштабный проект включает полный цикл пылеподавления на всей территории угольного порта. Это установка оборудования по пылеподавлению в районе открытых складов, увлажнение перегружаемого каменного угля с помощью применения новейших тумано– и пенообразующих технологий, активное использование при уборке территории предприятия специальной техники, оснащение основных узлов перегрузки угля мощными аспирационными установками, укрытие технологического оборудования в местах интенсивного пыления. Главная цель проекта на сегодняшний день достигнута: воздействие на окружающую среду снижено до безопасного минимума. Мы смогли добиться экологической безопасности всех технологических циклов терминала. В ходе реализации проекта существенно улучшились условия труда работников.

В порту внедрены технологии сухого сбора и транспортировки угольной пыли и просыпей угля с использованием шведского вакуумного оборудования (2012 г.). В 2016 году мы приобрели самый современный на сегодня шведский вакуумный погрузчик Disab Centurion 200/1812 для качественной зачистки угольной пыли в производственных зданиях и на территории порта: погрузчик собирает и утилизирует пыль, а также оснащен дополнительными опциями. Введены в работу стационарные вакуумные установки в зданиях грохота и дробления, в здании вагоноопрокидывателя, в других производственных зданиях.

В зданиях вагоноопрокидывателей внедрены 4 системы туманообразования, что позволило существенно уменьшить пылеобразование при разгрузке вагонов. В конце 2015 года мы успешно внедрили систему пенообразования, которая укрывает уголь на подземных конвейерах. Это – один из наиболее успешных экспериментов, который мы начали в январе 2015 года. Он дал более чем положительные результаты. АО «Дальтрансуголь» стало первым портом в мире, применившим такую технологию. Степень укрытия транспортируемого по ленте угля составляет от 80% до 100%.

Пыль – это не отходы производства, это продукт производства. Мы ее возвращаем в процесс, обеспечивая безотходность производства.

Программа модернизации систем пылеподавления АО «Дальтрансуголь» рассчитана до 2020 года и реализуется в точном соответствии с графиком. На 2017 год запланировано приобретение еще 4 систем орошения штабелей угля на складах. В 2016 году мы смонтировали 2 такие станции от нашего российского поставщика.

Для увлажнения поверхности угольного склада и подавления распространения угольной пыли применяется водяная пушка. Она установлена на комбинированном автомобиле КамАЗ. Это позволяет учитывать направление ветра при орошении угольного склада. Пылеподавление из емкости, расположенной на шасси, выполняется в автоматическом режиме, что позволяет добиться орошения всей поверхности склада. В этом году мы приобрели аналогичный, но уже специализированный комплекс на базе автомобиля КамАЗ. Ожидаем его прибытия в июне.

Для покрытия угольного склада снегом зимой мы применяем мобильный снегогенератор. Впервые в России в АО «Дальтрансуголь» применили систему орошения угля непосредственно на стакер-реклаймере. Система рассчитана на круглогодичную работу – как в летний, так и в зимний период. За эффективностью работы всех систем пылеподавления следит прибор ГАНК-4. В 2016 году его доукомплектовали специальными кассетами для более детального контроля загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Масштабные мероприятия запланированы на текущий год, объявленный Годом экологии. На природоохранные мероприятия будет направлено 378,3 млн рублей – на модернизацию водоочистных сооружений, оборудование автоматизированной системы мониторинга качества атмосферного воздуха, установку новейшей системы пылеподавления в вагоноопрокидывателях, линии автоматической транспортировки угольной пыли и другие мероприятия. Средства планируется освоить в течение 2 лет.

«МП»: Каковы перспективы введения в Вашем порту зоны свободного порта Владивосток? Есть ли какие-то подвижки в этом направлении и что в связи с этим происходит на рынке портовых услуг в Вашем районе?

– В Ванинском районе введен режим свободного порта. Но по существующим условиям АО «Дальтрансуголь» его резидентом стать не может. Так, от резидента нужен инвестпроект с объемом инвестиций более 5 млн рублей и не менее чем на 3 года. Этот инвестпроект должен порождать новый вид деятельности. Если же это расширение либо модернизация производства уже действующих предприятий, как тот же проект АО «Дальтрансуголь» «Развитие собственной железнодорожной инфраструктуры», то вид деятельности не меняется. Соответственно, действующее предприятие не может стать резидентом свободного порта.

Все это ставит уже существующие предприятия в неравные условия с вновь создаваемыми. Мы считаем, что затраты потенциальных резидентов из числа уже действующих предприятий на модернизацию, приобретение оборудования, строительство зданий, сооружений должны учитываться, если целью является расширение производства, увеличение объемов реализации товаров и услуг.

Морские порты №4 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ