Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям - Морские вести России

Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям

11.09.2017

Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям

Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области, и как порту, являющемуся ключевым звеном транспортной системы региона, в том числе связывающей материк с островом, ему уделяется особое внимание.

О назначении порта, особенностях судоходства, обеспечении безопасности мореплавания в его акватории и на подходах, а также о перспективах развития порта рассказывает недавно вступивший в должность капитана морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Валерий Лидерс.

«МП»: Валерий Иванович, что из себя представляет сегодня порт Холмск и каково его значение для экономики Сахалинской области?

– Морской порт Холмск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает две гавани – Южную и Северную, два морских терминала – Правда (6,5 миль к югу от Южной гавани) и Яблочное (5,5 миль к северу от Северной гавани). Общая площадь территории порта составляет 48,89 га, акватории – 15,62 кв. км. В порту действуют 27 причалов с общей длиной причального фронта 2469 м. Пропускная способность грузовых терминалов – 5,175 млн тонн в год. Основные мощности порта рассчитаны на переработку сухих грузов объемом 5,08 млн тонн в год и 100 тыс. тонн наливных грузов. Площадь крытых складов составляет 27,5 тыс. кв. м, открытых – 134 тыс. кв. м.

Порт имеет морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Государственный контроль в пункте пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля. Пропускная способность пассажирских терминалов составляет 90 тыс. пассажиров в год.

Благодаря своему расположению порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области. Порт является транспортным звеном, соединяющим различные районы Сахалина с регионами России через паромную переправу Ванино – Холмск, а также важным транспортным узлом, через который осуществляются международные перевозки в страны АТР. Влияние теплого течения позволяет осуществлять круглогодичную навигацию. Маршрут в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении – самый удобный для перевозки грузов и пассажиров на остров Сахалин.

Кроме того, порт занимает важное место в нефтедобывающей промышленности региона – он включен в логистическую цепочку по обслуживанию и снабжению нефтегазовых шельфовых проектов «Сахалин». В северной части Охотского моря, сопоставимой по сложности ледовой обстановки с арктическими морями, установлены буровые платформы, которые благодаря продуманной логистике в морском порту Холмск функционируют бесперебойно круглый год. Сохранил порт свою значимость и для рыбодобывающей отрасли.

«МП»: Изменилась ли специализация терминалов порта за последнее время, характер грузопотоков? Каковы показатели грузооборота и пассажирооборота в порту за прошлый год?

– Грузовые операции с железнодорожными паромами линии Холмск – Ванино – Холмск по-прежнему осуществляются на причале №4 Южной гавани, там же проходит посадка и высадка пассажиров. Напомню, Южная гавань рассчитана на прием грузопассажирских, транспортных и рыбопромысловых судов осадкой до 6 метров. Морские терминалы Правда и Яблочное предназначены для грузовых операций с рыбой и продукцией морского промысла. Терминал Правда рассчитан на прием судов осадкой до 2,2 метра, Яблочное – до 1,75 метра. Северная гавань предназначена для судов осадкой до 8 метров, это максимально допустимый параметр принимаемых портом судов.

По итогам 2016 года объем ввезенных в порт грузов составил 1,14 млн тонн, вывезенных – 417 тыс. тонн. По направлению Холмск – Ванино – Холмск паромами типа «Сахалин» в прошлом году перевезено 35 тыс. 586 человек.

«МП»: С какими судами работает порт и какова интенсивность судоходства? Сколько и в каких реестрах зарегистрировано судов в морском порту Холмск?

– В морской порт Холмск заходят суда следующих типов: паромы типа «Сахалин», суда для перевозки генеральных грузов, балкеры, танкеры, рыбопромысловые суда, специализированные суда для обслуживания морских буровых платформ и производства всех видов работ на континентальном шельфе, включая передвижные буровые платформы. Порт может осуществлять грузовые операции с опасными грузами всех классов IМО.

Общее количество заходов в порт в 2016 году составило 1302 судна. Анализируя динамику, можно отметить, что пик заходов приходится на период с мая по сентябрь. Это связано с довольно интенсивным характером работ на континентальном шельфе Сахалина и с увеличением экспорта каменного угля с наступлением благоприятной гидрометеорологической и ледовой обстановки.

В реестрах порта Холмск зарегистрировано 428 судов. В Государственном судовом реестре зарегистрировано 375 судов, в том числе 349 рыболовных (из них 139 маломерных) и 26 торговых (из них 4 маломерных), в Бербоут-чартерном реестре – 6 торговых судов, в Российском международном реестре судов – 24 судна (10 – на собственников, 14 – на фрахтователей по бербоут-чартеру).

Помимо регистрации судов и прав на них Службой капитана порта производится регистрация других вещных прав на суда, а также ограничения (обременения) прав на них, выдача свидетельств о минимальном безопасном составе экипажа, о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, бункерным топливом, вредными и опасными веществами, журналов непрерывной регистрации истории судна и т.д.

«МП»: Каковы особенности навигации в акватории порта и что делается Службой капитана порта для обеспечения безопасности судоходства?

– Хотя порт не замерзает, судоходство в нем зависит от сезонных явлений. С ноября по апрель проходят глубокие циклоны со штормовыми ветрами. С июля по сентябрь надвигаются тропические циклоны (тайфуны) с ветрами более 25 метров в секунду и сильными осадками. В весенне-летний период бывают туманы, а в осенне-зимний период – снегопады с видимостью менее 500 метров.

Одна из особенностей акватории порта, доставляющая немало хлопот Службе капитана порта, заключается в том, что здесь формируются периодические резонансные горизонтальные колебания масс воды – тягуны. Такие явления наблюдаются в Южной гавани при ветрах северо-северо-западных направлений у всех причалов, в Северной гавани – при ветрах западно-юго-западных направлений у причалов №7 и №8. При возникновении тягуна стоящие в названных местах суда по указанию капитана порта должны быть готовы к немедленному отходу на якорную стоянку.

Отмечу, что морской порт не является местом убежища для судов в штормовую погоду, за исключением судов портового флота, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению объектов инфраструктуры морского порта. Морские терминалы Правда и Яблочное могут служить местом убежища для судов с соответствующими параметрами.

Суда следуют в порт на вход и выход по фарватерам Южной или Северной гаваней по светящимся створным знакам. Оба пути составляют порядка 1 мили. Фарватер Южной гавани имеет глубину 9,5 метра и ширину 140 метров, а фарватер Северной гавани – глубину 10,3 метра и ширину 84 метра. Движение судов по фарватерам одностороннее, а его направление и очередность регулируются капитаном порта. Для безопасного плавания судов в акватории порта установлены кардинальные буи, ограждающие опасности. Навигационное оборудование поддерживается в исправном техническом состоянии.

Из-за метеорологических и географических сложностей, а также в силу интенсивности судоходства в порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. Операции по постановке судов на якорь и снятию их с якоря, швартовные операции, а также регулирование движения судов в акватории морского порта осуществляются в соответствии с графиком расстановки и движения судов, который утверждается капитаном порта ежедневно на основании информации о заходе судна и доводится до сведения судов, следующих в морской порт, стоящих в морском порту, и их агентов публикацией на официальном сайте учреждения.

Порт Холмск входит в зону действия морских районов А1 и А2 ГМССБ. Связь в морском районе А1 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции, расположенной на горе Татарская, радиус действия которой составляет 31 милю. Связь в морском районе А2 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции, расположенной на горе Плотская, радиус действия которой составляет 165 миль.

«МП»: Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, о работе инспекции государственного портового контроля (ИГПК), входящей в Службу капитана морского порта Холмск?

– В морском порту Холмск инспекторами ИГПК осуществляется портовый контроль государством флага (FSC) в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом РФ с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» и контроль государством порта (PSC) в соответствии с процедурами Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле судов.

В 2016 году была проведена 191 инспекция судов под флагом РФ и в результате было вынесено 620 замечаний. Было проинспектировано 39 судов под иностранными флагами, вынесено 119 замечаний. Наибольшее количество нарушений, выявленных в ходе инспектирования судов под флагом РФ, относится к исполнению требований в части безопасности мореплавания (187 замечаний) и Конвенции о труде в морском судоходстве от 2006 года (152 замечания). Также распространены нарушения в таких областях, как «судовые документы и сертификаты», «пропульсивная установка и вспомогательные механизмы» и «пожаробезопасность». Что касается иностранных судов, то наибольшее количество замечаний инспекторов относится к нарушению Конвенции о труде в морском судоходстве и безопасности мореплавания. В 2016 году из-за выявленных нарушений двум судам было отказано в выдаче разрешения на выход из порта: СРТМ «Тор» под флагом РФ и судну под флагом Сьерра-Леоне.

Благодаря целенаправленной, отлаженной работе в том числе инспекторов ИГПК по обеспечению безопасности мореплавания в течение последних 5 лет в зоне ответственности капитана морского порта Холмск не было ни одного аварийного случая.

«МП»: Какие инфраструктурные проекты по модернизации портовых объектов сегодня реализуются в морском порту Холмск?

– Перспективы развития морского порта Холмск связаны с дальнейшим строительством и развитием объектов портовой инфраструктуры. В частности, планами предусматривается реконструкция входных молов Южной гавани. Это необходимо для повышения защищенности акватории морского порта и улучшения возможностей выполнения обработки судов в периоды неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Кроме того, для увеличения объемов перевалки грузов и пассажиропотока в морском порту запланирована реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного комплекса линии Холмск – Ванино – Холмск.

Из реализованных проектов нужно отметить строительство оградительного сооружения, инициированное оператором причалов в Северной гавани морского порта Холмск – СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис». В конце прошлого года на входе в гавань был построен волнолом островного типа. Его основная задача – защита внутренней акватории Северной гавани от опасного волнового воздействия западного, юго-западного направлений и для улучшения общей навигационной безопасности. Сооружение должно повысить безопасность стоянки судов в порту и снизить время простоев, вызванных неблагоприятными погодными условиями.

В рамках данного проекта проведен демонтаж 2/3 внутренней перемычки Северной гавани морского порта с восстановлением участка причальной стенки причала №1 и последующим дноуглублением до 9,6 метра, а на входе в акваторию порта выполнены работы по углублению дна до уровня 10,3 метра.

«МП»: Валерий Иванович, Вы относительно недавно вступили в должность капитана морского порта Холмск, но Вы в этом порту не один год отработали старшим инспектором ИГПК. Скажите, какие главные профессиональные и человеческие качества должны лежать в основе успешной работы капитана морского порта?

– В первую очередь капитан морского порта должен обладать опытом, знаниями и навыками в области торгового мореплавания, отработать несколько лет капитаном судна – этого требует и Положение о капитане морского порта, утвержденное приказом Минтранса России.

Разумеется, нужно знать и уметь правильно применять отечественное законодательство в части выполнения функций капитана морского порта, нормативно-правовые акты и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

Из человеческих качеств назвал бы принципиальность, умение брать ответственность на себя, а главное, любовь к своей профессии, к морскому делу.

Должен выразить признательность руководству ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», моим предшественникам – капитанам морского порта Холмск и ныне действующим сотрудникам Службы капитана порта: благодаря их усилиям работа Службы отлажена по всем направлениям и выполняется на высоком профессиональном уровне.

Морские порты №3 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ