Обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Посьет - Морские вести России

Обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Посьет

31.07.2017

Обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Посьет

Морской порт Посьет – самый южный порт России, расположенный неподалеку от границы с КНДР и КНР, с момента основания был ориентирован на международные транспортные связи. Начиная с 50-х годов прошлого века порт играл существенную роль в торговых отношениях нашей страны с азиатскими партнерами, принимая после модернизации более трехсот судов в год.

Резкий рост грузооборота в 2004 году связан с переходом порта на угольную специализацию, в результате чего за первый год грузооборот вырос в 3,5 раза – до 3 млн тонн. В 2016 году порт поставил рекорд, переработав более 8,2 млн тонн. О различных аспектах работы службы капитана порта в условиях роста производства рассказывает капитан морского порта Посьет ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Сергей Белоусов.

«МП»: Сергей Евгеньевич, за прошедший год грузооборот порта вырос почти на 27% – до 8,2 млн тонн. С чем это связано, каковы причины столь резкого роста?

– Думаю, по двум основным причинам. Основной грузооборот приходится на перевалку угля. А крупнейший стивидор порта АО «Торговый порт Посьет» в последние годы находится в стадии активной модернизации, и новые показатели стали прямым результатом этой работы (на его долю приходится 7 млн тонн). С другой стороны, Служба капитана порта целенаправленно и планомерно совершенствует свою работу в соответствии с ростом производства и в целом с государственной стратегией по модернизации системы контроля судов и грузов в дальневосточных портах.

«МП»: Каковы особенности работы Службы капитана морского порта Посьет?

– Специфику морского порта Посьет определяют его географические особенности (круглогодичная навигация, ограничения по глубинам, небольшое количество якорных стоянок), а также его специализация, которая как упорядочивает нашу работу, так и накладывает дополнительную ответственность из-за категорий переваливаемых грузов, относящихся к опасным, – уголь, нефтепродукты.

Служба капитана порта выполняет функции, установленные правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, начиная с подтверждения предварительной информации о заходе судна в морской порт или его выходе и заканчивая осуществлением государственного портового контроля с целью проверки соответствия основных характеристик судна судовым документам и выполнения требований по укомплектованию экипажей судов.

Особенностью Службы капитана порта является то, что проведение инспекций в рамках государственного портового контроля осуществляется круглосуточно. Это позволяет своевременно инспектировать суда на соответствие конвенционным требованиям, в том числе и в рамках Токийского меморандума, регионального соглашения государств Азиатско-Тихоокеанского региона, даже в выходные и праздничные дни.

Инспекторы используют «электронные инструменты» ФГУП «Морсвязьспутник» для ведения учета данных регистрации приходов и отходов, инспекций судов, а также базы данных национального и международного учета информации государственного портового контроля.

Ввиду ограничений по количеству якорных стоянок, зависящих от естественных географических условий месторасположения морского порта Посьет, важной особенностью является своевременное и грамотное распределение подходящих и отходящих судов в акватории и у причалов морского порта с учетом имеющихся условий, планов стивидорной компании на погрузку и планов по оформлению судов государственными контролирующими органами (пограничная служба, таможенная служба и другие).

Добавлю, что в своей работе инспекторы используют знания, полученные как в результате обучения на курсах повышения квалификации, так и при обмене опытом с коллегами – инспекторами других российских морских портов, а также из существующих специализированных информационных источников.

«МП»: Насколько удобен для работы рейд порта?

– В акватории морского порта Посьет в бухте Рейд Паллада имеется четыре якорные точки, и только три из них могут быть использованы судами длиной более 100 метров. Поэтому с увеличением количества судозаходов и интенсивности движения судов приходится решать задачи по расстановке судов и очередности их оформления, в то же время своевременно принимая надлежащие меры на случай ухудшения погоды в морском порту.

К сожалению, морской порт не является местом убежища на случай непогоды, и нахождение на рейде судов связано с риском возникновения чрезвычайной ситуации (дрейф на якоре, посадка на мель, загрязнение окружающей среды). Поэтому при поддержке и информационном взаимодействии с капитаном морского порта Посьет и ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» стивидорная компания АО «Торговый порт Посьет» разрабатывает проекты по расширению границ акватории морского порта и созданию дополнительных якорных мест.

«МП»: Как обеспечена работа со средствами навигационного оборудования?

– Наблюдение за навигационным оборудованием (буи, огни и знаки) – одна из важных функций Службы капитана порта для обеспечения безопасности мореплавания в границах акватории морского порта.

Исправная работа светящего навигационного оборудования помогает лоцманской службе в проводке судов по фарватеру в морском порту Посьет и подходному каналу в морском терминале Славянка в ночное время. А налаженное информационное взаимодействие между Службой капитана порта и лоцманом позволяет принимать своевременные меры при возникновении неисправностей и сбоев в работе средств навигационного оборудования.

«МП»: Каковы основные характеристики судов, с которыми Вы работаете?

– Суда, заходящие на погрузку в порт Посьет, – это сухогрузы осадкой менее 9 метров. Большинство из них под иностранными флагами Республики Кореи, КНР, Таиланда, Индии, Вьетнама, Индонезии, Панамы.

До 2015 года в морской порт Посьет заходили редкие сухогрузы и балкеры из КНДР, однако после вступления в силу резолюции Совета безопасности ООН эти визиты прекратились. Техническое состояние северокорейского флота вызывало нарекания и требовало особого внимания со стороны Службы капитана морского порта.

«МП»: Какую роль играет Служба капитана морского порта Посьет в обеспечении прав моряков, работающих на иностранных и отечественных судах?

– Государственные инспекторы в рамках своих полномочий и компетенций осуществляют контроль за трудовыми и бытовыми условиями на борту судов, заходящих в морской порт, согласно требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

Капитан морского порта регулярно принимает участие в заседаниях межведомственной рабочей группы по защите трудовых прав членов экипажей морских судов в части своевременной и полной выплаты заработной платы.

С начала 2017 года по результатам обращения членов экипажа в Службу капитана морского порта Посьет на грузовом судне ARROW-1 (флаг Того) и танкере «Золотой мост» (флаг РФ) была ликвидирована задолженность судовладельца (оператора судна) перед экипажем по заработной плате.

«МП»: Как изменилась работа Службы в связи с ростом грузооборота?

– Рост объемов перевалки угля предполагает увеличение количества судозаходов. Сравните, у причалов, расположенных в морском порту Посьет, в 2014 году было обслужено 402 судна, в 2015-м – 403, а в 2016-м – 507. При такой динамике нагрузка на работу Службы тоже возросла.

В теплое время года деятельность порта наиболее интенсивна. Для того чтобы интенсифицировать работу Службы, ведется круглосуточное обслуживание судов.

Значительной экономии времени удалось добиться после вступления в силу Закона о свободном порте Владивосток, подразумевающего объединение пограничного, таможенного, санитарного контроля и работу иных государственных контролирующих органов, а также действие единого комплекса программных средств «Портал – Морской порт» для предварительного уведомления о заходе/отходе судов и оформления грузов. Хочу отметить те агентские компании, которые правильно оформляют документы. Все это существенно облегчает процесс оформления судна.

«МП»: Насколько возможности портового сервиса соответствуют потребностям порта?

– В порту действует два буксира Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», что является достаточным для нынешнего объема работы. Услуги по бункеровке судов в порту осуществляются силами местных бункеровочных компаний из Владивостока, Находки, Восточного, доставляющих в основном мазут и дизтопливо от нефтепирса ЗАО «Востокбункер» в морском терминале Славянка.

«МП»: Какие технологические изменения произошли в работе порта?

– Как известно, АО «Торговый порт Посьет» (входит в группу «Мечел») реализует масштабный проект по модернизации порта. С начала технического перевооружения мощность торгового порта Посьет выросла в 8 раз. Сегодня он способен перегружать 7 млн тонн угля в год.

Основная цель технического перевооружения – превращение порта в высокотехнологичный угольный терминал, отвечающий современным требованиям по перевалке и хранению пылящих грузов. Основной фронт работ сегодня – это доведение до проектных показателей береговой технологической линии, которая включает узел разгрузки вагонов с вагоноопрокидывателями и трансбордером, закрытые конвейерные линии с пересыпными станциями и два стакера-реклаймера.

С помощью нового оборудования порт может выгружать до 400 вагонов (около 28 тыс. тонн угля) и загружать на суда до 30 тыс. тонн в сутки.

«МП»: Есть ли видение того, как с ростом производства в Посьете сохранять экологию, особенно в находящемся неподалеку морском заповеднике, и развивать туризм?

– В морском порту соблюдается экологическое законодательство, особенно при погрузке/выгрузке угля на/с судна. Случается, что при выгрузке уголь из грейферов опрокидывают на высоте, превышающей нормативы, отчего угольная пыль попадает в воздух. Как правило, причиной этого является человеческий фактор, недобросовестность конкретных работников. В любом случае мы связываемся с дежурным диспетчером АО «Торговый порт Посьет» и делаем замечания.

Отмечу, что с руководством и ведущими специалистами порта у нас установились рабочие отношения. Например, когда год назад над портом появился серый туман, мы срочно провели заседание с представителями угольной компании. После выяснения причин пыления их немедленно устранили.

По представленным данным касательно плана развития порта, в ближайшей перспективе стивидоры планируют отказаться и от грейферной погрузки угля на судно в пользу более экономичной и экологически безопасной конвейерной, доставляющей уголь прямо в трюм судна.

«МП»: Что может ограничить грузооборот порта в ближайшей перспективе?

– Сегодня порт демонстрирует почти предельные показатели. Пожалуй, основной помехой развитию являются особенности самого порта. Во-первых, в порту действуют всего три причала. Они требуют развития, поскольку построены еще во времена СССР.

Во-вторых, ограниченные глубины у причалов вследствие их конструктивных особенностей позволяют грузить суда при максимальной осадке 9 метров.

В-третьих, на сегодняшний день, учитывая размеры заходящих судов, на рейде мы ограничены тремя точками для якорных стоянок.

В-четвертых, нынешняя технология обработки груза позволяет принимать порядка 13 тысяч вагонов в год. За счет модернизации грузооборот можно увеличить. Но не в разы.

В перспективе, вероятно, потребуется также модернизация железной дороги, которая пока справляется с тремя основными потоками, обеспечивая доставку угля в Посьет, бункерного топлива в Славянку и коммерческие грузы в КНР.

«МП»: На чем основаны Ваши оптимистичные выводы?

– Очевидно, что морской порт Посьет располагает удобной бухтой, и он удачно встроен в логистическую цепочку экспорта угля в страны АТР.

Конечно, в подобных выводах нельзя не учитывать различные факторы и тенденции общемировых перево-зок грузов морем. К примеру, исходя из анализа рынка мировых угольных перевозок, стивидоры скорректировали планы, ориентируясь на прием 40-тысячных судов, а не 60-тысячных, как это было запланировано несколько лет назад.

Морские порты №2 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ