Власть и бизнес Новороссийска - Морские вести России

Власть и бизнес Новороссийска

19.07.2017

Власть и бизнес Новороссийска

В начале 2017 года в портовом Новороссийске произошло неординарное событие: вместо избранного в Госдуму «сухопутника» Владимира Синяговского на пост мэра пришел бизнесмен, моряк Игорь Дяченко. У нового градоначальника не было необходимости тратить время на вхождение в курс дел и изучение городских проблем, с ними он прекрасно знаком, как знаком и со спецификой портовой и танкерной столицы России.

С новым главой городской администрации встретился наш корреспондент и попросил рассказать о видении основных проблем, путях их решения, планах на дальнейшее расширение взаимодействия с морским бизнесом.

Владимир Меланин, Новороссийск

«МВР»: Игорь Алексеевич, как случилось, что плавающий человек, моряк по профессии, вдруг становится мэром города? Чем вы объясняете тот факт, что избиратели и городские депутаты предпочли вас полутора десятков кандидатов на пост градоначальника?

– Позвольте сразу внести поправку. Вот если бы я стал мэром Ростова, Краснодара или Владивостока, тогда да, согласен, можно было бы сказать – вдруг. А для Новороссийска я человек не новый, здесь прожил всю жизнь. Отлично знаю город, а город, горожане – меня. Поэтому, наверное, и голосовали за меня. Здесь окончил НВИМУ, как тогда назывался нынешний морской университет имени Ф.Ф. Ушакова; работал на судах «Новошипа», занимался бизнесом, потом возглавил один из внутригородских районов Новороссийска; 11 лет трудился в мэрии города, из них 7 лет первым заместителем главы городской администрации. Словом, в городе был не новичком и знания, приобретенные за эти годы, сейчас, естественно, помогают не просто исполнять служебные обязанности, а быть по-настоящему успешным руководителем такого сложного города, как Новороссийск.

«МВР»: Как строятся взаимоотношения городской власти с морским бизнесом?

– Все наши градообразующие предприятия, в том числе порт, пароходство, филиал «Росморпорта», КТК, «Черномортранснефть», работают в связке с администрацией города, можно сказать, на единый результат. Руководители и коллективы этих предприятий хорошо понимают, что невозможно жить и успешно работать в регионе, будучи оторванными от него, его забот и проблем. Они в полной мере чувствуют свою причастность и ответственность за развитие территории, на которой осуществляют свою деятельность. Ведь для эффективной работы каждой серьезной компании необходима и экономическая, и социальная стабильность в регионе, городе. Возьмем, к примеру, ПАО «НМТП». В 2015 году предприятие выделило городу более 60 млн рублей на реализацию социальных программ. Более того, в следующем, 2016 году здесь был принят специальный документ – положение о благотворительности. Вот плоды наших партнерских связей. С помощью порта произведен капитальный ремонт городского социально-педагогического колледжа и конноспортивной школы, приобретено современное оборудование для сцены городского театра, оказана помощь в ремонте и закупке оборудования для морского культурного центра. Также НМТП спонсировал отдых в санатории новороссийских педагогов, закупил для муниципалитета общественный транспорт для перевозки инвалидов, приобрел спецтехнику для МБУ «Спецавтохозяйство администрации города», музыкальные инструменты для образовательных учреждений и многое другое. Новороссийцы благодарны портовикам за спонсирование строительства нового исторического монумента «Исход». И еще один важный проект – вот уже 10 лет подряд НМТП ко Дню работников морского и речного флота совместно с администрацией города дарит новороссийцам большой музыкальный праздник – фестиваль «Морской узел».

Самых добрых слов заслуживает коллектив АО «Черномортранснефть». Не один десяток миллионов рублей выделяет оно ежегодно на реализацию социально значимых проектов для развития творческого и научного потенциала, физической активности молодого поколения новороссийцев. Это не только ремонт или покупка оборудования. Так, в прошлом году общество в рамках программы благотворительной помощи профинансировало реконструкцию и обустройство кабинета физики в Новороссийском технико-экономическом лицее. Причем не ограничилось простым выделением денег; специалисты ЧТН сопровождали ход работ от начала и до сдачи. Большие планы и на нынешний год – запланировали строительство Андреевского парка в Геленджике. Это действительно хорошая новость не только для жителей города-курорта, но и для новороссийцев, которые часто отдыхают в парках и на пляжах соседей. Кстати, совсем недавно ЧТН провело реконструкцию парка «Восточный» в нашем городе. В некогда заброшенном уголке теперь уютно и здесь любят проводить время родители с детьми, ветераны. И уже в нынешнем году предприятие подарило одной из новороссийских школ прекрасный школьный автобус.

Это далеко не полный перечень примеров благотворительной помощи предприятий морского бизнеса городу. Много хорошего могу сказать о Каспийском трубопроводном консорциуме, который в дар городу постоянно покупает новые, современные автобусы и троллейбусы, финансирует приобретение медоборудования, ремонт больниц, поликлиник. Или о филиале «Росморпорта», выполняющем работы по возведению и реконструкции причалов. В настоящее время предприятие на 70 метров удлиняет пассажирский причал для приема круизных судов, которые уже нынешним летом будут курсировать между портами Крыма и Кавказа.

Администрация морских портов Черного моря – учреждение бюджетное, но тем не менее всегда откликается на наши обращения. С этим коллективом у нас также дружеские отношения. Охраняя морскую акваторию от возможных загрязнений, АМП Черного моря помогает нам в образцовом состоянии содержать бухту, пляжи. О чистоте бухты свидетельствует хотя бы то, что у самых наших берегов постоянно резвятся дельфины. Кануло в прошлое время, когда на городских пляжах у отдыхающих портилось настроение из-за замазученности. Сегодня наши пляжи не хуже, чем, скажем, в Сочи или Геленджике.

Город в свою очередь помогает бизнесу с землеотведением, оформлением документов на строящиеся объекты. К примеру, порту выделили большой участок, где обустроен терминал для отстоя грузовиков, приходящих в порт. Сейчас ведется строительство автодороги, которая напрямик соединит этот накопительный терминал с портом, что позволит улучшить логистику, разгрузить от большегрузов городские улицы. Соответственно, будут сняты с повестки дня и проблемы экологии, нагрузки на инфраструктуру города.

«МВР»: Многие годы, насколько мне известно, город решает, причем не всегда успешно, проблемы комплексного развития Новороссийского транспортного узла. Есть ли здесь подвижки?

– Действительно, это всегда было камнем преткновения. Порт постоянно лихорадило из-за заторов и задержек грузов, доставляемых по железной дороге и автотранспортом. Наконец-то в этом логистическом узле наметился позитивный сдвиг. Закончено строительство парка «А» на железнодорожной станции Новороссийск; дан старт строительству еще одного ж/д парка – «Б» на 28 путей. Параллельно ведутся работы по возведению ж/д развязки 9-й километр в районе г. Крымска, а также авторазвязки в районе порта. Все эти объекты предусмотрены и, следовательно, финансируются по ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2010-2020 годы)», в которую входит проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла». Реализация проекта, а это 27 миллиардов рублей бюджетных средств, позволит увеличить мощность Новороссийского морского порта примерно в 2,5 раза. Работы на всех объектах транспортного узла ведутся, осуществляется их устойчивое финансирование.

«МВР»: Игорь Алексеевич, вы вскользь отметили положительную тенденцию в экологии города. А что конкретно сделано и делается в этом направлении, тем более что 2017 год – это Год экологии?

– Абсолютно все предприятия, оказывающие хотя бы минимальное влияние на внешнюю среду, по согласованию с администрацией города установили у себя экологические станции и посты. Всего на сегодня их 25. Мы добились постоянного мониторинга состояния воды, воздуха. Данные публикуются и доступны каждому жителю города. Каждый случай нарушения требований экологических нормативов не проходит бесследно, а виновные не уходят от ответственности.

«МВР»: Вы, конечно же, помните, как несколько лет назад экологическая общественность, «зеленые» выступили против запуска мазутного терминала…

– Да, то время свежо в памяти. Достаточно сказать, что администрация города разделяла тревоги горожан. Потому-то и были приняты самые радикальные меры в отношении этого опасного производства. Мы настояли на проведении нескольких экологических экспертиз терминала с приглашением ведущих специалистов, ученых. Разумеется, были выявлены ошибки, недостатки и только после их устранения было дано добро на запуск объекта. Естественно, там задействованы самые новейшие технологии, предотвращающие самые малейшие выбросы в атмосферу. Ну и конечно, усилена экологическая служба. К слову, за время работы мазутного терминала не зафиксировано ни одного случая экологического нарушения. Их просто не было. Участвовала администрация в решении еще одной экологической проблемы, связанной с перевалкой в порту серы открытым способом. После вмешательства краевой прокуратуры сера стала поступать в порт исключительно в полиэтиленовой таре, что полностью исключило пыление.

Аналогично решена проблема и на зерновом терминале. Попутно, кстати, замечу, что строжайшие меры защиты окружающей среды заставили городскую власть принять еще и то обстоятельство, что у НМТП нет возможности расширения, ибо нет ни гектара свободной территории. Исторически так сложилось, что город и порт строились вместе ввиду отсутствия свободного пространства. Так что вопросы увеличения мощностей, грузооборота достигаются исключительно за счет реконструкции, модернизации, внедрения новейших интенсивных технологий и экологической безопасности.

«МВР»: Видимо, развитие торгового порта вширь сдерживает еще и соседство военно-морской базы? Кстати, как складываются у администрации города отношения с военными моряками?

– Первоначально, когда президентом и правительством принималось решение о переводе основных сил Черноморского флота в Новороссийск, здесь предполагалось выполнить очень большой объем работ по созданию инфраструктуры флота. Прямо скажу, в условиях дефицита свободных территорий на побережье Цемесской бухты эта задача была трудновыполнимой. Все изменило возвращение Крыма и Севастополя в состав России, так как база ЧФ осталась на месте, а здесь, в Новороссийске, основные, уже скорректированные работы по созданию НВМБ выполнены. Обустроено базирование приписанных к нам подводных лодок, над одной из которых – «Новороссийск» – город взял шефство.

«МВР»: Много копий сломано в спорах вокруг столь насущной проблемы для региона, как каботажное пассажирское сообщение. Видимо, и для вас эта тема одна из актуальных?

– Без малого 30 лет прошло с тех пор, как прекратили работу наши внутренние пассажирские линии. И, насколько мне известно, администрации всех краснодарских черноморских городов с тех пор на всех уровнях поднимают проблему возобновления таких перевозок. Не остался в стороне и Новороссийск. И жители города, и наши гости постоянно через СМИ спрашивают, когда можно будет с ветерком и должным комфортом, как в былое время, прокатиться на «Комете» в Сочи, Анапу, Туапсе, Ялту, Севастополь. Да, понимаю людей; сам, помню, любил когда-то путешествовать на быстроходных крылатых судах. Мы консультировались и в Госдуме РФ, и в Минтрансе РФ о возобновлении внутреннего черноморского круизного сообщения, и, похоже, дело идет на лад. Приобретено среднее круизное судно, в мае после ремонта оно выйдет на линию Сочи – Новороссийск – Ялта – Стамбул – Сочи. За неделю туристы смогут совершить круиз, побывать в основных черноморских городах. И наш город, обещаю, их не разочарует, у нас есть что посмотреть, чему порадоваться. Но вот что касается быстроходного крылатого флота, то тут, к сожалению, ничем не смогу порадовать. Для бюджета, объяснили нам, это неподъемная ноша. Бизнес после нескольких неудачных попыток тоже отказался: получалось дорого, убыточно, а людей реальные цены просто отпугивали.

«МВР»: И немного о себе.

И. Дяченко: Родился в Николаеве, на Украине, но с двух лет и по сей день живу в Новороссийске; сюда моего отца Алексея Яковлевича Дяченко, потомственного моряка, работавшего на флоте Черноморского морского пароходства, перевели в 1968 году после образования НМП. Отец был во всем для меня примером и с детства мечтал пойти по его стопам.

Так и произошло. После восьмилетки поступил в среднюю мореходку Ростова-на-Дону на механическое отделение. За четыре года обучения я как бы повзрослел вдвое или втрое. В «Седовке» приобрел не только специальность, но и окреп морально, духовно. Это было время становления как личности. Я благодарен судьбе за то, что на моем жизненном пути встретились такие люди, настоящие наставники, как капитан Александр Николаевич Шида и стармех Василий Яковлевич Савчук. Они помогли мне, 19-летнему мотористу, освоиться в профессии и в экипаже. А потом случилось неожиданное. На флоте получили радиограмму о наборе в НВИМУ на ускоренный курс обучения желающих получить высшее морское образование после средних мореходок. Вызывает меня стармех Василий Яковлевич Савчук и предлагает пойти учиться. Я ни в какую. Хочу, мол, работать. Тогда подключился капитан Шида. Сумели убедить, что учиться нужно, тем более флот обновляется, суда оснащаются автоматикой, электроникой, и чтобы управлять ими, нужны хорошие инженерные знания. Так и стал курсантом. И параллельно занимался бизнесом, что потом пригодилось в жизни.

После учебы взяли на мой же танкер – «Генерал Кравцов» – четвертым механиком. Отработал еще три года. К тому времени у меня уже была семья, которую нужно было содержать. Тут пригодился опыт в бизнесе. Потом была работа в отделе по развитию частного предпринимательства городской администрации, учеба в Академии госслужбы, защитил кандидатскую диссертацию. Так вот и до мэра дошел.

«МВР»: В море уже не ходите. А тянет оно или забылось?

– Впечатления морских лет из жизни не вычеркнешь и ничего не забудешь. Побывал в десятках стран, многое увидел, испытал. Из впечатлений самое незабываемое – проход пролива Дрейка. Я его еще мотористом дважды на «Кравцове» проходил. Значит, мне положены две серьги в ухо как знак морского отличия и отваги. Первый раз, помню, мы этот втрое короче Босфора пролив не могли одолеть за целые сутки. Немного пройдем, нас выкидывают огромные волны, снова кабельтов вперед, два назад. Холод, ветер, температура воды плюс два. Мы шли тогда бункеровать рыбаков, промышлявших в районе Антарктиды. Удивляюсь, как мы одолели тот ураганный пролив. Честно говоря, не надеялись в живых остаться. Думал себе: останусь жив – спишусь на берег. Потом забылся страх, молодость все-таки брала свое. Были еще экстремальные ситуации, без них на флоте не обходится. Сильные привыкают, становятся еще сильнее, слабые уходят, конечно.

«МВР»: Ну а сейчас адреналин что-то добавляет?

И. Дяченко: Был чуток помоложе, гонял на мотоцикле. Мой личный рекорд скорости – 289 км в час. Одно время у меня было 5 гоночных мотоциклов, сейчас один – «Харлей» – остался. Вот потеплеет, еще погоняю за городом на выходных. Адреналин еще добавляет охота. Это давнее увлечение, правда, сейчас на нее времени практически не остается. Еще люблю готовить. Шашлык и прочее. Опять же, если выпадает свободное время, которого очень и очень мало. Недавно вернулся из Сочи, где наш город выставлял много интересных проектов на инвестфоруме. Подписаны соглашения, так что впереди – работа, работа и еще раз работа.

«МВР»: Что ж, успехов вам. Семь футов под килем!

Морские вести России №4 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ