Морская столица: отлаженная работа портовых властей - Морские вести России

Морская столица: отлаженная работа портовых властей

26.06.2017

Морская столица: отлаженная работа портовых властей

Большой порт Санкт-Петербург по праву считается Морской столицей России – это один из крупнейших и развитых морских портов страны. Находясь на перекрестке морских и сухопутных путей, в центре Европы, порт играет ключевое значение для внешнеторговых и туристических связей РФ со странами Европы и всего мира. Порт является одним из лидеров по объему грузооборота, переваливая ежегодно более 50 млн тонн грузов в год. О том, как налажено управление в Морской столице портовыми властями, в интервью журналу «Морские порты» рассказывает капитан Большого порта Санкт-Петербург филиала ФГУП «АМП Балтийского моря» в Санкт-Петербурге Александр Волков.

«МП»: Александр Борисович, напомним нашим читателям, что представляет собой Большой порт Санкт-Петербург.

– Морской порт Большой порт Санкт-Петербург – один их старейших морских портов России. Первые портовые сооружения в Санкт-Петербурге были заложены в 1703 году. Однако официальным началом регулярной деятельности порта принято считать 1713 год.

Сегодня акватория морского порта состоит из пяти бассейнов-акваторий общей площадью 360 га, на которых располагаются причалы различного назначения с суммарной протяженностью причального фронта более 37 км. С глубоководной частью Финского залива порт соединен морским каналом протяженностью 27 миль.

Эволюционно морской порт развивался и продолжает развиваться как многофункциональный. В морском порту (включая и аванпорты) более 200 причалов, из которых 23 имеют технологическое назначение и используются в производственных целях судостроительными и судоремонтными заводами, а оставшиеся эксплуатируются для перевалки различных грузов.

Следует отметить, что на развитие морского порта оказало значительное влияние строительство других инфраструктурных проектов города. Так, около 10 лет назад был введен в эксплуатацию комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, для прохода судов в морской порт были построены судопропускные сооружения С-1 и С-2.

Строительство защитной дамбы комплекса защитных сооружений дало импульс к развитию и строительству портовых терминалов в пределах Невской губы. Такие терминалы по своей сути являются аванпортами. Это многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка», состоящий из 6 глубоководных причалов и подходного канала к ним, контейнерный терминал «Моби Дик», расположенный на острове Котлин, терминал «Форт Константин» для судов маломерного флота и яхт. Будет развиваться промбаза «Горская», расположенная на северном берегу Невской губы. Продолжают работать и ранее действовавшие аванпорты – порт Ломоносов и порт Кронштадт.

Закончено строительство глубоководных причалов для контейнеровозов в Барочном бассейне (АО «Петролеспорт»). Реконструируется причалы ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» в Угольной гавани. Имеются планы развития у АО «Балтийский балкерный терминал» со строительством глубоководного гидротехнического сооружения на месте существующего причала №105.

До недавнего времени в порту не было специализированных причалов для стоянки и обслуживания технологических судов порта, но несколько лет назад ФГУП «Росморпорт» преступило к строительству в Угольной гавани базы для судов ледокольного флота. Причальная линия базы будет сформирована из четырех причалов для линейных ледоколов и трех причалов для портовых ледоколов.

До 2008 года в порту не было специализированных причалов для приема пассажирских судов и круизных лайнеров. Ввод в эксплуатацию морского порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург» (7 глубоководных причалов) на намывных территориях Васильевского острова позволяет принимать одновременно до 7 круизных лайнеров. Также пассажирские суда принимаются на «Морском вокзале» Васильевского острова и на причалах на набережных Лейтенанта Шмидта и Английской. Стоянка здесь круизных лайнеров является одной из визитных карточек города.

В настоящее время завершены работы по строительству эстакад Западного скоростного диаметра, трасса которого пересекает территорию порта, а также Морского канала, Корабельного фарватера в Невской губе и Петровского фарватера в устье Малой Невы. Горожане получили возможность пересечь город с минимальными затратами времени, не заезжая в центральные районы, но при этом для судов, использующих эти каналы для прохода, введены ограничения по высоте. Горожане и гости города более не увидят у причалов на Неве парусники.

Схема. Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург»

«МП»: Какова судоходная обстановка в порту и как проходит зимняя навигация? Сколько и какие ледоколы принимают участие в нынешней навигации?

– Обстановку в порту можно назвать рабочей. Порт работает безостановочно, несмотря на зимние условия плавания, которые вносят в работу порта свои коррективы. Но ни одно судно не должно простаивать в ожидании захода в порт.

Настоящий период ледокольных проводок был начат 1 декабря 2016 года и продолжается по сей день. Прогнозы и наши ожидания, которые основывались на статистических многолетних наблюдениях, что зима будет морозной, – не оправдались. Зима 2016-2017 годов выдалась средней, ближе к мягкой. Больших затруднений с проводкой судов в порт мы не испытываем. Ледоколы ФГУП «Росморпорт» обеспечивают ледокольные проводки судов в замерзающие морские порты Финского залива.

В период ледокольных операций 2016-2017 годов «Росморпорт» подготовил и передал в оперативное управление Штаба ледокольных операций 6 линейных и 5 портовых ледоколов. Портовые ледоколы «Семен Дежнев», «Капитан Зарубин», «Мудьюг» работают в порту Большой порт Санкт Петербург. Ледокол «Капитан М.Измайлов» обеспечивает безопасный проход судов в порт Выборг и на Сайменский канал. Ледокол «Иван Крузенштерн» обеспечивает ледокольные проводки судов в порту Усть-Луга. Линейный ледокол «Ермак» как самый мощный занят крупнотоннажными танкерами в порту Приморск.

От кромки льда до лоцманских станций проводку судов обеспечивают линейные ледоколы «Капитан Сорокин», «Капитан Николаев», «Санкт-Петербург», «Владивосток» и «Мурманск». Такого количества ледоколов хватает, чтобы провести все суда, следующие в морские порты Финского залива, без задержек и простоев в сложившихся погодных и ледовых условиях.

Радует получение предприятием новых ледоколов «Мурманск» и «Владивосток». Ледоколы прошли заводские ледовые испытания в прошлом году в Карском море, а их участие в проводках судов в Финском заливе в 2016-2017 годах подтверждает эффективность работы этих ледоколов.

«МП»: Как обеспечивается безопасность судоходства в порту и на подходах? Изменилось ли что-нибудь в системе СУДС за последнее время? Каков сейчас порядок проводки судов в порт, их безопасной постановки к причалам, очередности и т.п.?

– Внедрение и использование систем управления движением судов (СУДС) играет немаловажную роль в обеспечении безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и защиты окружающей среды. Подходы и акваторию морского порта Большой порт Санкт-Петербург обслуживает СУДС Санкт-Петербург. В связи с изменениями в национальном законодательстве Прибрежная СУДС восточной части Финского залива и Портовая СУДС морского порта были интегрированы в единую СУДС. В декабре 2016 года в Росморречфлоте было подписано Свидетельство о соответствии берегового объекта СУДС Санкт-Петербург с присвоением высшей категории.

СУДС Санкт-Петербург состоит из двух центров и одиннадцати радиотехнических постов. С помощью радиолокационных станций, систем телевизионного наблюдения, аппаратуры автоматической информационной системы (АИС) операторами СУДС производится непрерывный контроль за движением и положением судов на якорных стоянках на подходах к акватории морского порта.

СУДС круглосуточно оказывает услуги по передаче судам навигационной, оперативной и иной информации, по организации движения судов и оказанию помощи в судовождении. Информация передается оператором СУДС или по запросу судна. Оказание помощи в судовождении производится по запросу судна или в обязательном порядке при ограниченной видимости. Расположение береговых радиолокационных станций позволяет определять местоположение судна на фарватере с точностью +/-15 метров.

Организация движения судов в порту – это предварительное и оперативное планирование, а также оперативное регулирование движения судов. Процедура организации движения основана на четком взаимодействии СУДС с Центральным постом Службы капитана порта. Центральный пост составляет суточный график движения и расстановки судов в порту, принимает подтверждения агентских компаний о готовности судов.

«МП»: За счет чего удается избегать происшествий, нарушений правил судоходства, несмотря на то, что порт один из крупнейших в России, с высокой интенсивностью движения судов?

– Да, действительно, морской порт Большой порт Санкт-Петербург является одним из крупнейших портов РФ. Грузооборот в 2016 году составил 48,652 млн тонн различных грузов, судооборот – 40982 судозахода (количество судозаходов учитывает и проходящие через акваторию порта транзитные суда).

Одной из главных функций капитана морского порта является обеспечение безопасности мореплавания в акватории морского порта и на подходах к нему. Жесткий контроль за выполнением требований международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании капитаном морского порта и Службой капитана порта – вот залог успеха в обеспечении безопасного и бесперебойного судоходства.

К сожалению, аварийные происшествия имеют место в нашей жизни. Служба капитана порта учитывает и анализирует все происшествия в акватории морского порта. Глубокий анализ происшествий позволяет учитывать факторы, приведшие к аварийным случаям, и использовать полученные сведения в дальнейшей работе и профилактике различного рода происшествий.

«МП»: Как оцените дисциплину судоводителей в навигационном и экологическом плане, имея в виду разливы нефтепродуктов или сбросы льяльных вод, других ЧП в акватории порта или на подходах к нему, связанных с угрозой экологии? Насколько Служба капитана порта готова к подобным происшествиям и ликвидации их последствий?

– Все члены экипажей судов имеют надлежащую квалификацию для обеспечения безопасности плавания и защиты окружающей среды. Для занятия должностей членов экипажа судна допускаются только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов. Капитан морского порта является председателем квалификационной комиссии.

Инспекцией портового контроля при осмотрах судов и оформлении прихода и отхода судна из морского порта осуществляется проверка судовых и квалификационных документов. Ни одному судну не будет выдано разрешение на выход из порта при обнаружении каких-либо нарушений.

Контроль за судоводительской дисциплиной осуществляется постоянно. К нарушителям применяются методы административного воздействия. Поэтому их почти нет. Конечно, невозможно исключить человеческий фактор.

Все процессы, связанные с транспортировкой, перекачкой нефтепродуктов и нефтесодержащих вод, строго регламентированы современным законодательством. Суда имеют соответствующие сертификаты, процедуры строго регламентированы и проверяются инспекторами государственного портового контроля.

В случае чрезвычайных ситуаций Служба капитана порта реагирует на аварийные разливы в соответствии с существующими регламентами взаимодействия со структурами, ответственными за ликвидацию последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В этих чрезвычайных ситуациях воздействие на окружающую среду минимально.

«МП»: Последние несколько лет в Северной столице динамично развивается круизное судоходство? Это большая ответственность для Службы капитана порта. Как Вы решаете проблемы, связанные с приходом, стоянкой, обслуживанием круизных лайнеров и их иностранных пассажиров?

– Каждый год количество круизных лайнеров, заходящих в наш морской порт, не уменьшается. Самые крупные швартуются на «Морском фасаде». Причалы Морского вокзала и набережные Невы тоже востребованы. На набережных швартуются круизные и пассажирские суда самого высокого класса. Это понятно, ведь где еще можно найти такие причалы, которые расположены прямо в центре города?! Весь исторический центр Санкт-Петербурга в шаговой доступности. А вид, который открывается прямо из иллюминаторов судна?!

Действительно, это большая ответственность и дополнительная забота для Службы капитана порта. В период летней навигации инспекторы государственного портового контроля несут постоянное дежурство на набережных в непосредственной близости от ошвартованных пассажирских судов, что позволяет контролировать ситуацию и принимать решения в кратчайший срок.

«МП»: Кадры решают все. Известное выражение известного автора. Как у Вас решается кадровый вопрос? Откуда приходят специалисты?

– Служба капитана морского порта Большой порт Санкт-Петербург состоит из 83 инспекторов портового контроля, все с высшим образованием, все окончили профильные морские ВУЗы. Это люди, которые знают морскую профессию, они прошли школу морем.

В Службу капитана порта приходят моряки, которые по разным причинам закончили свою морскую карьеру и решили работать на берегу. Все они специалисты высокой квалификации.

Но, несмотря на это, профессиональный уровень поддерживается постоянно проведением обучения непосредственно в Службе капитана порта. Это и техническая учеба, и ежегодное тестирование, и регулярное участие в различных практических конференциях, а также прохождение курсов повышения квалификации при профильных учебных заведениях.

«МП»: В целом какие наиболее заметные изменения произошли в Большом порту Санкт-Петербург за прошедший год? Как они повлияли на работу Службы капитана порта?

– Самым значимым событием 2016 года можно считать открытие многофункционального терминала «Бронка». Это современный терминал, который был построен в акватории порта.

Возможности терминала велики, но прежде всего это обработка судов-контейнеровозов и ро-ро. Терминал может принимать суда таких размеров, которые никогда не смогут зайти в старый порт. Размеры этих судов впечатляют: длина 300 метров, ширина 50 метров, осадка до 13 метров. Терминал ощутимо конкурирует со многими балтийскими портами.

Не могу не сказать несколько слов и о новостях 2017 года. 14 марта 2017 года вступает в силу новая редакция «Обязательных постановлений в морском порту Большой порт Санкт-Петербург». Документ долгожданный. На его разработку потрачено много сил и времени. Надеюсь, что с новыми Обязательными постановлениями работать в порту будет легче и понятнее.

Морские порты №2 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ