О.Терехов: «всю жизнь я боролся за свое дело»

16.06.2017  
О.Терехов: «всю жизнь я боролся за свое дело»

Нет такой задачи, с которой, поставив перед собой, не справился бы Олег Анатольевич Терехов, президент Ассоциации морских торговых портов России. Он вспоминает, как вместе с докерами таскал тяжелые мешки, как усердно работал в морских портах на разных должностях, а потом возглавил Ленинградский морской торговый порт, как спасал его после развала Советского Союза… Накануне своего 85-летия Олег Анатольевич по-прежнему считает, что главное для человека – это приносить пользу и заниматься любимым делом.

Журналу «Морские порты» легендарный Терехов рассказал, в чем секрет его долголетия и феноменальной трудоспособности.

– Так получилось в жизни, что я все время был связан с общественной деятельностью. И поэтому каждый мой шаг, что бы я ни делал, освещался в газетах и журналах (смеется). Помню, как сидим с дочкой, смотрим телевизор, а там – я. Она даже закричала: «О, папка в телевизоре!» А я даже не удивился.

Помимо работы в порту был председателем совета по физкультуре, заместителем секретаря комитета комсомола. По этой линии обошел весь Кольский полуостров на лыжах, встречался с населением, рассказывал, как работает Мурманский морской торговый порт. А по возвращении из похода получил почетное звание «Турист СССР». Тогда-то меня по телевизору и показали.

До сих пор помню свои слова, сейчас они кажутся смешными: «Кольский полуостров, дикий и заброшенный, он по воле партии превратился в индустриальный центр».

«МП»: Олег Анатольевич, в детстве Вы были таким же энергичным? Кем мечтали стать?

– Энергичным я был всегда. Учился хорошо. Память у меня была поразительная: возьму учебник, прочитаю один раз и все запомню. Да и спортом всегда увлекался. Нам тогда не было скучно, не было свободного времени – все время были чем-то заняты.

Родился я в Сясьстрое. Учился в одной школе с прославленным нобелевским лауреатом по физике Жоресом Алферовым. Правда, тогда мы друг друга даже не знали. У нас разница в три года, Алферов, конечно, не общался с младшими. Теперь наши портреты висят вместе в краеведческом музее.

В детстве я всегда мечтал стать танкистом. Тогда был очень патриотический настрой – «Броня крепка, и танки наши быстры», и еще – «И летели наземь самураи под напором стали и огня». Понимаете?!

В Сясьстрое во время советско-финской войны останавливалась танковая часть, которая направлялась на фронт, и несколько командиров квартировались у нас. Мы и так были проникнуты гордостью к танковым частям, как любые мальчишки, а тут еще живые танкисты. Очень много с ними разговаривали. Я даже писал им письма на фронт. Помню только, что писал печатными буквами. Мне было шесть-семь лет, еще в школу даже не ходил. И они мне отвечали с фронта, мол, есть у нас танки и маленькие – для тебя, и большие. А затем нас эвакуировали на Урал, в Сясьстрое уже никогда больше не был.

После войны семья переехала в Окуловку. Отец был «бумажником» – он окончил нашу Лесотехническую академию, поэтому работал на ЦБК в Сясьстрое, в фабрично-заводском училище. В Окуловке он организовал ремесленное училище. Там его до сих пор помнят и уважают.

«МП»: Как же Вы решили в «Макаровку» поступать – с морем вроде рядом не жили? А родители как отнеслись к Вашему решению идти в моряки?

– Нет, рядом с морем не жил, рядом с реками только. У меня из окна в Сясьстрое была видна небольшая речушка Валгомка, а в Окуловке – река Перетна.

А моряками мы решили стать внезапно, загорелись этой идеей! В восьмом классе все мальчишки в нашем классе, это всего шесть человек, собрались поступать в водные институты: мы с приятелем – в «Макаровку», другие ребята – во «Фрунзенку» и «Дзержинку», и один, которого не брали никуда по состоянию здоровья, поступил в ЛИВТ – институт водного транспорта.

Родители мне никогда не возражали – как я решал, так все и было. Мама говорила: «Мой Олег как Сталин», шутя, конечно.

«МП»: Ничего себе сравнение!

– Что Вы! У меня революционная семья была. Со стороны матери – почти все революционеры. Мама носила кожанку. Во время финской войны занималась общественной деятельностью – на фронт отправляла посылки, подарки.

Мамины родственники встречались и с Крупской, и с Луначарским. Так что отчасти я, конечно, пошел в маму – своей активностью и предприимчивостью.

«МП»: Учиться было интересно?

– Неинтересно невозможно было учиться. У нас были великие педагоги. Чего только стоит Анна Ивановна Щетинина – первая женщина – капитан дальнего плавания. Мы ее звали Аннушка.

Да и на лень и скуку у нас просто не было свободного времени. Кроме учебы занимался спортом – лыжами. Каникулы проводили в Кавголово, снимали домики и там жили. Бегали на лыжах. Очень активно отдыхали.

«МП»: Как Вы попали работать в Мурманский порт?

– Ближе к старшим курсам понял, что в Ленинграде не останусь. У нас в группе было много местных, вот я и подумал, что буду отнимать у них хлеб, лучше поеду, куда направят. И меня родина послала на Север, в Мурманск. А я же как раз лыжник!

Мне и там повезло. Со мной работало много ветеранов, которые прошли войну. Знаменитая лебедчица Ваганова, которая приняла решение работать во время бомбежки, была ранена, потом выздоровела и снова вернулась на работу.

Вот такие великие люди со мной работали, разведчики, солдаты. Поэтому сам коллектив был интересный. Среди них плохим быть никак нельзя.

«МП»: Тяжело было работать?

– Никогда! Я – спортсмен, полон сил. Было весело. Вот, например, когда работал диспетчером центрального района Мурманского порта, пришли вагоны, их надо выгружать, а докеров нет – все дома. Зимой работы практически не было. Инженерно-технические работники, стивидоры все равно ходили на работу. Я как начальник иду с криком: «Эй, молодежь! За мной!»

В итоге со смехом, с шутками взяли да и разгрузили все вагоны. Мне как спортсмену – по две кипы хлопка, а они примерно килограмм по 150. А выгружали тогда на тачках, погрузчиков еще не было. Вот так и возили эти тачки по дощечкам.

Наутро приходит начальство и удивляется, как это все разгрузили. А я им и отвечаю: «Как-как?! Мобилизовал!»

«МП»: А почему решили вернуться в Ленинград?

– Мои родители жили все это время в Окуловке. Но в 68-м году умер отец, а мама была инвалидом. Брать ее на Север не было никакого смысла. Я стал задумываться – а не перебраться ли мне куда-то поближе к матери? К тому времени был уже главным диспетчером порта, ездил постоянно в Москву.

Как-то приезжаю, и мне начальник кадров, хороший был дядечка, говорит, что есть заявка на замначальника Таллинского порта. Я ему: «С удовольствием». А он: «А с женой посоветоваться?» А я: «В производственных вопросах с женой не советуюсь».

А потом поступила заявка на главного диспетчера в Ленинград. Еще лучше. Так все и устроилось.

«МП»: Каково было управлять огромным коллективом порта? Боялись Вас, уважали?

– Я всегда любил давать подчиненным самостоятельность. Это раскрепощает человека, открывает в нем потенциал. У него появляются творческие мысли, он понимает, что его ценят как работника. Командные методы никогда не работали.

Своих подчиненных я удивлял расчетами. Вот краны на причалах, их грузоподъемность зависит от вылета стрелы: чем больше вылет, тем меньше грузоподъемность. Мои бригадиры в этом были беспомощны. Нужно перенести на другой борт судна какой-то груз, они меня подзывают. Я логарифмическую линеечку из кармана достаю, раз-раз, еще на два метра можно дальше поставить. Они на меня смотрели как на волшебника.

Помню, привезли впервые кубинский сахар, когда победила революция на Кубе. Упаковывали его в мешки еще теплым, а пока везли все смерзлось, на улице зима. Погрузчиков нет. Докеры поносили мешки, плечи стерли. Я подхожу, а они сидят у вагонов. Не можем, говорят. Ну а я что – рост 170, вес – 68. «Тяжело?» – спрашиваю. Они: «Да». «Ну, давайте попробую». Взвалил этот мешочек весом 113 килограмм и понес, и говорю: «Да вроде ничего». Им стало стыдно, и работа пошла.

«МП»: Как Вы стали директором Ленинградского порта?

– Когда я приехал в Ленинград, то мне поручили организовать транспортно-экспедиторскую контору, которая бы следила за прохождением грузов. Так я и стал начальником ТЭКа. Проработал около года и перешел в главную диспетчерскую.

А потом директора порта сначала отправили на Кубу, а затем – в ЦК КПСС. И пришлось в 1974 году менять руководителя. Кто-то предложил мою кандидатуру. Устроили экзамен. Приехал из министерства Трегубов. Ему понравилось, что я мыслил масштабно. Правда, никто не верил, что смогу дольше года проработать. Но на этом посту я задержался почти на 20 лет.

«МП»: На Ваших глазах распалось советское государство. Чем для Вас это было – катастрофой или неизбежностью? Как Вы пережили развал СССР?

– Тяжело пережил, как и все. Но мы вовремя приватизировались. Пришлось повоевать, правда, потому что Министр транспорта РФ Ефимов был против варианта приватизации, когда контрольный пакет переходит коллективу порта. Вопрос о приватизации решался так: мои экономисты сидели у Чубайса, а тот ждал, когда Ефимов даст добро.

Я вообще хотел сделать народное предприятие, чтобы все решал трудовой коллектив – полная демократия. Я даже ездил в Гетеборг, в Швецию – знакомился, как устроен такой вид предприятия. Но мне, конечно, не дали бы это воплотить, убили бы, наверное. Времена были такие – все решалось переделом.

Конечно, я был против развала СССР и приватизации, но много чего предотвратить я не мог, мой голос не был слышен. Я даже отказался идти в Верховный Совет, хотя коллектив меня выдвигал. Я им предлагал, давайте лучше докера пошлем, я ему буду доклады писать, а своей властью я больше пользы принесу порту, чем там.

Тем более у меня шла приватизация, дел в порту было по горло. Палки в колеса вставлял Собчак, в то время губернатор Санкт-Петербурга, который хотел, чтобы порт принадлежал городу. Он писал министру Ефимову на меня жалобы, что меня надо отстранить от работы. А у меня орден Ленина – я не могу быть плохим директором!

«МП»: Еще до развала Союза, в 1988 году, Вы создали Ассоциацию морских торговых портов. Как возникла идея ее создания?

– Она родилась стихийно. В то время я читал лекции в «Макаровке» на занятиях по повышению квалификации, а слушали меня начальники портов со всей страны, мы обсуждали самые разные производственные проблемы. Вот и дочитался!

Министерство морского флота СССР в те годы совершило очередную оплошность, поставив всех портовиков в ужасное положение: по глупости была завизирована бумага от железнодорожников, обязавшая портовиков вешать пломбы на вагоны с импортными грузами и следить за их сохранностью на протяжении всего пути, а это значит, что за воровство уже отвечали мы, портовики. Это привело нас в ярость. Мы тогда говорили: «Надо брать всю власть в свои руки, нельзя доверять свое дело равнодушным людям».

И вот отмена этого постановления стала одной из первых побед созданной портовиками Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Поскольку я был подкреплен своей должностью президента АСОП, то ходил в министерство, шумел там на всех – так решались в то время многие вопросы.

В итоге благодаря Ассоциации провокационное «постановление о пломбе» было отменено. А потом к достижениям АСОП добавились введение нулевой ставки НДС на погрузо-разгрузочные работы, что позволило экономить в год около 50 млн долларов, снижение железнодорожных тарифов для портов, что перенаправило часть российских грузов с портов Украины и Прибалтики на наши, отечественные, порты.

Кстати, недавно премьер-министр Дмитрий Медведев высказался о том, что наши грузы должны идти через наши порты. А я это говорил еще 20 лет назад.

«МП»: Олег Анатольевич, в чем секрет Вашей многолетней трудовой активности, трудолюбия и целеустремленности?

– Во-первых, это гены: по линии матери все были способными. Во-вторых, это здоровый организм, это спорт, которым я со школы активно занимался. И еще я знал – чтобы достичь успехов в жизни, нужно работать по 12-14 часов.

Я всегда четко понимал, что могу и что не могу, и никогда не лез туда, где не мог применить свои способности. По большому счету мне просто нравилась моя работа: все время что-то изобретаешь, создаешь, улучшаешь и радуешься тому, что чего-то достиг.

Так для себя я изменил систему трудовых отношений. Вместо командного принципа я использовал дружеские отношения. Даже заместителей назначал сам, не предоставляя этого выбора министерству. Потому что раз ты назначил человека, значит, и ответственность за его работу несешь только ты. С возрастом я пришел к выводу, что человек рожден, чтобы приносить пользу и радоваться этому.

А в общем я привык «воевать» – всю жизнь отстаивал свою точку зрения и боролся за свое дело.

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Считавшийся арестованным на Украине теплоход вернется в Россию - судовладелец

Считавшийся арестованным на Украине теплоход вернется в Россию - судовладелец Сухогрузный теплоход «Сибирский 2112» после ремонта в порту «Черноморск» Одесской области вернется в...

Запасы нефти в США начали истощаться ?

Запасы нефти в США начали истощаться ? Появились признаки преждевременного истощения запасов нефти в бассейне Permian — одной из наиболее п...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 7,2% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 7,2% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2017 года вырос на 7,2% по сравнению с показател...

Производство грузовых вагонов в России в июле выросло на 81,3%

Производство грузовых вагонов в России в июле выросло на 81,3% Производство грузовых магистральных вагонов в России в июле 2017 года выросло на 81,3% по сравне...

Транспортная политика

Путин призвал переориентировать белорусские НПЗ с Прибалтики на Россию

Путин призвал переориентировать белорусские НПЗ с Прибалтики на Россию Белорусские нефтеперерабатывающие заводы должны использовать российскую инфраструктуру. Об этом заяв...

Структура по развитию Севморпути должна включать в себя субъекты и службы по ЧС - Левитин

Структура по развитию Севморпути должна включать в себя субъекты и службы по ЧС - Левитин Структура, которая будет курировать развитие Севморпути, должна включать не только организации, подв...

Морские порты

Частные инвесторы готовы построить морской вокзал в новом терминале под Калининградом

Частные инвесторы готовы построить морской вокзал в новом терминале под Калининградом Частные инвесторы заявили о готовности вложить средства в строительство морского вокзала в порту, ко...

Контейнерооборот порта Гонконг в июле увеличился на 7%, до 1,7 млн TEU

Контейнерооборот порта Гонконг в июле увеличился на 7%, до 1,7 млн TEU Контейнерооборот порта Гонконг в июле 2017 года составил 1,74 млн TEU (эквивалент 20-футового ко...




Морской транспорт

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г.

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г. Финская паромная компания Viking Line заработала 239,2 млн. евро в первом полугодии 2017 г. Это на 0...

Дальневосточное морское пароходство отложило публикацию отчета за полугодие по РСБУ

Дальневосточное морское пароходство отложило публикацию отчета за полугодие по РСБУ «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная структура группы Fesco) отложило публи...

Речной транспорт

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России Енисейское речное пароходство (ЕРП) начало доставку угля в самый северный порт России - Дикс...

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд, чтобы обязать ООО «Ульяновская судоходная компани...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию Транспортная группа FESCO запускает FESCO Silk Way Shuttle ‒ регулярный контейнерный поезд на ...

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб.

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб. Global Ports подписал соглашение о продаже 100% акций логистического комплекса «Логистика- Терми...

Авто транспорт

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде Министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев торжественно ...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...