Пределы роста морского порта Невельск - Морские вести России

Пределы роста морского порта Невельск

22.05.2017

Пределы роста морского порта Невельск

Морской порт Невельск, расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин, является одним из самых динамично развивающихся портов Сахалинской области. В 2016 году объемы грузооборота порта выросли более чем в три раза – до 1 млн тонн, количество пассажиров – почти в два раза. О том, как развивается порт, на что делает упор и с чем связывает будущее, рассказывает Аркадий Макаров, капитан морского порта Невельск Невельского филиала ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки».

«МП»: Аркадий Валентинович, как подготовлен порт к зимней навигации?

– Морской порт Невельск относится к незамерзающим портам с круглогодичной навигацией. Порт бесперебойно осуществляет обработку судов, переваливая в основном генеральные грузы и рыбопродукцию, а также выполняет снабжение судов и междурейсовое техническое обслуживание.

Действительно, самый трудный навигационный период в морском порту Невельск – это осень-зима. Как и во всех портах, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», в это время от капитана порта требуется особо пристальное внимание к функционированию сложного механизма обеспечения безопасности мореплавания в границах порта, в состав которого входят пять терминалов на Курильских островах.

Для организации работы в зимних условиях в морском порту Невельск в течение нескольких месяцев проводилась целенаправленная работа по подготовке территории, причальной линии (ее общая протяженность – 2887,8 м), перегрузочного оборудования и находящегося в порту флота. Портовый флот состоит из шести буксиров, три из которых работают в Невельске, два – в Северо-Курильске и один – в Курильске.

Добавлю, что операторы причалов порадовали своевременной готовностью инфраструктуры порта к осенне-зимнему периоду.

«МП»: В чем особенности работы порта Невельск в зимний период?

– Начиная с осени в районе морского порта Невельск проходят частые циклоны со штормовыми ветрами северо-западных направлений. Такие метеорологические условия требуют как от портовиков, так и от судовладельцев и экипажей судов безукоризненного следования правилам и процедурам, связанным с подготовкой к плаванию в условиях низких температур, штормовых и ледовых условиях.

К примеру, одним из основных параметров такой подготовки является соответствие осадки судна сезонной грузовой марке в зимний период согласно Международной конвенции о грузовой марке 1966 года и Протоколу 1988 года к ней. Район Охотского моря, северная часть Тихого океана и Татарский пролив относятся к зимней сезонной зоне в период с 16 октября по 15 апреля.

Как правило, процесс подготовки начинается с издания капитаном порта информационного письма о подготовке к приближающемуся осенне-зимнему периоду, которое доводится до сведения всех хозяйствующих субъектов в порту и судовладельцев. Как показала практика, лучше всего данный процесс организовать через разработку «планов мероприятий», которые включают в себя как подготовительные мероприятия, так и контроль их исполнения во время всего периода воздействия зимнего климата.

Допустим, при получении штормового предупреждения капитан порта своевременно оповещает операторов причалов, стоящие на рейде и у причалов суда. Последние должны быть готовы к незамедлительному отходу от причалов порта в соответствии с указаниями капитана порта.

Также зимние погодные условия – осложняющий фактор для инспекции государственного портового контроля, поскольку некоторые суда можно проинспектировать только на рейде. Высадка на борт, обследование открытых палуб в условиях ветра, помноженного на минусовую температуру наружного воздуха, обледенение судовых конструкций создают повышенные риски. Тем не менее, при выполнении необходимых превентивных мероприятий такие риски можно снизить до уровня допустимых.

Проводя инспектирование судов, мы выполняем полный комплекс контроля в рамках отечественного и международного законодательства, при этом делая особый акцент на соответствия требованиям зимней навигации. Так, мы обращаем повышенное внимание на готовность балластной, осушительной и пожарной систем к работе при отрицательных температурах, оцениваем герметичность закрытий, готовность якорного устройства к немедленной отдаче, а также проверяем укомплектованность экипажей судов теплой одеждой согласно Конвенции МОТ.

Особая статья – проведение бункеровочных операций в условиях пониженных температур. Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации…» требует от капитана морского порта исполнения функций по предотвращению загрязнения акватории порта и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

«МП»: Каковы итоги работы порта за год?

– По итогам работы за 2016 год объемы грузооборота порта увеличились более чем в три раза. В 2015 году грузооборот составил 317,7 тыс. тонн, из них 245,5 тыс. тонн – экспорт, 72,2 тыс. тонн – северный завоз.

В 2016 году общий объем грузооборота вырос до 1 млн 11,1 тыс. тонн, из которых экспорт составил 695,5 тыс. тонн, главным образом за счет экспорта угля, а северный завоз – 315,5 тыс. тонн.

Как видим, увеличение объемов происходит по всем направлениям. Сходная тенденция наблюдается и в области пассажирских перевозок. В 2015 году было перевезено 15834 пассажира.

В 2016-м – около 30 тысяч. Рост произошел за счет постановки на линию теплохода «Поларис», дополнившего маршрут внутренних перевозок, выполняемых теплоходом «Игорь Фархутдинов».

«МП»: Как Вы думаете, какие перспективы ожидают порт в ближайшие годы?

– Уверен, что роль порта будет возрастать, причем не только в масштабе Невельского района, но и всей Сахалинской области. Основные предпосылки к увеличению судозаходов и объемов перевалки грузов связаны с увеличением объема перевалки угля, а в перспективе нефтепродуктов и сыпучих грузов – песка, щебня и других.

В ближайшее время в порту планируется создать базу для бункеровки судов, в том числе рыболовных. Помимо увеличения грузооборота угля порт будет возрождать былую значимость и в качестве субъекта рыбной отрасли и судоремонтной базы. Когда-то именно в Невельске была сосредоточена вся рыбная отрасль Сахалинской области. В Невельском порту базировалось порядка 200 рыболовных судов, а на местном судоремонтном заводе работало более тысячи человек.

С точки зрения региональных и муниципальных властей, развитие Невельского морского порта даст экономике Сахалинской области большие перспективы. Это понимают и инвесторы, вкладывающие в реконструкцию портовых мощностей значительные средства. У компаний-операторов морских терминалов Невельского морского порта уже сейчас имеется целый ряд проектов, которые связаны с серьезным развитием многих направлений: с увеличением объемов перевозок и расширением номенклатуры перерабатываемых грузов, с повышением масштабов рыбного промысла и рыбопереработки, с организацией судоремонтной базы и развитием судостроения.

То, что у Невельска для этого имеются все шансы, сомнения не вызывает. Об этом говорилось на состоявшемся в марте текущего года совещании при участии полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева.

«МП»: Как соотносятся технические параметры порта с планами по увеличению судозаходов?

– В настоящее время порт Невельск принимает суда с осадкой до 5,5 метра, которые в основном имеют грузоподъемность 5-5,5 тыс. тонн. Стивидорными компаниями и ФГУП «Росморпорт» рассматривается вопрос о возможности проведения дноуглубительных работ, что позволит увеличить проходную осадку судов до 11 метров и принимать суда большей грузоподъемности.

На терминалах Невельского морского порта проходит процесс модернизации и приведения причальных сооружений в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Благодаря федеральной целевой программе по развитию Курильских островов в терминалах Южно-Курильск, Малокурильск, Курильск были построены причалы для приема и обслуживания пассажирских судов. Пропускная способность терминалов составляет 1 млн 197 тыс. тонн грузов в год. Общая площадь складских помещений – 16,5 тыс. кв. м.

«МП»: В последнее время активно обсуждается вопрос о возможности присвоения Невельску статуса свободного порта. Насколько это необходимо?

– Сегодня в Сахалинской области режим свободного порта введен только на территории Корсаковского морского порта в соответствии с недавним указом президента. Предполагалось, что данный статус будет присвоен и Невельскому морскому порту, но пока, к сожалению, такого решения не принято.

В то же время обсуждения на разных уровнях о необходимости присвоения Невельскому морскому порту нового статуса не прекращаются. О целесообразности данной меры рассуждают как в районной администрации, так и в Фонде развития Дальнего Востока и в АО «Корпорация развития Сахалинской области». Сегодня совместными усилиями ведется работа по подготовке обращения в Министерство по развитию Дальнего Востока, в которую войдет перечень инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры и экономическое обоснование необходимости присвоения Невельску статуса свободного порта.

Невельский морской порт – один из наиболее динамично развивающихся портов Сахалина, у него есть огромный экономический и инвестиционный потенциал. И статус свободного порта дал бы ему дополнительные возможности для повышения экономики и торговых связей не только Невельского района, но и всей Сахалинской области.

Морские порты №10 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ