Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Среди портов Арктики растет конкуренция

03.04.2017  
Среди портов Арктики растет конкуренция

Реализация государственных проектов по развитию военной и транспортной инфраструктуры в Арктике, возрождение и модернизация инфраструктуры морских портов вдоль трассы Северного морского пути способствуют повышению интереса грузоотправителей к северным портам России, в том числе к Кандалакшскому. В связи с этим ООО «Кандалакшский морской торговый порт» привлечен к реализации данных проектов в качестве оператора морского терминала, ответственного за своевременную и эффективную перевалку грузов с наземного на морской транспорт. О том, как работает сегодня стивидорная компания, рассказал заместитель генерального директора по развитию ООО «КМТП» Александр Мюллер.

«МП»: Александр Евгеньевич, каково на сегодня положение ООО «Кандалакшский морской торговый порт»: динамика грузооборота, финансовые показатели, ведется ли капитальное строительство? Какие ставите перед собой планы?

– Начиная с 2014 года, нам удалось увеличить объемы перевалки грузов через порт и число судозаходов. Уже более двух лет порт осуществляет перевалку, помимо экспортного угля материнской компании ТАЛТЭК, генеральных грузов арктического направления.

По итогам 2014, 2015 и 2016 годов треть судозаходов в порт – это суда под погрузку генеральных грузов. Объем перевалки угля при этом сохранился на прежнем уровне – более 800 тыс. тонн. За 2016 год грузооборот компании составил 809,4 тыс. тонн, из них экспортного угля – 683,15 тыс. тонн.

К концу текущего года наметилась динамика в сторону увеличения грузооборота в основном за счет роста экспорта угля, что положительно сказывается на финансовых показателях порта.

Нужно отметить, что по-прежнему мощности порта все еще недозагружены. Хотя сегодня мы работаем на той инфраструктуре, которая досталась нам от прежних собственников. Достаточно сказать, что средний возраст кранового парка – 39 лет.

Конечно, успешный, коммерчески эффективный стивидорный бизнес, как и любой другой, должен быть основан на сочетании возможностей инфраструктуры, использовании современных технологий и продуманной стратегии развития. Поэтому мы рассчитываем, что через какое-то время мы сможем соотнести свои доходы с возможными обязательствами по финансированию обновления инфраструктуры порта. Пока же говорить о современном состоянии инфраструктуры порта и передовых технологиях в перевалке грузов повода нет. Но уверенно можно сказать о капитальном ремонте существующих мощностей. Работа в этом направлении уже началась и продолжится в течение 2017 года.

«МП»: Какие направления включает Ваша программа стратегического развития? Назовите основные проблемы, которые стоят на пути ее реализации?

– Три года назад мы отказались от модели экспортного угольного монопорта, каким порт был в период с 2007 по 2013 год. Сегодня в доходах порта существенной стала доля грузов арктического назначения. Это означает, что мы выбрали верную стратегию и сейчас продолжаем ее реализовать.

Одна из стратегических целей нашей компании – сделать порт универсальным, увеличить объемы перевалки за счет привлечения новых грузопотоков и номенклатуры грузов, обеспечив такие финансовые показатели работы, которые позволят нам приступить к модернизации предприятия.

Мы во многом связываем будущее порта Кандалакша с грузопотоками арктического направления. Раздумывая над тем, как успешно осуществить нашу долгосрочную стратегию, мы исходим из того, что порт Кандалакша сможет развиваться, только если мы примем во внимание стратегии развития других портов региона, стратегии стивидорных компаний Мурманска и Архангельска.

Мы понимаем, что хорошая стратегия должна приемлемым образом сочетать конкуренцию и сотрудничество. Безусловно, все участники рынка должны пытаться превзойти друг друга, оказывать клиентам услуги лучшего качества по более низкой цене. Это означает, что конкуренция по цене вытолкнет с рынка самых слабых, но одновременно и обвалит рынок, то есть ставки перевалки будут на какое-то время снижены, доходы упадут.

Мы уже сейчас столкнулись с тем, что крупные грузоотправители манипулируют рынком, отжимая ставки по региону до уровня минимальных предложений, которые им сделаны. Таким образом, терминалы Мурманска, Архангельска и Кандалакши сталкивают между собой.

Явным образом стивидорные компании этих портов стали конкурировать между собой в прошлом году. До этого момента конкуренции как таковой не было. Сейчас все три основных стивидора смотрят на одних и тех же клиентов. При этом сотрудничать каким-то образом нам проблематично. Разные компании принадлежат разным собственникам, у них разная себестоимость, разная внутренняя норма рентабельности.

Учитывая все это, основой долгосрочной стратегии стивидоров региона Западной Арктики должны стать не кратковременные цели каждой из компаний, не амбиции, а необходимость обеспечить грузоотправителей предложением услуг по эффективной перевалке грузов, сохранив при этом приемлемый для всех уровень доходности. Думаю, что мы сможем быть успешными в реализации такой стратегии, если будем хорошо представлять те условия и обстоятельства, в которых мы сейчас находимся.

«МП»: Расскажите о роли порта в российском государственном проекте по освоению Арктики и развитию Севморпути? Каково участие Вашей компании в нем? Что сейчас происходит на этом рынке транспортных услуг?

– В масштабах каких-то крупных проектов, в масштабах всей страны роль одного предприятия нельзя оценивать только по его собственной эффективности. Вклад предприятия в повышение результативности всего проекта или государственной программы в тех или иных условиях может оказать решающее значение.

Если развитие Арктики как многоцелевой государственный проект не будет свернуто, а я считаю, что этого не произойдет, то и рынок стивидорных услуг, который обеспечивает реализацию арктических проектов, будет развиваться.

С нашей точки зрения в ближайшие 15-20 лет развитие Арктической зоны РФ будет происходить в форме масштабных индустриальных проектов. Рост транзита грузов по СМП будет происходить за счет реализации различных индустриальных проектов, а также в связи с транспортировкой по СМП энергоресурсов. И, конечно, будет продолжаться укрепление обороноспособности нашей страны на данном направлении, что для нас означает наличие переработки грузов строительного назначения.

Что же касается масштабной конкуренции СМП с другими судоходными маршрутами, о которой всякий раз упоминается, то это пока не слишком актуально за исключением перевозки нефти и газа, добытых в Арктике. Конкуренция с основными и наиболее загруженными маршрутами торгового судоходства будет возможна, только когда будет налажена круглогодичная высокоинтенсивная перевозка контейнеров по СМП, для чего пока нет инфраструктурных возможностей: развитие контейнерной инфраструктуры вдоль трассы СМП, которое могло бы стать мощным стимулом для развития всей этой территории – это дело следующих 20-30 лет.

«МП»: Что означают Ваши прогнозы для Вашей компании и компаний Ваших конкурентов из трех упомянутых портов? Какие проекты и грузопотоки предстоит Вам обслуживать?

– Прежде всего в рамках арктических проектов предстоит переваливать генеральные грузы широкой номенклатуры, инертные материалы, различное оборудование. Отдельно надо упомянуть о тяжеловесном и негабаритном оборудовании, перевалка которого сейчас представляет затруднения. Это растущий рынок, эти заказы высокомаржинальные, но пока что специализированного терминала для таких грузов у нас в бассейне Западной Арктики нет.

Второе очень перспективное направление стивидорного бизнеса, актуальное для нашего региона, – это базы берегового обеспечения шельфовых проектов. Такие базы нужны и на этапе геологоразведки, разведывательного бурения, и потом – при стабильной эксплуатации месторождений. На наш взгляд те терминалы, кто сейчас найдет возможность вложиться и выполнить требования, которые предъявляют к таким объектам дочерние компании «Газпрома» и «Роснефти», тот в перспективе окажется в выигрыше.

У таких проектов выгодная экономика – стивидор получает от компании-заказчика арендную плату за ББО, а не плату за отдельные операции. Излишне объяснять, что для стивидорной компании это просто замечательный вариант.

В чем-то похожа на организацию ББО другая явная потребность со стороны клиентов – организация баз комплектации и снабжения арктических индустриальных проектов, не связанных с разработкой шельфа. Есть потребность в накоплении большого объема грузов в портах, обслуживающих трассы СМП, в течение нескольких месяцев для того, чтобы потом оперативно вывозить весь объем. При этом возникает не только потребность в услугах хранения, но и других терминальных услугах. Для стивидорных компаний бассейна требуется развитие подготовленных складских площадей непосредственно в порту или рядом, обеспечение возможности быстрого подвоза груза при плотном подходе 3-4-5 судов одним за другим.

Но даже готовность терминала взять на себя весь объем перевалки того или иного грузоотправителя не всегда будет играть решающую роль. Влияет также и наземная логистика и навигационные условия. Это означает, что конкуренция между тремя указанными портами уже сейчас осуществляется не только за клиентов, но и за объемы перевалки одних и тех же клиентов, которые имеют договоры с несколькими портами.

«МП»: Какие задачи ставит Ваша компания на ближайшую перспективу, если учесть достаточно высокий уровень конкуренции в регионе? Какие факторы будут играть определяющее значение для развития бизнеса ООО «КМТП»?

– Если мы вернемся к той цели, которую мы обозначили для рынка транспортных услуг в Арктической зоне, – необходимости обеспечить для клиентов предложение услуг по эффективной перевалке грузов, сохранив при этом приемлемый для всех уровень доходности, – то становится очевидной необходимость поиска инструментов, которые могли бы позволить конкурирующим портам остаться в деле и развиваться, не допуская при этом войны ставок.

Такие инструменты могут быть следующими. Во-первых, появление крупных экспедиторских компаний, которые работали бы на все три порта – Мурманск, Архангельск и Кандалакшу, забирали бы на себя объемы грузов и распределяли их между портами. Во-вторых, использование механизмов саморегуляции. Например, такая схема работает в крупных европейских портах, таких как Роттердам, Антверпен и других: администрация порта является акционерной компанией, в капитале которой участвуют муниципалитет и/или правительство и которая несет на себе часть функций стратегического управления, будучи заинтересованной в стабильном развитии всех операторов морских терминалов, а также в недопущении как обострения конкуренции, так и появления монопольных сговоров. Эта схема не идеальна, но в ней действительно есть рациональные стороны.

У нас же администрация морских портов совершенно отстранена от таких вопросов. Случается, что между АМП, Росморпортом и оператором терминала возникает конфликт интересов, хотя вроде бы все должны смотреть в одном направлении. Понятно, что в условиях, когда портами владеют крупные грузоотправители, то к стратегическим вопросам развития собственники не хотят допускать кого-то еще.

Если взять порты бассейна Западной Арктики, то, по нашему мнению, все сейчас стремятся к диверсификации грузопотоков, число участников рынка морских перевозок растет, связи между ними усложняются. (Упомянутая европейская схема управления портами как раз и родилась в похожих условиях). И нужно каким-то образом сбалансировать интересы собственников терминалов, грузовладельцев, судовладельцев, а также муниципальных, региональных и федеральных властей.

Для порта Кандалакша и нашей компании в перспективе актуальными будут следующие факторы:

– активизация использования Северного морского пути как международного транспортного коридора и использования его для собственных нужд государства;

– освоение российскими нефтегазовыми компаниями арктических запасов нефти и газа;

– рост внутреннего производства в России, появление новых промышленных и потребительских центров, развитие сети автомобильных и железных дорог.

Все это дает надежду на рост и каботажных, и экспортно-импортных перевозок морем, а значит, и на повышение спроса на стивидорные услуги. При этом основой стабильности работы нашей компании и повышения ее прибыльности останется увеличение объемов перевалки экспортного угля материнской компании ТАЛТЭК.

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

БДК Черноморского флота «Азов» покинул греческий порт Пилос

БДК Черноморского флота «Азов» покинул греческий порт Пилос Большой десантный корабль Черноморского флота «Азов», покинул греческий порт Пилос, где российские м...

В Кронштадте испытали в деле новейшее десантно-штурмовое судно (видео)

В Кронштадте испытали в деле новейшее десантно-штурмовое судно (видео) В акватории Кронштадта отряд противодействия диверсионным силам и средствам Ленинградской военно-мор...

Российская экономика

Новый морской путь свяжет Владивосток и индийский порт Ченнаи

Новый морской путь свяжет Владивосток и индийский порт Ченнаи Врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко провел первую официальную встречу с Генеральным к...

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...