Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Среди портов Арктики растет конкуренция

03.04.2017  
Среди портов Арктики растет конкуренция

Реализация государственных проектов по развитию военной и транспортной инфраструктуры в Арктике, возрождение и модернизация инфраструктуры морских портов вдоль трассы Северного морского пути способствуют повышению интереса грузоотправителей к северным портам России, в том числе к Кандалакшскому. В связи с этим ООО «Кандалакшский морской торговый порт» привлечен к реализации данных проектов в качестве оператора морского терминала, ответственного за своевременную и эффективную перевалку грузов с наземного на морской транспорт. О том, как работает сегодня стивидорная компания, рассказал заместитель генерального директора по развитию ООО «КМТП» Александр Мюллер.

«МП»: Александр Евгеньевич, каково на сегодня положение ООО «Кандалакшский морской торговый порт»: динамика грузооборота, финансовые показатели, ведется ли капитальное строительство? Какие ставите перед собой планы?

– Начиная с 2014 года, нам удалось увеличить объемы перевалки грузов через порт и число судозаходов. Уже более двух лет порт осуществляет перевалку, помимо экспортного угля материнской компании ТАЛТЭК, генеральных грузов арктического направления.

По итогам 2014, 2015 и 2016 годов треть судозаходов в порт – это суда под погрузку генеральных грузов. Объем перевалки угля при этом сохранился на прежнем уровне – более 800 тыс. тонн. За 2016 год грузооборот компании составил 809,4 тыс. тонн, из них экспортного угля – 683,15 тыс. тонн.

К концу текущего года наметилась динамика в сторону увеличения грузооборота в основном за счет роста экспорта угля, что положительно сказывается на финансовых показателях порта.

Нужно отметить, что по-прежнему мощности порта все еще недозагружены. Хотя сегодня мы работаем на той инфраструктуре, которая досталась нам от прежних собственников. Достаточно сказать, что средний возраст кранового парка – 39 лет.

Конечно, успешный, коммерчески эффективный стивидорный бизнес, как и любой другой, должен быть основан на сочетании возможностей инфраструктуры, использовании современных технологий и продуманной стратегии развития. Поэтому мы рассчитываем, что через какое-то время мы сможем соотнести свои доходы с возможными обязательствами по финансированию обновления инфраструктуры порта. Пока же говорить о современном состоянии инфраструктуры порта и передовых технологиях в перевалке грузов повода нет. Но уверенно можно сказать о капитальном ремонте существующих мощностей. Работа в этом направлении уже началась и продолжится в течение 2017 года.

«МП»: Какие направления включает Ваша программа стратегического развития? Назовите основные проблемы, которые стоят на пути ее реализации?

– Три года назад мы отказались от модели экспортного угольного монопорта, каким порт был в период с 2007 по 2013 год. Сегодня в доходах порта существенной стала доля грузов арктического назначения. Это означает, что мы выбрали верную стратегию и сейчас продолжаем ее реализовать.

Одна из стратегических целей нашей компании – сделать порт универсальным, увеличить объемы перевалки за счет привлечения новых грузопотоков и номенклатуры грузов, обеспечив такие финансовые показатели работы, которые позволят нам приступить к модернизации предприятия.

Мы во многом связываем будущее порта Кандалакша с грузопотоками арктического направления. Раздумывая над тем, как успешно осуществить нашу долгосрочную стратегию, мы исходим из того, что порт Кандалакша сможет развиваться, только если мы примем во внимание стратегии развития других портов региона, стратегии стивидорных компаний Мурманска и Архангельска.

Мы понимаем, что хорошая стратегия должна приемлемым образом сочетать конкуренцию и сотрудничество. Безусловно, все участники рынка должны пытаться превзойти друг друга, оказывать клиентам услуги лучшего качества по более низкой цене. Это означает, что конкуренция по цене вытолкнет с рынка самых слабых, но одновременно и обвалит рынок, то есть ставки перевалки будут на какое-то время снижены, доходы упадут.

Мы уже сейчас столкнулись с тем, что крупные грузоотправители манипулируют рынком, отжимая ставки по региону до уровня минимальных предложений, которые им сделаны. Таким образом, терминалы Мурманска, Архангельска и Кандалакши сталкивают между собой.

Явным образом стивидорные компании этих портов стали конкурировать между собой в прошлом году. До этого момента конкуренции как таковой не было. Сейчас все три основных стивидора смотрят на одних и тех же клиентов. При этом сотрудничать каким-то образом нам проблематично. Разные компании принадлежат разным собственникам, у них разная себестоимость, разная внутренняя норма рентабельности.

Учитывая все это, основой долгосрочной стратегии стивидоров региона Западной Арктики должны стать не кратковременные цели каждой из компаний, не амбиции, а необходимость обеспечить грузоотправителей предложением услуг по эффективной перевалке грузов, сохранив при этом приемлемый для всех уровень доходности. Думаю, что мы сможем быть успешными в реализации такой стратегии, если будем хорошо представлять те условия и обстоятельства, в которых мы сейчас находимся.

«МП»: Расскажите о роли порта в российском государственном проекте по освоению Арктики и развитию Севморпути? Каково участие Вашей компании в нем? Что сейчас происходит на этом рынке транспортных услуг?

– В масштабах каких-то крупных проектов, в масштабах всей страны роль одного предприятия нельзя оценивать только по его собственной эффективности. Вклад предприятия в повышение результативности всего проекта или государственной программы в тех или иных условиях может оказать решающее значение.

Если развитие Арктики как многоцелевой государственный проект не будет свернуто, а я считаю, что этого не произойдет, то и рынок стивидорных услуг, который обеспечивает реализацию арктических проектов, будет развиваться.

С нашей точки зрения в ближайшие 15-20 лет развитие Арктической зоны РФ будет происходить в форме масштабных индустриальных проектов. Рост транзита грузов по СМП будет происходить за счет реализации различных индустриальных проектов, а также в связи с транспортировкой по СМП энергоресурсов. И, конечно, будет продолжаться укрепление обороноспособности нашей страны на данном направлении, что для нас означает наличие переработки грузов строительного назначения.

Что же касается масштабной конкуренции СМП с другими судоходными маршрутами, о которой всякий раз упоминается, то это пока не слишком актуально за исключением перевозки нефти и газа, добытых в Арктике. Конкуренция с основными и наиболее загруженными маршрутами торгового судоходства будет возможна, только когда будет налажена круглогодичная высокоинтенсивная перевозка контейнеров по СМП, для чего пока нет инфраструктурных возможностей: развитие контейнерной инфраструктуры вдоль трассы СМП, которое могло бы стать мощным стимулом для развития всей этой территории – это дело следующих 20-30 лет.

«МП»: Что означают Ваши прогнозы для Вашей компании и компаний Ваших конкурентов из трех упомянутых портов? Какие проекты и грузопотоки предстоит Вам обслуживать?

– Прежде всего в рамках арктических проектов предстоит переваливать генеральные грузы широкой номенклатуры, инертные материалы, различное оборудование. Отдельно надо упомянуть о тяжеловесном и негабаритном оборудовании, перевалка которого сейчас представляет затруднения. Это растущий рынок, эти заказы высокомаржинальные, но пока что специализированного терминала для таких грузов у нас в бассейне Западной Арктики нет.

Второе очень перспективное направление стивидорного бизнеса, актуальное для нашего региона, – это базы берегового обеспечения шельфовых проектов. Такие базы нужны и на этапе геологоразведки, разведывательного бурения, и потом – при стабильной эксплуатации месторождений. На наш взгляд те терминалы, кто сейчас найдет возможность вложиться и выполнить требования, которые предъявляют к таким объектам дочерние компании «Газпрома» и «Роснефти», тот в перспективе окажется в выигрыше.

У таких проектов выгодная экономика – стивидор получает от компании-заказчика арендную плату за ББО, а не плату за отдельные операции. Излишне объяснять, что для стивидорной компании это просто замечательный вариант.

В чем-то похожа на организацию ББО другая явная потребность со стороны клиентов – организация баз комплектации и снабжения арктических индустриальных проектов, не связанных с разработкой шельфа. Есть потребность в накоплении большого объема грузов в портах, обслуживающих трассы СМП, в течение нескольких месяцев для того, чтобы потом оперативно вывозить весь объем. При этом возникает не только потребность в услугах хранения, но и других терминальных услугах. Для стивидорных компаний бассейна требуется развитие подготовленных складских площадей непосредственно в порту или рядом, обеспечение возможности быстрого подвоза груза при плотном подходе 3-4-5 судов одним за другим.

Но даже готовность терминала взять на себя весь объем перевалки того или иного грузоотправителя не всегда будет играть решающую роль. Влияет также и наземная логистика и навигационные условия. Это означает, что конкуренция между тремя указанными портами уже сейчас осуществляется не только за клиентов, но и за объемы перевалки одних и тех же клиентов, которые имеют договоры с несколькими портами.

«МП»: Какие задачи ставит Ваша компания на ближайшую перспективу, если учесть достаточно высокий уровень конкуренции в регионе? Какие факторы будут играть определяющее значение для развития бизнеса ООО «КМТП»?

– Если мы вернемся к той цели, которую мы обозначили для рынка транспортных услуг в Арктической зоне, – необходимости обеспечить для клиентов предложение услуг по эффективной перевалке грузов, сохранив при этом приемлемый для всех уровень доходности, – то становится очевидной необходимость поиска инструментов, которые могли бы позволить конкурирующим портам остаться в деле и развиваться, не допуская при этом войны ставок.

Такие инструменты могут быть следующими. Во-первых, появление крупных экспедиторских компаний, которые работали бы на все три порта – Мурманск, Архангельск и Кандалакшу, забирали бы на себя объемы грузов и распределяли их между портами. Во-вторых, использование механизмов саморегуляции. Например, такая схема работает в крупных европейских портах, таких как Роттердам, Антверпен и других: администрация порта является акционерной компанией, в капитале которой участвуют муниципалитет и/или правительство и которая несет на себе часть функций стратегического управления, будучи заинтересованной в стабильном развитии всех операторов морских терминалов, а также в недопущении как обострения конкуренции, так и появления монопольных сговоров. Эта схема не идеальна, но в ней действительно есть рациональные стороны.

У нас же администрация морских портов совершенно отстранена от таких вопросов. Случается, что между АМП, Росморпортом и оператором терминала возникает конфликт интересов, хотя вроде бы все должны смотреть в одном направлении. Понятно, что в условиях, когда портами владеют крупные грузоотправители, то к стратегическим вопросам развития собственники не хотят допускать кого-то еще.

Если взять порты бассейна Западной Арктики, то, по нашему мнению, все сейчас стремятся к диверсификации грузопотоков, число участников рынка морских перевозок растет, связи между ними усложняются. (Упомянутая европейская схема управления портами как раз и родилась в похожих условиях). И нужно каким-то образом сбалансировать интересы собственников терминалов, грузовладельцев, судовладельцев, а также муниципальных, региональных и федеральных властей.

Для порта Кандалакша и нашей компании в перспективе актуальными будут следующие факторы:

– активизация использования Северного морского пути как международного транспортного коридора и использования его для собственных нужд государства;

– освоение российскими нефтегазовыми компаниями арктических запасов нефти и газа;

– рост внутреннего производства в России, появление новых промышленных и потребительских центров, развитие сети автомобильных и железных дорог.

Все это дает надежду на рост и каботажных, и экспортно-импортных перевозок морем, а значит, и на повышение спроса на стивидорные услуги. При этом основой стабильности работы нашей компании и повышения ее прибыльности останется увеличение объемов перевалки экспортного угля материнской компании ТАЛТЭК.

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Макаровцы приняли участие в митинге в честь 90-летия со дня рождения Валентина Пикуля

Макаровцы приняли участие в митинге в честь 90-летия со дня рождения Валентина Пикуля Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова 13 июля принял уча...

Яхта под парусами часовой мануфактуры «6МХ» стала призером регаты в Ленинградской области

Яхта под парусами часовой мануфактуры «6МХ» стала призером регаты в Ленинградской области Завершился Чемпионат России по парусному спорту в классах яхт Open800 и «Четвертьтонник» ITL Sailing...

Российская экономика

Избран новый состав Совета директоров АО «ПО «Севмаш»

Избран новый состав Совета директоров АО «ПО «Севмаш» Общим собранием акционеров АО «ПО «Севмаш» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин Федеральный бюджет РФ исполнен в первом половине 2018 года с профицитом в 1,9% ВВП, или 877 млрд...

Транспортная политика

Законопроект о закрытой перевалке угля вновь внесен в Госдуму

Законопроект о закрытой перевалке угля вновь внесен в Госдуму В Государственную Думу депутатами от ЛДПР внесен законопроект, который предлагает обязать морские те...

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы 120-я сессия Совета Международной морской организации (ИМО) прошла со 2 по 6 июля в Лондоне,...

Морские порты

Суд частично удовлетворил иск НМТП к Минтрансу, Росморречфлоту и капитану порта Новороссийск

Суд частично удовлетворил иск НМТП к Минтрансу, Росморречфлоту и капитану порта Новороссийск Арбитражный суд Москвы в понедельник частично удовлетворил иск ПАО «Новороссийский морской торговый ...

Росморпорт начал осуществлять лоцманские проводки в морском порту Махачкала

Росморпорт начал осуществлять лоцманские проводки в морском порту Махачкала Махачкалинский филиал ФГУП «Росморпорт» с 1 июня 2018 года начал оказывать в морском порту Махачкала...




Морской транспорт

С 1 января 2019 года изменится порядок учета расходов владельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре

С 1 января 2019 года изменится порядок учета расходов владельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре В силу вступает Федеральный закон от 04.06.2018 № 137-ФЗ. Судовладельцы смогут начислять амортизацию...

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике ГК «СКАНЭКС» и крупнейшая российская судоходная компания ПАО «Совкомфлот» на протяжении года развива...

Речной транспорт

Танкер-химовоз проекта RST27M «Балт Флот 16» включен в список Significant Ships of 2017

Танкер-химовоз проекта RST27M «Балт Флот 16» включен в список Significant Ships of 2017 Британское Королевское общество корабельных инженеров (RINA - Royal Institution of Naval Archite...

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов Псковская природоохранная межрайонная прокуратура требует поднять семь затонувших судов со дна Псков...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит покупку терминала у Global Ports

Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит покупку терминала у Global Ports Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит вопрос о покупке у Global Ports терминала в Са...

ФАС разрешила «Трансконтейнеру» купить терминал в Санкт- Петербурге - замглавы компании

ФАС разрешила «Трансконтейнеру» купить терминал в Санкт- Петербурге - замглавы компании Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила «Трансконтейнеру» купить у Global Ports т...

Авто транспорт

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь Почти 460 тыс. автомобилей проехали по Крымскому мосту за июнь 2018 года, всего за 1,5 месяца работы...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне Оценка деятельности, данная компетентным человеком, всегда воспринимается как наиболее объективная. ...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...