Порт Севастополь сегодня и завтра - Морские вести России

Порт Севастополь сегодня и завтра

27.03.2017

Порт Севастополь сегодня и завтра

После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации порты Крыма стали относиться к зоне ответственности Администрации морских портов Черного моря. На базе каждого из пяти портов был образован филиал АМП, проведена работа по формированию новой структуры портовых властей, их обучению и обустройству, после чего службы филиалов с необходимым штатом специалистов приступили к исполнению своих обязанностей по обеспечению безопасности мореплавания, транспортной безопасности и порядка в порту во вверенных им портах. О том, как это происходит сегодня в морском порту Севастополь и в каких условиях там работает портовая власть, рассказывает капитан порта Александр Стрижак.

«МП»: Александр Николаевич, относительно недавно в порту Севастополь был сформирован филиал ФГБУ «АМП Черного моря». Всего ли Вам удалось добиться в организационном плане? В чем особенность работы Вашего филиала по сравнению с другими филиалами АМП?

– Служба капитана морского порта Севастополь входит в состав ФГБУ «АМП Черного моря» и осуществляет государственный контроль по соблюдению действующих законов, постановлений, распоряжений, правил и международных договоров по торговому мореплаванию, касающихся безопасности мореплавания и безаварийной работы всех плавсредств в границах морского порта Севастополь.

Службу капитана порта возглавляет капитан морского порта Севастополь. Филиал ФГБУ «АМП Черного моря» в г.Севастополе структурно состоит из инспекций государственного портового контроля (ИГПК) Камышовой бухты и Севастопольской бухты; групп (отделов) контроля российских и иностранных судов; организации движения и стоянки судов в акватории морского порта; МСПЦ «Севастополь»; транспортной безопасности; мобилизационной подготовки; МТО; учетно-экономической группы; государственной регистрации судов, дипломной деятельности и сектора выдачи УЛМ; режимно-секретного подразделения.

В перспективе с 2017 года планируется формирование ИГПК Балаклавской бухты, особенностью деятельности которой будет контроль безопасности мореплавания большого количества маломерных судов в акватории Балаклавской бухты и на подходах к ней.

Морской порт Севастополь имеет смежную акваторию в Севастопольской бухте с акваторией Военно-морской базы Черноморского флота, в Балаклавской бухте – с акваторией Черноморского флота и с пунктом базирования кораблей Пограничной службы ФСБ России.

«МП»: Каковы на сегодня характеристики морского порта Севастополь и, соответственно, его возможности по приему и обработке судов? Полностью ли описаны (зафиксированы) границы порта и планируется ли их расширение в связи с развитием порта?

– Морской порт Севастополь расположен в юго-западной части Крымского полуострова. Границы акватории порта установлены распоряжением Правительства РФ от 24.10.2015 №2168-р.

Севастопольский морской порт – это универсальный незамерзающий порт, расположенный на юго-западном побережье Черного моря, с круглогодичной навигацией. Благодаря выгодному географическому положению порт наименее удален от водных путей, соединяющих Черное и Средиземное моря.

У порта естественный фарватер. Внутренний рейд надежно защищен от волнения оградительными сооружениями. Акватория порта общей площадью 15 кв. км включает часть акватории Севастопольской бухты с каналом и ковшом р.Черная; акваторию бухты Камышовой; часть акватории Балаклавской бухты; районы мест якорных стоянок №384, 386, 389.

Особенностью контроля за безопасностью мореплавания в акватории порта Севастополь являются большие расстояния между перечисленными выше акваториями, которые составляют 15-20 км.

Естественные глубины Севастопольской, Камышовой и Балаклавской бухт достаточны для навигации, за исключением района в верховье Севастопольской бухты, которая соединена с устьем и ковшом реки Черная судоходным подходным каналом. Длина канала составляет 1130 метров, ширина – 45 метров, глубина – 8 метров.

Порт предоставляет широкий спектр услуг по комплексному обслуживанию судов, грузов и экипажей. В работе используется развитая инфраструктура порта, включающая железнодорожные и подкрановые пути, автомобильные дороги, инженерные сети, базы судоремонта и склад-холодильник на 5000 тонн продукции, порт выполняет погрузочно-разгрузочные работы, складские, транспортно-экспедиторские и буксировочные операции.

В порту осуществляется прием и обработка различных типов судов. В Севастопольской бухте максимальная длина судов – 215,4 метра, максимальная осадка – 11,73 метра; в Камышовой бухте максимальная длина судов – 225 метров, максимальная осадка – 11,5 метра; в Балаклавской бухте максимальная длина судов – 76 метров, максимальная осадка – 5 метров.

Общее количество причалов (включая плавпричалы) морского порта – 99, общая протяженность причального фронта – 10,83 км.

Существующие мощности порта позволяют перегружать грузы в объеме 10 млн тонн в год, в том числе 3 млн тонн нефтепродуктов.

Порт – это живой организм. Он развивается, расширяется и, естественно, его границы могут видоизменяться. В сложившихся границах порта осуществляют деятельность 23 хозяйствующих субъекта, подавших заявления о включении земельных участков своих предприятий в границы морского порта Севастополь.

В настоящее время проводится работа по описанию границ территории морского порта Севастополь на основании представляемых субъектами хозяйственной деятельности регистрационных и правоустанавливающих документов на земельные участки.

«МП»: В каких объемах и какие виды грузов перерабатывает порт сегодня, в прошлом году? Какие компании из бывших здесь работают и как изменился их юридический статус после присоединения Крыма к России? Новые компании пришли в порт? Что это за компании?

– Предметом деятельности в Севастопольском порту является судоходство и весь комплекс береговых услуг, связанных с морскими перевозками грузов, их перевалкой на другие транспортные средства, фрахтование и агентирование судов, транспортно-экспедиторские работы и другие услуги.

В порту производится перевалка широкой номенклатуры грузов, а именно: генеральных грузов – черные и цветные металлы, биг-бэги, грузы на палетах, в ящиках, коробках и мешках, различная техника, оборудование, негабаритные грузы, рыбная продукция; навалочных грузов – металлолом, песок, зерно; наливных грузов – нефтепродукты. Осуществляется прием грузопассажирских и пассажирских круизных судов, а также перевозки пассажиров на внутренних городских катерных линиях.

За 10 месяцев 2016 года в порту перевалено 1,18 млн тонн грузов, в том числе песка – более 619 тыс. тонн, зерновых – 273 тыс. тонн, контейнерных грузов – 74 тыс. тонн, металлолома – 54 тыс. тонн, тарно-штучных грузов – 87 тыс. тонн, рыбопродукции – 29 тыс. тонн.

В 2016 году в 3 раза возросли поставки нефтепродуктов на нужды города по сравнению с 2015 годом в связи с «блэк-аутом». Это 127 тыс. тонн по сравнению с 43 тыс. тонн. В 2015 году номенклатура грузов не отличалась от вышеуказанной. Общий объем перевалки грузов в 2015 году составил 0,8 млн тонн.

Что касается стивидорных компаний, работающих в порту, то большинство из них прошли перерегистрацию и работают в правовом поле РФ. Произошло объединение торгового и рыбного порта в единый ГУП ГС «Севастопольский морской порт». Новых стивидорных компаний в порту не появилось.

Некоторые компании, которые работали ранее на сырье украинских металлургических комбинатов, прекратили свое существование. Те предприятия, которые продолжают работать, к сожалению, на сегодняшний день загружены не на всю мощность. Это вызвано тем, что прекращено железнодорожное сообщение с Украиной, а основная доля транзитных грузов поступала раньше именно таким путем. Так, в 2013 году было обработано более 6,6 млн тонн грузов, проходящих через порт Севастополь в большей части транзитом.

Однозначно положительным моментом необходимо выделить возобновление паромного сообщения с Турцией. 4 ноября текущего года в порт Севастополь вернулся с грузом из Турции паром Varyag. В дальнейшем эти перевозки должны стать регулярными.

«МП»: Расскажите о состоянии инфраструктуры порта. Какие планы по ее развитию существуют и что делается в этом направлении? Готовы ли операторы морских терминалов инвестировать в модернизацию и строительство новых причалов? В каком объеме государство планирует финансировать объекты федеральной собственности в порту?

– Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры предусмотрены Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года» в части касающейся морской отрасли. Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 1,26 млрд рублей, распорядителем средств является правительство Севастополя.

На сегодня в порту имеются:

– резервуары для хранения нефтепродуктов емкостью 126 тыс. тонн (ООО «Югторсан», причал №238, Камышовая бухта; возможен прием танкеров водоизмещением до 100 тыс. тонн);

– резервуары для хранения зерна емкостью 170 тыс. тонн (АО СК «Авлита», Севастопольская бухта; возможен прием судов длиной 229 метров, осадкой 12,6 метра);

– резервуары для хранения зерна емкостью 72 тыс. тонн (ООО СРЗ «Южный Севастополь», Камышовая бухта; возможен прием судов длиной 150 метров, осадкой 5,7 метра).

Порт также обладает возможностями принимать суда типа ро-ро в Камышовой бухте (ООО «Югавтотерминал», причал №237, максимальные габариты принимаемого судна: осадка – 7,2 метра, длина – 190 метров с угловой или бортовой аппарелью, длина до 150 метров – с кормовой аппарелью; ГУП ГС «Севастопольский морской порт», причал №211, максимальные габариты принимаемого судна: осадка – 8,9 метра, длина – до 165 метров с угловой аппарелью), возможностями перегружать контейнеры, навалочные и генеральные грузы, осуществлять судоремонт.

Пропускная способность пассажирских терминалов в Севастопольской бухте составляет 50 тыс. человек в год.

«МП»: Насколько оснащена Служба капитана морского порта Севастополь техническими средствами обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности? Какая работа ведется Севастопольским филиалом в этом направлении?

– В настоящее время Служба капитана морского порта Севастополь оснащена всем необходимым для надлежащего осуществления своих функций. В своей работе филиал использует новое современное радиооборудование, оборудование «НАВТЭКС», погодные метеостанции, средства ГО и ЧС, вычислительную и офисную технику, морской и автомобильный транспорт.

В целях получения информации о процессах, происходящих в акватории морского порта Севастополь, и возможных нарушениях требований транспортной безопасности специалистами филиала регулярно осуществляется мониторинг состояния транспортной, экологической, пожарной безопасности, безопасности мореплавания и состояния гидротехнических сооружений, в том числе с использованием патрульного катера филиала.

В целях обеспечения транспортной безопасности в акватории морского порта Севастополь и на подходах к нему Федеральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ организована работа по оснащению морских портов Крыма, в том числе морского порта Севастополь, инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). В этих целях с января 2015 года осуществляются мероприятия по подготовке проектной документации и определению мест размещения аппаратуры.

В настоящий момент по результатам проведенного тендера определены предприятия, которые будут осуществлять установку и наладку аппаратуры. Срок окончания работ – декабрь 2018 года.

Установка ИТСОТБ обеспечит возможность круглосуточно получать информацию о состоянии безопасности в акватории морского порта и на подходах к нему. Современные технические средства обеспечения транспортной безопасности позволят оператору осуществлять наблюдение за процессами, происходящими в акватории порта вне зависимости от времени года, суток и погодных условий, в хорошем качестве и своевременно передавать информацию о возможных нарушениях требований транспортной безопасности дежурному начальнику смены ИГПК и дежурному пункта управления обеспечения транспортной безопасности Севастопольского филиала АМП. В решении вопросов эксплуатации ИТСОТБ всемерную помощь будут оказывать квалифицированные специалисты ФГУП «Росморпорт».

«МП»: Суда под какими флагами в основном заходят в порт? Приведите статистику судозаходов.

– На протяжении текущего года в морской порт Севастополь заходили суда под флагом 28 государств. В основном это морские моторные и моторно-парусные яхты, прогулочные суда. Анализ судозаходов по флагу выглядит следующим образом: Белиз – 8, Вануату – 4, Великобритания – 25, Камбоджа – 4, Коморы – 12, Маршалловы острова – 11, Молдова – 5, Палау – 35, Панама – 35, Сент-Китс и Невис – 7, Танзания – 27, Того – 22, Украина – 5, Российская Федерация – 334, суда под другими флагами – 47.

«МП»: Александр Николаевич, назовите основные трудности, которые существуют на сегодня в Вашей работе, мешают должным образом осуществлять предписанные российским законодательством функции портовой власти?

– Основные вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной работе и которые требуют немалых усилий, связаны с установлением границ морского порта в части территории. Не все хозяйствующие субъекты переоформили правоустанавливающие документы на земельные участки в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, у большинства субъектов хозяйственной деятельности закончился срок действия разрешительных документов на эксплуатацию гидротехнических средств. На 64 причальных сооружения отсутствует техническая документация, паспорта ГТС и материалы инженерных обследований.

Гидротехнические сооружения ГУП ГС «Севастопольский морской порт» имеют физический износ, который в среднем составляет от 15% до 45%. Для обеспечения безопасной эксплуатации ГТС необходимо выполнить их комплексное инженерное обследование с оформлением декларации о соответствии ГТС, что в силу высокой стоимости работ для ГУП ГС «Севастопольский морской порт» сейчас затруднительно.

Ощутимой проблемой для порта является недостаточное количество современных буксиров и специализированных лоцманских катеров: возраст работающих в порту буксиров более 30 лет.

«МП»: Как Вы оцениваете перспективы развития порта Севастополь в связи с теми задачами по развитию транспортного комплекса юга России, которые обсуждались на недавнем Госсовете в Крыму?

– Правительством РФ готовятся изменения в Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Предполагается включить в состав свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма всю прибрежную линию полуострова и территориальные воды России шириной 12 морских миль (22,2 км). Статус особой экономической зоны подразумевает льготное налогообложение и частичную компенсацию затрат резидентов, что призвано простимулировать развитие полуострова и его портов.

Сегодня Крым и Севастополь стали пилотным проектом по развитию транспортной инфраструктуры, на реализацию которого правительством РФ выделены значительные средства.

В настоящий момент восстановлено движение парома на линии порт Севастополь – порт Зонгулдак (Турция). В перспективе возможно более эффективное использование мощностей ГУП ГС «Севастопольский морской порт» (причалы №50, 56). В частности, на причале №56 можно обустроить контейнерную площадку для паромной линии Севастополь – Стамбул.

Кроме того, нужно более эффективно использовать причалы в Артиллерийской бухте и на площади Захарова, где можно обустроить пассажирские комплексы для последующего использования на линии между Севастополем, Ростовом-на-Дону и Сочи. В перспективе возможно развитие баз-стоянок маломерных судов в Балаклавской бухте для организации приема иностранных яхт.

Стоит отметить, что потенциал морского порта Севастополь весьма велик. В силу объективных причин он не может сегодня работать с полной загрузкой, но на перспективы его развития мы смотрим с оптимизмом.

Морские порты №9 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ