Результаты вселяют уверенность - Морские вести России

Результаты вселяют уверенность

28.11.2016

Результаты вселяют уверенность

Группа «Новороссийский морской торговый порт» сегодня – это крупнейший портовый оператор России, оказывающий стивидорные, логистические и сервисные услуги. Основные производственные мощности группы находятся в портах Новороссийск на Черном море, Балтийск и Приморск – на Балтийском. Это наиболее глубоководные в регионе СНГ и Балтии морские причалы: максимальная глубина нефтеналивных причалов – 24,5 м; причалов для перевалки навалочных, генеральных и контейнерных грузов – 14,5 м. Группа НМТП объединяет компании ПАО «НМТП», ООО «ПТП», АО «НЗТ», АО «НСРЗ», АО «Флот НМТП», АО «НЛЭ», ОАО «ИПП», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» и АО «СФП».

О работе этого крупнейшего предприятия России журналу «Морские порты» рассказал генеральный директор ПАО «НМТП» Султан Батов.

Беседовала Наталья Пономаренко.

Морской порт Новороссийск находится в восточной части Черного моря на берегу Новороссийской (Цемесской) бухты. Он имеет выгодное географическое положение, поскольку это единственный глубоководный порт на юге России. Незамерзающая Цемесская бухта обеспечивает круглогодичную работу, а существующие в порту укрепительные сооружения и волнорезы служат достаточной защитой для портовых объектов, позволяя минимизировать время вынужденных простоев из-за погодных условий.

ПАО «НМТП» обрабатывает грузы из непосредственно тяготеющих к Новороссийску областей Центральной и Южной России. Кроме того, компания лидирует в обработке грузов из регионов Урала и Сибири. В последнее время возрастает роль Новороссийска в обслуживании транзитных грузопотоков из государств Средней Азии. Нефтяной терминал «Шесхарис» в Новороссийске посредством системы магистральных нефтепроводов соединен с важнейшими нефтедобывающими регионами Сибири, Казахстана и Азербайджана.

Порт Приморск – современный и перспективный транспортный узел на северо-западе России. Его строительство продолжалось четыре года и завершилось в 2005 году. Порт расположен на материковой части пролива Бьеркезунд Финского залива Балтийского моря, то есть находится вблизи стран Западной и Северной Европы на пересечении европейских внешнеторговых и транзитных грузопотоков.

Являясь крупнейшим портом по перевалке нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России, Приморск – конечная точка Балтийской трубопроводной системы, по которой осуществляется транспортировка нефти с месторождений Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов России. Благоприятные природные условия обеспечивают возможность круглогодичной эксплуатации порта Приморск и навигации с коротким периодом ледовой проводки. Максимальная глубина у причалов составляет 17,8 метра.

Порт Балтийск расположен на берегу Балтийского пролива, соединяющего Калининградский (Вислинский) залив с Балтийским морем, на входе в Калининградский морской канал, который служит для прохода судов из Балтийского моря в Калининградский морской порт, что позволяет принимать крупнотоннажные суда с разрешенной проходной осадкой 9,2 метра. Незамерзающая акватория обеспечивает круглогодичную эксплуатацию порта. В отличие от портов Калининграда порт Балтийск расположен у выхода в открытое море, что создает благоприятные навигационные условия для линейного судоходства, так как исключается необходимость проводки судов по Калининградскому морскому каналу.

Порт обладает развитой сетью транспортных коммуникаций с европейской частью России и странами Центральной и Восточной Европы, в том числе возможностью отправки грузов по железной дороге с российской и европейской колеей. Прямое автомобильное сообщение с Калининградом существенно ускоряет доставку грузов.

«МП»: Султан Хазалиевич, расскажите, с какими результатами Группа НМТП закончила первое полугодие 2016 года?

– Перевалка в морских портах России выросла на 6% по сравнению с первым полугодием 2015 года и достигла 345 млн тонн, в том числе 157 млн тонн сухих грузов (рост на 11%) и 188 млн тонн наливных (рост 2,3%). Перевалка наливных грузов увеличилась преимущественно за счет роста объемов перевалки сырой нефти на 9,4% – до 111,2 млн тонн, в то же время перевалка нефтепродуктов снизилась на 7,2% – до 68,4 млн тонн.

Увеличение объема перевалки сухогрузов обусловлено среди прочего ростом перевалки угля на 11,9%, до 64,7 млн тонн, грузов в контейнерах – на 4,6%, до 20,8 млн тонн, черных металлов – на 7,5%, до 14,7 млн тонн, руды – в 1,6 раза, до 4,6 млн тонн.

Операционные результаты Группы НМТП соответствуют отраслевым тенденциям. Грузооборот увеличился на 6% относительно первого полугодия 2015 года и достиг 74,4 млн тонн.

Перевалка сырой нефти у нас увеличилась на 7,5% и достигла 41 млн тонн. Перевалка нефтепродуктов выросла на 0,5% в целом по группе. При этом в Приморске объемы перевалки сырой нефти выросли на 11,3%, а нефтепродуктов – на 2,3%.

Перевалка железорудного сырья выросла на 60,4% и достигла 1,4 млн тонн, угля – на 12,3% и достигла 804 тыс. тонн по итогам полугодия, черных металлов и чугуна – на 16,3% и достигла 6,8 млн тонн. Контейнерооборот группы за первое полугодие 2016 года составил 2,74 млн тонн, или 252 тыс. TEU, темпы роста грузооборота составили 7,5% и 4,6% в тоннах и TEU соответственно.

Рост операционных показателей является основой для укрепления финансового положения группы. Поэтому даже при стабильном объеме выручки в первом полугодии группа смогла существенно улучшить ситуацию с ликвидностью и свободным денежным потоком. Консолидированная выручка Группы НМТП за первое полугодие 2016 года увеличилась на 1% – с $438 млн до $442 млн. Выручка от стивидорных услуг выросла на $11 млн, или на 3,3%, и достигла $347 млн. С начала года группа увеличила объем денежных средств и их эквивалентов в три раза – со $108,7 млн до $331,7 млн.

За счет замещения кредита Сбербанка на кредит от ВТБ на $1,5 млрд размер годовых платежей на погашение кредита сократился на $150 млн – с $350 млн до $200 млн. Долг группы, включая финансовую аренду, сократился на 1%, отношение чистого долга к LTM EBITDA улучшилось до 1,73* против 2,14* на начало года за счет роста объемов денежных средств.

Хочу напомнить, что в начале второго полугодия произошли два события, которые помогут нам поддерживать положительную динамику перевалки в долгосрочной перспективе. В июле 2016 года Группа НМТП стала владельцем 95,46% акций АО «НСРЗ», что дает нам возможность полноценно развивать грузовую составляющую этого предприятия. В августе 2016 года ООО «ПТП» с помощью новых проектных решений увеличило максимально допустимую осадку и дедвейт танкеров с нефтепродуктами с 30-40 тыс. до 60 тыс. тонн, что позволяет увеличить перевалку даже без модернизации причалов.

«МП»: Возвращаясь к операционным и финансовым результатам компании, поясните, пожалуйста, почему и каким образом был рефинансирован кредит Сбербанка?

– В июне 2016 года Группа НМТП привлекла кредит от банка ВТБ в размере $1,5 млрд и досрочно погасила кредит Сбербанка на аналогичную сумму.

Процентная ставка по кредиту ВТБ составляет LIBOR 3M + 3,99% годовых; срок кредита – семь лет, установлен комфортный график погашения кредита равными платежами по $100 млн два раза в год.

По кредиту Сбербанка применялась ставка LIBOR 3M + 5% годовых, срок кредита был до января 2018 года, график погашения предполагал единовременный платеж в размере $800 млн в конце срока кредита.

Рефинансирование кредита Сбербанка в ВТБ позволило нам улучшить условия финансирования и получить дополнительные возможности. Процентная ставка снизилась на 1,1 процентного пункта, за счет увеличения срока кредита и изменения графика погашения мы получили около $150 млн свободного денежного потока в год. Таким образом, Группа НМТП существенно улучшила условия финансирования, включая продление срока кредита и снижение процентной ставки.

После рефинансирования кредита у нас появилось больше свободы в вопросе инвестирования и распределения прибыли. Высвободившийся денежный поток может быть использован любым из этих способов в зависимости от приоритетов и потребностей группы в каждом периоде.

«МП»: В июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме ПАО «НМТП» и Росморпорт подписали соглашение о намерениях по участию в проекте строительства сухогрузного района морского порта Тамань. Сколько планирует группа направить средств на проект в Тамани, и как изменится инвестиционная программа группы в целом?

– До подписания этого соглашения в своей стратегии мы планировали увеличение перевалки сухих грузов на 30 млн тонн на собственных мощностях при инвестициях порядка 30 млрд рублей. С учетом проекта «Тамань» этот показатель может увеличиться вдвое – увеличение перевалки до 60 млн тонн, а инвестиций – до 65 млрд рублей.

Предполагается, что ПАО «НМТП» может стать стратегическим партнером и контролирующим акционером в управляющей компании ООО «РМП-Тамань», которую предложено определить концессионером порта Тамань. Концессионер будет отвечать за строительство и ввод в эксплуатацию инфраструктурных объектов порта федеральной и частной собственности, а также за привлечение частных (внебюджетных) инвестиций для реализации проекта.

Строительство грузовых терминалов будут вести частные инвесторы (операторы терминалов) за счет частных (внебюджетных) собственных или привлеченных средств. В качестве инвесторов (операторов терминалов) на первом этапе предполагается участие в проекте ООО «УК «Металлоинвест», ОАО «МХК «ЕвроХим», ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ОАО «АСТОН», ООО «ХК «Форум». ПАО «НМТП» также намерено участвовать в этих проектах в качестве инвестора и/или оператора.

В Тамань можно будет перевести навалочные грузы, которые сложно переваливать в Новороссийске, – ЖРС, уголь, минеральные удобрения. То есть разделить грузопотоки, учитывая, что мощности железной дороги в порту Тамань будут значительно выше, чем сегодня пропускные мощности в Новороссийске, даже с учетом реконструкции Новороссийского транспортного узла.

«МП»: В последнее время остро обсуждается вопрос с ФАС о переводе тарифов на оказание услуг операторов терминалов на рубли и введении ценового регулирования. Как это повлияет на Группу НМТП?

– Реализация инициатив ФАС без учета мнения представителей отрасли и Минтранса может привести к существенному сокращению выручки стивидорных компаний, к снижению налоговых отчислений в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, к свертыванию программ частных инвесторов в реконструкцию и строительство новых портовых мощностей. Поэтому Группа НМТП вместе с Минтрансом, другими представителями отрасли и Ассоциацией морских торговых портов участвует в обсуждении предложений ФАС. Мы надеемся, что итогом этого процесса будет какое-то компромиссное решение.

Операторы морских терминалов заключают договоры на услуги как с резидентами, так и с нерезидентами в рублях и в валюте в зависимости от условий внешнеторговых договоров. В Группе НМТП расчеты между резидентами РФ проводятся исключительно в рублях. Для НМТП и других стивидоров отсутствие возможности получать валютную выручку означает проблемы с исполнением обязательств по валютным кредитам, по договорам подряда и поставки оборудования.

С другой стороны, резкое снижение тарифов на услуги портов может не привести к повышению конкурентоспособности ответственных товаров на мировом рынке, поскольку эта экономия будет перераспределена в доход посредников, например сырьевых трейдеров или контейнерных линий, а выручка и издержки экспортера фактически не изменятся. При этом экспортеры и сейчас имеют широкий спектр возможностей для регулирования стоимости портовой составляющей в транспортных расходах.

«МП»: Каковы Ваши планы и прогнозы на итоги работы Группы НМТП в 2016 году?

– На 2016 год мы планировали грузооборот около 131 млн тонн и ожидали основное снижение по сырой нефти, объемы перевалки которой в 2015 году оказались выше ожиданий, в том числе за счет налогового маневра.

Объемы переработки большинства грузов на этот год планировались на уровне 2015 года. В результате сейчас мы опережаем план по общему грузообороту на 10 млн тонн.

Морские порты №6 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ