Морские спасатели - Морские вести России

Морские спасатели

17.10.2016

Морские спасатели

Морской спасательной службе Росморречфлота – 60 лет. На протяжении всего времени существования она в любых условиях спасала на море суда и людей, терпящих бедствия. Сегодня Морспасслужба – ведущая организация в нашей стране, которая помимо своей основной функции занимается подъемом затонувших судов и грузов, экологической защитой моря, ликвидацией разливов нефти и других вредных веществ. В канун юбилея мы встретились с ее руководителем Андреем Хаустовым.

Беседовала Юлия Орлова, спецкор

«МФ»: Андрей Викторович, поздравляем ваш коллектив с прекрасной датой! Здоровья и удачи, благополучия и новых успехов!

Если же говорить о ваших последних успехах, то Морспасслужба неоднократно становилась лидером отрасли в номинации «Лучшее государственное бюджетное учреждение». Как думаете, в 2016-м удастся снова подтвердить почетное звание?

– Мы работаем в этом направлении. Развиваемся поступательно, завоевывая авторитет в нефтегазовых компаниях, которые обслуживаем на огромных морских просторах нашей страны, а также у всех тех, с кем сводит нас профессиональная деятельность. В июне этого года стали полноправными членами Международного союза спасателей (ISU), который объединяет 54 компании морских спасателей из более чем 20 стран. В эту организацию принимают только компании, имеющие хорошую репутацию, большой опыт производства спасательных работ и предоставившие не менее двух рекомендаций от действующих полноправных членов. Стоит отметить, что предыдущие четыре года нам не удавалось попасть в ISU – тем приятнее наш нынешний успех. Значит, Морспасслужба соответствует высоким профессиональным стандартам.

«МФ»: Где и в каких операциях этого года спасателям Морспасслужбы удалось проявить свой опыт, знания и показать высокое качество работы?

– Вспоминается операция, проведенная нашими спасателями из Сахалинского филиала, по ликвидации разлива нефтепродуктов с танкера «Надежда» на акватории порта Невельск. Это случилось в конце прошлого года. Тогда, в условиях плохой погоды, танкер сел на мель с грузом на борту. В течение двух месяцев спасатели проводили работы по перекачке судового маловязкого топлива с аварийного судна на берег. Было собрано 541,8 куб. м обводненных нефтепродуктов, очищена вся акватория морскогопорта Невельск.

А в этом году, в августе, возникла аварийная ситуация с научным судном «Профессор Пробатов» в Охотском море. На борту было 28 человек – экипаж и ученые с острова Сахалин. Спасательное судно «Лазурит», несущее готовность в порту Корсаков, в минимально короткий срок вышло на помощь «Профессору Пробатову», у которого в условиях надвигающегося циклона отказал двигатель. На буксире научное судно благополучно достигло родных берегов.

В этом же августе на траверзе порта Анапа яхта «Святая Виктория» (флаг США, экипаж – 5 человек, все граждане РФ) потеряла ход из-за поломки редуктора главного двигателя. Судно следовало из порта Сочи в порт Севастополь. К работам по буксировке был привлечен спасательный катер «Анатолий Ткачев» Азово-Черноморского филиала МСС, который взял яхту на буксир. Буксировка проведена успешно. А главное – нет пострадавших.

В июле в наш Каспийский филиал поступила информация, что на острове, расположенном в районе 117-го км Волго-Каспийского морского судоходного канала, наблюдается возгорание камыша. Дальнейшее распространение огня угрожало жилым и хозяйственным постройкам поста рыбоохраны, где находились люди. Борьба с огнем продолжалась 6 часов, пожар удалось ликвидировать. В тушении пожара были задействованы судовые штатные пожарные системы и пожарные ручные стволы спасательных судов. Благодаря оперативным действиям спасателей Каспийского филиала пожар на острове был локализован и потушен, спасены 3 сотрудника рыбоохраны, материальные ценности поста, включая административное здание и вспомогательные постройки.

И это только несколько примеров, и только за летний период. Случаев на море с участием наших спасателей с начала года уже было немало.

«МФ»: В праздник, да еще в такой юбилей, принято называть лучших из лучших. Кем из сотрудников Морспасслужба гордится?

– Руководителем Балтийского филиала Андреем Кобелевым. Он пришел сюда в 2014 году, когда филиал был самым отстающим. И за два года благодаря своим организаторским способностям и огромному трудолюбию вывел его в самый лучший.

Хочется отметить водолазного специалиста высочайшего класса Игоря Усова из Астраханского филиала, который принимал активное участие, в том числе и в международном проекте по освоению месторождения нефти и газа им. Филановского на Каспии вместе с итальянской компанией SAIPEM. А в этом году он контролировал работу подрядных организаций при строительстве терминала в Обской губе. Водолазные работы проходили при очень низких температурах (до минус 45 градусов). Для контроля качества этих работ неоднократно сам спускался под воду.

Нельзя обойти и капитана спасательного судна «Водолаз Сашков» Андрея Осетрова. Работает в Приморском филиале более 5 лет. Очень ответственный и грамотный специалист. Любит свое дело!

Добрые слова хочется сказать о капитане МФАСС «Балтика» Сергее Глибине и старшем механике этого же судна Николае Якове, который работает с приемки судна и зарекомендовал себя отличным специалистом, о старшем помощнике капитана спасательного судна «Ясный» Сергее Волкове, который начал со штурмана и вырос до ст. помощника.

На судне «Стольный град Ярославль» зарекомендовал себя как опытный, знающий специалист, радеющий за дело, старший помощник капитана Анатолий Малов. За многолетнюю службу в Морспасслужбе он в 2014 г. получил благодарственное письмо от Министерства транспорта, а также награжден Почетной грамотой от губернатора Астраханской области, имеет поощрения и от имени директора филиала.

«МФ»: Как сегодня оснащается служба спасательной техникой?

– Очень активно. Служба оснащается самыми современными образцами спасательной техники. Поступили новые многофункциональные аварийно-спасательные суда с общей мощностью 7,5 МВт «Балтика», «Мурман», «Берингов пролив», многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт проекта MPSV07 «Спасатель Демидов».

«МФ»: Как отпраздновали юбилей Морспасслужбы?

– Торжество прошло у нас на территории. Гостей ознакомили с офисными помещениями здания службы. В ходе осмотра продемонстрирован учебно-тренировочный центр, который за последний год был оснащен новыми тренажерами, в том числе тренажером по покиданию вертолета при приводнении (HUET). В зале заседаний заместитель руководителя Росморречфлота А. Пошивай поздравил сотрудников службы и вручил им награды и благодарности от министра транспорта. В торжестве приняли участие также заместитель руководителя Росморречфлота Ю. Костин и другие сотрудники агентства.

К поздравлениям присоединились представители Администрации Севморпути, Росморпорта, «Морсвязьспутника», а также компаний «Тетис Про», «Ламор корпорейшен», «Викинг Саплай», «Окская судоверфь», «СКЦ Росморречфлота». Не скрою, приятно было услышать от наших гостей, как высоко они нас ценят. Мы тоже дорожим своими друзьями и партнерами и надеемся, что наши конструктивные отношения продлятся еще долгие годы.

Решение о создании Морской спасательной службы принято на основании распоряжения Совета Министров СССР от 23 августа 1956 года, согласно которому выполнение судоподъемных и подводно-технических работ в народно-хозяйственных целях для всех гражданских ведомств было передано Министерству морского флота СССР.

Самые известные спасательные операции Морспасслужбы: подъем теплохода «Моздок» в Одессе в 1972 г., ликвидация последствий крушения танкеров «Волгонефть-63», «Волгонефть-77» на Каспии в 1973 г. и парохода «Адмирал Нахимов» в Черном море в 1986 г., подъем со дна моря черных ящиков авиалайнера А-320, разбившегося в 2006 г., ликвидация последствий катастрофы в Керченском проливе в 2007 г., в том числе подъем и утилизация т/х «Волгонефть-139».

Морская спасательная служба Росморречфлота имеет в своем подчинении 10 филиалов, организованных на базе бассейновых аварийно-спасательных управлений.

Аварийно-спасательный флот в своем составе имеет 147 аварийно-спасательных судов. Это буксиры-спасатели, суда обеспечения, водолазные суда (катера), спасательные суда и катера, вспомогательные суда.

.Для обеспечения выполнения аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ Морспасслужба имеет в своем составе более 170 водолазов-профессионалов, 17 из которых прошли курс обучения в зарубежных школах водолазов, признанных IMCA. Водолазные работы выполняются на глубинах до 100 метров.

Морспасслужба обеспечивает выполнение инженерно-технических задач различной степени сложности на глубинах до 3000 метров и подводно-техническое сопровождение глубоководных операций.

Общая численность персонала морских аварийно-спасательных формирований составляет более 1500 человек. Ежедневно заступает на дежурство до 90 судов и 600 морских спасателей.

Учебно-тренировочный центр МСС – единственное государственное заведение в России, которое осуществляет образовательную деятельность по основным и дополнительным программам обучения профессии водолаза, а также по повышению квалификации, подготовке и переподготовке специалистов и сотрудников аварийно-спасательных подразделений и формирований.

Морской флот №4 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ