Успешный поиск новых возможностей - Морские вести России

Успешный поиск новых возможностей

04.07.2016

Успешный поиск новых возможностей

Несмотря на продолжающееся второй год падение грузооборота, ОАО «Калининградский морской торговый порт» привлекает новые грузы, реализует программу технического перевооружения и строит планы по дальнейшему развитию. О том, как стивидорная компания преодолевает кризис, как ищет и находит новые возможности для развития, корреспонденту «МП» рассказал первый заместитель генерального директора ОАО «Калининградский морской торговый порт» Владимир Лавренчук.

«МП»: Владимир Борисович, какими были объемы и динамика грузооборота стивидорной компании ОАО «Калининградский морской торговый порт» в 2015 году в целом и по отдельным видам грузов?

– 2015 год мы закончили с грузооборотом 2,8 млн тонн, хотя рассчитывали, что показатель будет больше 3 млн тонн. По сравнению с 2014 годом произошло достаточно серьезное падение – на 17%. Наиболее значительным был спад по щебню и контейнерам.

Импорт щебня через наш порт сократился на 277 тыс. тонн по сравнению с 2014 годом – с 874 тыс. до 596 тыс. тонн. При этом в начале прошлого года подрядчики планировали, что объемы строительства в регионе останутся прежними, и мы в свою очередь рассчитывали, что объемы импорта останутся прежними. Но из-за изменения курсов валют импортные строительные материалы, в том числе идущий через КМТП норвежский щебень, стали существенно дороже, и местные компании были вынуждены сократить его закупку и перейти на закупку отечественных стройматериалов.

Оборот контейнеров сократился в два раза – со 145,8 тыс. до 83,1 тыс. TEU. Это связано, во-первых, с санкциями и антисанкциями и вызванным ими нарушением сложившейся структуры движения грузов в контейнерах, во-вторых, с падением контейнерного оборота «Автотора» (на предприятие приходится 60-80% контейнерного потока Калининградской области), вызванного в свою очередь падением автомобильного рынка России.

«МП»: Появились ли в порту новые грузы, которые могли хотя бы частично компенсировать падение объемов по названным товарным позициям?

– Да, в первую очередь это уголь, который мы начали перегружать в октябре прошлого года. В связи с ремонтами ОАО «РЖД» на латвийском направлении и соответствующим сокращением пропускной способности железной дороги компания «Мечел» обратилась к нам с просьбой о перегрузке угля, который раньше шел через порты Латвии, чтобы иметь возможность сохранить объемы экспорта. Уголь идет из Кемерово и далее в города Европы. В настоящее время мы вышли на 30-40 тыс. тонн угля в месяц и рассчитываем, что по итогам текущего года объем его перевалки составит не менее 400-500 тыс. тонн.

Не скрою, мы стремимся к тому, чтобы грузовладелец, придя в наш порт конъюнктурно, остался у нас. И для этого мы стараемся создать все условия. В частности, увеличиваем погрузку угля выше нормы: на первое судно мы погрузили 12,5 тыс. тонн угля в сутки при норме 10 тыс., а на второе – 14,5 тыс. тонн при норме 8 тыс. Это позволяет нам быть конкурентными, ведь чем больше норма погрузки, тем меньше стоимость фрахта, который оплачивает грузовладелец, и тем ему выгоднее использовать данный терминал.

Что касается других новых грузов, то в прошлом году мы начали погрузку сначала круглого леса, а затем доски в контейнерах. Этот груз отправляется в Китай. Также недавно начали отправку продукции деревообрабатывающей промышленности области. Речь не идет об огромных объемах погрузки, но отрадно, что постоянно появляются новые грузы…

«МП»: Какая техника используется сейчас в КМТП? Планируете ли новые покупки или модернизацию имеющейся перегрузочной техники?

– Основу технического парка КМТП составляют портальные краны в количестве 40 единиц, срок эксплуатации которых постепенно подходит к концу. В связи с этим на повестке дня стоит проблема технического перевооружения порта.

После анализа номенклатуры грузов, с которыми мы работаем и можем работать, и типов судов, заходящих в порт, мы пришли к выводу, что портальные краны на перевалке большей части грузов целесообразно заместить мобильными. А поскольку один мобильный кран можно использовать на разных причалах, то для обеспечения наших потребностей достаточно будет 10-15 единиц.

Для КМТП мобильный кран более универсален, чем для других, более крупных портов – например, для Мурманска, опыт которого в использовании этой техники мы изучали. Так, в Мурманском порту мобильные краны можно использовать только при выгрузке вагонов, а у нас – и при выгрузке вагонов, и при погрузке и разгрузке судов.

В прошлом году мы приобрели один мобильный кран фирмы Sennebogen, который планируем эксплуатировать на разных причалах на перевалке различных видов грузов. Мы предполагаем в течение 10-15 лет заменить большую часть портальных кранов на мобильные. Портальные краны оставим только на нескольких причалах, где перегружаются тяжелые грузы, такие как контейнеры и металлы.

Также в прошлом году мы приобрели несколько новых погрузчиков. Сейчас их парк составляет около 90 единиц, что позволяет обслуживать текущий грузопоток и выполнять плановые ремонты.

«МП»: Фактором, сдерживающим поток грузов в порты Калининградской области, выступали высокие тарифы на железнодорожные перевозки российских грузов по территории Литвы и Белоруссии. В попытках решить тарифную проблему стивидоры региона не раз обращались в Минтранс, Минфин и правительство РФ. Удалось ли добиться каких-то результатов?

– Удалось. В конце прошлого года правительством РФ принято решение о компенсации той разницы, которая возникает в тарифах до нашего порта по сравнению с тарифами на территории России, и создан механизм (сейчас он дорабатывается на местном уровне и в ближайшее время заработает), по которому эта компенсация будет рассчитываться и выдаваться производителям Калининградской области. Экспортный/импортный же груз, для которого стивидоры изначально предлагали использовать такую компенсацию, из этого механизма был исключен. Иными словами, наша идея о компенсации разницы в тарифах была реализована не для нас, и на работу порта это повлияло лишь косвенно.

Но в любом случае отрадно, что первый реальный шаг на пути решения тарифной проблемы со стороны федеральной власти сделан. Мы рассчитываем, что вторым шагом будет принятие механизма компенсации по экспортным/импортным грузам, и этот шаг не заставит себя долго ждать. Это позволит нам при прочих равных привлекать дополнительные грузы в наш порт и создаст условия для успешной конкуренции с другими балтийскими портами.

Пока же высокие тарифы на железнодорожные перевозки по территории Литвы и Белоруссии мы пытаемся сгладить получением скидок по отдельным товарным позициям. Происходит это в процессе переговоров и заключения договоров. При этом размер скидки напрямую зависит от объема перевозимого груза – чем он больше, тем выше вероятность получения скидки.

«МП»: Владимир Борисович, как Вы оцениваете ближайшие перспективы КМТП?

– На данном этапе понятно, что наш порт не только выживает, но и имеет возможность развиваться за счет своей универсальности – способности работать с разными грузами: навалочными, контейнерными, рефрижераторными, генеральными, негабаритными и т.д., причем как по импорту, так и по экспорту. Это преимущество остается с нами, помогает преодолевать кризис и будет определять дальнейшие перспективы развития КМТП.

В ближайшее время мы рассчитываем, что к нам частично вернется грузопоток экспортного алюминия, успешный опыт перегрузки которого в предыдущие годы у нас есть. Что касается контейнерного грузопотока, то мы не рассчитываем на его восстановление в ближайшее время, поскольку понимаем, что восстановление автомобильного рынка России если и будет происходить, то крайне медленно, а других источников компенсировать выпадающие контейнерные объемы «Автотора» в Калининградской области нет.

Кроме того, у нас есть технологические возможности и для перегрузки дополнительных объемов различных видов грузов, и мы всегда открыты для соответствующих предложений.

Морские порты №1 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ