Порты Сахалина должны развиваться - Морские вести России

Порты Сахалина должны развиваться

12.04.2016

Порты Сахалина должны развиваться

Порты Сахалина, Курил и Камчатки работают в непростых природно-климатических условиях. Вместе с тем, они расположены в выгодных местах для ведения внешнеторговых отношений со странами АТР, Северной и Южной Америки, на пересечении важных транспортных маршрутов. Не случайно к этому региону и портам в настоящее время российское правительство проявляет повышенное внимание. О том, с какими результатами завершает год портовая отрасль региона, как организована безопасность мореплавания в этих портах и на подходах к ним, с какими трудностями портовым властям приходятся сталкиваться в повседневной работе – в интервью руководителя ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Владимира Шутько.

«МП»: Владимир Анатольевич, каковы в целом предварительные итоги года работы морских портов Сахалина, Курил и Камчатки? Как Вы их оцениваете с точки зрения грузооборота и морских перевозок (судозаходов)?

– В целом показатели работы морских портов, входящих в ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» практически остались на уровне прошлого года. И это неплохие показатели: объем перевалки за 11 месяцев 2015 года составил 21,56 млн тонн. Несмотря на то, что в некоторых портах – Пригородное, Корсаков, Холмск, Петропавловск-Камчатский – грузооборот уменьшился, это снижение компенсировал выросший более чем на 800 тыс. тонн грузооборот порта Шахтерск.

Если сравнивать статистику судозаходов за 11 месяцев 2014 и 2015 годов, то можно заметить, что в портах, которые немного снизили грузооборот, количество судозаходов, наоборот, выросло. А вот в Шахтерске, который существенно увеличил грузооборот в 2015-м, судозаходов было меньше чем в прошлом году. Это связано с тем, что в морской порт Шахтерск стали заходить суда с большей грузовместимостью.

«МП»: В Вашем ведении находятся морские порты и терминалы, разбросанные на больших площадях. К тому же это совершенно разные порты по своей специализации и имеют достаточно разное состояние инфраструктуры. Расскажите сначала о лидерах. Как у них обстоят дела в это непростое с экономической точки зрения время? Каковы тенденции и планы развития?

– Морские порты, через которые осуществляется материально-техническое снабжение Сахалинской области, это прежде всего Корсаков и Холмск. Морской порт Корсаков – это универсальный порт: он обрабатывает как контейнеры, так и навалочные грузы, обеспечивает пассажирское сообщение Сахалина с Курильскими островами, принимает иностранные круизные суда. Здесь намечается строительство большого холодильника, логистического склада, перерабатывающего производства для рыбной отрасли с целью создания в порту полноценной рыбной биржи. В порту Холмск в Северной гавани идет строительство волнолома островного типа, что позволит уменьшить время простоя судов в связи с плохими погодными условиями. Южная гавань в основном ориентирована на обработку паромов, работающих на линии Холмск – Ванино. В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» предусмотрен ряд мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, в частности, реконструкция береговых сооружений, железнодорожного паромного комплекса в Холмске для развития паромного сообщения, строительство двух железнодорожных паромов.

По перевалке экспортных грузов лидируют порты Пригородное и Шахтесрк. Морской порт Пригородное специализируется на перегрузке экспортных углеводородов. Построенный специально для перевалки сжиженного природного газа (СПГ) и нефтеналивных грузов, порт сейчас работает практически на полную мощь. В перспективе планируется строительство третьей линии СПГ, что увеличит его грузооборот. В Шахтерске намечено строительство новых причалов и реконструкция имеющихся портовых мощностей для перегрузки угля, что в перспективе позволит увеличить перевалку угля до 12 млн тонн в год.

В Петропавловске-Камчатском в ближайшие годы в рамках ТОР планируется развитие круизного туризма. Для этого приводится в порядок портовая инфраструктура, строится новый морской вокзал, оптимизирована работа морского пункта пропуска, налажена координация деятельности государственных контрольных органов со Службой капитана порта для того, чтобы свести к минимуму время оформления круизных лайнеров.

Развитие морских портов осуществляется во многом благодаря реализации федеральных целевых программ. Приезд на Сахалин в ноябре уходящего года вице-премьера, полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева в очередной раз продемонстрировал заинтересованность государства к развитию инфраструктуры морских портов Дальнего Востока и Сахалина. В ходе рабочей поездки вице-премьер отметил, что «Сахалин обладает в целом хорошими условиями для развития портового хозяйства».

«МП»: Все ли морские порты работают в штатном режиме?

– Все, кроме одного: морской порт Александровск-Сахалинский находится в простое – хозяйственная деятельность в нем не ведется уже порядка 5 лет, перегрузочные мощности и оборудование находятся в ветхом состоянии.

Но надежда на развитие порта есть. Во Владивостоке на Восточном экономическом форуме правительство Сахалинской области и ФГУП «Росморпорт» заключили соглашения о развитии трех морских портов – Корсаков, Невельск и Александровск-Сахалинский.

«МП»: Перейдем от состояния инфраструктуры портов к инфраструктуре систем обеспечения безопасности мореплавания. В каких вопросах Вы испытываете трудности, где и чего не хватает – техники, оборудования, кадров, помещений, средств? Как решаются проблемы, связанные с исполнением АМП своих основных функций – обеспечения безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним?

– Обеспечение безопасности мореплавания – одна из главных функций капитанов морских портов. Трудности, конечно, присутствуют как объективного, так и субъективного характера. Объективные – это удаленность таких мест, как Курилы или остров Беринга. Средства связи там не везде соответствуют современным требованиям. Поэтому сложно внедрять современные информационные системы, программы, рассчитанные, например, на скорость интернета.

Субъективные трудности – небольшое количество населения в некоторых пунктах, где находится портовая инфраструктура, следовательно, отсутствует конкуренция в отборе специалистов. Это означает необходимость методичной и скрупулезной работы с людьми на местах. С учетом удаленности не всегда удается достичь стопроцентного результата. Но, с другой стороны, есть поле для деятельности, то есть рабочие места, а значит, возможность для продвижения вперед и решения проблем.

«МП»: Часть портов Сахалина – замерзающие, и навигация в них сейчас закрыта. А как проходит зимняя навигация в остальных портах? Есть ли в них необходимость использования ледоколов? Каковы особенности зимней навигации этого года?

– Четыре морских порта, входящих в состав АМП Сахалина, Курил и Камчатки, замерзающие – это Шахтерск, Москальво, Поронайск и Александровск-Сахалинский, навигацию приходится закрывать. В портах Корсаков, Пригородное, Петропавловск-Камчатский в зависимости от прогнозируемой ледовой обстановки капитанами этих портов объявляются периоды ледокольной проводки судов и устанавливаются ограничения по режиму ледового плавания судов.

На период льдообразования в морском порту Пригородное дежурит ледокол. Невельск и Холмск являются незамерзающими портами, они открыты для навигации круглогодично.

«МП»: Как влился Камчатский порт в АМП Сахалина? Ведь он прежде всего далеко от Вас, другие грузопотоки, условия, направления. … Как в этом порту обстоят дела? Есть основания полагать, что этот порт, как и ряд портов тихоокеанского побережья, получит статус свободного порта. В Вашей АМП это будет единственный морской порт с таким статусом или нет? Как Вы с позиции руководителя портовых властей оцениваете статус свободного порта и его перспективы?

– Морской порт Петропавловск-Камчатский в структуре бассейновой АМП уже год. Реорганизация ФГУ «Администрация морских портов Сахалина» проходила в форме присоединения к нему ФГУ «Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский», соответственно, с изменением кадровой политики. В начале июня 2015 полностью завершились организационно штатные мероприятия.

Главные сложности управления в этом порту связаны опять же с его удаленностью и неразвитой системой логистики. Однако для Петропавловска-Камчатского серьезным шагом на пути к развитию должно стать создание в нем свободной портовой зоны – режима порто-франко. К тому же придание ему статуса опорного пункта на трассе Северного морского пути даст Петропавловску-Камчатскому стимул для интенсивного развития международной торговли.

Согласно законопроекту «О свободном порте Дальнего Востока», который подготовлен Минвостокразвития и проходит стадию общественного обсуждения, режим свободного порта распространяется на территории 14 муниципальных образований четырех дальневосточных регионов. В их число наряду с морским портом Петропавловск-Камчатский входят и два морских порта Сахалинской области – Холмск и Корсаков.

«МП»: Сахалин и Камчатка – рыбные края, рыбаков. Недавно Вы участвовали в совещании по рыбному флоту. Как обстоят дела с промысловыми и рыболовецкими судами, их базами, экипажами? Какие задачи были поставлены и какие предстоит решить в ближайшее время? Каковы перспективы развития рыбной промышленности на Сахалине и Камчатке? Что должно сделать государство, чтобы самый натуральный и богатый белками отечественный продукт – рыба, попадал в первую очередь на прилавки наших магазинов, а не заграничных?

– Проблемы в рыбной отрасли неоднократно обсуждались на Сахалине, в Владивостоке и Москве. Устаревший флот, нехватка квалифицированных специалистов, снижение уровня подготовки кадров. Это только часть проблем, которые предстоит решить в ближайшем будущем.

Так же не до конца отлажена процедура сбыта продукции, не достаточно подготовлена инфраструктура для принятия и обработки вылова. В связи с этим в настоящее время в морском порту Корсаков планируется создание рыбной биржи. С 2017 года в порту развернется строительство береговых мощностей: холодильника, цеха по переработке рыбы, складов и офисов. Предполагается, что инвесторы на этом этапе вложат в рыбный кластер до 3 млрд рублей. К 2020 году биржа должна заработать в полную силу.

«МП»: Владимир Анатольевич, нельзя не спросить о недавней крупной аварии, произошедшей возле Невельска с нефтяным танкером. В чем была причина аварии? Насколько серьезен ущерб от нее?

– По поводу причин аварии в дальнейшем покажут результаты расследования. По факту происшествия с нефтеналивным судном «Надежда» было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта».

В настоящее время предварительное расследование устанавливает причины аварии. Ущерб от аварии причинен крупный, говорить о цифрах пока идет расследование и судьба судна не определена, еще рано.

«МП»: Ваши пожелания в Новом году всем работникам морской отрасли.

– В новом 2016 году всем работникам морской отрасли желаю уверенности в завтрашнем дне и безаварийной работы. Пусть производственные успехи, финансовая стабильность, благополучие и крепкое здоровье всегда будут вашими верными спутниками!

Самые теплые поздравления адресую ветеранам отрасли. Ваш вклад в становление морского флота и опыт, переданный молодому поколению, заслуживают признательности и искренней благодарности. Всего вам наилучшего. С Новым годом!

Морские вести России №10 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ