Единая магистраль пяти регионов - Морские вести России

Единая магистраль пяти регионов

10.11.2019

Речной транспорт

Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, расположены в 5 субъектах России: Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской области и Еврейской автономной области.

В навигацию 2019 г. открыто действие и обслуживаются СНО судовых ходов на 4872 км ВВП с гарантированными габаритами, в т.ч. на 3130 км первой освещаемой категории, 777 км второй светоотражающей категории и 965 км третьей неосвещаемой категории, а также на 190 км водных путей без гарантированных габаритов и без СНО, востребованных для судоходства. Всего в навигацию обслуживаются судоходной обстановкой 5062 км ВВП. Учреждение выполняет путевые работы по устройству и обслуживанию СНО судовых ходов, поддержанию заданных габаритов судовых ходов, оборудование ВВП системами навигации и связи, а также обеспечение судовладельцев и судоводителей информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания.

В обстановке уверенной безопасности

Александр Савин, руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть»

По водным путям осуществляется обеспечение северных районов топливом, промышленными товарами и продуктами питания. Учреждением выполнены работы по сооружению траншей нефтепровода ВСТО, Тунгусского водовода, волоконно-оптической линии связи, укладке и засыпке этих подводных переходов, очистке водозаборов. Возводились защитные дамбы, проводились водоотводные прорези, отсыпка территорий под крытый стадион и микрорайон «Строитель» в Хабаровске.

Совместное управление

На участках ВВП, расположенных в пограничных с КНР зонах общим протяжением 2744 км, содержание, развитие ВВП и навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов осуществляются совместно с китайской стороной на основании п. 4 статьи 7 КВВТ РФ и Соглашения между правительствами СССР (РФ) и КНР «О порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и оз. Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях» от 30 мая 1951 г.

Судоходство, содержание водных путей, выполнение путевых работ и навигационно-гидрографического обеспечение условий плавания судов по пограничным участкам рек Амурского бассейна на основании этого соглашения регулирует Смешанная российско-китайская комиссия по судоходству. Председателем российской части Смешанной комиссии является руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть» А. Савин, назначенный председателем Правительства РФ. Работа российской части комиссии организована на базе учреждения с участием ведущих специалистов. Руководитель также принимает участие в работе Комиссии по границе, Комиссии по проверке границы, в заседаниях Рабочей группы по морскому и речному транспорту Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств РФ и КНР, в подготовке встреч в трехстороннем формате российско-китайско-корейских консультаций по вопросам проведения совместного осмотра р. Туманная.

В период с 2000 года по настоящее время после проведения демаркации границы между РФ и КНР на ее восточной части, в т.ч. после точного определения положения границы на пограничных участках Амурского бассейна ВВП во взаимодействии с китайской частью Смешанной комиссии, решены вопросы улучшения судоходных условий на многих затруднительных участках пограничных рек Аргунь, Амур и Уссури.

В связи с проектированием и строительством трансграничных мостовых переходов через Амур, автодорожного Благовещенск – Хэйхэ и железнодорожного Нижнеленинское – Тунцзян, руководство и специалисты учреждения на специальных встречах Смешанной комиссии выработали технические условия для строительства, параметры судоходных пролетов мостов и судоходной сигнализации, согласовали основные проектные решения и мероприятия по безопасности судоходства на этапах строительства и эксплуатации этих сооружений. Строительство основных конструкций мостовых переходов завершено.

Сила Сибири

В составе магистрального газопровода «Сила Сибири» осуществляется создание газоперерабатывающей инфраструктуры на Дальнем Востоке со строительством Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области в районе г. Свободного. Для строительства Амурского ГПЗ доставка большей части крупнотоннажных грузов (КТГ) и оборудования из зарубежных портов возможна только по морским путям с последующей доставкой по ВВП Амурского бассейна протяженностью 2129 км от Николаевска-на-Амуре по Нижнему, Среднему Амуру и Зее до причала, расположенного на 212-м км этой реки.

В связи с недостаточными установленными и фактическими габаритами судовых ходов на участке 212-0 км р. Зеи с целью бесперебойной доставки в 2018-2022 годах КТГ на причал Амурского ГПЗ по заданию ООО «Газпром переработка Благовещенск» разработана проектная документация по объекту «Обеспечение безопасных условий судоходства на участке р. Зеи 0-212 км для доставки оборудования и материалов на причал Амурского ГПЗ…», которой предусмотрено выполнение изыскательских, гидрографических и проектных работ по созданию рабочей документации по годам перевозки грузов, с мероприятиями по трассированию судовых ходов, дополнительной установке и перестановке знаков, переводу участка ВВП в освещаемую категорию, дноуглубительным работам по обеспечению требуемых габаритов судовых ходов на лимитирующих перекатах. Установка и перестановка навигационных знаков, а также выполнение дноуглубительных работ на лимитирующих участках в навигации 2017, 2018 и 2019 годов землесосом «Зея» и многочерпаковым земснарядом «Амурский-202» обеспечили потребные габариты судовых ходов. На участке за эти годы разработаны 34 дноуглубительные прорези общим объемом извлеченного грунта 1705,7 тыс. куб м.

В навигацию 2018 года баржебуксирными составами (ББС) ООО «НЛК» из порта Де-Кастри по Татарскому проливу и лиману Амура до Николаевска-на-Амуре и по ВВП Нижнего, Среднего Амура и реки Зеи осуществлена доставка на причал Амурского ГПЗ 14 барж с КТГ общим весом более 10,0 тыс. тонн.

В навигацию 2019 года доставка КТГ на причал АГПЗ осуществлена 23 ББС общим весом КТГ более 12,0 тыс. тонн.

Специалистами учреждения осуществлялся постоянный контроль движения ББС по участкам ВВП.

Северный завоз

Кроме того, Администрация принимает активное участие в организации завоза продукции в северные районы Хабаровского края, обеспечивая безопасность судоходства на участке ВВП Нижнего Амура от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре протяженностью 930 км.

Для выполнения обязательств в оставшийся период навигации 2019 года судовладельцам необходимо доставить в северные районы края 700 тонн нефтепродуктов, что составляет 5,5% от общего объема запланированных перевозок.

В период с 2015 по 2018 год срывов по доставке продукции в северные районы Хабаровского края не было.

Инновационное оборудование

С 2010 года в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» и ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» в учреждение поступают СТК (АПК/АПИК, СОК, СКУП), которые устанавливаются на изыскательские, обстановочные суда и земснаряды филиалов. В навигацию 2018 года на т/х «Исток» установлен СОК новой комплектации КТДЛ. В навигацию 2019 года на промерный катер «Барракуда 58» установлен АПИК в новой комплектации КТДЛ. На текущий период времени на суда установлены 22 комплекта СТК (АПК/АПИК, СОК). Кроме того, большая часть обстановочных, изыскательских и служебно-вспомогательных судов и земснарядов оборудована цифровыми эхолотами – навигационными спутниковыми приемниками GPS.

Установленное на технические суда и промерные средства ГЛОНАСС/GPS оборудование используется для выполнения путевых работ по выставлению и перестановке плавучих знаков, промеров, русловых изыскательских и гидрографических работ, в т.ч. для создания баз данных, обновления ЭНК, контроля расстановки и габаритов судовых ходов. В комплекте с СТК для выполнения работ продолжается использование баз данных ЭНК в формате программ «Дельта-П», «Дельта-О», «Дельта-Д».

На основании материалов и цифровых данных русловых изыскательских, гидрографических и промерно-съемочных работ картографической службой создаются обновления баз цифровых данных для ЭНК на водные пути бассейна, а также по корректуре (переизданию) в программе «MapMaker» ячеек ЭНК, полученных из фонда пространственных данных Росморречфлота.

В 2010 году на 56 судах учреждения установлено оборудование «СМС-Река», в т.ч. на 10 судов в дополнение установлены 10 комплектов спутниковой телефонии.

В 2010 году в Благовещенске был произведен монтаж контрольно-корректирующей станции (ККС) глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.

В рамках ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» произведен монтаж ККС в 2018 году в Хабаровске.

С 2018 года проводятся подготовительные мероприятия по установке ККС в Комсомольске-на-Амуре.

Конференция

С 23 по 25 июля 2019 года в Хабаровске на базе Администрации проводилась ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Современные методы эксплуатации внутренних водных путей РФ».

С приветственным словом к участникам обратились президент РосНТО ВТ О. Шахмарданов, начальник Управления организации перевозок правительства Хабаровского края В. Березовский, первый заместитель руководителя по водным путям Н. Лобастов. В конференции зарегистрировано участие 50 представителей администраций бассейнов ВВП (в т.ч. 7 руководителей), коммерческих организаций и территориальных органов власти, специалистов Амурского бассейна. От учреждения в конференции участвовало 7 специалистов, подготовлено и зачитано 2 доклада с презентациями: «Особенности содержания ВВП Амурского бассейна и внедрение новых технологий и методов выполнения путевых работ» и «Картографические работы по созданию и корректуре навигационных карт ВВП Амурского бассейна».

Участие в конференции дало возможность специалистам пути пообщаться с ведущими специалистами водного транспорта, встретиться с потенциальными поставщиками оборудования, обсудить их технические параметры, вопросы приобретения и эксплуатации современного оборудования.

Под ударом стихии

Выпавшие в июле обильные осадки вызвали подъем уровней воды на реках Селемдже, Зее, Уссури и Амур, подтопление территорий, инфраструктуры и населенных пунктов. В результате в Амурской области, Приморском, Хабаровском краях, в Еврейской автономной области был объявлен режим ЧС регионального характера.

В связи с затоплением поймы берегов рек и инфраструктуры ВВП, угрозы затопления административных и производственных объектов введен режим ЧС, обсуждены антипаводковые мероприятия и приняты решения для предотвращения разрушений и утраты навигационных знаков и светосигнального оборудования.

В филиалы направлены принятые решения КЧС и мероприятия к исполнению с требованием обеспечения работы КЧС филиалов в условиях ЧС, разработки и выполнения дополнительных мероприятий на местах в зависимости от прохождения неблагоприятных и опасных гидрологических явлений, а также письма с предписанием обеспечить безопасные условия труда, сохранения жизни и здоровья работников, своевременного проведения всех необходимых инструктажей по охране труда и пожарной безопасности в условиях режима ЧС.

В результате наводнения была затоплена инфраструктура ВВП и объекты ВВТ: причал РОП АБРВВП в г. Благовещенске (3 км р. Зеи), причалы и пункты пропуска на Среднем Амуре в поселках Пашково (583 км), Амурзет (404 км) и Нижнеленинское (235 км).

В связи с этим приостановлена работа и пассажирские перевозки в международных речных и совмещенных пунктах пропуска между РФ и КНР: Амурзет – Миншань, Нижнеленинское – Тунцзян, Хабаровск – Фуюань и Покровка – Жаохэ.

Для предотвращения утраты плавучих знаков большая часть знаков на период высоких уровней воды на участках рек Зеи, Уссури, Тунгуски, Среднего и Нижнего Амура были убраны. На этих же участках ВВП в связи с подмывом и затоплением берегов произошло разрушение и утрата части береговых знаков. С отдельных створных знаков сняты трапецеидальные щиты и светосигнальное оборудование. На участках Зеи и верхней части Среднего Амура после снижения уровней плавучие знаки восстановлены, на штатные места восстанавливаются разрушенные и утраченные береговые знаки. Службой пути велся учет убранных, утраченных и восстановленных знаков, а также передача на суда и судовладельцам информации о путевых и гидрометеорологических условиях плавания, в т.ч. об уборке, утрате и изменениях в расстановке и действии навигационных знаков.

Из-за обильных дождей в Еврейской автономной области и Хабаровском крае от зоны влияния гидропоста Ленинское на Среднем Амуре до зоны влияния гидропоста Мариинское на Нижнем Амуре стояние уровней воды выше неблагоприятных явлений (НЯ) и опасных явлений (ОЯ) продолжалось до конца сентября.

Чтобы избежать затопления части Хабаровска, в т.ч. территории и объектов РОП АХРВВП, пункта отстоя и ремонта флота АО «ХРТП» и ЗАО «Хабаровская РЭБ флота», входной канал в Хабаровский затон был перекрыт грунтовой дамбой. Откачивалась вода для предотвращения повышения уровней воды. Флот всех судоходных компаний, используемый для перевозки грузов и пассажиров, был выведен из затона.

Были затоплены территория и производственные здания РОП АХРВВП на острове Большой Уссурийский. Объекты, в т.ч. ККС, обесточены, подверженное затоплению оборудование цехов демонтировано и вместе с движимым оборудованием, автотехникой, материалами и имуществом эвакуировано. Контейнеры с оборудованием ККС подняты на незатопляемую высоту. Стоечный и ремонтируемый флот и плавобъекты группами установлены на якорях под охраной дежурных судов.

В конце августа началось подтопление и затопление земельных участков в Комсомольске-на-Амуре: здания РОП, разгрузочной площадки, склада лакокрасочных материалов, грузовой площади, причальной стенки, подкрановых и железнодорожных путей. Территория и объекты обесточены, оборудование, материалы и имущество убраны на незатопляемые места.

В условиях затопления территорий и объектов КЧС координировала выполнение работ по содержанию ВВП и обеспечению судоходства, отстою и ремонту флота, эвакуации людей и имущества с затопляемых территорий, организовывала выполнение работ и мероприятий на участках и объектах для минимизации негативных последствий от ЧС.

Актуальная проблема эксплуатации маломерных судов

В Амурском бассейне для инспекторов госпортконтроля актуальной остается проблема проверки маломерных судов, задействованных на сезонном вылове биоресурсов в нижнем течении Амура.

Михаил Трегубов, первый заместитель руководителя – капитан Амурского бассейна ВВП

Согласно закону, маломерное судно не более двадцати метров длиной и двенадцати человек на борту. На маломерных судах должны находиться судовой билет и список членов экипажа (судовая роль).

Судовой билет удостоверяет право плавания судна под флагом РФ, собственности, годность судна к плаванию. В судовом реестре по бассейну зарегистрировано 1762 маломерных судна, используемых в коммерческих целях. Из них на классификационном учете в Амурском филиале РРР 1689 судов, предназначенных для вылова биоресурсов, что, кстати, является наибольшим показателем среди бассейнов.

Коммерческая деятельность

Сразу хочу обратить внимание на то, что речь идет о маломерных судах, задействованных на вылове и транспортировке биоресурсов на участке реки Нижний Амур. По категориям и назначению эти маломерные суда обозначены как рыбопромысловые, мотолодки, джонки, кунгасы, в том числе деревянные, а также баркасы без силовой установки. Мощность стационарных и навесных двигателей от 8 л.с. и выше. После выхода в свет ФЗ № 36-ФЗ маломерные суда, занимающиеся коммерческой деятельностью, в нашем случае выловом биоресурсов, стихийно перешли из реестра маломерных судов – ГИМС МЧС Российской Федерации в государственный судовой реестр со всеми своими характеристиками и проблемами, которые для инспекторов ГПК обусловлены невозможностью их проверок в сезонный период добычи биоресурсов. ГИМС МЧС РФ имеет богатый опыт, который формировался и накапливался десятилетиями, в арсенале ГИМС профессиональный штат сотрудников, быстроходные суда для контроля и надзора за маломерными судами. Добыча (вылов) биоресурсов в бассейне производится вдали от мест расположения инспекций госпортконтроля, что осложняет проверки имеющимися силами и техническими возможностями инспекторского состава Администрации.

Таким образом, исходя из реальных условий, ни одна из структур контроля и надзора активно не задействована в проведении проверок, что недопустимо с точки зрения обеспечения безопасности судоходства и технического состояния самих маломерных судов.

С целью решения проблемы проверки маломерных судов Администрация в межнавигационный период подготовила и направила в адрес судовладельцев обращение, основной целью которых было получение информации от судовладельца о планировании работы (участие в вылове биоресурсов) и технической готовности судов к предстоящей навигации. О фактическом состоянии дел, связанных с проверками маломерных судов, капитан бассейна докладывал на заседании Общественного совета в Хабаровске в марте 2019 года.

В апреле по инициативе Администрации состоялась рабочая встреча с руководством Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, на которой были озвучены проблемы с осуществлением инспекторами проверок маломерных судов, задействованных на вылове биоресурсов. Капитаном бассейна предложен вариант проверки судов в районах их базирования: Хабаровске, Амурске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре. Идеальным решением может быть информирование судовладельцем о технической готовности флота к предъявлению инспекции ГПК и о планируемой дате выхода в район лова.

Кстати, касательно определения «маломерное судно» интересен тот факт, что в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 33 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» указано, что маломерное судно – судно длиной не более 20 метров и допустимом количестве людей на борту не более 12 человек, кроме построенных и оборудованных для коммерческих и технологических работ.

В Амурском бассейне более 70 маломерных судов выполняют задачи своих владельцев по обеспечению судоходства. Это – путейские работы, осуществление госпортконтроля, лоцманская проводка, буксировка судов и плавобъектов и т.д., которые в соответствии с Кодексом ВВТ перешли в группу маломерных судов, что не совсем соответствует требованиям безопасности судоходства. Маломерное судно в нашем понятии подразумевает минимизированную численность экипажа от одного до трех человек, на судах же, занимающихся путевыми работами, члены экипажа несут круглосуточную вахту и имеют штатную численность не менее семи человек. Управление здесь требует более высокой квалификации судоводителя, дополнительных знаний и практической подготовки при эксплуатации главных двигателей, вспомогательных механизмов, судового электрооборудования.

Необходимо отметить и отсутствие профессионального роста кадров, работающих на маломерных судах, поскольку в соответствии с пунктом 37 Положения о дипломировании членов экипажей судов ВВТ, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 12.03.2018 № 87, «в стаж плавания для получения квалификационных документов, за исключением дипломов судоводителей маломерных судов и судоводителей прогулочных судов, не засчитывается время плавания на маломерных и прогулочных судах, а также спортивных судах».

У владельцев маломерных судов возникают вопросы и при составлении штатного расписания. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 № 392-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников внутреннего водного транспорта», на основании которого составляется штатное расписание, не предусмотрено наименование должности «судоводитель маломерного судна» и члены экипажа маломерного судна.

Вот почему в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях предлагаю коллегам принять активное участие в обсуждении поднятых вопросов на страницах газеты с последующим изложением существующих проблем для внесения изменений в нормативно-правовые акты.

В штатном режиме

В службе ГПК Администрации в 2019 году работают 17 инспекторов госпортконтроля, в их числе начальники четырех инспекций. С начала навигации проверено 470 судов, что составляет 80% от запланированного количества, в том числе 65 пассажирских, выявлено 331 замечание, задержанных судов нет.

Службы и отделы работают в штатном режиме.

Службой дипломирования, аттестации, оформления УЛМ по состоянию на 1 сентября 2019 года проводились:

дипломирование членов экипажей судов: выдано дипломов – 394, из них 198 дипломов судоводителей маломерных судов, квалификационных свидетельств – 115;

аттестация лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов, – 7 чел.;

проверку знаний правил плавания судов по ВВП прошли 56 чел.;

оформлено удостоверений личности моряка – 213 чел.

Служба госрегистрации судов осуществляет регистрацию и выдачу судовых документов на водных путях бассейна. По состоянию на 1 сентября 2019 года в судовом реестре зарегистрировано 2937 судов, из них 1762 маломерных, используемых в коммерческих целях. С начала 2019 года зарегистрировано 15 судов нового судостроения, из них 2 пассажирских.

В бассейне зарегистрированы 1023 судовладельца, из них 416 – юридические лица, государственные и муниципальные органы власти, 607 – физические лица. За восемь месяцев 2019 года проведено 700 регистрационных действий, из них:

государственная регистрация судов – 215 записей;

выдано судовых документов (свидетельств, судовых билетов) – 210 шт.;

регистрация изменений в судовой реестр – 127 записей;

регистрация ограничений (обременений) прав на судно – 148 записей.

С начала 2019 года службой подготовлены ответы на 1625 запросов государственных органов, в том числе 1285 (79%) ответов по линии Управления Федеральной службы судебных приставов, 286 ответов на запросы инспекций Федеральной налоговой службы, 54 ответа на запросы ФСБ, транспортной прокуратуры, МВД, Ространснадзора, судебных органов, Пенсионного фонда и других госорганов.

Отдел диспетчерского регулирования движения судов отвечает за участок реки Нижний Амур от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, расстояние между которыми составляет 930 км. В 2019 году между Администрацией и судовладельцами бассейна заключено 70 договоров на диспетчерское регулирование движения судов.

Период навигации 2019 года подтверждает возросший уровень квалификации инспекторского состава, специалистов служб и отделов структуры капитана бассейна.

Морские вести России №14 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика