Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры - Морские вести России

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

04.03.2019

Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», организованная журналом «Морские порты» при поддержке Ассоциации морских торговых портов (АСОП). В конференции приняли участие более 100 представителей портовой отрасли, поставщиков портового перегрузочного оборудования и технологий, профильных ВУЗов.

Темы докладов, прозвучавших на конференции, затронули широкий круг вопросов, связанных с перевалкой грузов в портах, – от новых образцов перегрузочной техники, технологий перевалки до сервисного обслуживания и финансирования модернизации. Также в ходе обсуждения проблем отрасли были затронуты вопросы профессионального образования и подготовки высококачественных специалистов.

Владимир Михайлов

Эксплуатация ПТО и инженерные кадры

Участников конференции поприветствовал исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, отметив важность вопросов, вынесенных на обсуждение. Он выразил надежду на то, что современные техника и технологии, представленные на конференции, найдут применение при строительстве новых терминалов и модернизации существующих.

Говоря о производственных достижениях портовиков, исполнительный директор АСОП напомнил, что портовая отрасль на протяжении многих лет демонстрирует устойчивый рост: объем грузопереработки российских портов по сравнению с 80-ми годами ХХ века вырос в 7 раз и сегодня более чем в 3 раза превышает объем перевалки всех портов Советского Союза. Он добавил, что портовики не планируют останавливаться на достигнутом и стремятся к дальнейшему увеличению грузооборота.

«Мы будем рады услышать предложения, которые помогут нам в реализации тех целей и задач, которые ставят перед нами поручения президента и правительства», – сказал С. Жусупов в заключение своего выступления и пожелал всем участникам конференции плодотворной работы.

Вопросы совершенствования подготовки инженеров-портовиков и обеспечения профессиональными кадрами портовой отрасли в своих выступлениях затронули профессор Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ), д.т.н.

Андрей Степанов и директор Института водного транспорта ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова, доцент, к.т.н. Юрий Ежов.

В частности, в докладе «К 60-летию кафедры технологии эксплуатации и автоматизации работы портов» А.Степанов обратил внимание на то, что в 70-80-х годах XX века наряду с ростом технической обеспеченности советских портов были разработаны и приняты специальные учебные программы подготовки специалистов по эксплуатации водного транспорта, в которых учеба сочеталась с практикой и стажировками на производстве. Объединение усилий учебных, проектных институтов и опытного производства в деле подготовки кадров позволяло готовить высококлассных специалистов для проектирования, строительства и эксплуатации объектов портовой инфраструктуры, дефицит которых сегодня отмечают в АСОП.

Сейчас кафедра с 60-летней историей хранит традиции прошлого и поддерживает преемственность, отметил А.Степанов, «но систему подготовки кадров в вузах нужно усилить и расширить ее возможности», чтобы она соответствовала задачам, стоящим перед портовой отраслью. В этих вопросах представители вуза большое внимание отвели вопросам прохождения студентами практики на портовых предприятиях.

Опытом обновления портового перегрузочного оборудования и проблемами технической эксплуатации ПТО поделились представители стивидорных компаний. В частности, представитель ОАО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП) в своем выступлении рассказал, что его компания, относясь к категории универсальных портов, применяет достаточно широкий спектр техники. Приобретение новой техники происходит либо по лизинговой схеме, либо в кредит. Новое оборудование закупается не только потому, что техника стареет и требует замены, но и в связи с изменением номенклатуры грузов.

Поскольку в Калининграде есть определенные проблемы с сервисным обслуживанием портовой техники, КМТП все договоры на поставку техники увязывает с договорами на обучение персонала на заводе-изготовителе. Это только одна из мер, позволяющих предприятию избежать безвозвратных поломок техники и сократить расходы на ее обслуживание.

Также с докладом «Современные инновационные решения при создании ПТО» выступил представитель ЗАО «СММ», доклад «Схемы финансирования проектов по приобретению нового оборудования и модернизации имеющегося парка перегрузочной техники» представила компания «Сименс Финанс».

Новые разработки грузоподъемного оборудования

На конференции были представлены новинки грузоподъемного и грузозахватного оборудования для всех видов грузов. О новых проектах по импортозамещению рассказал директор по продажам ГК «Уралкран» Дмитрий

Тимашов. Несмотря на то что компания на рынке всего чуть более 10 лет, ей уже разработан ряд образцов грузоподъемной и перегрузочной техники. А в 2016 году при поддержке Минпромторга «Уралкран» разработал новый портовый модульный кран КПМ-85 с максимальной грузоподъемностью 85 тонн и максимальным вылетом стрелы 40 метров.

Кран предназначен для работ в речных и морских портах со штучными грузами, контейнерами и массовыми навалочными грузами. Концепция модульности позволяет в широких пределах, в зависимости от потребностей стивидора, варьировать оснастку, вылет стрелы и другие параметры. Кран может иметь как портальное основание, так и мобильное.

В рамках программы поддержки отечественного производителя Минпромторг субсидирует часть стоимости техники при ее покупке, поэтому приобретение крана имеет дополнительную привлекательность. По своим техническим характеристикам КПМ-85 не уступает зарубежным аналогам, а стоить будет на 15-20% дешевле.

Эффективные решения для портов от компании Sennebogen представил ведущий менеджер по продажам перегрузочной техники АО «Квинтмади» Андрей Наймушин. Неизменными принципами компании Sennebogen, действующей на рынке 65 лет, остается качество сборки, постоянное совершенствование металлоконструкций, отсутствие электроники при прямом сервоуправлении, использование собственного многолетнего опыта. Ежегодно модельный ряд техники пополняется новыми образцами.

Сегодня модельный ряд включает машины от 18 до 400 тонн собственной массы. Компания так же, как и другие производители, использует модульный принцип в производстве техники. Каждая машина может быть исполнена в разных вариантах – на гусеничном, колесном и рельсовом ходу, с дизельным или электроприводом.

Последняя разработка перегружателей Sennebogen 8400 с максимальным вылетом стрелы 42 метра и активным противовесом была сделана по запросам портовиков в связи с необходимостью эффективно обрабатывать суда большой грузовместимости – до 120 тыс. тонн. Машина проста в исполнении: в ней используется всего лишь два гидроцилиндра: один ― на поднятие стрелы, второй ― на отклонение противовеса. Ее преимущество – в максимальном использовании принципа рычага, что позволило оснастить ее более экономичным двигателем (в 40% мощности от классического варианта перегружателя).

Но не только эксплуатационные характеристики отличают новые образцы техники Sennebogen, их особенность еще и в экологической составляющей – все больше заказов компания получает на машины с электродвигателем.

О грейферах французской фирмы «Арден» с запатентованной системой орошения водой пылящих грузов «Арден Жет» рассказал генеральный директор компании «Арден Эквипмент Восток» Игорь Мальтцефф. Компания более 50 лет производит навесное оборудование для грузоподъемной техники и поставляет его в 55 стран мира, на российском рынке присутствует 12 лет.

Основная продукция компании – гидравлические, электрогидравлические, канатные грейферы для насыпных грузов, а также «навесные ножницы». По последней позиции фирма «Арден» является лидером на российском рынке – компания поставила более 250 «навесных ножниц» на грузовые терминалы и предприятия РФ. Грейферами «Арден» пользуются в таких крупнейший отечественных портах, как Новороссийск, Мурманск, Находка.

Как отметил И.Мальтцефф, с учетом последних экологических требований к перевалке пылящих грузов компанией разработана и запатентована система орошения водой груза «Арден Жет», устанавливающаяся на грейфер. Она может применяться на любом гидравлическом перегружателе, следит за движениями грейфера (перемещение, вращение), под высоким давлением оптимально распыляет воду на груз. При этом система ротации и оборудование остаются сухими и не повреждаются, зона работы оператора остается хорошо просматриваемой.

«Арден Жет» имеет режим прерывистого полива, расход воды минимальный, форсунки можно регулировать и заменять. Система работает и в суровых зимних условиях российских портов, причем расход реагентов зимой тоже минимальный. «Арден Жет» на сегодня получила 3 международные награды, и спрос на поставку грейфера с этой системой (установка под ключ) продолжает расти.

С докладом «Инновационные технологии подъема» на конференции выступил директор по продажам литовской компании Baltic Cranes Industry Дмитрий Яцкевич. Компания производит краны для разных отраслей промышленности более 15 лет, в том числе для портовой, а также занимается модернизацией кранов. Д. Яцкевич подробно рассказал об особенностях крана RMG. Все комплектующие крана, механическая часть и система управления – компании Siemens; колеса, спредер, система питания – других известных мировых производителей. Собственной технологией компания считает использование финского двутавра, который вваривается в подтележечный рельс, что позволяет уменьшить вибрации и нагрузку на сварной шов.

Еще одну систему предлагает производитель – модуль регенерации, позволяющий экономить до 15% электроэнергии. Предлагается также стационарная тележка с поворотным спредером или поворотная тележка. В последнем случае кабина оператора поворачивается вместе с тележкой и спредером, что создает лучшие условия для управления краном. Металлоконструкции для крана при необходимости компания может изготавливать с расчетом на низкие температуры до -40-50° С.

Презентацию молодой московской компании Riza-Gold – официального представителя крупнейшего китайского машиностроительного завода Henan Weihua Heavy Machinery Co – провел генеральный директор ООО «Риза-Голд» Вадим Голубев. Компания производит всю линейку кранов различной грузоподъемности, используемых в портах: портовые, портальные, козловые контейнерные краны на железнодорожном шасси и на пневмоходу, судостроительные, плавучие, палубные, мостовые краны, а также мелкое грузоподъемное оборудование.

Особенность компании в том, что она не только поставляет и продает грузоподъемную технику, но и участвует в процессе ее разработки, производства и испытаниях на мощностях машиностроительного завода в Китае по российским ГОСТам и стандартам. Компания тесно работает с заказчиками, учитывая все пожелания и требования к производимым кранам и комплектующим, совместно разрабатывает Техническое задание и только после этого заключает договор на строительство и поставку.

Модернизация электроприводов и цифровые технологии

С докладом «Увеличение ресурса оборудования и повышение энергоэффективности предприятия» выступил руководитель проектов НПО «СПБЭК» Игорь Багнюк. Сотрудники компании Анатолий Молодых и Андрей Пташкин дополнили коллегу и рассказали о тех инженерных разработках, которые известный инжиниринговый центр предлагает к внедрению.

Начав путь в 1995 году с систем автоматизации производства, компания более чем за 20 лет своего существования стала инжиниринговым центром, оказывающим комплексные услуги по проектированию, подбору и поставке оборудования, монтажу, пусконаладке и сервисному обслуживанию комплексных индустриальных систем.

Энергосберегающие технологии – отдельное направление деятельности НПО «СПБЭК». Компания проводит модернизацию промышленных асинхронных электродвигателей максимальной мощностью до 160 кВт, использующихся в портовой перегрузочной технике. Их модернизация позволяет экономить до 15% потребляемой электроэнергии и может быть совмещена с ремонтом или техобслуживанием электродвигателей.

Кроме того, на предприятии разработан магнитоимпульсный генератор, на основе которого работает система отряхивания вагонов после выгрузки, что позволяет без нагрева очищать стенки вагонов от прилипшего или примерзшего груза.

О цифровых решениях компании Siemens для морских и интермодальных терминалов на базе современных средств автоматизации и приводов рассказал директор по продажам направления ПТО Siemens AG Process Industries and Drives Division Алексей Зиновьев. Прежде всего он отметил, что в крупной компании крановое направление выделено в отдельную группу, где работают около 300 высококлассных инженеров. За многие годы компанией наработано множество проектов автоматизации кранового оборудования, в том числе портового.

Компания активно занимается цифровизацией крановой техники, то есть стремится поставить не просто систему управления краном, а систему, которая позволяет интегрировать этот кран непосредственно в технологический процесс. В связи с этим Siemens сегодня больше играет роль системного интегратора. Компания предлагает виртуальное моделирование кранов, виртуальную логистику, виртуальную пусконаладку.

Еще один из современных компонентов автоматизации – выведение оператора крана за его пределы, в отдельное помещение, снабжение рабочего места крановщика цифровой системой управления краном с тремя или более мониторами, а крана – всей необходимой сенсорикой, видеокамерами, датчиками и т.д. Такая система позволяет все данные о работе кранов собирать в единой диспетчерской и при необходимости оценивать режимы его работы и эффективность, она получила название – система удаленного управления.

На российском рынке Siemens большей частью занимается модернизацией портовых кранов, в частности заменой устаревших электронных элементов управления на более совершенные системы нового поколения.

Мотор-редукторы немецкой фирмы NORD для подъемно-транспортного оборудования представил менеджер по продажам ООО «НОРД Приводы» Владимир Лысюк. Компания NORD Drivesystems, основанная в 1965 году, считается одним из мировых лидеров в производстве приводной техники. В России дочернее предприятие ООО «НОРД Приводы» работает с 2003 года; головной офис и сборочное производство расположены в Санкт-Петербурге. В ряде городов России, Белоруссии и Казахстана имеются офисы продаж и сервисные центры.

Продукция компании представляет собой инновационный синтез механической, редукторной, части и электроники – преобразователя частоты. Компания выпускает редукторы мощностью от 0,12 кВт до 2 МВт с крутящим моментом от 10 Нм до 250 кНм, преобразователи частоты от 0,25 кВт до 160 кВт, оказывает сервисные услуги.

Редукторы производятся по модульному принципу, благодаря чему компания может оказывать комплексные услуги в кратчайшие сроки и по самым оптимальным ценам. Еще один из примеров комплексного решения – это система барабанных тормозов для кранов, которую заказчик может интегрировать в свою систему с минимумом затрат и с экономией времени.

Особенностью редукторов фирмы NORD является то, что вся линейка приводов изготавливается в моноблочном корпусе и представляет собой цельное изделие. Этот метод был впервые изобретен компанией и запатентован. Другая отличительная черта – нелинейное расположение подшипниковых узлов, за счет чего габариты редукторов меньше, а размеры подшипников больше, что при равных габаритах с редукторами иных производителей дает больший запас прочности и выше крутящий момент. Мотор-редукторы компании находят свое применение на портовых кранах, судопогрузочных машинах и сортировочных комплексах, на разного типа транспортерах и конвейерах.

В завершение тематической сессии с докладом «Развитие систем электропривода и автоматики» выступил заведующий кафедрой ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, д.т.н. Александр Саушев.

Инновации в технологии перевалки контейнеров

Заключительная сессия конференции была посвящена применению инновационного оборудования в перевалке контейнеров и технологиям контейнеризации грузов. О деятельности и развитии «сухих» портов рассказал представитель ООО «Логистический парк «Янино» Андрей Ткаченко.

Компания «Логистический парк «Янино» включена в перечень «сухих» портов Российской Федерации, что закреплено соответствующим соглашением. Исходя из местоположения терминала, он может принимать грузы и контейнеры с автомобильного и железнодорожного транспорта. Соответственно, отправка осуществляется этими же видами транспорта. Для такого вида терминала может использоваться и речной транспорт, если рядом есть река.

Стандартные технологии, применяющиеся в морских портах, не эффективны либо совсем не работают в «сухих» (или тыловых) портах. Например, оценить эффективность крана RTG, который работает исключительно с порожними контейнерами, достаточно сложно, и не понятно, какая в этом случае будет себестоимость. Поэтому компания с помощью ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова провела анализ работы «сухих» портов.

В результате была выработана статистическая модель, позволившая рассчитать количество и типы необходимого перегрузочного оборудования. Следующим этапом статистическая модель была преобразована в динамическую. На сегодня завершен сбор данных, который позволяет моделировать как контейнерные грузопотоки, так и почти все потоки генеральных грузов с учетом возможностей терминала (наличия персонала, видов техники, скорости обработки грузов и т.п.).

По словам докладчика, примерно через три месяца компания сформирует «живую» модель, которую можно будет откалибровать и с ее помощью прогнозировать развитие и собственного терминала, и подобных ему по структуре и технологии переработки грузов.

Информацию о методах и оборудовании для контроля массы перегружаемых контейнеров в рамках Международной конвенции SOLAS, в частности о бортовых системах взвешивания для ричстакеров и погрузчиков, представил коммерческий директор ООО «РД Групп» Сергей Матвеев. Он отметил общую проблематику вопроса – отсутствие контроля и несоблюдение разрешенных норм загрузки контейнера, что приводит к катастрофическим последствиям: формированию неверного грузового плана судна при погрузке; опасности повреждения портового оборудования, груза, судна в процессе погрузки и транспортировки; угрозе жизни и здоровью людей; срыву сроков доставки грузов.

Между тем Международной морской организацией (IMO) принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS), которая устанавливает требования VGM (Verified Gross Mass) по защите людей и имущества перевозчика, терминала и груза. Согласно поправке SOLAS, вступившей в силу 1 июля 2016 года, в случае перевозки груза в контейнере его масса должна быть проверена (удостоверена) грузоотправителем путем взвешивания загруженного контейнера или взвешиванием загружаемых в контейнер единиц с последующим суммированием их массы с массой порожнего контейнера (требование не распространяется на порожние контейнеры и каботажные перевозки).

С.Матвеев рассказал о типах весовых систем, применяемых на контейнерных терминалах. В частности, для взвешивания применяются весовые системы на основе тензометрических и гидравлических датчиков, устанавливаемых на ричстакерах, штабелерах и вилочных погрузчиках. Интеграция бортовых систем взвешивания непосредственно на ричстакеры и штабелеры дает более ощутимый производственный эффект по сравнению с весовыми стационарными и подкладными платформами. Для обеспечения измерений используются специализированные датчики измерения давления в подъемных цилиндрах, бесконтактные датчики положения стрелы, датчики давления и угловые датчики положения стрелы.

Компания «РД Групп» предлагает подобрать и поставить оптимальный вариант системы взвешивания и опций бортовых систем контроля для ричстакеров и штабелеров с учетом марки перегрузочной техники и ее технических характеристик.

В ходе сессии также были представлены доклады «Технологии для развития контейнерных перевозок» (ООО «Глобал Логистик»), «Контейнеризация навалочных грузов. Контейнер и технология КОТТА как средство увеличения производительности портовых терминалов на имеющихся площадях и оборудовании» (ООО «КОТТА контейнер»), «Особенности работы технологов в экспедиторских компаниях» (ООО «Модуль»). С докладом «Неочевидные свойства генеральных грузов и их влияние на безопасность перевозки» также выступил представитель науки – заведующий лабораторией крепления грузов АО «ЦНИИМФ» Евгений Карпович.

Резолюция конференции

VI международная конференция «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», организованная журналом «Морские порты» при поддержке Ассоциации морских торговых портов (АСОП), традиционно рассмотрела актуальные вопросы разработки новой техники и технологий перевалки грузов в морских портах России; обсудила пути повышения конкурентоспособности и эффективности работы стивидорных компаний, увеличения скорости и качества обработки грузов, снижения себестоимости производимых работ; обеспечила прямой диалог между производителями и потребителями портовой перегрузочной техники и технологий.

На этом основании конференция принимает к сведению следующие выявленные обстоятельства:

1. Развитие морских портов России наряду с развитием портовой инфраструктуры обеспечивается техническими решениями по оснащению портов новыми образцами перегрузочной техники и передовыми технологиями перевалки грузов во всех морских регионах страны.

2. Текущее состояние парков перегрузочной техники, идущие процессы модернизации и программы обновления оборудования в портах демонстрируют высокую конкурентоспособность морских портов России.

3. Основной нарастающей проблемой, по общему мнению, является низкий уровень подготовки кадров научного и проектного обеспечения сферы ПТО. Стандарты высшего профессионального образования последних десятилетий опустили образовательную планку, подготовка специалистов ведется в условиях недофинансирования профильных вузов. Эти обстоятельства приводят к постепенной потере профессорско-преподавательского состава, к сокращению времени подготовки специалистов до 4 лет (уровень бакалавриата), а магистратура превращена в дополнительное образование для желающих приобщиться к портовой деятельности.

4. Представленные на конференции отечественные инженерные инновационные решения и технологии – как правило, результат деятельности и достижений специалистов старой школы, выпускников вузов советского периода, одной из которых является школа подготовки портовиков на факультете ПТО Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ) и которой в настоящее время исполняется 60 лет.

Конференция обращает внимание руководства морской отрасли и заинтересованных ведомств, руководителей транспортных компаний на следующие современные вызовы и факты:

1. Новые образцы портового грузоподъемного оборудования, разрабатываемые российскими краностроительными компаниями, свидетельствуют об успехах в реализации программы импортозамещения в отечественном машиностроении. Вместе с тем, предложения ПТО зарубежных фирм, особенно в сегменте манипуляторов, инновационных грузозахватных устройств (например, с системой пылеподавления), комплектующих узлов и деталей, цифровых систем управления и элементов автоматизации оборудования, по-прежнему остаются актуальными.

2. Тыловым терминалам и «сухим» портам, появившимся за последние 20 лет в концепции развития логистики, требуется глубокий анализ на основе инновационного моделирования и современные инновационные решения с целью оптимизации их деятельности. Предлагаемые технологические решения будут содействовать развитию контейнерных перевозок, увеличат производительность терминалов, позволят снизить транспортные расходы.

3. Грузовладельцам, операторам контейнерных терминалов, РЖД и другим заинтересованным организациям необходимо рассмотреть новую технологию перевозки, накопления и перевалки навалочных грузов в морских портах с использованием специализированных контейнеров с нижней выгрузкой.

4. Необходима согласованность образовательных стандартов с профессиональными стандартами по портовым специальностям. Также конференция рекомендует поддержать инициативу компаний – участников конференции по укреплению системы подготовки кадров за счет передачи отраслевым вузам собственных образцов, макетов и методик, способствующих освоению инновационного ПТО.

Морские порты №9 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ