Порты переходят на «цифру» - Морские вести России

Порты переходят на «цифру»

18.03.2019

Морские порты

В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса России премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что транспортные компании должны перейти на абсолютно цифровое управление. По его словам, бумажные накладные и декларации необходимо оставить в прошлом. Оплата пошлин и оформление таможенных документов должны быть электронными.

Между тем портовая отрасль уже несколько лет живет в цифровом режиме. Современные технологии позволяют выбрать оптимальные способы доставки груза, спланировать маршруты в зависимости от загрузки морских гаваней и железнодорожной инфраструктуры, отследить местонахождение и состояние груза, а также оптимизировать работу персонала. Не все стивидоры одинаково активны на пути цифровизации, но общий тренд в отрасли уже сложился. Осталось дождаться присоединения к нему смежников и государственных контролирующих органов.

Элеонора Григорьева

Время технологий

Два последних десятилетия в крупнейших портах мира происходит непрерывный процесс внедрения новых цифровых технологий. Электронными датчиками оснащаются суда, причалы, портовые краны и склады. Собирая и обрабатывая полученные данные, информационные системы мониторинга позволяют управлять расписанием захода судов и временем работы с грузом.

Например, капитан судна, зная об отсутствии свободных причалов, может принять решение о заходе в порт в другое время. Таким образом он может избежать простоя судна на рейде, который ведет к финансовым потерям судовладельца. В свою очередь диспетчеры порта видят, сколько судов стоит на подходе к причалам и какое решение следует принять в отношении погрузочно-разгрузочной техники и загрузки складов. При отсутствии цифровых систем решения принимаются долго, что отражается на качестве оказания портовых услуг.

В порту Роттердам создали цифровую копию всей территории для отработки различных сценариев работы, координации трафика приходящих и уходящих судов и управления действиями портовых команд. Там установили «цифровых дельфинов» – датчики, с помощью которых можно оценить количество свободных терминалов и сообщить клиентам о портовых операциях в реальном времени.

Второй по грузообороту в Европе порт Гамбург благодаря цифровой модернизации на 75% сократил операционные расходы и на 15% снизил нагрузку на транспортные маршруты, образуемые морскими судами, железнодорожными составами и грузовыми автомобилями. По прогнозам, к 2025 году удастся удвоить пропускную способность порта до 17 млн контейнеров в год без расширения площадей.

По словам главного исполнительного директора администрации Гамбургского порта Йенса Мейера (Jens Meier), для увеличения транспортного потока в порту к системе управления трафиком были подключены разводные мосты, позволяющие при приближении судна направить его по другому, более свободному маршруту. Главный директор Гамбургского портового управления по информатизации Себастьян Заксе (Sebastian Saxe) в свою очередь отмечает, что важнейшим фактором реализации дальнейших планов порта является «всеобъемлющий Интернет». «Нам необходимо увеличить контейнерную пропускную способность порта, и главную роль здесь сыграют технологии», – полагает он. Датчиками планируется оснастить даже парковочные места для грузовиков рядом с портом, чтобы водители, установившие на свои мобильные устройства соответствующие приложения, всегда знали, где можно припарковаться.

Отечественные реалии

В России внедрение цифровых технологий в перевозочный процесс началось позднее, чем на Западе, с началом компьютеризации производств. Инициаторами новшеств часто становились стивидорные компании. Они и сегодня в лидерах цифровизации.

К примеру, в октябре текущего года ООО «Управляющая портовая компания» (управляет угольными терминалами АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь») внесло на рассмотрение руководства ОАО «РЖД» предложение о цифровизации железнодорожной станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги (ДВЖД). При этом у «Ростерминалугля» уже работает цифровая система в порту Усть-Луга и на станции Лужская.

Благодаря новой технологии подача, разгрузка и отправка вагонов на терминале осуществляется на 98% в автоматическом режиме. Диспетчер контролирует работу систем из пункта управления, а все участники перевозочного процесса снабжены мобильным приложением, которое позволяет отслеживать движение груза в режиме реального времени.

Взаимодействие между «Ростерминалуглем» и станцией Лужская ведется в электронном виде, без бумажного документооборота, что серьезно упрощает работу и сокращает время простоев техники. При средней выгрузке 1200 вагонов в сутки на обработку одной единицы подвижного состава у стивидора уходит всего одна минута.

Как отмечают в ООО «Управляющая портовая компания», технология работы терминалов в Усть-Луге и Находке близка к той, что в мире называется «умным портом». Такие порты взаимодействуют с информационными системами морских судов и с торговыми порталами по принципу одного окна.

Например, металлургическая компания на электронной торговой площадке покупает уголь с определенным сроком поставки. В автоматическом режиме после оплаты инициируется фрахтование и загрузка судна, а также таможенное, пограничное и коммерческое оформление документов. Все это происходит в электронном формате, без участия людей. При цифровой стыковке морских линий, порта и железной дороги создается абсолютно новая логистика, позволяющая быстро и безопасно доставлять грузы с минимальными затратами.

Для внедрения технологий «умного порта» предприятиям портовой отрасли предстоит цифровизация всех сегментов портового хозяйства, создание полноценных электронных сервисов для бизнеса. А законодателям предстоит снять барьеры в части интеграции в законодательную базу предоставления портовых услуг с использованием цифровых технологий, а также использования беспилотного транспорта. Немаловажную роль в этом играет сопряжение работы операторов морских терминалов и органов таможенного контроля.

Подключение таможни

В 2018 году реализация проекта электронной таможни, предполагающего проведение таможенных операций в электронном виде, вышла на финишную прямую. По словам первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова, всего в стране будет три морских таможни – во Владивостоке, Новороссийске и Санкт-Петербурге. Каждая из них будет обслуживать свой морской бассейн.

На юге России в этом году начал функционировать Новороссийский центр электронного декларирования (ЦЭД), создание которого в соответствии с «дорожной картой» ФТС предусматривалось только в 2019 году.

Помимо Новороссийска, электронное декларирование товаров, перемещаемых морским транспортом через порты, также началось в ЦЭД Владивостока. За две недели его функционирования (центр был открыт 15 сентября) доля оформленных деклараций на товары и поданных в соответствии с таможенными процедурами экспорта и выпуска для внутреннего потребления составила 99,8% и 93,4% соответственно. Доля электронного декларирования товаров по иным таможенным процедурам – 96,2%.

По словам исполняющего обязанности ЦЭД Владивостока Алексея Дульянинова, в декабре 2018 года около 80% от всех грузов, прибывающих морским транспортом на Дальний Восток, декларируется именно здесь. Владивостокский таможенный пост осуществляет электронное взаимодействие практически со всеми дальневосточными таможенными постами, расположенными в крупных морских портах – Владивостоке, Находке, Корсакове, Магадане, Петропавловске-Камчатском и других. На сегодняшний день срок выпуска экспортных товаров из России через ЦЭД Владивостока составляет 1-2 часа.

Что касается Балтийской ЦЭД, то ее запуск притормозил переезд из порта «Бронка» в Санкт-Петербург, в здание архива Балтийской таможни. Соответствующее распоряжение выдал назначенный в начале ноября начальник Северо-Западного таможенного управления Александр Повод. В соответствии с российским законодательством ЦЭД должны располагаться в зданиях, находящихся в федеральной собственности.

По данным Санкт-Петербургской таможни, декларирование товаров, перемещаемых морским транспортом, будет сконцентрировано в рамках Балтийского таможенного поста (центра электронного декларирования) Балтийской таможни. Сейчас проводится работа по выбору объекта недвижимости для его размещения.

Напомним, что для морских портов РФ с 2016 года действует комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт», в котором в формате одного окна происходит электронное взаимодействие портовых служб, таможни и других контролирующих органов. В режиме предварительного информирования судно перед заходом в порт дистанционно предоставляет электронную декларацию на груз и другие обязательные документы в адрес контролирующих органов.

Пока КПС «Портал Морской порт» имеет множество недоработок, но таможенники обещают в скором времени их исправить и дополнить систему новыми опциями. В частности, перевозчикам предоставят возможность проверить декларацию на соответствие действующим нормам и требованиям до загрузки ее в информационную систему. Также на портале можно будет завести личный кабинет и пользоваться им на мобильном телефоне. Через мобильное приложение предполагается оплачивать таможенные квитанции. Для этого сейчас вводится система единых лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности, с которых таможенные платежи при регистрации электронной таможенной декларации будут списываться в течение нескольких секунд.

С 1 июля 2019 года вступает в силу решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о введении обязательного предварительного информирования таможенных органов на водном транспорте. Данное решение обязывает все суда, пересекающие границу ЕАЭС, предоставлять информацию о судне и грузах в государственные контролирующие органы до захода в порт.

По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА» Ларисы Коршуновой, на площадке ЕЭК шла большая работа, и представителям морского бизнеса удалось договориться с представителями таможни о том, что обязательная часть, которую должен представить морской перевозчик, будет сводиться к стандартным документам. Речь идет об общей декларации о грузе и коносаментах, то есть тех документах, которые у любого морского перевозчика при заходе в порт всегда присутствуют.

«Полагаю, что с 1 июля 2019 года мы сможем говорить об обеспечении возможности ведения судовых дел исключительно в электронном виде. Это камень преткновения, который вызывал в последнее время очень много споров», – отмечала Л.Коршунова в ходе «Транспортной недели».

В ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) говорят, что cистема предварительной подачи деклараций позволяет таможенным органам производить проверку сведений до прибытия груза и выпускать декларации до завершения разгрузки судна. В настоящее время клиенты используют эту услугу для оформления 30% грузов, прибывающих в ВМТП.

В течение 2018 года ВМТП обновил все информационные системы и осуществил переход на единую учетную систему 1С ERP, а также модернизировал личный кабинет. В первом квартале 2019 года ВМТП планирует запустить мобильное приложение, в котором будут доступны функции личного кабинета, клиенты смогут подавать заявки на обработку груза, оформлять «автовизит» и многое другое.

Всеобщая цифровизация

В среднесрочной перспективе в России должна заработать единая цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК). 7 ноября Минтранс объявил конкурс на разработку ее концепции. Бюджет научно-исследовательских работ составит 70 млн рублей. Разработчику предстоит сформировать техзадание для запуска пилотного проекта, подготовить финансово-экономическое обоснование затрат, а также рекомендации по ее объединению с уже существующими системами, такими как ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон» и другие.

По словам Министра транспорта РФ Евгения Дитриха, миссией Минтранса является создание «зеленого цифрового коридора», представляющего собой единую ЦТПК на основе российского программного обеспечения, работающую по принципу одного окна.

«Эта платформа установит единые стандарты, правила и регламенты информационного обмена, в том числе юридически значимые данные о транспортной инфраструктуре и транспортных средствах. Платформа выступит в качестве агрегатора данных о транспорте, который исключает приватизацию этих данных и гарантирует недискриминационный доступ к ним всех заинтересованных участников транспортной отрасли. Наконец, эта платформа позволит сохранить наш национальный суверенитет над информационными потоками в транспортном комплексе страны», – рассказал Е.Дитрих.

Ожидается, что ЦТПК заработает в 2022 году.

Морские порты №10 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика