Байкальское притяжение - Морские вести России

Байкальское притяжение

22.10.2019

Речной транспорт

Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года в оперативном управлении Администрации находится 68 единиц флота, в том числе: 5 земснарядов, 33 – самоходного флота, 30 – прочего флота, в том числе 12 мотолодок. Структура флота состоит из судов 35 проектов, приспособленных к работе по обслуживанию водных путей.

Туризм как вектор развития региона

Александр Байкалов, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна»

В 2017 г. по итогам заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития пассажирских перевозок водным транспортом и туризма в акватории озера Байкал, а также утвержденного комплексного плана мероприятий, принято решение и начато строительство для Байкала экологического судна-бункеровщика, способного, кроме того, принимать нефтесодержащие и твердые бытовые отходы. Строительство судна осуществляется ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» по контракту с ФКУ «Речводпуть», с последующей передачей на баланс Администрации, срок окончания строительства – конец 2019 г.

В рамках реализации плана заканчивается капитальный ремонт многочерпакового земснаряда ВС-403, который будет использоваться при проведении дноуглубительных работ на барах и в устьях рек, впадающих в Байкал. Капитальный ремонт осуществляется на Жигаловской ремонтно-эксплуатационной базе обособленного подразделения Администрации. В настоящий момент успешно проведены технические испытания, проверена работоспособность систем и механизмов, движительно-рулевых механизмов, радионавигационного оборудования, проведены пробные землечерпательные работы.

Диспетчерское регулирование

Протяженность водных путей в границах ответственности бассейновой администрации составляет 5881,6 км, в которые входят озеро Байкал, Иркутское водохранилище, реки Селенга, Баргузин, Турка, Ангара, Братское и Усть-Илимское водохранилище. Навигационный период по бассейну составляет 180 суток.

Навигация 2019 года оказалась непростой в связи с большим подъемом уровня воды на Ангаре. По Иркутской области была объявлена паводковая ситуация, но благодаря профессионализму работников диспетчерского аппарата навигация прошла безаварийно.

Что же послужило причиной такой опасной ситуации? Вот как прокомментировала ее доцент кафедры метеорологии и околоземного космического пространства географического факультета Иркутского государственного университета (ИГУ) Инна Латышева: «Получилось так, что период максимума осадков и подъема уровня рек, а это как раз 25-26 июня, совпал по времени с выходом первого тропического циклона сезона ураганов 2019 года, которые определяют наиболее интенсивные потоки тепла и влаги с океанов. Это тепло и влага в условиях неоднородного рельефа проявили себя в развитии облачности и соответствующих осадков».

Диспетчерами ведется круглосуточное наблюдение за судами, взаимодействие с инспекцией государственного портового контроля, с сотрудниками Ространснадзора. Осуществляется связь с судами для передачи путевой информации, прогноза погоды, своевременное оповещение и предупреждение о неблагоприятных погодных условиях.

Грузоперевозки леса в бассейне в 2019 году уменьшились в связи в высоким уровнем воды, а пассажиропоток – на фоне большого потока туристов на Байкал. Несмотря на непредсказуемые природные явления, согласно проведенному мониторингу в бассейне за последние 3 года наблюдается увеличение пассажиро- и грузопотока.

Электронная картография

Отделом картографии в течение навигации 2019 г. была внедрена электронная картография. В отделе осуществляется корректировка лоцманских (бумажных) карт и атласов в ручном режиме на бумажных носителях, также созданы ЭНК (электронные навигационные карты).

Проведен комплекс работ по созданию, обновлению и корректуре баз данных навигационной информации для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием сигналов навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, перспективных глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений; выполнены задания по предварительной камеральной обработке материалов прибрежных топографических съемок, русловых съемок и промеров глубин водных путей бассейна.

Путевой комплекс

В Администрации сроки открытия судоходных трасс, протяженность и период действия судоходной обстановки на водных путях бассейна приняты в соответствии с госзаданием на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

В навигацию 2019 года обслуживалось 5881,6 км водных путей, в т.ч.

– 3825,6 км с гарантированными габаритами судового хода и освещаемой обстановкой;

– 613 км с гарантированными габаритами судового хода и неосвещаемой обстановкой;

– 1443 км без навигационного ограждения и гарантированных габаритов.

Поддержание судоходных условий и гарантированных габаритов судовых ходов на водных путях бассейна обеспечивается проведением комплекса путевых работ: установка и содержание СНО, траление, русловые изыскания, дноуглубление.

Суда обеспечиваются сведениями о фактических уровнях воды по гидрологическим постам и глубинам, об открытии судовых ходов, сроках действия знаков навигационного оборудования, его категорийности и составе, о габаритах пути и путевых условиях.

Систематически проводится модернизация путевого хозяйства, внедрение новых методик, программ и оборудования:

– замена металлических плавучих навигационных знаков на современные буи из композитных материалов;

– замена светосигнального оборудования на энергосберегающие фонари;

– использование комплекса позиционирования многочерпакового земснаряда;

– осуществлен переход русловой изыскательской партии в АРВПиС на связку программных продуктов «Дельта-П» – IndorCAD River – Nonius с оформлением планшета в программе AutoCAD.

Ведется работа по выполнению полевых и камеральных работ, а также по сбору и подготовке цифровых баз данных навигационно-гидрографической информации ВВП для создания и обновления электронных навигационных карт на водных путях бассейна.

В погоне за наживой «пираты» нарушают закон

Иван Черных, первый заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Администрация укомплектована инспекторами в количестве 7 человек, двое приняты на работу в текущем году, создан новый отдел ИГПК в Свирске. Инспекторский состав соответствует квалификационным требованиям, имеет солидный опыт работы на судах внутреннего водного транспорта в качестве капитанов.

На 20 августа проведено 337 проверок, проверено 277 судов в Байкало-Ангарском бассейне. По итогам было выявлено 869 нарушений обязательных требований, временное задержание оформлено в 91 случае. 42% нарушений составляет отсутствие судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ, 11% – несоответствие спасательных средств техническим требованиям, 9% – средства борьбы с пожаром, 6% – свидетельства и документы по системе управления безопасностью.

Особое внимание уделяется безопасности судов, перевозящих туристов на Байкал. В Государственном судовом реестре на Байкале зарегистрировано 98 пассажирских, грузопассажирских судов. Большинство судовладельцев работают, получив лицензию на право перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, содержат суда в технически исправном состоянии, но в то же время есть и те, кто не выполняет требования по безопасности судоходства, а есть и «пираты», которые в погоне за наживой совершенно не соблюдают никаких требований законодательства в области водного транспорта и пассажирских перевозок.

Продолжается практика проведения совместных рейдов с Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Ространснадзора, Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой, линейным отделом полиции на транспорте.

Регистрация судов

Отделом регистрации судов Администрации в полном объеме ведутся все виды регистрационных действий и предоставление информации из Государственного судового реестра. Продолжается работа по межведомственному взаимодействию с органами исполнительной власти.

На государственную регистрацию судов и прав на них принято 186 заявлений, проведено 251 действие. Исключено из реестра 22 судна.

Выдано свидетельств о праве собственности и о праве плавания под государственным флагом РФ – 66 шт., судовых билетов – 40 шт.

Предоставлено информации в виде выписок из ГСР – 357 шт.

Дипломирование и аттестация

В Администрации создана и работает квалификационная комиссия, осуществляющая дипломирование членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. В 2018 году комиссией проведено 48 заседаний по рассмотрению представленных документов и проведению квалификационных испытаний, в том числе выездные заседания в ГБПОУ ИО «Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта», в Братске и Улан-Удэ.

За 2018 год были рассмотрены документы более 400 кандидатов, выдано 147 дипломов, 256 подтверждений к дипломам, 204 квалификационных свидетельства.

Всего выдано 607 квалификационных документов для работы на судах. За 8 месяцев 2019 года проведено 34 заседания, из них 3 в Братске, рассмотрены документы более 380 кандидатов, выдано 345 дипломов и 80 квалификационных свидетельств.

В 2019 г. проведено 6 заседаний аттестационной комиссии; аттестовано 9 лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов.

Морские вести России №13 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика