В интересах всеобщего устойчивого развития - Морские вести России

В интересах всеобщего устойчивого развития

08.09.2019

Российская экономика

В июне в Санкт-Петербурге состоялся 23-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2019). В работе форума приняли участие 19 тысяч человек из 145 стран мира. Самые большие делегации – китайская и американская. На форуме было заключено рекордное количество сделок – 650 соглашений на сумму 3,1 трлн рублей.

Юлия Орлова, спецкор

Главное событие

Центральным мероприятием деловой программы ПМЭФ-2019 стало пленарное заседание с участием президента России Владимира Путина. Президент назвал главным источником нестабильности в мире попытки монополизации новой технологической волны.

– Если до кризиса 2008–2009 годов отношение оборота мировой торговли товарами и услугами к глобальному ВВП постоянно росло, то затем тенденция сменилась. Это факт, такого роста уже нет, – сказал он. – Достигнутое в 2008 году отношение мировой торговли к глобальному ВВП так и не восстановилось. По сути, глобальная торговля перестала быть безусловным двигателем мировой экономики. А новый двигатель, роль которого должны были сыграть суперсовременные технологии, пока еще проходит отладку и не заработал на полную мощность. Более того, мировая экономика вошла в период торговых войн и растущего уровня прямого и скрытого протекционизма.

Главную причину источников кризиса международных экономических отношений Владимир Путин видит в том, что модель глобализации, предложенная в конце ХХ века, все меньше соответствует стремительно формирующейся новой экономической реальности. Обостряют кризис и растущие экологические, климатические вызовы, которые прямо угрожают социально-экономическому благополучию всего человечества. Климат, экология уже стали объективным фактором мирового развития, проблемой, чреватой масштабными потрясениями, включая новый неуправляемый всплеск миграции, рост нестабильности и подрыв безопасности в ключевых регионах планеты. При этом велик риск, что вместо общих усилий по решению экологических и климатических проблем мы столкнемся с попытками и эту тему использовать для недобросовестной конкуренции.

– Очевидно, что для выработки более устойчивой и справедливой модели развития потребуются новые договоренности, которые не только, что называется, четко прописаны, но прежде всего соблюдаются всеми, – сказал далее глава государства. – Однако, убежден, разговоры о таком экономическом миропорядке останутся благими и пустыми пожеланиями, если мы не вернем в центр дискуссии такие понятия, как суверенитет, безусловное право каждой страны на свой собственный путь развития и, добавлю, ответственность не только за свое, но и за всеобщее устойчивое развитие.

Владимир Путин призвал вывести из-под торговых войн важнейшие сферы торговли и переосмыслить роль доллара в качестве мировой резервной валюты. Он также признал, что развитию бизнеса в России пока еще мешают архаичные и избыточные контрольно-надзорные функции.

Мировой океан: новые подходы

В интересах устойчивого развития должны работать и международные программы, посвященные исследованию Мирового океана. Возможно ли глобальное управление Мировым океаном в современных условиях? Какие направления станут драйверами развития экономики Мирового океана в будущем? На эти вопросы попытались ответить участники дискуссии «Мировой океан. Новые подходы к управлению, изучению и сбережению», среди которых были Юрий Цветков, заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота, Алексей Рахманов, президент ОСК, Виктор Олерский, член совета директоров ПАО «Совкомфлот».

Во время дискуссии Юрий Цветков напомнил, что морской транспорт является наиболее экологичным видом транспорта, обеспечивающим 90% перевозок грузов в мировой торговле. Тем не менее ведется большая работа по снижению его негативного воздействия на Мировой океан. Международная морская организация ООН долго и последовательно занимается этим вопросом. Был принят ряд конвенций по защите окружающей среды, которые давно вступили в силу. Это прежде всего Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов с приложениями (МАРПОЛ).

–Работа началась с предотвращения разливов нефти, которые последовали за рядом аварий морских судов в Мировом океане, повлекших значительные негативные последствия для окружающей среды. Эта проблема была отрегулирована законодательно. Потом решались вопросы по сокращениям сброса пластика и различных отходов. В последние годы фокус внимания Международной морской организации смещается на контроль за судовым топливом и влияние выбросов отработанного топлива на экологию. В 2020 году вступают в силу требования, согласно которым будет запрещено использование высокосернистого топлива с содержанием серы более 0,5% для работы на морских судах, – сказал он.

Одно из наиболее перспективных решений этого вопроса – перевод флота на экологически чистое газомоторное топливо. Этот путь, хотя и не простой и финансово затратный, имеет серьезные преимущества именно для отечественного водного транспорта, отметил Ю.Цветков.В этой связи, по его мнению, судовладельцы, переводящие свой флот на газомоторное топливо, должны получать поддержку государства. Минтранс уже приступил к работе по стимулированию заходов в российские порты судов на газомоторном топливе, в том числе в части льготных портовых сборов для судов на газомоторном топливе.

– Первые шаги уже делаются. Компания «Совкомфлот» строит серию арктических танкеров на СПГ и уже получила позитивный опыт эксплуатации таких судов. Так, с августа прошлого года в морских портах Приморск и Усть-Луга введен понижающий коэффициент 0,9 при расчете портовых сборов для наливных судов, использующих в качестве основного топлива СПГ,– подчеркнул замглавы Минтранса.

Деловые встречи

Юрий Цветков провел в рамках ПМЭФ-2019 несколько важных встреч. Так, он обсудил с заместителем генерального секретаря ООН Ольгой Алгаеровой повестку взаимодействия с Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК.

В беседе был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с деятельностью Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Обсуждались темы принятия новых нормативно-правовых документов, развития устойчивых транспортных проектов, евро-азиатской связуемости, в частности создания Межрегионального координационного комитета по транспорту между Азией и Европой. Ольга Алгаерова высказалась в пользу гармонизации договорно-правовой базы на пространстве Евразии, что, по ее мнению, будет способствовать «бесшовному» внедрению передовых технологий, интеллектуальных транспортных систем, беспилотных транспортных средств на базе современной цифровой платформы. Она также отметила вклад России в издание руководства по наилучшим практикам и решениям в сфере устойчивого городского транспорта. Прозвучала информация о ходе подготовки к встрече высокого уровня Общеевропейской программы по транспорту, охране здоровья и окружающей среды, которая запланирована к проведению в ближайшее время в Вене.

На другой встрече Юрия Цветкова с заместителем генерального секретаря ООН, исполнительным секретарем Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) Армидой Алишахбане рассматривались вопросы сотрудничества в транспортной сфере. Юрий Цветков отметил важность развития сотрудничества стран–участниц комиссии в рамках действующей нормативно-правовой базы и налаживания взаимодействия с другими международными организациями в части развития евро-азиатских транспортных связей. Он подчеркнул, что российская сторона выступает за выполнение решения, принятого в рамках министерской конференции ЭСКАТО по транспорту, прошедшей 5-9 декабря 2016 года в Москве. Речь идет об учреждении Межрегионального координационного комитета по транспорту между Азией и Европой.

Особое внимание было уделено проектной деятельности ЭСКАТО. Замминистра транспорта проинформировал о подготовленных российскими экспертами совместно с секретариатом комиссии проектных предложениях, которые охватывают наиболее актуальные вопросы транспортной отрасли.

Ю.Цветков отметил успешный опыт использования интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и спутниковой навигации для управления транспортными процессами на территории России на примере систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон».Принимая во внимание значение транспортного сектора для устойчивого развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Минтранс России выступил с инициативой посвятить 76-ю сессию ЭСКАТО тематике транспорта.

Соглашения Росморречфлота

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков подписал в «нулевой» день Петербургского международного экономического форума соглашения об экспериментальном применении блокчейн-платформы в отечественной морской логистике и о сотрудничестве с АО «ОСК» в сфере подготовки кадров для судостроительной промышленности.

Подписание меморандума о взаимодействии и соглашения с участниками пилотного проекта состоялось на площадке ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. В проекте наряду с Минтрансом России участвуют компания MAERSK –мировой лидер рынка морских контейнерных перевозок, ФГУП «Морсвязьспутник» и ряд крупных российских стивидоров.

Как отметил Ю.Цветков, соглашения дают старт важному инновационному проекту, нацеленному на повышение прозрачности логистики морских перевозок, и позволят дать возможность всем участникам процесса получать информацию о передвижении контейнеров, прохождении таможенных и других логистических процедур в режиме онлайн.

При успешном завершении эксперимента на базе цифровой платформы Tradelens, используемой, по словам руководителей MAERSK, уже двумя десятками стран, который будет проходить в Большом порту Санкт-Петербург, этот опыт может быть распространен на всю Россию.

Подписание соглашения о сотрудничестве Росморречфлота и ОСК прошло на борту уникального плавучего музея, в кают-компании исторического ледокола «Красин».

Как пояснил Юрий Цветков, соглашение предусматривает организацию целевой подготовки студентов и аспирантов учебных заведений Росморречфлота, корректировку под эту задачу учебных планов и программ, прохождение практики и трудоустройство выпускников воднотранспортных вузов и колледжей на предприятиях и проектно-конструкторских бюро, входящих в состав Объединенной судостроительной корпорации.

Соглашения «Совкомфлота»

В период работы форума группой «Совкомфлот» был заключен ряд значимых соглашений.

Вместе с ПАО «НОВАТЭК», COSCO Shipping Group (КНР) и Фондом Шелкового пути было подписано четырехстороннее соглашение в отношении совместного предприятия ООО «Морской арктический транспорт». Основным направлением деятельности СП станет создание флота ледокольных танкеров арктического ледового класса для безопасной круглогодичной транспортировки сжиженного природного газа в рамках текущих и перспективных проектов ПАО «НОВАТЭК» – «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и других.

С компанией «Газпром нефть Марин Бункер» заключено соглашение о сотрудничестве в сфере реализации проектов по бункеровке судов газомоторным (СПГ) топливом. Соглашение закрепляет взаимный интерес двух сторон к сотрудничеству в области бункеровки танкеров группы «Совкомфлот» СПГ-топливом. По сравнению с традиционным судовым топливом использование СПГ позволяет существенно сократить выбросы в атмосферу оксидов серы, оксидов азота, углекислого газа и низкодисперсных частиц.

Группа компаний «Совкомфлот» и группа «ВЭБ.РФ» подписали пакет соглашений, предусматривающих финансирование АО «ВЭБ-лизинг» строительства трех танкеров-продуктовозов нового поколения типоразмера MR, которые будут использовать экологически более чистое газомоторное (СПГ) топливо в качестве основного. Суда будут построены на мощностях на ССК «Звезда» (Приморский край) и отфрахтованы ПАО «НОВАТЭК» в рамках 20-летних тайм-чартерных соглашений.

Генеральный директор, председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил:

– Компания «Совкомфлот» является одним из мировых лидеров по внедрению «зеленых» технологий в практику глобальной морской транспортировки энергоносителей. Компания успешно эксплуатирует шесть танкеров типоразмера «Афрамакс» нового поколения, работающих на СПГ-топливе, еще пять судов на газомоторном топливе заказаны «Совкомфлотом» на ССК «Звезда» и будут построены в ближайшие несколько лет. Мы приветствуем планы российских судостроителей по созданию современных крупнотоннажных судов на СПГ, за которыми, безусловно, стоит будущее мирового судоходства.

Алексей Рахманов, президент ОСК:

– У нас, на самом деле, шла активная работа на форуме. В этом году мы подписали ряд соглашений, в том числе в нулевой день форума. Мы провели очень интересную беседу на борту легендарного ледокола-музея «Красин», на котором мы договорились с Министерством транспорта, а если быть точнее, с Агентством речного и морского транспорта о сотрудничестве. Кроме того, наше конструкторское бюро «Алмаз» продолжает совместную работу с Крыловским центром, что также было зафиксировано меморандумом. На самом форуме соглашения были уже более глобального характера – с «Газпромнефтью», например. У нас до этого сотрудничество в основном складывалось по принципу «они – заказчик, мы – исполнители», а сегодня мы, по сути, продвинулись в сторону сотрудничества в обратном направлении, если говорить о тех материалах, которые выпускает «Газпромнефть», – смазочные материалы, масла, топливо для первой заправки наших изделий. Кроме того, мы с рядом предприятий, которые будут нашими будущими поставщиками, подписали соглашения, которые упрощают и некоторым образом сближают работу наших команд для достижения искомого результата, оптимизации затрат и повышении производительности труда.

Из интервью на полях Петербургского международного экономического форума

Морской флот №3 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика