Первая русская антарктическая экспедиция - Морские вести России

Первая русская антарктическая экспедиция

16.07.2019

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка – Антарктиды. Под командованием Беллинсгаузена находился шлюп «Восток», а Лазарева – шлюп «Мирный», численность команды достигала 190 человек.

Дмитрий Улыбкин, спецкор

Первые на континенте вечных льдов

Вопрос существования континента вечных льдов на протяжении тысячелетий волновал людей. Начиная с XV столетия на поиски неведанной земли отправлялись экспедиции разных стран. Ближе всех к Антарктиде подошел известный английский мореплаватель Джеймс Кук. В ходе своего второго кругосветного плавания в 1772-1775 годах, исследуя воды Южного полярного круга, он достиг самой южной точки – 71° 10' ю. ш. Путь дальше перекрывали сплошные паковые льды. Кук сделал вывод, что Антарктиды как материка либо вообще не существует, либо достичь ее невозможно, что послужило причиной отказа от дальнейших попыток мореплавателей открыть шестой континент. Подводя итоги своей экспедиции, Кук писал: «Я обошел океан Южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».

Русская антарктическая экспедиция увенчалась полным успехом, став второй после Джеймса Кука, которая обошла всю Антарктику. Из 751 дня экспедиции 527 были проведены под парусами, причем оба экспедиционных судна не разлучались за этот срок ни разу; общая протяженность маршрута составила 49 860 морских миль (86 475 верст). 127 дней экспедиция находилась в широтах выше 60° ю.ш.; к берегам Антарктиды команда подходила 9 раз, в том числе четырежды на расстояние 3-15 км. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках.

Начало путешествия и первые открытия

4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» снялись с якорей и под громогласное ура покинули Кронштадтский рейд.

Шлюп «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укрепленный Михаилом Лазаревым для предстоящей экспедиции, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно укреплять и ремонтировать в ходе экспедиции. К концу экспедиции состояние шлюпа оказалось настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении.

И Беллинсгаузен, и Лазарев неоднократно сетовали на то обстоятельство, что в обе дивизии были включены по два совершенно разнотипных судна, значительно отличавшихся по скорости хода.

Из-за чрезвычайной поспешности снаряжения (императорский указ вышел 25 марта, отплытие произошло 4 июля 1819 года) не удалось собрать научного отряда и практически все научные наблюдения как в области географии, так и этнографии и естествознания осуществляли офицеры и единственный ученый на борту – экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов. Для фиксации событий, ландшафтов открытых островов и биологических видов был взят художник Павел Михайлов – будущий академик живописи; снятые им виды Южных Шетландских островов использовались в английских лоциях еще в 1940-е годы.

При попутном ветре экипажи сначала взяли курс на Бразилию – с остановками в портах, чтобы пополнять запасы провизии. Этот переход на парусных судах продолжался почти полгода – лишь к декабрю 1819 года участники экспедиции подошли к острову Южная Георгия в Южной Атлантике и, маневрируя среди айсбергов, стали двигаться дальше на юг – туда, где должна была быть Антарктида.

Уже вскоре на горизонте показался сначала один, а затем еще несколько островов: их нанесли на карту и назвали в честь тогдашнего морского министра островами Траверсе. Один из островов архипелага оказался действующим вулканом. «Поутру впереди нас к северу висели сгустившиеся черные тучи, которые как будто не переменяли своего положения; сие служило поводом к заключению, что в близости должен быть берег, и мы пошли на север к облакам. В самом деле, вскоре увидели остров; по приближении рассмотрели на юго-западной стороне жерло, из которого беспрерывно поднимались густые смрадные пары. Когда мы проходили под ветром острова, пары сии составляли непрерываемое густое облако и издалека были подобны выходящему из трубы парохода дыму, только в большем виде. Я назвал остров в честь первого по мне на шлюпе «Восток» капитан-лейтенанта – островом Завадовского», – писал Фаддей Беллинсгаузен.

Были открыты и получили названия и другие острова Атлантики. Однако главное событие было еще впереди.

Антарктида

Продолжая маневрировать во льдах и пробираться сквозь туманы, несмотря на чрезвычайно сложные условия (в каютах было влажно и температура там порой опускалась до +8 градусов по Цельсию), экспедиция двигалась дальше. Наконец в конце января 1820 года мореплаватели достигли шельфовых льдов Антарктиды, приблизившись к ней в точке 69° 21' 28" ю.ш. и 2° 14' 50" з.д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты на море Лазарева). Русские моряки увидели «ледяное поле, усеянное буграми», однако плохая погода помешала приблизиться к берегу. Корабли отошли к северу.

Через несколько дней они снова увидели берег и подошли к нему почти вплотную – это были береговые обрывы ледового материка (Земля Эндерби). Несмотря на то что февраль в Южном полушарии соответствует августу и считается летним месяцем, путешественники наблюдали температуру -4°С. Израсходовав запас дров на отопление, экспедиция направилась в Порт-Джексон (ныне – Сидней). Здесь нужно было пополнить запасы провизии, отремонтировать шлюпы и, конечно, внести все уточнения на географические карты. К моменту прибытия в Сидней лишь у двоих матросов наблюдались признаки «цинготной болезни».

Спустя полгода, как только позволили климатические условия, экспедиция вновь направилась к Южному полюсу. В конце ноября 1820 г. путешественники достигли острова Маккуори, где наблюдали лежбища морских слонов, пингвинов, попугаев, одичавших кошек и временные землянки промышленников из Порт-Джексона.

6 декабря 1820 г. мореплаватели отметили молебном в честь Николая Чудотворца, а 25 декабря 1820 г. (6 января 1821 г.) встретили Рождество. Праздничными блюдами были щи с сухарями, пунш и грог.

22 января 1821 года, пройдя 60-й градус южной широты, мореплаватели увидели чернеющее пятно – этот остров назвали именем Петра I. А через несколько дней был открыт сам материк. «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор», – писал Фаддей Беллинсгаузен. Этот берег был назван Землей Александра I – в честь русского императора, благоволившего экспедиции. Это открытие не оставило никаких сомнений: русская экспедиция действительно обнаружила легендарную Антарктиду.

Возвращение домой

Экспедиция вернулась в Кронштадт 24 июля 1821 года, для торжественной встречи в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями.

Важнейшим открытием мореплавателей было визуальное наблюдение шельфовых ледников Антарктиды. В экспедиции также занимались метеорологией, наблюдениями надо льдами, этнографическими исследованиями на островах.

Имена Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева остались навсегда вписаны в историю великих географических открытий наряду с именами Колумба и Магеллана.

Морской флот №2 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ