Судостроение вырастет в пять раз - Морские вести России

Судостроение вырастет в пять раз

03.02.2019

Судостроение

В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором обсуждались актуальные вопросы в области национальной морской политики. В совещании под руководством заместителя председателя Правительства РФ Юрия Борисова приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, глава МЧС Евгений Зиничев, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, главнокомандующий Военно-Морским Флотом Владимир Королев, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, главы субъектов РФ. Было отмечено, что коллегия собралась в обновленном составе и по итогам проведения заседания будут составлены планы перспективного развития отрасли. Основными темами для обсуждения стали реализация государственной программы РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», развитие морских научных исследований.

Максим Ткачев, спецкор

У «Звезды» полный портфель

Накануне совещания Юрий Борисов посетил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Генеральный директор Эдуард Ефимов показал гостю строящиеся корабли и суда и рассказал о ходе исполнения основных контрактов. В частности, речь шла о подготовке к испытаниям большого десантного корабля «Петр Моргунов» (заказ Минобороны РФ) и о продвижении в строительстве серии из трех траулеров-сейнеров для камчатских рыбаков. Во время визита также обсуждались вопросы импортозамещения и перспективной загрузки калининградской верфи новыми заказами, в том числе о необходимости строительства крупных серий военных кораблей и гражданских судов.

Выступая на заседании Морской коллегии, Юрий Борисов отметил, что развитие судостроительной техники, в том числе для освоения шельфовых месторождений, идет активными темпами. Соответствующая госпрограмма по состоянию на конец 2017 г. получила финансирование в размере 88,8 млрд рублей. Общий объем финансирования мероприятий госпрограммы на 2013-2030 гг. составляет 334,6 млрд рублей. Цель программы – увеличить объемы производства гражданских судов, судостроительной и судоремонтной техники в пять раз по отношению к 2013 году, а также довести уровень локализации производимой продукции судостроения до 70%.

– Настоящий бум наблюдается в строительстве рыбопромысловых судов. Безусловно, этому способствовали и мероприятия, проводимые в рамках госпрограммы, – отметил Ю. Борисов.

Вице-президент «Роснефти» по энергетике, локализации и инновациям, курирующий судостроительный комплекс «Звезда», Андрей Шишкин сообщил, что в г. Большой Камень Приморского края завершено строительство первой части верфи «Звезда». В частности, сдан достроечный тяжелый стапель, современное крановое хозяйство, блок корпусных производств, позволяющих обрабатывать металл в объеме до 90 тыс. тонн в год. С опережением графика на 3 года заложен сухой док, он будет введен в 2020 г., что позволит строить крупнотоннажные суда, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и др. виды морской техники. На верфь поступил специальный транспортно-передаточный док, позволяющий снимать со стапеля и сразу выводить в акваторию суда длиной более 300 м и весом до 40 тыс. тонн. «Звезда» уже имеет заказы на новострой, среди них 26 судов по заказу «Роснефти», включая танкеры и суда снабжения арктического класса. Четыре судна снабжения арктического класса для «Роснефти» уже заложены. Также ФГУП «Росморпорт», по его словам, заказал строительство на верфи ледокола для собственных нужд, идет проработка контракта на строительство ледокола на газомоторном топливе для «Совкомфлота».

Правительство Мурманской области рассматривает Арктическую зону для стимулирования морской геолого-разведочной деятельности. Об этом напомнила губернатор Мурманской области Марина Ковтун. Предприятия региона активно участвуют в освоении месторождений Арктического шельфа: большинство месторождений Баренцева, Печорского, Карского и других арктических морей было открыто геолого-разведочными компаниями Мурманской области. В конце 70-х годов специалистами Мурманской арктической геолого-разведочной экспедиции (МАГЭ) были выявлены и оконтурены 27 локальных поднятий, подготовлены и сданы под глубокое бурение более 2,5 тыс. квадратных километров площадей, перспективных на выявление нефтегазовых месторождений. Используя данные МАГЭ, буровики АМНГР подтвердили открытие пятнадцати месторождений нефти и газа, в том числе трех уникальных по запасам: Штокмановского (Баренцево море), Русановского (Карское море) и Ленинградского (Карское море) газоконденсатных месторождений.

Морские научные исследования

В качестве примера развития морских научных исследований участников заседания информировали о проекте создания ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс» для наблюдения за состоянием окружающей среды в Арктике, что крайне важно с учетом меняющегося климата в регионе. Контракт на проектирование и строительство ЛСП «Северный полюс» подписали Росгидромет и «Адмиралтейские верфи». Строительство судна запланировано на 2018-2019 гг., а летом 2018 г. Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) начал ее модельные испытания. Также в настоящее время прорабатывается вопрос создания дрейфующей научной станции «Северный полюс» нового типа с использованием вмороженного в лед ледокола «Капитан Драницин». Предложение будет внесено на рассмотрение Правительства РФ в ближайшее время.

Замминистра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов отметил, что Минприроды РФ обращает особое внимание на исполнение поручения президента РФ об увеличении грузопотока по Северному морскому пути (СМП) до 80 млн тонн в год к 2024 г. Сейчас в Арктическом регионе реализуется 11 крупных инвестпроектов. Новые проекты будут формироваться за счет нефтедобычи на Енисее, развития месторождений на Хатанге, направления грузов по Северному широтному ходу (СШХ) и их отгрузке в порту Сабетта. Реализация новых проектов потребует модернизации наземных систем наблюдения Гидромета в Арктике, что крайне важно для соблюдения безопасности навигации по СМП. Важное место в обеспечении безопасности в акватории Северного Ледовитого океана займет также российская группировка космических аппаратов, создаваемая в рамках федеральной космической программы.

Глава Калининградской области Антон Алиханов отметил, что в регионе реализуются проекты строительства научных судов для нужд федеральных ведомств. Вместе с тем высокую заинтересованность демонстрируют коммерческие пользователи. Консолидация усилий будет способствовать увеличению загрузки научно-исследовательского флота, что в свою очередь компенсирует часть затрат на проектирование и строительство объектов. Также губернатор рассказал о развитии рыбохозяйственной мелиорации в регионе. Было отмечено, что это крайне актуальное направление в целях улучшения состояния водных объектов, обеспечения их высокой рыбопродуктивности.

– Мероприятия в этой сфере не проводились более 30 лет. При этом современная федеральная нормативная правовая база исключает возможность рыбохозяйственной мелиорации в качестве возмещения вреда и восстановления водных биологических ресурсов. Поэтому правительством Калининградской области начата совместная работа с федеральными органами по совершенствованию законодательства, регулирующего данное направление. Это даст возможность проведения расчистки русел водных объектов, – сказал Антон Алиханов.

Росрыболовство в конце 2018 года отправит научную экспедицию в Антарктику для исследования состояния запасов криля. Об этом и о других приоритетных морских международных экспедициях и планах российских ученых по изучению ресурсной базы Мирового океана рассказал заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Во время рейса будут изучены не только перспективы промысла – упор будет сделан в том числе на разработку технологий безотходной переработки криля.

– Это огромный сырьевой ресурс для производства пищевой продукции, кормов, фармацевтических препаратов, – пояснил Илья Шестаков.

Исследования продолжатся в течение 2019-2020 годов. Разрешенный мировой объем вылова криля составляет более 5,6 млн тонн в год, фактически добывается всего 250-300 тыс. тонн. Российский рыбопромысловый флот не работает на промысле криля уже более 20 лет, при этом, по оценкам Росрыболовства, недоиспользуемый ресурс составляет от 5 млн до 15 млн тонн. В исследованиях также будут принимать участие ученые Российской академии наук в соответствии с подписанным в сентябре 2018 года соглашением между Росрыболовством и РАН. В экспедиции предполагается еще и провести оценку запаса аргентинского кальмара в Юго-Западной Атлантике.

Кроме того, на 2019 год запланирована важная международная съемка по изучению зимовки тихоокеанских лососей в рамках программы «Международный год лосося». Исследования охватят акваторию от берегов России до Северной Америки. Будут работать специалисты из России, Канады, США, Японии и Южной Кореи.

Руководитель Росрыболовства отметил, что в предыдущие три года были трудности с финансовым обеспечением и организацией научных рейсов.

– В 2018 году ситуация кардинально изменилась. Правительством выделены дополнительные средства на экспедиции. Кроме того, мы завершили консолидацию научно-исследовательского флота на Дальнем Востоке, что позволило выявить резервы для расширения районов морских научных рейсов в важнейшем для нас Тихоокеанском бассейне, – сказал Илья Шестаков.

Росрыболовством в ближайшей перспективе запланировано строительство новых научно-исследовательских судов, проектирование первого судна будет завершено в этом году.

Высказал заинтересованность во всестороннем развитии и использовании российского научного флота и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. В Архангельской области сосредоточены ключевые предприятия и организации, принимающие активное участие в научном освоении Арктической зоны РФ. С 2012 года в рамках соглашения о сотрудничестве между ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и САФУ проводится уникальная научно-образовательная морская экспедиция «Арктический плавучий университет» на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». С учетом успешного cемилетнего опыта организаторы проекта выступают с инициативой организации ежегодной российской морской научно-образовательной экспедиции на судне ледового класса в период летне-осенней навигации. Реализация проекта позволит решать актуальные научные задачи, а также способствовать достижению стратегических целей, связанных с развитием Северного морского пути, освоением арктических месторождений, обеспечением экологической безопасности.

– Крайне важно, что в рамках проекта будет вестись регулярная практическая подготовка молодых кадров. К работе будут привлечены студенты и аспиранты из ведущих вузов страны, а также молодые профессионалы из компаний, ведущих деятельность в Арктической зоне, – отметил Игорь Орлов. – В ближайшие годы также планируется комплексное освоение газового месторождения Каменномысское-море на Ямале. Проект подразделяется на береговую и морскую части, для которых потребуется создание объектов обустройства месторождения. Вместе со смежными месторождениями нужны 11 объектов морской техники: трех платформ и восьми блок-кондукторов. Архангельская область сможет внести еще больший вклад в реализацию данного проекта, имея на своей территории благоприятные экономические и инфраструктурные условия для отечественных и зарубежных компаний при локализации производства оборудования и технологий.

По итогам заседания Морской коллегии будут составлены планы перспективного развития отрасли.

Морской флот №5 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ