Новые возможности для экспорта угля - Морские вести России

Новые возможности для экспорта угля

07.08.2019

Морские порты

В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, превысив 100 млн тонн и составив более половины всего угольного экспорта страны. Условия для роста показателя создаются повышенным спросом со стороны стран АТР, увеличением объемов добычи угля на месторождениях Сибири и Дальнего Востока, а также государственной стратегией по расширению позиций России на мировом угольном рынке.

Вместе с тем, главные угольные порты Дальнего Востока уже сегодня работают на пределе мощностей, при этом многие стивидоры переваливают уголь на универсальных причалах, не всегда считаясь с предъявляемыми в настоящее время экологическими требованиями. Ликвидировать дефицит современных угольных мощностей призваны проекты не только расширения и модернизации существующей портовой инфраструктуры, но и создания новых терминалов: терминала «ВаниноТрансУголь» в порту Ванино (северный берег бухты Мучке) и специализированных угольных терминалов в портах «Вера» и «Суходол». Запуск новых проектов и развитие сопутствующей инфраструктуры, согласно оценкам Минэнерго, позволят России удвоить экспорт угля в страны АТР к 2025 году и увеличить долю на этих рынках с 9% до 20%.

Галина Музлова

Экспортный приоритет – страны АТР

По данным Минэнерго, в 2018 году Россия экспортировала чуть более 200 млн тонн угля, что на 14 млн тонн превышает показатель 2017 года (186,3 млн тонн) и является новым историческим рекордом не только для постсоветской России, но и для времен СССР (см. рис. 1). По экспорту угля наша страна на сегодня занимает третье место в мире после Австралии и Индонезии. Почти 100 млн тонн или половина экспортного объема угля в 2018 году было отправлено через порты Дальнего Востока, а ключевыми импортерами стали страны АТР.

Рис. 1. Динамика добычи и экспорта угля в России, 2011-2018 гг.

Источник: Минэнерго, Росстат, ФТС России.

Необходимые предпосылки для роста экспорта создаются спросом со стороны ряда стран АТР, в первую очередь Китаем, и ростом объемов добычи угля на месторождениях Сибири и Дальнего Востока. Так, за 2018-2019 годы в России ожидается ввод в строй 15 новых угольных предприятий с добычной мощностью более 15 млн тонн и 5 углеобогатительных фабрик мощностью 11,5 млн тонн.

Еще один фактор, «подогревающий» рост экспорта угля, заключается в отсутствии существенных резервов роста его потребления на внутреннем рынке. В 2017 году объем экспорта впервые в истории страны превысил объем внутренних поставок, и в среднесрочной перспективе рост экспорта также будет опережать внутреннее потребление.

Задача по наращиванию присутствия и укреплению позиций России на мировом угольном рынке неоднократно ставилась на самом высоком государственном уровне. Так, в августе 2018 года президент РФ провел заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, где подчеркнул, что российские участники рынка могут воспользоваться растущим спросом на уголь со стороны стран АТР за счет «постоянной стыковки планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов». Перспективы роста угольного потока через дальневосточные порты президент связал с необходимостью заботы об экологии, призвав решать вопросы развития угольной промышленности на основе самых современных технологий, в том числе уделять повышенное внимание защите окружающей среды в портах – местах перевалки угля.

Сегодня на Дальнем Востоке расположено 11 из 27 российских портов, осуществляющих отгрузку экспортного угля. По оценкам экспертов, загрузка основных мощностей терминалов близка к 100%, и конкуренция между ними очень высока. При этом начиная с 2016 года на Дальнем Востоке отмечается появление небольших терминалов, состоящих, условно говоря, из одной причальной стенки, которые ранее не работали с угольным грузом, но переориентировались на него с других грузов и за год смогли выйти на объемы перевалки 3-5 млн тонн.

Перевалка угля на универсальных терминалах осуществляется в 10 портах региона: Ванино, Советская Гавань, Бошняково, Шахтерск, Углегорск, Холмск, Невельск, Восточный, Находка, Владивосток. Специализированные и модернизированные под перевалку угля терминалы действуют в 3 портах – Посьет, Восточный и Ванино, в двух последних производятся работы по расширению специализированных угольных терминалов, а также в порту Ванино строится новый современный специализированный терминал. В стадии строительства или подготовки к нему находятся два порта – Суходол и Вера (см. рис. 2).

Рис. 2. Действующие и строящиеся угольные терминалы на Дальнем Востоке России

Источник: Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Потенциальным проектом для роста экспорта угля в страны АТР может стать строительство железнодорожного мостового перехода на о.Сахалин и связанного с ним нового глубоководного порта на острове. Проект пока не утвержден, но изыскательские работы ведутся, рассматриваются возможные места для строительства порта. Предполагается, что для окупаемости проекта его грузовой базой станут промышленные районы Восточной Сибири и Якутии с большими запасами угля. Кроме того, появится возможность освободить перегруженные углем дальневосточные порты и подходные пути к ним от части объемов угля, давая тем самым развиваться и другим грузопотокам, например контейнерным перевозкам.

Новый терминал в порту Ванино

В настоящее время строительство первой очереди нового угольного терминала мощностью 12 млн тонн в год в порту Ванино (северный берег бухты Мучке) ведет Акционерное общество «ВаниноТрансУголь» (АО «ВТУ»), завершение строительства основных объектов планируется в декабре 2019 года.

Проект современного угольного терминала представляет собой сложное объединение технологических комплексов: гидротехнических сооружений (пирс, причалы); берегового комплекса сооружений с технологическим оборудованием (вагоноопрокидыватели, конвейерные транспортеры, пересыпные станции, стакер-реклаймеры, судопогрузочные машины); вспомогательного оборудования; железнодорожной инфраструктуры (собственная станция терминала и подходы к ней); объектов энергетики (трансформаторная подстанция и линия электропередачи). Стоимость технологического комплекса составляет 90 млн евро.

«В начале 2020 года мы планируем начать прием груза для накопления на складе первых судовых партий угля. Мы рассчитываем осуществить перевалку 7-8 млн тонн угля в 2020 году и выйти на проектную мощность первой очереди терминала до 12 млн тонн в 2021 году. Строительство второй очереди терминала планируем начать в 2020 году для развития перевалочных мощностей до 24 млн тонн к 2023 году», – рассказывает генеральный директор ООО «УК ВТУ» – управляющей организации АО «ВТУ» Юрий Тямушкин.

По его словам, мощный терминал производительностью 6 тыс. тонн угля в час, позволяющий быстро обрабатывать суда грузовместимостью до 160 тыс. тонн при закрытом способе перевалки (закрытый способ выгрузки, транспортировки внутри конвейерных галерей, погрузки на суда судопогрузочной машиной), создается в ответ на правительственные меры по повышению требований к способам перевалки навалочных грузов, в частности угля. При хранении на складе формирование и расформирование штабелей будут выполнять стакер-реклаймеры; будут применяться средства пылеподавления: водо- и снегоорошение, защитные экраны. Дополнительную экологическую безопасность обеспечит расположение терминала – не в черте поселка, а на удалении от него на расстояние 8 км.

Основной объем угля на новый терминал будет поступать с разрезов Якутии, где угледобывающая компания «Колмар» (основной акционер АО «ВТУ») реализует проекты по строительству обогатительных комбинатов Инаглинский и Денисовский. Высококачественные коксующиеся угли, направляемые на экспорт в страны АТР, будут доставляться для перевалки на терминале по БАМу. Терминал также имеет выходы на Транссиб, что делает возможным, при наличии свободных мощностей терминала, организовать перевалку углей из Кузбасса.

Как отмечает Ю.Тямушкин, разработка проектной документации угольного терминала была завершена еще в 2014 году. Особое внимание было уделено выбору технологий для перевалки угля на новом терминале. Еще на стадии разработки задания на проектирование проектным институтам была поставлена задача – разработать терминал для перевалки угля с применением самых современных технологий, оснащенный высокопроизводительным оборудованием, отвечающий требованиям по обеспечению сохранности груза, снижению до минимума воздействия на окружающую среду.

Однако при прохождении Главгосэкспертизы компания столкнулась с тем, что отдельно спроектированные объекты железнодорожной инфраструктуры и транспортно-перегрузочного комплекса пришлось объединять в единый комплекс, исходя из требований, что терминал не может существовать отдельно от железнодорожных подходов.

В дальнейшем, уже приступив к строительству терминала, компании пришлось решать проблемы, типичные для всех инвесторов, реализующих проекты на Дальнем Востоке, которые связаны с удаленностью мест реализации проектов, транспортной недоступностью, ограниченным количеством подрядчиков, обладающих достаточными ресурсами для мобилизации техники, и острым дефицитом кадров (см. «Задача – преодолеть нехватку кадров»).

«Сегодня все проблемы мы решаем в тесном взаимодействии с подрядчиками, жестко контролируем выполнение графика производства работ, все процессы и этапы строительства», – отмечает генеральный директор ООО «УК ВТУ» – управляющей организации АО «ВТУ».

Вера и Суходол: по 20 млн тонн к 2022 году

Мощность угольного морского терминала «Порт Вера», который планируется построить на территории ЗАТО «Фокино» Приморского края в районе мыса Открытый и бухты Беззащитная, предполагает выход на объемы перевалки 20 млн тонн к 2022 году. Проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы и находится в активной фазе строительства. Выйти на объемы перевалки до 1 млн тонн планируется уже в текущем году, а в следующем году – на объем 2,2 млн тонн.

Проект реализует ООО «Востокуголь», инвесторами также выступают «Ростех-Глобальные ресурсы» и ГК «Росинжиниринг». Объем инвестиций в проект составляет 40 млрд рублей.

Изначально терминал был задуман как небольшой проект без возможности экспортных поставок угля, но после захода в капитал компании госкорпорации «Ростех» значительно расширился и стал частью большого инфраструктурного проекта на Дальнем Востоке, предусматривающего разработку Сугодинско-Огоджин-ского угольного месторождения в Амурской области, строительство обогатительной фабрики, объектов электро- и теплогенерации, углехимии, в том числе производство экологически чистого газомоторного топлива.

Строительство терминала ведется в удалении от населенных пунктов. Проектом предусмотрен комплекс современных технологических решений, обеспечивающих экологическую безопасность: аспирационные установки очистки воздуха и пылеподавления, лафетные системы водяного пылеподавления в местах открытой перегрузки, системы генерации легкого водяного тумана, конвейеры закрытого типа, многоступенчатые установки раздельной очистки каждого типа стоков, ветрозащитные барьеры.

Строительство другого специализированного угольного терминала в северной части бухты Суходол ведет холдинг «СДС-Уголь». Объем инвестиций в проект составляет порядка 30 млрд рублей. На угольный терминал в Суходоле распространится действие режима свободного порта Владивосток (СПВ).

Проектная мощность терминала составляет 20 млн тонн. Строительство первой и второй очередей порта планируется завершить в 2021 году, что позволит обеспечить перевалку 12 млн тонн груза. Третья очередь, которая будет построена в 2022 году, увеличит объем перегрузки угля еще на 8 млн тонн. Как и в предыдущем случае, будущий комплекс по перевалке угля будет полностью отвечать требованиям экологического законодательства. Все береговые объекты складского назначения будут расположены за пределами прибрежной полосы и водоохранной зоны Японского моря.

Среднесрочные перспективы

К 2025 году, по оценке Минэнерго, у России есть возможность увеличить поставки угля в страны АТР как минимум вдвое, доля российского угля на этих рынках при этом вырастет с нынешних 9,3% до 20%. Такой прогноз основывается в первую очередь на постулате дальнейшего роста спроса на уголь в странах АТР: согласно оценкам, потребление в этом регионе до 2030 года будет расти на 100 млн тонн ежегодно.

Но с учетом роста объемов экспорта угля через морские порты Дальневосточного бассейна даже по завершении реализации проектов строительства новых терминалов дефицит портовых мощностей и подходных железнодорожных путей сохранится, считают эксперты. Вместе с тем, помимо дефицита, основными аргументами в пользу строительства современных угольных терминалов на Дальнем Востоке являются: их удобное географическое положение, достаточные глубины в акватории, использование закрытого способа перевалки и применение современных технологий обработки вагонов, грузов и судов.

«На фоне прогнозируемой нехватки пропускной способности железнодорожной инфраструктуры необходимо предпринимать меры по увеличению провозной способности железной дороги, – добавляет Ю.Тямушкин и напоминает, что в настоящее время проектный офис ОАО «РЖД» и Минфина России проводит изучение перспективной потребности в перевозке угля в направлении морских портов, выявлению узких мест и определению мер и способов их расширения.

Впрочем, эксперты все чаще обращают внимание на рост инвестиций Китая и ряда других стран АТР в возобновляемые источники энергии, что может означать начало снижения спроса на уголь. Так, аналитики «АКРА» отмечают, что Китай прекратил строительство электростанций, работающих на угле, не развивает это направление и Южная Корея, а Индия ориентируется на уголь не из России, а из Австралии и Индонезии. В связи с этим есть риск того, что любая страна АТР может достаточно резко сократить потребление угля буквально за 3-5 лет.

В этой ситуации важно, чтобы у угольщиков была возможность по переориентации экспортных потоков угля на другие страны, а у стивидоров – возможность по переориентации на другие грузы.

Задача – преодолеть нехватку кадров

Юрий Тямушкин, генеральный директор ООО «УК ВТУ» – управляющей организации АО «ВТУ»

– Отдельная проблема при строительстве угольных терминалов на Дальнем Востоке связана с острым дефицитом кадров. АО «ВТУ» решает ее несколькими путями. Основной задачей в настоящее время является заполнение новых рабочих мест: к моменту ввода в эксплуатацию первой очереди терминала АО «ВТУ» необходимо привлечь и нанять 450 человек, 2/3 из которых – высококвалифицированные специалисты. Поиск ведем по всей России.

Для адаптации персонала выполняется социальная программа: построены и сданы в эксплуатацию 34 таунхауса в п.Ванино, начато строительство домов на 180 квартир для персонала, в дальнейшем будет обустроено общежитие на 250 человек. В перспективе рассматривается строительство третьей очереди служебного жилья.

Также сформирован школьный учебный класс для подготовки учащихся в техникумы и вузы, класс робототехники, созданы условия для переподготовки и обучения необходимым специальностям на базе Комсомольского-на-Амуре государственного университета.

АО «ВТУ» оказывает помощь Ванинской районной больнице в приобретении медицинского оборудования, планируется строительство физкультурно-оздоровительного центра с плавательным бассейном.

Для снижения ограничений транспортной доступности района совместно с другими инвесторами, реализующими проекты в Ванино-Совгаванском транспортном узле, прорабатывается вопрос об организации постоянного авиасообщения по маршруту Хабаровск – Советская Гавань (аэропорт Май-Гатка). Цель – создать благоприятную среду не только для обеспечения людей достойной работой на новых предприятиях, но и для их комфортной жизни в Ванино.

Морские поры №3 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика