МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок - Морские вести России

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

28.09.2017

Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского – это ключевой процессор подготовки судовых механиков. Помимо высококачественных знаний и практических навыков по эксплуатации судовых двигателей и оборудования, кафедра целенаправленно дает будущим специалистам знания и навыки системного мышления, эффективной и безопасной организации работы, а также широкие возможности для адаптации к непрерывным изменениям и усовершенствованиям морской техники.

Информационный центр ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Дальневосточный подход к морской автоматике

История кафедры официально начинается в 1963 году, когда кафедра судовых паросиловых установок (СПСУ) приказом министра морского флота СССР была разделена на две самостоятельные кафедры: «Судовые паровые и газовые турбины» и «Эксплуатация судовых силовых установок». Все же подлинные истоки кафедры справедливо рассматривать в момент учреждения морского вуза во Владивостоке и, соответственно, судомеханического факультета– в 1944 году.

Научно-педагогическая специфика кафедры была оформлена в течение первых двадцати лет работы коллектива факультета. Примечательно, что первым начальником кафедры стал выпускник первого выпуска судомеханического факультета 1950 года С.Г. Лукьянов. В 1963 году он работал заведующим кафедрой СПСУ. Его усилиями новая кафедра получила признание в министерстве, а затем при ней была открыта аспирантура, подготовившая впоследствии новые поколения научно-педагогических кадров.

Фото. Внедрение новой техники в учебный процесс, конец 1970-х годов

Развитие кафедры связано с именами восьми начальников. С.Г. Лукьянова, руководившего с 1963 по 1973 год, сменил В.С. Попов. Затем кафедрой заведовали ученые и профессора к.т.н. Н.И. Борисов, д.т.н. Н.М. Подволоцкий, к.т.н. Г.М. Липин, д.т.н. В.Н. Слесаренко, д.т.н. А.В. Семенюк. С 2014 года кафедру возглавляет к.т.н. А.Л. Чемодаков. Роль каждого из них в развитии науки и морского образования трудно переоценить. Благодаря им было создано влиятельное в отечественной науке направление и заложены крепкие профессорские традиции, которые поддерживают и вдохновляют современную жизнь кафедры и всего факультета.

Фото. Кафедра ЭА СЭУ, 1996 год.
В первом ряду: С.Г. Лукьянов, Н.В. Афонина, В.Н. Слесаренко, Н.И. Борисов, Г.М. Липин.
Во втором ряду: Е.Г. Курзенков, С.И. Бондарь, В.К. Варкулевич, В.П. Ширяев, И.В. Прокопишин, Г.Б. Важенин, Г.В. Кузьменко.

День сегодняшний

Направления обучения на кафедре представлены двадцатью утвержденными отечественными и международными образовательными стандартами дисциплинами, которые в свою очередь разделены на два блока: автоматизация судовых энергетических установок и техническая эксплуатация судовых энергетических установок. Программа рассчитана на курсантов судомеханического факультета. Энергетическая установка современного судна представляет собой комплекс сложного теплоэнергетического, технологического оборудования и средств автоматического контроля, который составляет зону прямой ответственности инженеров– судовых механиков. Кроме того, часть предметов в рамках обязательной программы предназначена для курсантов-судоводителей и электромехаников, студентов факультета экологии и безопасности освоения шельфа и факультета управления на транспорте.

Сегодня на кафедре работают восемь профессоров, доцентов и преподавателей и два сотрудника, большая часть которых имеет в своем послужном списке не только ученые степени и звания, научные труды, учебники и учебные пособия, но и авторские изобретения и разработки, нашедшие применение в производстве.

История научных достижений кафедры состоит из разработок в таких областях, как паротурбинные установки (А.В. Семенюк), виброакустическая диагностика судовых энергетических установок (В.С. Попов), судовые опреснительные установки (В.Н. Слесаренко), и многих других. Одно из успешных направлений– исследования процессов работы специальных систем танкеров, совершенствование их эксплуатации и конструкции– связано с работами Н.М. Подволоцкого и его учениками, среди которых нынешний заведующей кафедрой А.Л. Чемодаков. Идея использования вакуумной разгрузки, математическое моделирование работы специальных систем, автоматизация управления грузобалластным комплексом наливных судов нашли широкое применение в отечественной индустрии.

Последние работы, выполненные в рамках государственного заказа, посвящены таким темам, как системы автоматического регулирования, повышение эффективности и надежности средств автоматики, совершенствование технической эксплуатации морского транспорта. Помимо этого научный коллектив работает в рамках технической проблематики, связанной с грядущими изменениями стандартов топлива, производит расчеты эффективности энергетической установки судна и схем утилизации теплоты. Научно-практические мощности позволяют проводить техническую экспертизу. В состав кафедры входит лаборатория измерителей и систем автоматического управления, тренажер машинного отделения, стенды пневмо- и гидроавтоматики. Развитие лабораторной базы руководство кафедры связывает с усилением сотрудничества с индустриальными партнерами вуза, в числе которых такие судоходные гиганты, как японская компания M.O.L. (Mitsui O.S.K. Lines), поставившая тренажер системы дистанционного управления главным двигателем, и крупнейшая отечественная судоходная компания «Совкомфлот».

Из воспоминаний Г.М. Липина

Геннадий Максимович Липин, в прошлом– заведующий, а ныне профессор кафедры эксплуатации автоматизированных энергетических установок:

– Поступил я в ДВВИМУ на судомеханический факультет в 1965 году, как раз тогда, когда оно стало называться Дальневосточным высшим инженерным морским училищем имени адмирала Г.И. Невельского. А работаю здесь с 1970 года…

Я с Амура. Школу оканчивал в Амурской области, в селе Возжаевка. В нашей семье было шестеро детей. Я мечтал стать моряком, но не поехал поступать сразу после школы. Денег на дорогу не было. Поэтому год я работал в той же военной части, где служил отец.

Первые два курса у нас были общеобразовательные дисциплины. Мне было трудновато: все-таки пропустил год после школы, многое позабылось. Визу мне открыли на четвертом курсе. Тогда и пошел первый раз за границу. До этого только на Камчатку ходил на пароходах «Русь», «Ильич», «Советский Союз». А когда визу открыли, пошли другие суда, более современные: «Лесогорск», «Тавричанка», «Художник Жуков». В Японии в четырнадцати городах побывал, затем в Австралию сходил. Интересно было мир открывать…

Я хотел бы рассказать о Сергее Григорьевиче Лукьянове– первом старшем механике СССР. Сергей Григорьевич в Приморье, в школу младших морских специалистов, попал из Бухары по комсомольской путевке. Было ему 17 лет. На дворе 1944 год, и объявлен первый набор в ВВМУ. Он написал рапорт, и его перевели в училище. У Лукьянова была удивительная практическая хватка, он во все вникал с ходу. Училище окончил со средними оценками, в отличниках никогда не ходил, а через шесть лет после выпуска уже стал стармехом. Повторюсь: первым старшим механиком из всех наших выпускников. Более того– первым стармехом с высшим образованием в СССР! Говорю уверенно, потому что в нашем вузе выпуск состоялся в марте, а в других училищах– позднее. И потому их выпускники за этот срок никак не могли стать стармехами. Даже однокашники признавали, что «Серега– это уникум». Я до сих пор показываю курсантам его дипломный проект, написанный в 1950 году в большой общей тетради в полоску. От руки, чернилами... Когда он стал старшим механиком, его пригласили в китайский порт Далянь, где строили для нас пароходы. Он был назначен приемщиком и должен был следить за процессом постройки судов. Он там два года проработал. После этого его пригласили в ДВВИМУ, где в 1962 году он стал начальником кафедры.

В 1968 году Сергей Григорьевич защитил кандидатскую диссертацию. К этому времени он был уже давно утвержден в ученом звании доцента. Его избирали начальником кафедры четыре срока подряд. Еще хочу добавить, что он был убежденным коммунистом, с партбилетом не расставался. К людям относился всегда доброжелательно, выслушивал внимательно, не перебивая, вникал в детали. Он был труженик беззаветный. Жил делом. Лукьянов меня воспитал и вырастил, можно сказать, именно для работы на своей кафедре.

Одна из причин, по которой я решил стать преподавателем,– диагноз комиссии на пятом курсе. Врач сказал, что в море идти нельзя, так как в одном ухе отсутствует перепонка. Ну, говорю, и что же мне делать? Балл диплома у меня был 4,74. Немного не хватило до красного. И оставили меня в аспирантуре. На кафедре эксплуатации судовых энергетических установок, где Сергей Григорьевич Лукьянов был начальником. Интересно, что, хотя в плавсостав меня признали негодным, впоследствии в качестве руководителя практики я ходил неоднократно и на Шикотан, и на Камчатку.

Темой диссертационного исследования у меня была комбинированная очистка моторных масел для работы дизелей на различных сортах топлива для среднеоборотных двигателей. После защиты эти результаты нашли применение в Приморском пароходстве и на хабаровском «Дальдизеле». Я имею в виду конструкцию центрифуги, которую я предложил. Хоздоговорные темы были у нас регулярно до перестройки. Года так до 1991-го… И деньги мы получали, и свои научные интересы реализовывали. У нас активно работало бюро по внедрению, ОВИР– отдел по изобретательству и реализации, который брал на карандаш все наши изобретения.

Мне тяжело оценивать сегодняшних курсантов. Я не сторонник обучения с помощью компьютерной техники. Самый первый, кто дал объективную оценку этому явлению,– академик Сергей Капица в передаче «Очевидное-невероятное». Что такое компьютер? Это, сказал он, помойка. Там все есть, но там и искать нужно, как ищут бомжи на помойке. Они знают, где и чего «сбрасывают». Доверия к компьютеру нет: сегодня он работает, а завтра? Беда в том, что курсанты заменяют компьютером свои мозги. Спросишь: а какой сегодня день?– они сразу хватаются за телефоны… В положении о высшей школе сказано: диплом должен быть написан от руки. И рисовать полагается только вручную, простым карандашом. А они даже чертить не могут. Их заставляешь на тренажерах схемы рисовать, потому что это один из способов запоминания. Здесь работает зрительная и механическая память. На судне они должны знать в любое время суток, куда бежать и что делать, чтобы сохранить свою жизнь и жизни экипажа. Все должны знать, где и какой клапан находится, в какую сторону открывается, знать систему, как туда попасть и оттуда выйти. И если они не будут рисовать, то как же запомнят? А им главное– найти схему, быстренько ее сфотографировать и принести. Я говорю: такое не приму, только от руки…

Конечно, информированности у них больше, но не знаю, преимущество ли это? Система подготовки специалистов не та, а сравнивать лучше или хуже– трудно. Нужны специальные исследования…»  

Морской флот №2 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ