Россия нацелена на развитие СМП - Морские вести России

Россия нацелена на развитие СМП

16.10.2019

Севморпуть

Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики и крупные реки Северного региона, кратчайший водный маршрут между Дальним Востоком и европейской частью страны. Этот путь русскими осваивался веками, что сопровождалось немалыми жертвами первопроходцев. И сегодня Россия по-прежнему стремится к развитию СМП. Причем с четким обозначением своей позиции: СМП – это российская национальная транспортная артерия, и Россия как прибрежное государство в соответствии с международным правом отвечает за ее функционирование.

Алина Гурова, спецкор

Норвегия сомневается

Норвегия, к примеру, сомневается в экономической целесообразности Северного морского пути (СМП) и собирается проверить его на соответствие экологическим стандартам. Об этом недавно заявила министр иностранных дел Норвегии Ине Мари Эриксон Серейде.

– У СМП есть серьезные проблемы в отношении всего: от поисково-спасательных работ и недостаточной инфраструктуры на всем протяжении трассы до крайне сурового климата. Это сильно усложняет задачу сделать этот маршрут выгодным и коммерчески успешным, как многие того хотели бы, – сказала норвежский министр.

Серейде сообщила, что на данный момент Норвегия не планирует предоставлять порты Шпицбергена в рамках пользования СМП.

Впрочем, как справедливо заметили некоторые российские эксперты, этого норвежского заявления никто не ждал, а мнения, как бы резко это ни звучало, никто не спрашивал, ибо с норвежцами вообще не было договоренностей в части освоения маршрута и развития инфраструктуры СМП. Более того, сомнительно, что Норвегия сможет провести экологическую экспертизу Северного морского пути, поскольку в части вод и портов РФ она не имеет на это права. В российском посольстве в Осло также подчеркнули, что пока трасса проходит в пределах внутренних территориальных вод России, Норвегия к ее проработке не причастна.

Французская CMA CGM отказалась от СМП

Если Норвегия ограничилась заявлением и только присматривается к возможностям, то известная французская компания морских контейнерных перевозок CMA CGM уже приняла решение по экологическим соображениям более не использовать в своей деятельности маршрут Северного морского пути, а также других транспортных коридоров в Арктике. Об этом написала газета LeFigaro. По сведениям издания, эту новость сообщил глава компании Родольф Сааде в ходе состоявшейся в Елисейском дворце встречи президента Франции Эммануэля Макрона с французскими бизнесменами. Она проводилась в преддверии саммита лидеров Группы семи, который, в частности, рассматривал вопросы защиты экологии планеты.

Отказ от Северного морского пути – это «решение, принятое компанией CMA CGM исходя из ее осознанного курса на защиту окружающей среды и мирового биоразнообразия. Оно принимается, несмотря на те крупные конкурентные преимущества, которые этот путь представляет для транспортных компаний».

CMA CGM обязуется не пропускать в Арктику ни одно из своих 500 судов. Особенно в северо-восточном районе, вдоль Сибири.

Заявления вызывают недоумение

Заявления, сделанные ранее главой норвежского МИД Ине Мари Эриксон Серейде о сомнениях в экономической целесообразности Северного морского пути и планах Норвегии провести проверку его соответствия экологическим стандартам, направлены на сдерживание развития России в Арктическом регионе.

Такое мнение высказал заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

– Заявления вызвали у меня недоумение, поскольку там звучали вопросы безопасности мореплавания, аварийно-спасательной готовности. Наверное, просто это происходит от незнания реалий, которые существуют на Севморпути. Я думаю, все эти заявления имеют политическую подоплеку по сдерживанию развития российской части Арктики, – считает Цветков. – Вопросам экологической безопасности у нас уделяется самое большое внимание. Осуществляется большой и всеобъемлющий комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение безопасности.

Как подчеркнул замминистра, для обеспечения морской спасательной готовности во всех зонах ответственности РФ существует специальная служба.

– Существует самый современный ледокольный флот, которого нет нигде в мире. Этот комплекс судов взаимоувязан, существует единый регламент взаимодействия для поиска и спасения», – указал он.

Кроме того, по словам Ю. Цветкова, в рамках федерального проекта развития СМП предполагается строительство новых объектов для обеспечения транспортной безопасности маршрута. Для его реализации планируется построить 16 судов для аварийно-спасательной службы, строительство которых начнется уже в следующем году.

Россия заинтересована в совместном использовании СМП

Россия по-прежнему стремится к углублению сотрудничества с другими государствами в развитии и использовании Северного морского пути. Об этом заявила директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова.

–Мы заинтересованы в углублении взаимодействия с другими государствами по использованию СМП, – сказала она. – Привлечь крупный бизнес для развития инфраструктуры этой транспортной артерии призван создаваемый под эгидой «Росатома» международный общественный совет СМП, в состав которого приглашены представители всех арктических государств. При этом необходимо четко понимать: СМП – это российская национальная транспортная артерия. РФ как прибрежное государство в полном соответствии с международным правом отвечает за функционирование этого маршрута и будет делать все необходимое, чтобы обеспечить безопасность судоходства и максимально бережное отношение к очень хрупкой экосистеме данного региона.

Официальный представитель дипведомства обратила внимание на ряд прозвучавших в последние дни высказываний, «лейтмотивом которых стала забота об экологической обстановке в Арктике в контексте использования СМП».

– Было много сюжетов на этот счет с участием официальных лиц, – напомнила она. – В том числе и президент Франции высказался. В частности, он сказал о желании или важности обезопасить Русский Север от топогенного влияния и призвал французские грузовые компании, многие из которых относятся к числу крупнейших морских перевозчиков в мире, не пользоваться СМП.

Тем не менее, продолжила дипломат, Россия «нацелена на развитие СМП». Поставлена задача к 2021 году обеспечить его круглогодичное использование, увеличить грузопоток до 80 млн тонн в год. У России имеется уникальный опыт организации бесперебойной работы в высоких широтах. В планах нашей страны и далее развивать портовую инфраструктуру, навигационные, гидрографические возможности этой транспортной артерии и совершенствовать систему поиска и спасания.

– Перспективы СМП очевидны, – резюмировала М. Захарова. – Это оптимальное расстояние по маршруту Европа – Азия, отсутствие ограничений по пропускной способности, если сравнивать, например, с Суэцким каналом, относительная безопасность мореплавания. С каждым годом востребованность этого направления и этого способа доставки растет, учитывая наращивание активности газовыми и нефтяными компаниями в регионе Арктики, в том числе на полуострове Ямал.

Сейчас Севморпуть используется в основном российскими компаниями для северного завоза и вывоза сырья, добытого на арктических территориях. Что касается международного транзита, то, к примеру, китайская судоходная компания COSCO Specialized Carriers Company заявила о планах с июля по октябрь 2019 года провести 14 рейсов из Азии в Европу и из Европы в Азию по Северному морскому пути.

Морской флот №4 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ