Задача оптимальных судоходных условий решена - Морские вести России

Задача оптимальных судоходных условий решена

23.09.2019

Речной транспорт

ФБУ «Администрация «Севводпуть» делает все необходимое для решения задач обеспечения оптимальных судоходных условий при перевозках народнохозяйственных грузов и пассажиров. В конечном итоге это способствует увеличению перевозок – главному направлению деятельности водного транспорта.

Подводя итоги 2018 года, можно отметить, что, несмотря на жаркое лето и отсутствие дождей, приведших к низким уровням воды и, как следствие, к введению ограничения по осадке судов на некоторых участках Северо-Двинского бассейна, задачи по поддержанию гарантированных габаритов пути и обеспечению безопасности судоходства путейцы выполнили в полном объеме.

Системный подход

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей»

На водных путях бассейна ввод в действие навигационного оборудования был выполнен в течение 2-3 суток после очищения рек ото льда. Всего в 2018 году было введено в действие 8,2 тыс. единиц навигационных знаков, из них 4,5 тыс. ед. береговых и 3,6 тыс. ед. плавучих, в том числе 1,6 тыс. шт. буев. Для их обслуживания было задействовано 38 обстановочных бригад.

С целью обеспечения чистоты судовых ходов выполнялись тральные работы. Сплошное траление выполнялось после прохождения ледохода двумя специализированными бригадами с применением буксиров-толкачей проекта 911-В. Местное траление в течение навигационного периода выполнялось силами обстановочных бригад с применением тральных понтонов.

Для мониторинга состояния русла, обеспечения исходными материалами процесса проектирования и производства путевых работ, контроля состояния судовых ходов, навигационного ограждения, качества дноуглубительных работ выполнялись русловые изыскания силами четырех изыскательских отрядов. Количество русловых съемок составило порядка 600 ед. Из них практически половина промеров выполнена в рамках создания и обновления электронных навигационных карт.

Для обеспечения гарантированных габаритов выполнялось транзитное землечерпание на лимитирующих участках силами 8 земснарядов. Общий объем землечерпательных работ составил 3,1 млн куб. извлеченного грунта.

Навигация

В рамках работы Общественного совета проводились личные встречи с членами совета, были направлены письма-запросы в органы исполнительной власти субъектов РФ и судовладельцам о подготовке предложений по соответствию параметров ВВП обеспечению перевозок на востребованных участках, прогнозу развития перевозок и о необходимых мероприятиях по развитию водных путей.

На основании полученных предложений и после проведения анализа прогнозируемых судопотоков проведена корректировка параметров ВВП.

По обращению Министерства транспорта Архангельской области полой Мечка (р. Северная Двина) протяженностью 19 км перевели из VII категории во II категорию ВВП с гарантированными габаритами пути и содержанием судоходной обстановки в течение 170 суток. В последние годы данный участок активно используется в течение всего навигационного периода для подвода плотов и барж с лесосырьем, кроме того, в полое проходит пассажирская линия, обеспечивающая сообщение жителей островных территорий с материковой частью (г. Новодвинск).

С целью оптимизации и повышения эффективности расходования бюджетных средств, после проведения консультаций и согласований с местными органами власти и Минтрансом Архангельской области, скорректирован период содержания судоходной обстановки на реке Кулой.

В межнавигационный период 2018-2019 гг. выполнен необходимый ремонт технического флота и средств навигационного оборудования, подготовлен корректурный материал к лоцманским картам рек бассейна, разработаны схемы расстановки средств навигационного оборудования на водных путях, согласовано размещение рейдов, пунктов погрузки-выгрузки, временных причалов и прочих сооружений, с перевозчиками заключены договоры на предоставление навигационных услуг.

Технический флот

Администрация работает над повышением эффективности использования технического флота. Для достижения цели в Администрации успешно функционирует «Система оперативного планирования и организации путевых работ», применение которой позволило повысить эффективность путевых работ в целом и увеличить производительность труда на техническом флоте.

Активно продолжается оснащение дноуглубительного флота. Так, благодаря выделению целевых средств и использованию внебюджетных доходов на сегодняшний день основное рабочее ядро землечерпательного флота оснащено новейшими программно-аппаратными комплексами.

Также продолжается планомерная работа по оснащению обстановочных судов судовыми комплексами.

Для дальнейшего увеличения производительности труда и повышения эффективности использования технического флота только изменения организационного процесса, применения новых материалов и нового оборудования недостаточно. Необходим комплексный подход, дополнительно включающий в себя выполнение работ по модернизации и ремонту флота. Для этих задач в Администрации применен системный подход, заключающийся в централизации выполнения средних, капитальных ремонтов и проведения модернизационных работ на судах. В последние годы на базе Лимендских РММ создана мощная производственная ремонтная база, обновлено, закуплено и капитально отремонтировано станочное оборудование, выполнены ремонты и проведено дооснащение производственных цехов. Сформированы бригады высококлассных специалистов, что позволило значительно расширить спектр работ по ремонту и модернизации флота, а главное – повысить качество и оперативность.

Стоит обратить внимание, что с каждым годом увеличивается возраст судов, большая часть которых перевалила за 50 лет, и, как следствие, растут объемы и виды ремонта. Если еще 10 лет назад объемы основного ремонта корпусов судов заключались в незначительных площадях замены корпуса судна ввиду его дефектов, то на сегодняшний день приходится производить значительную смену обшивки корпуса вследствие естественных износов металла.

Так в 2018-2019 гг.:

на рейдовом теплоходе с ледовым классом «Муром» проекта Р-103А заменены на современные выработавшие моторесурс дизель-редукторные агрегаты;

на буксировщике проекта Р-14 «Плес» заменены редукторы в составе дизель-редукторных агрегатов;

на буксировщике проекта 911В «Приток» проведена замена выработавшего моторесурс дизель-генератора;

проведена замена на моторизированной завозне проекта 946 дизель-редукторного агрегата на сконвертованный собственными силами современный агрегат;

получено свидетельство о признании Российского Речного Регистра, на основании которого проводятся капитальные ремонты судовых ДВС: ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, Д-246. Это позволило отказаться от проведения их на сторонних предприятиях и добиться значительного улучшения качества проводимых работ.

Все это в комплексе с качественно новыми методами оперативного планирования и выполнения путевых работ способствует оптимизации производственной деятельности и поступательному развитию водной инфраструктуры в целом.

Одна из существенных статей затрат предприятия – расходы на топливо. С целью их оптимизации в Администрации благодаря выделению целевых средств от Росморречфлота на 73 судах внедрена система СКРТ. Система позволяет контролировать местоположение судов, что исключает использование их вне рабочего времени и графика объезда, а также осуществлять контроль за фактическим расходом топлива, что экономит расходы.

Конкурентный потенциал

Объем перевозок в 2018 году в бассейне составил 3,2 млн тонн, что несколько меньше прошлогодних значений. Снижение объясняется сокращением добычи и перевозки ПГС в Вологодской области.

При этом стоит отметить, что перевозки основного транзитного груза – леса и лесосырья в бассейне – выросли. Основная масса 88% перевезенных грузов приходится на участки в границах Архангельской области.

Пассажироперевозки в бассейне остаются на стабильном уровне и составляют около 1,4 млн человек. Для увеличения пассажиропотока необходим комплекс мер, направленный на привлекательность туристического бизнеса, на развитие водного туризма в бассейне.

С развитием автомобильного транспорта и дорожной инфраструктуры часть грузов водного транспорта была переориентирована на другие виды транспорта. Тем не менее водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал, это значительно более низкая себестоимость перевозок, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей. В Северо-Двинском бассейне основной грузооборот – это нескоропортящаяся продукция лесопромышленного комплекса, при должной организации схем поставки лесосырья основное преимущество автомобильного транспорта – более высокая скорость доставки – теряет свое значение из-за ее высокой себестоимости.

С целью выработки стратегии развития водного транспорта в бассейне, перераспределения грузового потока с учетом существующих и перспективных потребностей Администрация поддерживает тесные рабочие контакты как с региональными органами власти всех уровней, так и с компаниями-судовладельцами.

Гидротехнические сооружения

Протяженность искусственных водных путей в бассейне (Северо-Двинская шлюзованная система) составляет 127 км, в том числе 16,5 км составляют каналы, 70,5 км – озера и 40 км – шлюзованные реки (р. Иткла и р. Порозовица). В составе системы 4 гидроузла, на которых расположены 25 гидротехнических сооружений, из них 6 шлюзов.

Поддержание уровня водораздельного бьефа придает системе существенное региональное экологическое значение. На прилегающих территориях (около 240 км2) сложился определенный природно-антропогенный комплекс, благополучие которого в значительной степени связано с водным режимом.

Содержание сооружений в работоспособном состоянии, снижение фильтрационных потерь, обеспечение безопасных условий эксплуатации и судоходства достигается благодаря ежегодно проводимым ремонтам.

Аварийное и предаварийное состояние плотин и шлюзов Северо-Двинской шлюзованной системы до недавнего времени являлось серьезной проблемой, сдерживающей судоходство на искусственных водных путях бассейна.

В рамках федеральной адресной инвестиционной программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 гг.) подпрограммы «Внутренний водный транспорт», интегрированной в госпрограмму «Развитие транспортной системы по объекту ФБУ «Администрация «Севводпуть» «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы» I этап», сооружения выведены из предаварийного и аварийного технического состояния и приведены в работоспособное.

В 2019-2020 гг. планируется реконструкция шлюза № 2 с устройством понтонной переправы в верхних подходных палах.

Для повышения безопасности судоходства и судопропуска, доступности населения к отдаленным населенным пунктам в рамках ФАИП планируется провести реконструкцию Поздышской и Кузьминской переправ с заменой их на подъемно-поворотные мосты. Ввод в эксплуатацию планируется на 2022 и 2024 годы.

Картография

С целью актуализации ЭНК на начало навигационного периода 2019 года были выполнены работы по созданию файлов корректур и корректировке ячеек ЭНК с последующим прохождением верификации в региональном центре ССП ЭНК – ФБУ «Администрация «Волго-Балт» и дальнейшей передачей актуализированных ячеек ЭНК в службу морской безопасности.

Принимая во внимание специфику подавляющего количества водных транспортных магистралей бассейна, характеризующихся динамичными русловыми переформированиями, а также учитывая обоснованные пожелания капитанов транзитного флота в желании владеть высокоточной информацией о состоянии русла и положении СНО, специалистами картографического отдела на базе ведомственных судов отрабатываются механизмы оперативной корректировки ЭНК по данным о положении СНО и состояния русла, ежедневно получаемых от обстановочных бригад и русловых изыскательских отрядов, с последующим оперативным доведением актуализированных ЭНК до потребителя.

Учитывая глобальный потенциал и мировой положительный опыт применения электронной картографии, можно сказать, что ее развитие является одним из основных направлений современного, высокоэффективного и безопасного судоходства в России.

Заключение

Принимая во внимание типы и характер грузов, транспортные маршруты, а также строящиеся и применяемые суда в бассейне, можно сказать, что на сегодняшний день параметры содержания судовых ходов с учетом последних изменений оптимальны и соответствуют потребным значениям.

Развитие судоходства в бассейне напрямую зависит и от качества содержания ВВП, которое может быть обеспечено на должном уровне только при условии развития, модернизации и оснащения путейского, технического флота. Учитывая возрастающую роль водных путей, Администрация готова к дальнейшей корректировке качественных характеристик судовых ходов. Для этого есть все необходимые мощности и кадровые ресурсы.

Приоритеты инспекции

Владимир Байбородин, первый заместитель руководителя – капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

На 1 июня, чуть более чем за месяц с начала навигации 2019 года, инспекторами уже произведено 135 инспекторских осмотров судов, выявлено 686 различных несоответствий, временно задержано 11 судов. В основном они задерживаются по причине отсутствия каких-либо судовых документов.

Большое количество паромных переправ в бассейне обязывает инспекторский состав внимательно следить за их состоянием. Безопасность пассажиров всегда была в приоритете деятельности инспекции ГПК.

Инспекцией ГПК 5 апреля 2019 года было проведено совещание с представителями судовладельцев бассейна. На совещании были разъяснены требования к судовым документам согласно ст. 14 КВВТ. Выступили начальник отдела регистрации судов, инспекторы ГПК, представитель Российского Речного Регистра и сотрудник Северного управления государственного морского и речного надзора. Инспекция планирует и в дальнейшем вести такого рода диалог со всеми заинтересованными лицами.

Инспекция на постоянной основе имеет в своем распоряжении служебный автомобиль. На этом внедорожнике инспекторы могут добраться до самых отдаленных мест бассейна с целью проверки судов. Также инспекторы несут дежурство на разъездном судне. Таким образом, регулярное нахождение на реках бассейна портконтроля обеспечивает наиболее полное инспектирование судов, позволяет отслеживать движение флота, а значит, и повысить уровень безопасности судоходства.

Еще одной функцией инспекции является выдача свидетельства о минимальном составе экипажа. За 2019 год этот важный документ был выдан на 13 судов.

Дипломирование

За 2019 год Администрацией уже выдано 287 дипломов, 335 квалификационных свидетельств, 7 удостоверений лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (СУБ), 17 свидетельств о проверке знаний правил плавания по ВВП. В 94 случаях квалификационные испытания для кандидатов закончились неудовлетворительно.

Регистрация судов

По состоянию на 01.06.2019 в Государственном судовом реестре по бассейну зарегистрировано 1438 судов.

Отделом регистрации судов за период с 01.01.2019 по 01.06.2019 совершено 50 регистрационных действий по регистрации права (собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения), 58 регистрационных действий по внесению изменений в Государственный судовой реестр. Зарегистрировано 20 договоров аренды судов без экипажа, в том числе 10 дополнительных соглашений к ним, а также одна ипотечная сделка.

За это же время выдано 178 свидетельств (о праве собственности на судно и о праве плавания под государственным флагом РФ), 18 судовых билетов, 22 свидетельства об исключении судна из реестра.

Выдано 15 выписок из Государственного судового реестра о зарегистрированных правах на суда. Поставлено на учет 17 единиц плавобъектов.

Важным инструментом в повышении безопасности на водном транспорте является применяемая в отношении недобросовестных судовладельцев административная практика.

Капитаном бассейна с начала навигации 2019 года составлено 2 протокола об административных правонарушениях.

Материалы одного дела направлены в транспортную прокуратуру Республики Коми. По трем случаям материалы направлены в Северное управление государственного морского и речного надзора.

Морские вести России №11 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика