Железнодорожная шестилетка - Морские вести России

Железнодорожная шестилетка

06.06.2019

Ж/Д транспорт

Правительство РФ утвердило Долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года. В ней предусмотрено наращивание мощностей БАМа и Транссиба, увеличение пропускной способности железнодорожных магистралей к портам юга и северо-запада, строительство Северного широтного хода, ведущего в Арктику. Общий объем инвестиций в рамках программы по базовому сценарию составляет 8,6 трлн рублей, по оптимистичному сценарию – 9,8 трлн рублей. Из этих средств больше половины вложит сама железнодорожная монополия, остальное – государство и частные инвесторы.

Элеонора Григорьева

Триллионы на рельсы

Принятая недавно долгосрочная программа развития (ДПР) ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.03.2019 г. №466-р) разработана с учетом Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года и включает в себя все предусмотренные этим планом проекты. Основными задачами ДПР являются: повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями; развитие зарубежной деятельности РЖД; расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие скоростного движения; обновление парка подвижного состава; развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объемов перевозок и повышение производственной эффективности; обеспечение необходимого уровня безопасности движения и экологической безопасности; переход на «цифровую железную дорогу» и другие.

20 марта на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что благодаря принятой программе компания сможет привлечь около 4 трлн рублей инвестиций. «Это сигнал рынку, это сигнал производителям, что начинается очень активная работа», – добавил О. Белозеров.

В утвержденную ДПР включена инвестиционная программа РЖД до 2025 года. Одна из главных ее целей – обеспечение опережающего развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам юга, северо-запада и Дальнего Востока России. К 2025 году пропускная способность БАМа и Транссиба должна увеличиться до 210 млн тонн грузов в год, магистральных дорог, ведущих к южным портам, – до 131 млн тонн, к портам северо-запада – до 146 млн тонн. Время контейнерного транзита от восточной до западной границы России будет сокращено до семи дней, а объем транзитных перевозок контейнерных грузов увеличится в четыре раза – до 1,9 млн TEU.

Реализация заявленных планов потребует больших денег. В базовом варианте размер инвестпрограммы РЖД в 2019-2025 годах составляет 8,6 трлн рублей: 4,7 трлн рублей – средства РЖД, еще порядка 4 трлн рублей – частные инвестиции компаний, выражающих свою заинтересованность во вложении средств в железнодорожные проекты. В оптимистичном сценарии объем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру до 2025 года составит 9,8 трлн рублей, из которых 6 трлн рублей – средства РЖД, остальное – частные вложения.

Инвестиционной программой РЖД предусмотрено, что проекты, которые окупаются в течение 10-15 лет, будут финансироваться за счет собственного денежного потока (в том числе амортизационных отчислений), а также за счет заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки. Проекты со сроком окупаемости 15-30 лет – с помощью долгосрочных финансовых инструментов.

По проектам, экономически не эффективным для РЖД, финансирование будет осуществляться за счет бюджета, так как в результате реализации этих проектов бюджет получит новые налоговые поступления.

В качестве источников собственных инвестиций РЖД рассматриваются займы на российском рынке капитала (в том числе с участием «Внешэкономбанка», ВЭБ.РФ) в объеме от 100 млрд рублей в год, а также на зарубежных рынках капитала, исходя из полученного объема валютной выручки. Заимствования планируются долгосрочными – на срок от 8 лет.

Средства на развитие инфраструктуры контейнерных перевозок предполагается получить за счет продажи пакета акций ПАО «ТрансКонтейнер».

Тихоокеанские порты прирастут углем

РЖД прогнозирует рост грузоперевозок по железным дорогам России на 21-37% к 2025 году. Основной прирост обеспечит уголь за счет увеличения добычи в Кузбассе и ввода новых месторождений (см. таблицы 1 и 2). По базовому сценарию погрузка угля на железной дороге за шесть лет возрастет с 375 млн до 470 млн тонн (+25%), по оптимистичному варианту она вырастет до 500 млн тонн (+33%).

О планах по увеличению переработки экспортного угля заявили «Восточный Порт», «Торговый порт Посьет», «Терминал Астафьева». По прогнозам института «Дальгипротранс», железнодорожные перевозки в адрес портов Приморья в 2020 году возрастут до 88,1 млн тонн, в 2025 году – до 115 млн тонн. Новые объемы потребуют дополнительных железнодорожных путей.

Общий прирост грузопотока на направлении Кузбасс – порты Дальнего Востока оценивается на уровне 50 млн тонн, что соответствует дополнительным 34 парам поездов в сутки. Для того чтобы пропустить такое количество поездов, необходимо ликвидировать лимитирующий участок дороги при прохождении Северомуйского тоннеля. Это можно сделать двумя путями – прокладкой второго однопутного тоннеля или обходом существующего тоннеля. По предварительным оценкам, стоимость второго Северомуйского тоннеля обойдется в 120 млрд рублей в текущих ценах без НДС.

Напомним, что в настоящее время треть от всех железнодорожных перевозок страны к морским портам приходится на дальневосточное направление. Объемы там быстро увеличиваются: в 2015 году грузооборот Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиала РЖД) составлял 176,1 млрд ткм, в 2018 году – уже 205,9 млрд ткм (рост за три года составил 17%). Имеющиеся мощности провозной инфраструктуры не справляются с быстрорастущим объемом перевозок.

К примеру, на участке Волоча-евка-2 – Комсомольск, связывающем Транссиб с БАМом, многие станции не рассчитаны на прием длинносоставных маршрутов, включающих свыше 70 вагонов. Для работы с такими составами необходимо модернизировать приемо-отправочные пути станций до длины 1050 метров. Это позволит увеличить загрузку поездов в направлении портов Ванино-Совгаванского транспортного узла в Хабаровском крае.

На дальнейшее развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги предусмотрено выделение 19,8 млрд рублей. Проект призван обеспечить к 2020 году перевозку грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл – Курагино в объеме 15 млн тонн, в том числе вывоз угля из Элегестского каменноугольного месторождения в объеме 12 млн тонн в направлении портов Дальнего Востока. Необходимая пропускная способность участка составит 45 пар поездов в сутки в восточном направлении и 32 пары в западном.

Таким образом, большой объем инвестиций предусмотрен на модернизацию Восточного полигона. Как заявил начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Виктор Зимин, выступая на XVI Красноярском экономическом форуме в марте текущего года, в увеличение мощностей железнодорожной инфраструктуры до 2025 года планируется вложить 2,4 трлн рублей, в том числе за счет собственных средств РЖД – 1,7 трлн рублей (71% от общего объема). Приоритетными для госкомпании являются проекты модернизации БАМа и Транссиба.

Все дороги ведут к портам

Всего инвестиционной программой РЖД предусмотрена реализация (продолжение) шести крупных инвестиционных проектов в 2019-2025 годах.

Стоимость первого этапа модернизации БАМа и Транссиба составляет 182,5 млрд рублей. На второй этап модернизации БАМа и Транссиба в инвестпрограмме запланировано 622,8 млрд рублей с учетом частных инвестиций.

В южном направлении дороги к портам Азово-Черноморского бассейна будут усилены в основном на подходе к порту Тамань в связи с планируемым там строительством сухогрузного района порта для перевалки навалочных, зерновых, контейнерных и других видов грузов. Общая стоимость проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры на подходах к Тамани составляет 62,5 млрд рублей. Реализация проекта, так же как и модернизация БАМа и Транссиба, сейчас осуществляется за счет средств РЖД, Фонда национального благосостояния (ФНБ) и бюджетных вливаний.

В рамках проекта «Обход Саратовского железнодорожного узла» до 2025 года планируется освоить 56,9 млрд рублей, повысив пропускную способность дороги дополнительно на 49,2 млн тонн. Строительство западного обхода Саратовского узла направлено на минимизацию рисков грузооборота в направлении азово-черноморских портов дополнительно к мероприятиям проекта «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна».

Cтоимость проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна и доведение пропускной способности дорог до 146 млн тонн составляет 225 млрд рублей. Здесь планируется провести мероприятия по развитию участка Волховстрой – Мурманск в целях развития пропускных способностей на дальних подходах к порту Мурманск.

Усиление железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного железнодорожного широтного хода потребует 105,2 млрд рублей. Целью проекта является обеспечение пропуска 23,9 млн тонн груза, сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей, а также развитие Арктической зоны.

Планы и прогнозы

В целом реализация проектов, предусмотренных инвестпрограммой РЖД до 2025 года, предполагает освоение почти 5 трлн рублей по оптимистичному сценарию. Причем на проекты, связанные с выполнением поручений президента и правительства РФ, оцениваемые в 1,3 трлн рублей, средства предоставит государство. Из бюджета компании будет выделено 3,3 трлн рублей.

Больше всего денег потребует второй этап модернизации БАМа и Транссиба – 622,8 млрд рублей. За ним по капиталоемкости следует проект увеличения пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет – 70,6 млрд рублей. Два этих проекта обеспечат увеличение пропускной и провозной способности инфраструктуры выходов из Кузбасса, БАМа и Транссиба для освоения прогнозируемого объема грузов в размере до 210 млн тонн к 2025 году.

Еще один капиталоемкий проект планируется реализовать на Сахалине. В его рамках будет модернизирована железнодорожная инфраструктура острова Сахалин, переключение ее на колею 1520 миллиметров. Там планируется построить вторые пути и удлинить станционные пути, увеличить мощность железнодорожных узлов и пограничных станций, а также провести реконструкцию железнодорожного пути и искусственных сооружений. Размер финансирования данного проекта в инвестиционной программе РЖД не определен.

По мнению генерального директора компании «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, c появлением долгосрочной программы развития РЖД до 2025 года отпала необходимость в разработке других базовых для отрасли стратегий – прежде всего новой целевой модели рынка грузовых перевозок. «Споры вокруг этих документов были болезненными для монополии, в частности был риск того, что РЖД останутся только владельцем инфраструктуры без монополии на перевозки, то есть на владение локомотивами. В утвержденной ДПР такое разделение не предусмотрено», – рассказал он «Ведомостям».

Кроме того, по его мнению, основной упор в ДПР сделан на инвестиции, в том числе по поручениям президента, что выглядит вполне оправданным с учетом состояния инфраструктуры и все еще большого числа «узких мест», ограничивающих рост перевозок. При этом важно, считает М. Бурмистров, что компания намерена активно развивать концессионные соглашения со сторонними инвесторами.

Морские порты №2 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ