«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту - Морские вести России

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

26.02.2019

Морской транспорт

Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Танкер» (г. Нижний Новгород) в порту Херсон. 10 августа он был незаконно задержан береговыми властями Украины при выполнении перевозки гидроочищенного дизельного топлива HPGO в адрес компаний Maddox SA (Швейцария) и Maddox Ukraine (Украина). Задержание было осуществлено в нарушение Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины капитан танкера «Механик Погодин» за трое суток до прибытия в порт направил уведомление о заходе и получил разрешение Администрации (капитана) порта через агента – украинскую компанию «Инфлот-Херсон». Уведомления и дополнительные запросы от уполномоченных властей Украины в лице СБУ и Администрации порта в ответ не поступали. Но сразу после постановки к причалу «Механику Погодину» было запрещено покидать акваторию украинского порта. Законные основания для задержания, предусмотренные как международным, так и украинским правом, предъявлены не были. Хотя запрет пограничной службы Украины на выход судна из порта Херсон и отказ капитана порта в выдаче разрешения на выход до сих пор в силе…

Мария Сорокина, спецкор

Спустя три дня

Срок трехдневного запрета, вынесенного Администрацией (капитаном) порта, истек вечером 13 августа. Утром 14 августа грузополучатели – Maddox SA (Швейцария) и Maddox Ukraine (Украина) – повторно пытались растаможить груз, прибывший на танкере, однако, таможня добро не дала, как и комментариев о причинах отказа. В дополнение к этому, капитан порта вынес новый запрет на выход судна из порта, ссылаясь на ст. 91 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и письмо Государственной пограничной службы Украины. Нарушения, которые могли бы стать основанием к законному применению капитаном порта данной статьи КТМ, отсутствовали.

Ни на момент захода судна в порт, ни к концу четвертого дня его задержания в херсонском порту претензий о допущенных нарушениях к судну и его экипажу не было предъявлено. В адрес Администрации (капитана) порта, пограничной и таможенной служб и СБУ Украины компанией были направлены уведомления о незаконности и необоснованности задержки судна, а также ответственности за вызванные этим убытки.

Остался у причала

17 августа к теплоходу прибыла группа лиц, представившихся инспекцией портового контроля для проверки анонимной жалобы о «неудовлетворительном состоянии судна», якобы поступившей от одного из членов экипажа. В связи с отсутствием правовых оснований, группа на танкер допущена не была.

Ранее капитан теплохода представил в Администрацию порта заявления всех членов экипажа об отсутствии претензий к содержанию судна, пожарной безопасности и трудовым взаимоотношениям с работодателем. Более того, в июле этого года судно успешно прошло проверку в украинском порту Южный на предмет соблюдения требований Парижского меморандума. Информация об этом факте была доступна Администрации порта Херсон.

Это была уже не первая попытка лиц с неподтвержденными полномочиями проникнуть на судно, что давало команде основания для опасения касательно возможных провокаций и силового захвата танкера. Так, 16 августа, группа лиц, представившихся сотрудниками СБУ и Пограничной службы Украины, попыталась подняться на борт «Механика Погодина» с намерением осуществить проверку, не объяснив ее цели. Следом попытку пройти на судно предприняли «экологи» в связи с якобы поступившим на горячую линию звонком от неизвестного источника. Обе группы не предъявили документы, подтверждающие полномочия для проверки, и во избежание провокаций на танкер допущены не были.

Капитан теплохода Михаил Замятин впоследствии пояснил:

– После объявления запрета на выход судна из Херсонского порта и откровенного молчания портовых властей о причинах подобных решений, к нам неожиданно поступила информация от украинских морских профсоюзов о том, что якобы кто-то из членов нашей команды по телефону пожаловался на плохие условия содержания. Естественно, мы в эту избитую уловку не поверили, ожидали провокаций, которые не заставили себя долго ждать: в тот же день вместо представителей профсоюзов к нам пришли «экологи». 11 крепких мужчин, в черных очках, с характерной прической и выправкой… Сказали, что мы «пошкоджуємо» экологию акватории Днепра какими-то «плямами», и потребовали пустить их на борт, мотивируя свои действия имейлами, которые они утром отправили нашим агентам в порту. При этом «экологи» путались даже в самых элементарных понятиях, применяемых в области соблюдения экологической безопасности на водном транспорте. Они даже не смогли указать на конкретное место загрязнения, которое, видимо, сами и придумали. Причем присутствующие среди «экологов» украинские силовики даже не особо скрывались: мы сразу определили в их числе сотрудника СБУ, который за несколько дней до этого сообщал нам о запрете выхода судна из порта.

Капитаном танкера был подан морской протест в связи с незаконным задержанием судна у причала нефтеналивного терминала порта Херсон в адрес портовых властей, пограничной и таможенной служб.

Вечером 17 августа капитан судна в третий раз подал заявку на отход, обозначив время – 21:00. Однако со стороны портовых властей какого-либо ответа не последовало, и танкер остался у причала.

Дело в санкциях?

Неофициальные претензии к судну со стороны портовых властей поступали хаотично. Среди них были: нарушение санкционного режима, неисправное состояние судна, загрязнение воды в акватории порта, нарушение таможенного и пограничного режимов и пр. Однако ни одно из них, в силу надуманности, не было подтверждено документально.

Через 10 дней с момента блокировки формальный повод был все-таки найден – финансирование строительства судна в 2011 году лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг», которая входит в санкционные списки Украины. Никого не интересовало, что с момента спуска на воду «Механик Погодин» находится на балансе, а также оперативном и коммерческом управлении компании «В.Ф. Танкер», не находящейся ни под какими санкциями. Только она несла и несет ответственность за все действия экипажа, риски эксплуатации судна, владеет им и распоряжается в текущей деятельности. Для снятия формальных причин «В.Ф. Танкер» переоформил остатки финансирования лизингодателя «ВЭБ-лизинг» на себя и с 20 августа по настоящее время титульное право собственности также принадлежит ООО «В.Ф.Танкер».

Такой формальный подход со стороны властей Украины затрагивал интересы грузовладельца, экипажа и судовладельца, но никак не касался собственно компании «ВЭБ-лизинг».

Экипаж в чрезвычайных обстоятельствах

22 августа представители руководства «В.Ф. Танкера» провели встречу с экипажем. Команда подтвердила, что чувствует себя хорошо, обеспечена всем необходимым, имеет возможность покидать судно и в любое время связываться с близкими. Хотя сложившаяся ситуация ее, конечно же, беспокоила.

– Когда судно заблокировано в порту другой страны и ему многократно отказывают в бункеровке, условия несения вахты экипажем трудно назвать приемлемыми, – рассказывал капитан Михаил Замятин. – Из-за отсутствия топлива в режиме строгой экономии электроэнергии была, например, отключена система кондиционирования, из-за чего температура в помещениях судна в дневные часы поднималась до 35 градусов. Прибавьте сюда постоянные провокации с украинской стороны, многочисленные неоднократные попытки провести то одну, то другую проверку людьми, не способными официально подтвердить свои полномочия на это…

23 августа компания «В.Ф. Танкер» была приглашена в офис СБУ в Херсоне под предлогом обсуждения юридических вопросов. Вместо этого сотрудник СБУ Григорий Вольвач и следователь Сергей Миглатий вручили прибывшему представителю компании два документа на украинском языке, добавив, что он является свидетелем по «универсальному» уголовному делу № 42014000000001194*, а документы – это повестки на допрос 28 и 29 августа. Таким образом, спецслужбы Украины по-прежнему уклонялись от обсуждения правовых основ задержания судна.

Иск в суд

Исчерпав все возможные варианты досудебного решения вопроса, ООО «В.Ф. Танкер» подало иск в Херсонский окружной административный суд на Азово-Черноморское региональное управление Государственной пограничной службы Украины и капитана Херсонского морского порта.

Тем не менее, СБУ и портовые власти опровергают свою причастность к инциденту. Руководитель Управления взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью СБУ О. Гитлянская заявила в официальном ответе информационному агентству ТАСС: «Служба безопасности Украины решений относительно задержания судна «Механик Погодин» и экипажа не принимала». Так, кто же принял решение и, следовательно, несет ответственность за незаконное удержание в порту Херсон российского танкера «Механик Погодин»?!

Херсонский административный суд в ходе подготовки рассмотрения иска удовлетворил ходатайство представителя президента Украины в Крыму Бориса Бабина о вступлении в дело в качестве третьего лица на стороне ответчиков. Напомним, что именно Борис Бабин первым из украинских чиновников стал публично требовать ареста «Механика Погодина» после захода судна в морской порт Херсон, а его заместитель Изет Гданов настаивал на трехлетнем задержании танкера.

Последние события

Назначенное на 19 октября 2018 года первое заседание по иску было перенесено на 24 октября. Судья Херсонского окружного административного суда принял решение об отложении дела в связи с непредставлением ответчиками запрошенных документов, которые необходимы для оценки обстоятельств дела. К делу не были приложены письма Службы безопасности Украины, на которые ссылается Азово-Черноморское региональное управление погранслужбы Украины и которые запрещают выход танкера «Механик Погодин» из порта Херсон. По заявлениям представителей погранслужбы, «данные документы содержат служебную информацию с грифом ограничения доступа, в связи с чем не подлежат разглашению третьим лицам».

Второй ответчик по делу – капитан Херсонского морского порта – на первое заседание не явился. Представителей с его стороны также не было.

– Мы очень надеемся на справедливое решение, на то, что суд будет объективен, что буква закона для всех одинакова. И что «Механик Погодин» наконец-то вернется на Родину. Хочется верить, что херсонский суд будет беспристрастным, непредвзятым и справедливым, – поделился капитан Михаил Замятин.

Перенесенное на 24 октября судебное слушание состоялось. По его итогам срок рассмотрения дела был продлен на один месяц. В связи со сложностью по решению судьи вместо процедуры упрощенного искового производства дело будет рассмотрено в порядке общего искового производства коллегиальным составом суда. Следующее судебное заседание назначено на 14 ноября 2018 года.

По материалам пресс-службы ООО «В.Ф. Танкер» и интернет-сайтов

Украина заявила об аресте судна с российским грузом в Мариуполе

В Мариуполе Донецкой области арестована продукция Алчевского металлургического комбината (г. Алчевск, ЛНР), которую из РФ перевозило судно под флагом Либерии, сообщил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.

«В порту Мариуполя арестовано свыше 3000 тонн продукции захваченного оккупантами Алчевского меткомбината, которая перевозилась судном под флагом Либерии из российского порта в Бельгию. Причастные лица будут привлекаться к ответственности по статье УК за финансирование терроризма», – написал он в своем фейсбуке. При этом Луценко отметил, что это «наш ответ санкциям».

*«Универсальное» уголовное дело № 42014000000001194 было возбуждено в 2014 году Генеральной прокуратурой Украины по трем статьям – нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее, злоупотребление властью или служебным положением и государственная измена. Реестр судебных решений Украины содержит более 100 процессуальных решений, в рамках этого дела арестовано несколько судов, произведены многочисленные обыски, выемки и допросы по различным эпизодам. Универсальным это уголовное дело называется потому, что используется как инструмент правоохранительных органов для проведения следственных действий по всей Украине, когда объективных аргументов для их проведения нет.

Морской флот №5 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика