Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург - Морские вести России

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

28.02.2019

Безопасность мореплавания

Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом министра морского флота СССР от 29.04.1988 г. №64-пр «О выполнении Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года». Основными задачами, возложенными на МСКЦ, являются организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года; организация и координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.

А.В.Карпенко, начальник Морского спасательно-координационного центра Санкт-Петербург, ФГБУ «АМП Балтийского моря»

Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ) составляют основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на море. В настоящее время в морских бассейнах Российской Федерации функционирует 7 МСКЦ (Диксон, Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань, Владивосток) и 8 МСПЦ (Архангельск, Тамань, Севастополь, Керчь, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Певек, Тикси).

МСКЦ и МСПЦ являются структурными подразделениями бассейновых администраций морских портов (АМП) и непосредственно подчиняются руководителю соответствующей АМП. В вопросах организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, МСКЦ подчиняются ФГБУ «СКЦ Росморречфлота».

Функции организации и координации поисково-спасательных операций в ФГБУ «АМП Балтийского моря» выполняют МСКЦ Санкт-Петербург и МСКЦ Калининград. Районом ответственности МСКЦ Санкт-Петербург является акватория восточной части Финского залива до морской границы РФ с Финляндией и Эстонией.

Вся акватория поисково-спасатель-ного района МСКЦ Санкт-Петербург находится в районе действия Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) А1, то есть через радиостанцию ГМССБ С-З бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» МСКЦ может принимать сигналы бедствия в режиме цифрового избирательного вызова (ЦИВ), а также поддерживать связь с судами во всем поисково-спасательном районе.

Порядок взаимодействия аварийно-спасательных служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местной администрации и организаций различных форм собственности при организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах, определяет Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России.

Каждый МСКЦ разрабатывает для своего поисково-спасательного района Бассейновый план поиска и спасания, который устанавливает состав участников взаимодействия, учитывает состав аварийно-спасательных сил и средств, определяет оптимальные процедуры реагирования на аварийные происшествия в море и регламент проведения поисково-спасательных операций (ПСО) с учетом особенностей региона. Все процедуры разрабатываются с учетом требований Международного руководства по авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС).

В поисково-спасательном районе МСКЦ Санкт-Петербург участниками взаимодействия являются Балтийский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»; силы аварийно-спасательного отряда СПАСР ЛенВМБ; силы морского базирования Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России; корабли береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; силы и средства Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга; Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр Росавиации; Авиационно-спасательный центр МЧС России. В период зимней навигации к проведению поисково-спасательных операций привлекаются ледоколы Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

В акваториях морских портов МСКЦ при проведении ПСО МСКЦ тесно сотрудничают со службами капитанов морских портов. В МСКЦ Санкт-Петербург организовано круглосуточное несение вахты капитанами-координаторами, которые постоянно прослушивают каналы связи при бедствии. Высокие профессиональные требования, предъявляемые к капитанам-координаторам, позволяют организовывать несение вахты высококвалифицированным персоналом, способным прежде всего оценить любую аварийную ситуацию в море и принять правильное и обоснованное решение по организации и проведению спасательных операций.

При получении сигнала бедствия МСКЦ устанавливает связь с аварийным объектом, уточняет ситуацию, определяет стадию бедствия, производит оповещение дежурно-диспетчерских служб участников взаимодействия, направляет выделенные силы к аварийному объекту, назначает координатора на месте действия, ведет аварийный радиообмен в процессе проведения поисково-спасательной операции, при необходимости организует эвакуацию пострадавших и размещение их на берегу.

Все указания МСКЦ (МСПЦ), касающиеся поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции. МСКЦ также отвечают за организацию медицинских эвакуаций с судов.

В рамках международного сотрудничества в вопросах поиска и спасания на море в соответствии с международными договорами Российской Федерации в Финском заливе МСКЦ сотрудничает с морскими спасательными службами Финляндии и Эстонии в части проведения совместных спасательных операций.

Большое внимание уделяется проведению учений аварийно-спасательных сил региона. Так, в 2017 году были организованы и проведены учения по аварийно-спасательному обеспечению главного морского парада в Санкт-Петербурге «Морской парад – 2017», в 2018 году в ходе учений «Финский залив – 2018» отрабатывались вопросы взаимодействия с авиацией при проведении поисково-спасательной операции.

В настоящее время на повестке дня стоит вопрос модернизации технического оборудования МСКЦ, что позволит наиболее полно использовать современные технические средства как для организации связи, так и для отслеживания обстановки в районе ответственности МСКЦ Санкт-Петербург.

Морские порты №9 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ