Транспортный узел для Севморпути - Морские вести России

Транспортный узел для Севморпути

08.11.2018

Морские порты

Перспективы создания в морском порту Петропавловск-Камчатский международного транспортного узла для перевалки грузов, перевозимых по Северному морскому пути

Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на восточном побережье полуострова Камчатка в глубоководной Авачинской бухте. Выгодное географическое положение, круглогодичная навигация, наличие необходимой инфраструктуры определяют значение порта в развитии торгово-экономических связей России со странами АТР.

Иван Бунин, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Потенциальные возможности морского порта Петропавловск-Камчатский для обеспечения транзита международных грузов очевидны. При значительном увеличении объемов обрабатываемых грузов и модернизации портовой инфраструктуры возникает возможность повысить привлекательность порта для захода морских судов под российским и иностранными флагами.

Развитие Северного морского пути (СМП) связано с восстановлением инфраструктуры портов Тикси, Певек, Анадырь и Петропавловск-Камчатский. За развитием портов последует и развитие территорий.

Одним из важных транспортных транзитных пунктов на СМП должен стать незамерзающий порт Петропавловск-Камчатский как часть единой логистической системы, что потребует серьезной реконструкции порта под новые задачи – необходимо будет создать дополнительные территории, причалы, подходные пути и каналы. Все эти вопросы следует решать в рамках общего проекта.

Главным направлением развития порта сегодня является создание комплекса по перевалке сжиженного природного газа (СПГ) компании «Новатэк» в Бечевинской бухте. В ходе совещания, посвященного СПГ-проекту «Новатэка», глава Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что морской перегрузочный комплекс позволит значительно нарастить экспорт газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также реализовать идею газификации Камчатского края. Комплекс сможет принимать танкеры ледового класса, которые транспортируют газ по СМП из порта Сабетта, и перегружать СПГ на обычные газовозы для последующей доставки груза в страны АТР. Проект в целом важен не только для экономики Дальнего Востока, но и для укрепления позиций России на рынках АТР.

Среди преимуществ организации международного транспортного узла в Петропавловск-Камчатском морском порту можно выделить расположение порта в крупной незамерзающей бухте, наличие якорных стоянок и мест перегрузов, наличие глубоководных причалов, возможность размещения в Авачинской губе систем безопасности мореплавания, включая систему навигационно-гидрографического обеспечения, наличие специализированных перегрузочных участков для обработки различных типов грузов, возможность применения информационных систем для автоматизации перегрузочных процессов, близость к транспортному коридору «Азия – Северная Америка» и СМП.

Сегодня основным транспортным узлом по обслуживанию грузопотоков на Камчатке является морской порт Петропавловск-Камчатский, в состав которого входят 13 участков на западном и восточном побережьях полуострова. Около 83% всего грузооборота Камчатского края обеспечивается морским транспортом. Основные перерабатываемые грузы в порту – крупнотоннажные контейнеры, каменный уголь, строительные грузы, руда. Контейнерные грузы в общем объеме грузооборота по-прежнему составляют большую часть – 69%. В структуре грузооборота по видам плавания преобладают грузы каботажного направления, что объясняется сложившейся конъюнктурой рынка.

Предприятия морского транспорта – важнейшее звено транспортного комплекса Камчатского края. Они перегружают около 300 тыс. тонн рыбной продукции и более 350 тыс. тонн экспортно-импортных грузов в год. Анализ показывает, что в последние годы грузооборот порта сохраняется на уровне 1,4 млн тонн. В случае реализации проекта по созданию в Петропавловске-Камчатском международного транспортного узла грузооборот порта может возрасти до 8 млн тонн в год и более.

Немаловажным фактором в развитии транспортного комплекса Камчатского края является состояние судов. Развитие морского порта и строительство пассажирских судов позволит возобновить регулярное пассажирское сообщение на линии Петропавловск-Камчатский – Владивосток, а также вдоль побережья Камчатского полуострова. В рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы» запланировано строительство парома для организации регулярного морского пассажирского сообщения между полуостровом Камчатка и портами Дальневосточного федерального округа.

По итогам совместной работы Правительства Камчатского края и ФКУ «Дирекция госзаказчика» Росморречфлота разработан проект автопассажирского парома CNF22 вместимостью до 150 пассажиров и до 70 автомобилей. Его отличительной особенностью станет возможность перевозки на грузовой палубе до 40 двадцатифутовых контейнеров (дополнительно 20 легковых автомобилей) с их самостоятельной обработкой без привлечения портовых мощностей. Строительство парома не просто повысит мобильность населения, но и создаст альтернативу воздушному сообщению и позволит увеличить туристический поток в регион. Создание запланированного портового логистического центра позволит оказать влияние на развитие экономики региона и всего Дальнего Востока.

В условиях интенсивного судоходства и с учетом перспектив его роста в акватории морского порта Петропавловск-Камчатский безопасность мореплавания сегодня находится среди приоритетов в деятельности Службы капитана порта. Среди первоочередных задач – необходимость налаживания безаварийной работы в акватории морского порта и на подходах к нему, а также обеспечение развития международного транспортного узла без ущерба для безопасности мореплавания.

Морские порты №7 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика