Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания - Морские вести России

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

23.04.2017

Морские порты

Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в России на протяжении многих лет. В него входит нефтеналивной терминал Козьмино, являющийся конечной точкой нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), предназначенного для транспортировки нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В порту также работает единственный оборудованный на сегодняшний день рейдовый перегрузочный комплекс, с пуском которого увеличилось как число судозаходов, так и грузооборот порта. В перспективе в Восточном планируется ввести режим «свободного порта».

Вопросы обеспечения безопасности мореплавания, экологической, транспортной безопасности и т.п. в соответствии с законодательством РФ в порту сегодня активно решают службы капитана порта филиала ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Восточный.

Александр Ванюков, исполняющий обязанности капитана морского порта Восточный, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Развитие инфраструктуры

Морской порт Восточный в полной мере соответствует требованиям, которые предъявляют к портам современные реалии.

В настоящее время в морском порту Восточный реализуются несколько крупных инвестиционных проектов по развитию морской портовой инфраструктуры. В частности, одним из объединенных проектов «Развитие транспортного узла Восточный – Находка, Приморский край. Этап II. Объекты морского транспорта» в порту Восточный предусмотрено создание универсального производственно-перегрузочного комплекса (УППК) «Север» в районе мыса Петровского для перегрузки угля.

В состав проектируемых объектов федеральной собственности в границах морской части УППК «Север» входят: причальные сооружения для транспортных судов (3 причала с общей длиной 860 метров и глубинами 20,2 метра); причал для судов портового флота; операционная акватория; маневровая акватория; подходной канал к порту с глубинами 20,2 метра; берегоукрепительные сооружения общей протяженностью 1053 метра; средства навигационного оборудования.

Объем дноуглубительных работ по созданию операционной и маневровой акваторий и подходного канала составляет 3140,6 тыс. кубометров грунта. На мелководной части акватории предусмотрено создание искусственного земельного участка площадью 20,5 га.

Работы по строительству УППК «Север» начаты в июне 2015 года. Нормативная продолжительность строительства – 28 месяцев. В настоящее время ведутся работы по созданию искусственного земельного участка, устройству берегоукрепления в районе мыса Петровского и строительству грузового причального фронта и причала портофлота.

Новые проекты развития портовой инфраструктуры в части обеспечения безопасности мореплавания, строго регламентированы международным и национальным законодательством в области торгового мореплавания.

Расширение возможностей порта за счет РПК

2 февраля 2016 года вступил в силу приказ Минтранса России от 16.12.2015 г. №364 «О внесении изменений в Обязательные постановления в морском порту Восточный». Согласно п.58 Обязательных постановлений определено, что стоянка судов осуществляется на якорных стоянках №6, 7, 8, 9 и Восточный-2, якорных местах в районе №211 и в районе Восточный-1.

Якорная стоянка Восточный-2 и район Восточный-1 предназначены для стоянки судов, осуществляющих операции по перегрузке грузов с судна на судно в соответствии с Правилами оказания услуг по организации перегрузки грузов. Для этих целей в границах морского порта Восточный был оборудован рейдовый перегрузочный комплекс (РПК), предназначенный для осуществления операций по перегрузке грузов с судна на судно.

В настоящее время только район Восточный-1 (РПК) оборудован стационарными средствами удержания, указанными в Правилах оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно. Условия оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, технологические процессы и требования безопасности установлены Правилами оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, утвержденными приказом Минтранса России от 29.04.2009 г. №68.

Возможности морского порта не всегда могут удовлетворить запросы судовладельца, агента и т.д. ввиду ограничений по осадке у причалов, длине причальной стенки, количеству судов под загрузку/выгрузку, а РПК открывают перед рынком морских перевозок новые горизонты и позволяют проводить грузовые операции по перегрузке груза с судна на судно на рейде морского порта.

О потребности морского порта Восточный в РПК, предназначенных для расширения возможностей проведения грузовых операций в порту, говорит и разрабатываемая специалистами ОАО «ДНИИМФ» документация «Организация и обустройство рейдового перегрузочного комплекса (РПК) Восточный-2» в границах акватории морского порта Восточный. В настоящее время осуществляется изготовление железобетонного массива, заказан бридель, рейдовые бочки. Сведения о Восточном-2 внесены в Обязательные постановления в морском порту Восточный приказом Минтранса России от 01.04.2016 г. №142 и от 07.08.2015 г. №242. Ввод в эксплуатацию планируется в середине этого года. Параллельно с указанными работами выполняется разработка Технологической схемы и эксплуатационного регламента операций по перегрузке грузов с судна на судно на рейдовом перегрузочном комплексе Восточный-2.

Грузовые операции на РПК

С целью регулирования условий оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, технологических процессов и требований безопасности, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были разработаны и утверждены приказом Минтранса России от 29.04.2009 г. №68 «Правила оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно», которые позволили сделать процедуру перегрузки грузов с судна на судно на рейде контролируемой, безопасной и, как следствие, запрещают проведение грузовых операций с судна на судно на рейде в нарушение вышеуказанного приказа Минтранса.

Выполнение требований вышеуказанных правил позволяет организовать безопасную перегрузку грузов с судна на судно на рейдах не только в портах с хорошо развитой инфраструктурой с достаточными глубинами, но и в портах, где из-за своего географического местоположения или мелководности проведение грузовых операций у причалов современными судами больших размерений не представляется возможным.

Экологическая безопасность

Развитие портовой инфраструктуры, проведение грузовых и бункеровочных операций требуют пристального внимания к вопросам экологической безопасности.

Для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержания акватории морского порта Восточный в надлежащем состоянии инспекторами портового контроля и специалистами по охране окружающей среды осуществляется контроль за соблюдением чистоты акватории, соблюдением требований Обязательных постановлений в морском порту Восточный, Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V, Плана по управлению судовыми отходами, а также российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды.

Имеется действующий План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ПЛРН) в акватории морского порта Восточный. При поступлении сообщения о разливе в соответствии с ПЛРН происходит оповещение и вступают в действие мероприятия по локализации и ликвидации последствий разлива нефтепродуктов.

Для несения готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» заключен договор с Приморским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Действует распоряжение капитана морского порта Восточный «О порядке проведения операций с нефтепродуктами на акватории морского порта Восточный», предусматривающее обоновку судов при проведении сливо-наливных или бункеровочных операций у причалов морского порта, соблюдение выполнения мероприятий, направленных на предупреждение разливов нефтепродуктов.

Составлен и ведется реестр планов ЛАРН организаций, осуществляющих транспортировку и хранение нефтепродуктов в порту Восточный. Сливо-наливные либо бункеровочные операции осуществляются по разрешению инспекции государственного портового контроля только организациями, заключившими договоры на ликвидацию разливов нефтепродуктов с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.

Взаимодействие с другими ведомствами

К концу 2015 года грузооборот порта Восточный превысил 65 млн тонн. Судозаходы составили без малого 4000 в год, почти половина из которых – иностранные крупнотоннажные суда дедвейтом до 160 тыс. тонн. К 2020 году с вводом в эксплуатацию трех новых терминалов грузооборот порта достигнет 100 млн тонн и, соответственно, судозаходы превысят 6000.

Между тем уже сейчас отмечается нехватка якорных мест на рейде в ожидании погрузки, бункеровки, оформления государственными контрольными органами (ГКО). С выходом на акваторию порта глубоких циклонов зимой и тайфунов летом весь флот, стоящий на якорях в пяти якорных районах, приходится выводить из залива Находка в залив Восток.

Переход каждого судна из одного залива в другой приходится согласовывать с оперативными дежурными пограничной службы Восточного и Находки, до которых не всегда можно оперативно дозвониться. АМП не раз выступала инициатором включения залива Восток в границы пунктов пропуска порта Восточный или порта Находка.

Необходимость постановки иностранных судов при получении штормового предупреждения вне акватории портов Восточный и Находка, в частности залива Восток, продиктована теми обстоятельствами, что за последние годы значительно увеличилось количество иностранных крупнотоннажных судов, приходящих в эти порты. А в случае штормовой погоды удерживающая сила грунта залива Находка не позволяет этим судам надежно удерживаться в установленных районах якорных стоянок.

В связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) и передачи функций этой структуры Министерству транспорта РФ вопросы установления или изменения границ пунктов пропуска в морских портах будут в полной мере учитывать не только требования Пограничной службы ФСБ России, но и доводы администраций морских портов по организации безопасной и эффективной работы порта.

Подготовка инспекторов ИГПК

Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство морского и речного транспорта проделывают большую работу в направлении подготовки и переподготовки инспекторов ИГПК.

Ежегодно утверждается Общий план подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля по иностранным и российским судам, который предусматривает подготовку инспекторов в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского, Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, обмен мнениями в форме семинаров, проходящих в российских морских портах, зарубежные командировки в морские порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона для участия в совместных инспекционных проверках российских и иностранных судов. В 2015 году успешно освоили подготовку и получили соответствующие свидетельства 9 инспекторов ИГПК морского порта Восточный, 3 специалиста филиала приняли участие в региональном семинаре, проводимом с участием ФГУП «Морсвязьспутник». В 2016 году в Японии специалист филиала принял участие в семинаре инспекторов ГПК по иностранным судам в рамках Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле за судами со стороны государства порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Благодаря этому происходит широкий обмен опытом между всеми инспекторами ИГПК РФ, что позволяет соблюдать единую политику государства, направленную на обеспечение безопасности мореплавания, экологической безопасности и сохранение человеческой жизни на море.

Министерством транспорта РФ, Росморречфлотом и ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» делается все, чтобы в сложившийся коллектив профессионалов не попали люди случайные или временные, которым не важен ни рабочий процесс, ни престиж организации. А критерии давно всем известны – это, с одной стороны, профессионализм и ответственность, с другой – добросовестность, честность, порядочность, то есть те качества, которые отличают человека высокой гражданской позиции.

Морские порты №4 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика