На пути к реализации целей и задач - Морские вести России

На пути к реализации целей и задач

16.05.2019

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте. Участники подвели итоги года минувшего и обозначили планы на будущее.

А. Сидоров, спецкор

В заседании под председательством замминистра транспорта РФ – главы Росморречфлота Юрия Цветкова приняли участие председатель Исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Александр Давыденко, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, депутат Госдумы Виктор Дерябкин, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, директор Дирекции Севморпути Вячеслав Рукша, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, глава Совета ветеранских организаций морского и речного флота, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Юрий Михайлов, и др.

Юрий Цветков в докладе отметил, что деятельность Федерального агентства морского и речного транспорта в отчетном году была направлена на реализацию целей и задач, определенных Основными направлениями деятельности Правительства РФ, Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года и отраженных в Публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач Росморречфлота на 2018 год.

В минувшем году решались задачи, направленные на сохранение набранных темпов модернизации и объемных показателей работы отрасли, достигнуты в предыдущие годы.

Сделаны важные шаги по улучшению регулирования деятельности, укреплению безопасности судоходства. В области морского и внутреннего водного транспорта принято более 70 нормативно-правовых актов.

Росморречфлот стал ответственным исполнителем мероприятий федеральных проектов «Морские порты России» и «Внутренние водные пути», а также участником реализации мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Инвестиционные проекты позволят увеличить мощности морских портов России до 1,3 млрд тонн, мероприятия по развитию Северного морского пути будут способствовать росту объема грузовых перевозок до 80 млн тонн. На повышение уровня экономической связанности пространства страны и транспортной доступности территорий направлены мероприятия по увеличению пропускной способности внутренних водных путей.

Морской транспорт

Грузооборот морских портов России за январь-декабрь 2018 года увеличился на 3,8% по сравнению с 2017 годом и составил 816,5 млн тонн.

Объем перевалки сухогрузов составил 387,4 млн тонн (+3,8%), наливных грузов – 429,1 млн тонн (+3,9%).

Увеличение объема перевалки сухогрузов через морские порты России обусловлено ростом перевалки угля на 4,4%, до 161,4 млн тонн, грузов в контейнерах на 11,1%, до 53,6 млн тонн, зерна на 16,3%, до 55,7 млн тонн.

Перевалка наливных грузов увеличилась за счет перегрузки сырой нефти на 1,2%, до 255,4 млн тонн и сжиженного газа на 56,9%, до 23,2 млн тонн, объем перевалки нефтепродуктов составил 145,1 млн тонн (102,4% к уровню 2017 года).

Рост объемов перевалки отмечен во всех направлениях: в экспорте на 3%, в импорте на 3,2%, в транзите и в каботаже соответственно на 9,8% и 6,2%. Доля экспортных грузов составляет 76,4% от общего грузооборота портов, импортных – 4,6%, транзитных – 7,8%, каботажных – 11,2%.

Рассматривая объемы перегрузок грузов в распределении по морским бассейнам, следует отметить, что в 2018 году лидирующее место по объему перегрузок продолжает сохранять Азово-Черноморский морской бассейн, в этом бассейне перегружается 33,3% всего объема грузов. В Балтийском и Дальневосточном бассейнах перегружается 30,2% и 24,6% грузов соответственно, доля Арктического бассейна составляет 11,3%, Каспийского – 0,6%.

Перевалка контейнеров в 2018 году составила 5,1 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), рост по сравнению с 2017 годом составил 9,8%, в том числе количество груженых контейнеров составило 3,9 млн ДФЭ (+10,3%), порожних – 1,2 млн ДФЭ (+8,1%). Основной объем перевалки контейнеров осуществляется в портах: Санкт-Петербург – 2130,7 тыс. ДФЭ (доля в общем контейнерообороте составляет 42%), Владивосток – 944 тыс. ДФЭ (доля – 18,6%), Новороссийск – 755 тыс. ДФЭ (доля – 14,9%), Восточный – 419,2 тыс. ДФЭ (доля – 8,3%) и Калининград – 276,4 тыс. ДФЭ (доля – 5,4%).

В 2018 году отправление грузов морским транспортом под российским флагом составило 23 млн тонн (87,2% к уровню 2017 года), грузооборот – 45 млрд т-км (90% к уровню 2017 года).

Завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2018 году в общем объеме отправленных грузов составил 6,6 млн тонн (124,2% к уровню 2017 года), в том числе сухогрузов – 2,6 млн тонн (87,9%), наливных грузов – 4 млн тонн (увеличение в 1,7 раза).

Перевозки пассажиров морским транспортом в 2018 году составили 7,5 млн человек.

Обновление флота

Обновление обеспечивающего флота проводится как за счет средств федерального бюджета, так и с привлечением внебюджетных источников.

За отчетный период в рамках мероприятий, направленных на решение задачи по обновлению обеспечивающего флота для несения аварийно-спасательной готовности в Дальневосточном бассейне, завершено строительство 2 спасательных катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б.

Для водолазного обеспечения подводно-технических работ, участия в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях ФГБУ «Морская спасательная служба» принят в эксплуатацию рейдовый водолазный катер проекта А160.

По заказу ФГУП «Росморпорт» построены 4 судна, среди них баржи грунтоотвозные, дноуглубительное судно и лоцмейстерское судно. Состоялась закладка киля автомобильно-железнодорожного парома нового поколения для линии Усть-Луга – Балтийск, строительство которого осуществляется за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт». Также заключен государственный контракт на строительство второго парома за счет средств федерального бюджета.

Мероприятия по развитию инфраструктуры в морских портах Арктического, Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов позволили обеспечить прирост портовых мощностей России на 36,3 млн тонн.

В 2018 году в морском порту Сабетта завершено строительство северо-западного ледозащитного сооружения, глубоководной части юго-восточного ледозащитного сооружения, автоматизированных радиотехнических постов (АРТП-1, АРТП-2, АРТП-3), передающего и принимающего центров.

В целях формирования инфраструктурных условий для ускоренного развития Дальнего Востока завершена реконструкция причала № 5 в морском порту Магадан.

Завершены работы по 2-му этапу строительства портового оградительного сооружения акватории Южного района МТП Усть-Луга. Начались работы по строительству международного морского терминала для приема круизных и грузо-пассажирских судов в г. Пионерском.

Заключен государственный контракт на разработку рабочей документации и выполнение работ по строительству комплекса береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик.

Северный морской путь

Объем перевозок грузов через порты и пункты в акватории Северного морского пути (далее – СМП) составил 20 180,2 тыс. тонн (рост в 2 раза к уровню 2017 года), в том числе транзитных – 491,3 тыс. тонн.

В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов. В 2018 году ФГБУ «Администрация СМП» выдано 792 разрешения на плавание судов в акватории СМП, из них судам под иностранным флагом выдано 91 разрешение.

В 2018 году продолжено гидрографическое исследование в акватории СМП, выполнено техническое обслуживание 287 объектов средств навигационного оборудования, где установлены и действуют 3 комплекта автономных источников питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов. Уровень технической оснащенности трасс Северного морского пути составил 40%.

Внутренний водный транспорт

Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 116,2 млн тонн – 98% по сравнению с предыдущим годом (2017 год – 118,5 млн тонн). Грузооборот в 2018 году составил 66,1 млрд т-км, что на 1,6% меньше уровня 2017 года (67,2 млрд т-км).

Основной причиной снижения объема перевозок грузов остаются транспортные ограничения в районе Городца, уменьшение потребности в строительных грузах, а также применение перевозчиками железнодорожного транспорта понижающих тарифов к перевозкам нефтепродуктов по направлениям, параллельным внутренним водным путям в летний период, что ставит речные судоходные компании в неравные конкурентные условия.

Кроме того, на работу внутреннего водного транспорта оказал влияние резкий рост стоимости судового топлива. Увеличение затратной составляющей способствовало ухудшению финансового состояния судоходных компаний в 2018 году и в дальнейшем приведет к снижению темпов строительства флота на российских верфях.

Основная доля перевозок приходилась на Волжский бассейн, доля которого от общего объема перевозок грузов на внутренних водных путях составила 35,4%, Московский – 13,5%, Азово-Донской – 10,6%, Волго-Балтийский – 12,5%, Обь-Иртышский – 5,7%.

В районы Крайнего Севера и местности, к ним приравненные, было отправлено 18,0 млн тонн грузов, что на 3% больше, чем за предыдущий год. Из общего объема завоз жизненно важных грузов по госзаказу составил 1684 тыс. тонн, в том числе уголь – 657,5 тыс. тонн, нефтепродукты – 600,3 тыс. тонн.

По итогам работы за 2018 год наблюдается снижение объемов погрузочно-разгрузочных работ. Объем перевалки грузов в речных портах за 2018 год составил 126,5 млн тонн, или 91,5% к соответствующему периоду 2017 года (138,2 млн тонн).

Сокращение объемов перевалки грузов произошло за счет снижения перевалки наливных грузов (на 5,6%) и сухогрузов (на 8,6%), из которых в первую очередь снизился объем переработки нерудных стройматериалов (на 10,2%). При этом наибольший удельный вес переработки грузов в речных портах по-прежнему остается у строительных материалов – 75,3%; наливные грузы составляют 5,5% от общего объема перевалки.

За 2018 год перевозки пассажиров составили 12,3 млн человек (2017 год – 12,6 млн человек), пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2018 год вырос на 1,04% и составил 570,5 млн пассажиро-километров (2017 год – 562,6 млн пассажиро-километров). Таким образом, в 2018 году мобильность граждан Российской Федерации, использующих внутренний водный транспорт, несколько снизилась, при этом увеличилась дальность поездок.

Внутренние водные пути

Выполнение государственного задания по содержанию внутренних водных путей обеспечило освоение грузо- и пассажиропотоков на внутреннем водном транспорте. В 2018 году объем финансирования на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений составил 67% к нормативному обеспечению.

В навигацию 2018 года подведомственными Росморречфлоту администрациями бассейнов внутренних водных путей обслуживалось 101,48 тыс. км внутренних водных путей (далее – ВВП), в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов 49,98 тыс. км (2017 год – 49,97 тыс. км). Доля эксплуатируемых ВВП с освещаемой и светоотражающей обстановкой от общей протяженности ВВП за 2018 год составила 37,8% (2017 год – 37,7%).

В 2018 году в Перечень внутренних водных путей был внесен участок р. Енисей от Усть-Илимской ГЭС до пос. Едарма (без гарантированных габаритов и без средств навигационной обстановки) протяженностью 95 км, а также участок р. Турки от автодорожного моста через р. Турку до устья р. Турки с гарантированными габаритами и освещаемыми средствами навигационной обстановки протяженностью 0,6 км.

В рамках соглашения между Росморречфлотом и правительством Алтайского края реализация мероприятий по улучшению габаритов пути на реке Катуни позволила обеспечить перевозку 920 тыс. тонн строительных грузов – щебня с Бийского карьера в г. Барнаул.

За счет дноуглубительных работ на реке Белой обеспечена перевозка более 1 млн тонн нефтепродуктов. На реке Зее выполненные дноуглубительные работы позволили безопасно осуществить проход одиннадцати баржебуксирных составов до причала строящегося Амурского ГПЗ в рамках реализации международного проекта «Сила Сибири».

На реке Волхов был обеспечен подход круизных судов к новым пассажирским причалам «Орешек» и «Свирьстрой» в Ленинградской области, в Ивановской области – к причалу г. Кинешмы.

Для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов и обеспечения безопасных условий судоходства в навигацию 2018 года на транзите было извлечено 22,8 млн куб. м грунта (в 2017 году – 25,8 млн куб. м).

За счет выделенных в 2018 году средств на капитальный ремонт проводились строительно-монтажные работы на 26 судоходных гидротехнических сооружениях и связанных с ними инфраструктурных объектах, а также выполнялись проектно-изыскательские работы на 4 объектах.

В 2018 году реализовывались комплексные проекты реконструкции судоходных гидротехнических сооружений в Московском, Волжском, Волго-Донском, Обском, Северо-Двинском, Камском, Енисейском бассейнах внутренних водных путей Российской Федерации. Осуществлялось обновление обслуживающего флота, модернизация береговых производственных объектов и сооружений.

Проведение капитального ремонта и реконструкции на судоходных гидротехнических сооружениях (СГТС) позволило повысить уровень их безопасности и безотказно осуществлять пропуск судов в течение навигации 2018 года: из 332 сооружений, подлежащих декларированию, число СГТС с нормальным уровнем безопасности увеличено на 3 сооружения, одновременно сократилась численность СГТС с пониженным уровнем безопасности на 1 сооружение, с неудовлетворительным – на 2 сооружения.

Технический флот

На балансе администраций бассейнов внутренних водных путей и ФГБУ «Канал имени Москвы» находится более 2700 единиц обслуживающего (технического) флота. Средний возраст судов составляет 36 лет.

Обновление судов технического флота Росморречфлотом осуществляется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы». Для работы на арктических реках Ленского бассейна в 2018 году принят в эксплуатацию несамоходный высокопроизводительный земснаряд «Владимир Панченко», заключены государственные контракты на строительство 5 судов обслуживающего флота.

Развитие инфраструктуры

С целью повышения комплексной безопасности судоходных гидротехнических сооружений и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях завершены работы очередного этапа реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала (шлюзы № 8, № 17).

Завершены строительно-монтажные работы по реконструкции гидротехнических сооружений Волжского бассейна (шлюзы № 21-24 Самарского гидроузла).

В 2018 году начато строительство объектов 1-го этапа (подготовительного периода) Багаевского гидроузла. Ведутся работы по разработке проектной документации по 2-му этапу строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.

Состояние флота

Общая численность судов морского транспортного флота под российским флагом по состоянию на 15.01.2019 в соответствии с данными системы регистрации судов составила 3863 единицы суммарным дедвейтом около 4,7 млн тонн. Средний возраст судов составил 35 лет.

В Российском международном реестре судов на начало 2019 года зарегистрировано 1139 судов суммарным дедвейтом более 4,6 млн тонн.

Общая численность транспортных судов внутреннего плавания по состоянию на 15.01.2019 в соответствии с данными системы регистрации судов составила 30 431 единицу суммарным дедвейтом около 9,7 млн тонн и средним возрастом 37 лет.

Государственный портовый контроль

В морских портах. В 2018 году в российских морских портах инспекторами государственного портового контроля проведено 18 170 проверок судов, в том числе 13 771 инспекция на судах под российским флагом и 4399 инспекций на судах под иностранным флагом. Выявлено 72 291 нарушение обязательных требований, из них 48 853 нарушения на судах под российским флагом и 23 438 – на судах под иностранным флагом. По результатам проверок задержано 737 судов (380 – под российским флагом и 357 – под иностранным флагом).

На внутренних водных путях продолжается осуществление государственного портового контроля с целью предупреждения аварийности судов внутреннего плавания на внутренних водных путях.

За 2018 год инспекторами государственного портового контроля проведено 16 657 инспекций судов, в том числе 2473 инспекции на пассажирских судах.

За указанный период выявлено 35 928 нарушений обязательных требований, из них 5153 на пассажирских судах, в том числе серьезных нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание 1614 судов, в том числе 164 пассажирских.

Аварийно-спасательные работы и ЛРН

На морских бассейнах РФ несут аварийно-спасательную готовность ФГБУ «Морспасслужба», 9 его филиалов (Балтийский, Калининградский, Северный, Архангельский, Азово-Черноморский, Каспийский, Приморский, Сахалинский, Камчатский), ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», морские спасательно-координационные центры, морские спасательные подцентры.

В 2018 году ФГБУ «Спасательно-координационный центр Росморречфлота» принято 379 сообщений о происшествиях в сфере морского транспорта. В результате аварийных случаев, имевших место в 2018 году, поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, осуществлялся в 117 случаях.

В 2018 году силами и средствами функциональных подсистем Росморречфлота на море проведено 107 аварийно-спасательных работ.

Для отработки действия сил и средств, органов управления, организации взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при поиске и спасании, при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Росморречфлотом совместно с ФГБУ «Морспасслужба» в 2018 году проведено 15 крупномасштабных учений.

В 2018 году аттестационными комиссиями Росморречфлота аттестовано 5 профессиональных аварийно-спасательных формирований (1 в рамках первичной, 1 в рамках периодической и 3 в рамках внеочередной аттестации) и 9 нештатных аварийно-спасательных формирований (4 в рамках первичной и 5 в рамках периодической аттестации). Также аттестовано 1089 спасателей (465 в рамках первичной и 624 в рамках периодической и внеочередной аттестации).

Безопасность мореплавания

Оказание комплексных услуг по безопасному мореплаванию в пределах акватории 34 морских портов и на подходах к ним осуществлялось в 2018 году с использованием 25 систем управления движением судов (СУДС), находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт». В 2018 году с их использованием оказаны услуги 967,3 тыс. судам, что на 3,2% меньше, чем в 2017 году. Операторами СУДС предотвращено 10 аварийных случаев.

Все системы, находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт», поддерживаются в исправном техническом состоянии, освидетельствованы уполномоченным органом и успешно реализуют возложенные на них функции.

В 2018 году выполнены работы по техническому перевооружению СУДС порта Керчь, объектов ГМССБ порта Севастополь, объектов региональной СУДС Финского залива (2-й этап); завершены работы по реконструкции береговой радиостанции НАВТЕКС порта Холмск, по реконструкции СУДС порта Сочи.

Транспортная безопасность

Во исполнение требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в 2018 году Росморречфлотом:

– аккредитовано 9 специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, продлено 11 свидетельств специализированных организаций;

– категорировано 52 объекта транспортной инфраструктуры и 458 транспортных средств;

– утверждены результаты проведенной оценки уязвимости 132 объектов транспортной инфраструктуры и 877 транспортных средств;

– утверждены планы обеспечения транспортной безопасности 162 объектов транспортной инфраструктуры и 567 транспортных средств;

– аккредитовано 52 юридических лица в качестве подразделений транспортной безопасности, 4 аттестующие организации.

За 2018 год федеральным бюджетным учреждением «Служба морской безопасности» (ФБУ «СМБ») осуществлена проверка 11 560 комплектов документов, представленных в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

ФБУ «СМБ», в том числе на площадках региональных центров аттестации и в рамках выездных проверок, проведено 6103 аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

По результатам проведенных аттестаций 5676 работникам сил обеспечения транспортной безопасности выданы свидетельства об аттестации.

В целях реализации требований федерального закона «О транспортной безопасности» продолжались работы по оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов полуострова Крым.

Кадровое обеспечение

В системе отраслевого образования пять подведомственных вузов, включающих 24 филиала.

В вузах работают 6068 человек, из них профессорско-преподавательский состав вузов составляет 2826 человек, из них 323 доктора наук и 1030 кандидатов наук.

Выпуск специалистов в 2017 году составил 10 964 специалиста.

По состоянию на 1 января 2019 года всего по программам высшего и среднего профессионального образования обучается 54 409 человек, из них за счет средств федерального бюджета по различным формам обучается 33 650 человек. Государственное задание на 2018 год выполнено.

По итогам приемной кампании 2018 года было принято на обучение за счет средств федерального бюджета:

По программам среднего профессионального образования:

– по плавательным специальностям – 4365 человек;

– по береговым специальностям – 85 человек.

По программам высшего образования:

– по плавательным специальностям – 3910 человек;

– по береговым специальностям – 745 человек.

В части организационно-воспитательной работы и профориентации основным событием 2018 года является создание Морским федеральным ресурсным центром дополнительного образования детей единой методической базы дополнительного образования детей в морской, речной и судомодельной сферах.

Базой для совершенствования системы подготовки специалистов является разработка отраслевых профстандартов. В отчетном году разработано 13 отраслевых профстандартов, из них утверждено два («инспектор государственного портового контроля», «оператор СУДС»), еще два («командир-механик земснаряда», «инженер-экономист водного транспорта») рассмотрены Национальным советом по профессиональным квалификациям и находятся на стадии утверждения в Минтруде России.

Утверждены три федеральных государственных образовательных стандарта 3-го поколения (ФГОС 3++) по плавательным специальностям высшего образования. В соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного плавания разработаны 60 примерных программ подготовки и программ повышения квалификации членов экипажей судов внутреннего водного плавания.

Структурное реформирование

По состоянию на 01.01.2019 в состав подведомственных Росморречфлоту организаций входят 4 федеральных государственных унитарных предприятия и 38 учреждений (8 администраций морских портов, 15 администраций бассейнов внутренних водных путей, 5 образовательных учреждений и 10 прочих учреждений).

В 2018 году была продолжена работа по оптимизации подведомственных Росморречфлоту организаций. В том числе продолжается процесс ликвидации ФГУП «Речсвязьинформ».

В отношении ФГУП «Морсвязьспутник» и ФГУП «Росморпорт» Минтрансом совместно с предприятиями выработана консолидированная позиция о выборе организационно-правовой формы акционерного общества как оптимальной для преобразования.

Кроме того, Минтрансом совместно с Росморречфлотом разработан проект федерального закона, устанавливающий особенности реорганизации ФГУП «Росморпорт», который проходит межведомственное согласование.

Проекты актов Президента РФ и правительства, необходимые для преобразования ФГУП «Морсвязьспутник» в акционерное общество, направлены Минтрансом в Правительство. В настоящее время осуществляется согласование указанных проектов актов. Минтрансом согласована передача ФГУП «Гидрографическое предприятие» в ведение государственной корпорации «Росатом».

В 2018 году обеспечено участие представителей Росморречфлота в составе органов управления и контроля акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере морского и внутреннего водного транспорта, акции которых находятся в собственности РФ. В составы советов директоров и ревизионных комиссий – 5 акционерных обществ, акции которых находились в собственности, обеспечено избрание 7 сотрудников Росморречфлота.

В рамках работы по регистрации прав на объекты федерального недвижимого имущества оформлено право хозяйственного ведения/оперативного управления на 10 074 объекта, право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды подведомственных Росморречфлоту организаций, учреждений – на 4088 земельных участков, а также предоставлено на праве аренды коммерческим организациям порядка 1,5 тыс. земельных участков, распоряжение которыми осуществляет Росморречфлот.

Ключевые цели

В этом году будет продолжена преемственность ключевых целей:

– увеличение пропускной способности российских морских портов, строительство специализированных терминалов;

– в 2019 году прирост производственных мощностей морских портов планируется в размере 35,5 млн тонн за счет реализации инвестиционных проектов в морских портах Мурманск, Высоцк, Калининград, Тамань, Новороссийск, Ванино, Восточный;

– обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях: продолжится реализация мероприятий по комплексной реконструкции объектов Московского, Волжского, Северо-Двинского, Волго-Балтийского, Волго-Донского, Азово-Донского, Енисейского бассейнов;

– устранение транспортных ограничений и повышение качественных характеристик внутренних водных путей, в первую очередь ликвидация узких мест на Единой глубоководной системе европейской части России:

– завершение проектирования и начало строительства объектов подготовительного периода Нижегородского низконапорного гидроузла;

– строительство Багаевского гидроузла;

– поэтапный переход на полное финансирование содержания внутренних водных путей;

– обновление обеспечивающего и обслуживающего флота: будет продолжена реализация мероприятий по обновлению обслуживающего и обеспечивающего флота, в том числе планируется введение многофункционального линейного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин»;

– совершенствование работы отраслевых вузов: сопровождение и разработка отраслевых профстандартов, новых федеральных государственных образовательных стандартов, учебно-методической документации в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами; развитие деятельности морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей; создание научно-исследовательских институтов в рамках ведущих научных школ вузов Росморречфлота.

Выстроили нормальные отношения

Депутат, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виктор Дерябкин поблагодарил представителей отрасли за результативную работу в минувшем году.

«Я одну цифру приведу – больше не буду. Часто у нас сравнивают с тем, что было в Советском Союзе. Порты – 816,5 млн тонн. В четыре раза больше, чем в 90-м году во всех портах Советского Союза. Замечательно работаете. Искренне благодарен вам и склоняю голову перед всеми вами – спасибо за этот труд», – сказал В. Дерябкин.

Мы имеем 12 национальных программ. И все эти 12 задач имеют отношение к работающим на воде, подчеркнул докладчик.

«А как по-другому? 67 морских портов, более 100 речных, более 101 тыс. км водных путей. Ни железная дорога пусть не обижается, ни автомобильная – они не могут с нами сравниться. И как без этого развивать экономику?» – продолжает Виктор Дерябкин.

«В комитете создана секция – все, что связано с морем, с портами, с водными путями, с транспортом и так далее. Я благодарен всему бизнес-сообществу – мы выстроили нормальные отношения. И с Судоходной палатой России. В прошлом году все, что инициировали в части транспорта, Агентства, – мы превратили все в законы. На этот год проблем тоже много – и в портах, и лоцманские, и внешние, и Северный морской путь. У нас все получается тогда, когда мы вместе работаем. Есть порядка 10 законопроектов, которые мы в этом году должны принять. Со стороны Комитета по транспорту будет предпринято все возможное и невозможное, чтобы эти законопроекты были приняты и работали», – заключил депутат Госдумы.

У нас нет флота

Председатель Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Совета ветеранских организаций морского и речного флота Юрий Михайлов поднял ряд острых вопросов.

«Одна из главных проблем, о которой мы должны не просто все время говорить, а предпринимать меры и действовать, чтобы сдвинуть с места, – это строительство флота. В бытность Министерства морского флота мы перевозили 60% внешнеторговых грузов под российским флагом. На сегодняшний день – 1-1,5%. Это сравнение о чем-то говорит. Нечем перевозить, у нас флота нет своего под российским флагом. Это очень серьезный вопрос, – говорит Ю. Михайлов. – Коснись сейчас – надо в Венесуэлу везти груз, чтобы оказать гуманитарную помощь. Нам предлагают другие страны флот: пожалуйста, фрахтуйте. Своего флота у нас, к сожалению, нет. А самолетами везти – каждый груз будет золотым».

Очень серьезный вопрос, по мнению докладчика, вопрос учебных заведений. «Мы все прекрасно понимаем, что учебные заведения не просто дали специальность и все – это будущее наших отраслей. Наши учебные заведения замечательные, они делают большое дело. Есть, конечно, и недостатки, но ИMO, проверив наши учебные заведения, дала высокую оценку: это одни из лучших учебных заведений», – отмечает Ю. Михайлов.

По принципу российских учебных заведений ИMO организовала в Швеции специально морской университет. Естественно, и речники не отстают в этом отношении. То есть система отработана, говорит председатель Общественного совета при Росморречфлоте.

«Но на наши учебные заведения идет покушение. Со стороны Министерства высшего образования. Потому что изъявили желание приобрести их себе, взять под свою опеку. Я много говорил на эту тему. Нельзя разрушать то, что работает и дает положительный результат. Мы не останавливаемся. За моей подписью как председателя Совета ветеранов написано письмо президенту, председателю правительства, в Министерство высшего образования. Отовсюду получил ответ, но ответ такой: спасибо за беспокойство, мы учтем ваши замечания. К счастью, пока все на месте, но останавливаться нельзя. Мы не можем загубить наше морское и речное образование. Это наша гордость, наше достояние. Мы должны бороться», – заключил Юрий Михайлов.

От плановых проверок к постоянному мониторингу

Член Коллегии Росморречфлота, замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Сарицкий подвел итоги года минувшего. По его словам, в 2018 году Ространснадзор очень плотно взаимодействовал с Росморречфлотом и в целом с морским и речным бизнесом. И эта работа прежде всего складывалась из тех мероприятий, которые были в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

«В качестве основных результатов обозначу следующие. Прежде всего, был внедрен принцип риск-ориентированного подхода. То есть все предприятия были категорированы, получили свою категорию риска. И с учетом этой категории риска в дальнейшем будет намечаться проведение плановых проверок в отношении этих предприятий», – рассказал С. Сарицкий.

Далее, были утверждены чек-листы, которые включают в себя обязательные требования. Но не все, а только те, невыполнение которых потенциально представляет угрозу охраняемым законом ценностям. А это прежде всего человеческая жизнь, здоровье, благополучие государства и так далее.

«Также из нового в этом году – проведение публичных мероприятий по рассмотрению правоприменительной практики. Наши территориальные органы ежеквартально проводили такие мероприятия с участием бизнеса, на которых рассматривались вопросы контрольно-надзорной деятельности. Выяснялись причины, по которым эти проблемные вопросы появляются. И вырабатывались рекомендации по устранению нарушений».

Что касается планов на 2019 год, то основным в этом году, по словам Сарицкого, будет своеобразное ноу-хау, предложенное ведомством.

«Пока еще по этому пути не идет ни один контрольно-надзорный орган. Мы предложили этот подход на Коллегии Минтранса, и это предложение было поддержано министром, – рассказал С. Сарицкий. – Мероприятие заключается в проведении эксперимента по непрерывному мониторингу выполнения субъектами, хозяйствующими на водном транспорте, обязательных требований. Мы пытаемся предложить модель, которая позволит отказаться от проведения плановых проверок в отношении субъектов и заменить эти плановые проверки непрерывным мониторингом выполнения обязательных требований. То есть создать некую систему, которая позволит действовать дистанционно, без взаимодействия с юридическим лицом, получая от них информацию о том, что у них в компании все в порядке, и они каждое обязательное требование выполняют и таким образом декларируют свою безопасность. Мы это принимаем, и это является основанием для того, чтобы мы не ходили на проверки на предприятие вообще. За исключением тех случаев, когда для этого возникают причины, установленные законодательством».

«Этот механизм сейчас оформляем – с соответствующими поручениями. Нам потребуется и с бизнесом, и с Агентством, и с Минтрансом совместная работа для того, чтобы можно было действовать. Предполагается, что в 2019-2020 годах этот эксперимент сможем провести и по результатам либо выходить в правительство с предложением о том, что готовы заменить плановые проверки непрерывным мониторингом, либо констатировать, что эксперимент показал нецелесообразность такого подхода. Но в нашем понимании замена плановых проверок постоянным мониторингом – это эффективный механизм», – заключил Сергей Сарицкий.

Работа нашего коллектива успешна

Выступление зампредседателя Общественного совета при Росморречфлоте, председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева, лишенное налета официальности, высветило успехи, которых удалось добиться Агентству.

Начал зампредседателя Общественного совета с констатации факта, что не удалось в 2018 году вывести работу с институтами общества на достойный уровень.

«К примеру, не звучит на 150-миллионную страну то, что Росморречфлот в интересах страны решил несколько стратегических задач. Разбомбили в Сирии ракетами террористов – это звучит. А то, что, к примеру, Керченский пролив, Керченская переправа за эти пять лет в интересах страны решила вопрос – этого нет. Мы – и Общественный совет, и Коллегия – должны найти формы подачи такие, чтобы эти вопросы показывать. Второе. 25 лет, даже больше, звучит тема, что своим транзитом усилим экономику наших врагов. Сейчас мы смело заявляем: 95% мы перевозим. Многие из вас говорили, что это задача нерешаемая. Купят, договорятся – и как шел транзит через тех, кто нас грязью поливает, так и будет идти. Решил Росморречфлот вместе с другими ведомствами. Это тоже к итогам года».

Говоря о достижениях, докладчик также подчеркнул, что наши вузы, «несмотря на атаки со стороны бюрократии, по-прежнему из всех отраслевых вузов находятся в десятке лидирующих вузов страны».

«Есть что показать, и это достаточно серьезное достижение. Вот это все можно отнести к итогам 2018 года и сказать: с точки зрения Общественного совета, работа нашего коллектива Росморречфлота – 52 тысячи коллектив плюс члены семей, почти 100 тыс. – успешна», – заключил Михаил Ненашев.

Амбициозные задачи

Директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша напомнил, что в этом году 3 декабря будет 60 лет принятию в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин». «Фактически надо понимать, что, когда 6-7 месяцев в году двухметровые льды, судоходство без мощного ледокольного флота не обеспечить», – пояснил свой экскурс в историю докладчик.

«Задачи крайне амбициозные, на мой взгляд. Я всегда говорю, что пришло время, и мы должны получить прямой доступ морским транспортом на рынки Тихого океана. Значит, должна быть не только круглогодичная навигация в Карском море, которая была обеспечена эффективно в первую очередь для целей деятельности Норильского комбината, – продолжил В. Рукша. – Сегодня, конечно, бесспорно большая задача – 80 млн тонн. Как поменялось судоходство в Арктике: «Ямалмакс» – это сегодня базовое судно. 300 метров длиной, 50 – шириной. 45 МВт мощность. Наш ледокол – это всего 25 тыс. тонн, он в 5-6 раз меньше. Понятно, другие задачи, модель работы судоходства другая. Мы, скорее, там прокладываем канал, помогаем в самых тяжелых местах. А дальше такие мощные суда уже самостоятельно преодолевают свою ледяную дорогу».

По словам главы дирекции Севморпути, сегодня нужно обеспечить исключительно взрывной характер грузопотока. В первую очередь ледокольными силами и той портовой инфраструктурой, которая потребуется для следующих проектов.

«Цифра 55 млн к 2024 году. Цифра понятная и должна быть. Но есть два проекта, без которых достичь 80 млн тонн невозможно, – отмечает В. Рукша. – Здесь ничего сильно хитрого. Базовые грузопотоки – это все же углеводородное сырье. Сжиженный газ фактически дает 50%. Сырая нефть. Обращаю внимание на Ванкорское месторождение. Мы работаем с «Роснефтью», чтобы создать арктический маршрут сырой нефти. С выходом в район бухты Северная – это чуть южнее Диксона. С цифрой в 50 млн тонн. Правда, к 30-му году. К 24-м году 10 млн тонн сырой нефти должно появиться. Транспортироваться Северным морским путем».

По мнению докладчика, самый тяжелый проект – это Лемберовская площадь, уголь Таймыра, который до сих пор еще не нашел разрешения с охранной зоной на полуострове Чайка. Коснулся Вячеслав Рукша и транспортировки благородных металлов.

«В млн тонн измерять грузопоток – это хорошо. Но где-то надо еще в рабочих местах, в деньгах. Потому что, конечно, Норильский комбинат по своей финансовой мощи примерно равноценен проекту «Ямал СПГ». Та же Баимская зона на Чукотке – важнейший будет проект. Там с виду тоже 1,5-2 млн тонн груза, но по значимости и социально-экономическому эффекту, в первую очередь для бюджета РФ, это не меньше чем проекты «Новатэка» по СПГ», – подчеркнул глава дирекции Севморпути.

«Крайне важный серьезный проект – Северный широтный ход. Единственное, мы будем добиваться включения в него не только южной части, но и северной – с выходом к порту Сабетта. Как видите, цифры реальны, но этот план требует действительно хорошего взаимодействия Минтранса и ГК «Росатом», – заключил Вячеслав Рукша.

Некоторые особенности законодательства

Из-за общего требования ИMO по использованию низкосернистого топлива российским судовладельцам придется тяжело. Однако их положение усугубят и некоторые особенности внутреннего законодательства. Об этом говорил президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

«Судовое топливо – отдельный вопрос. Судоходная отрасль стоит на пороге глобальных перемен в связи со вступлением в 2020 году в силу общего требования ИMO по использованию низкосернистого топлива – не более 0,5% по массе. Такое решение ИMO было принято, несмотря на то что нефтеперерабатывающая отрасль не в состоянии поставить необходимый объем топлива, и росту цен», – говорит А. Клявин.

Оценки Международной палаты судоходства заключаются в том, что этого топлива, может быть, и хватит, но придется осуществлять встречные большие перевозки, чтобы обеспечить различные регионы мира такого рода топливом, отметил президент Российской палаты судоходства.

«Нас в этом традиционно волнует ситуация с национальным законодательством. И первое – это полный запрет на производство на территории Таможенного союза высокосернистого топлива. Решение комиссии Таможенного союза. Такие требования, которые сегодня технический регламент предъявляет к этому топливу, даже выше, чем Конвенция MARPOL. Здесь, безусловно, не учитываются интересы судовладельцев, которые планируют использовать альтернативные методы борьбы с загрязнением окружающей среды в виде установки скрубберов, что позволит сократить выбросы в атмосферу».

По словам докладчика, введение глобального требования, невозможность российских НПЗ обеспечить необходимый объем низкосернистого топлива приведут к серьезному росту цен. Может быть, не в геометрической прогрессии, но в арифметической. Судоходные компании окажутся в значительно худшем положении, нежели автомобильный транспорт.

«В структуре эксплуатационных издержек расходы на топливо составляют примерно 30%. И в случае отсутствия такого вида топлива судно не сможет реализовать свои возможности. Понятно, что мы не в состоянии изменить регулирование глобальное, которое уже принято на уровне ИMO, но необходимо принимать решения на национальном уровне. Поэтому мы обращаемся с просьбой к Минтрансу, к Росморречфлоту в ближайшее время организовать соответствующую работу совместно с Минэнерго, с Минфином – с тем чтобы оперативно выработать комплексное решение и план по нивелированию последствий повышения требований к техническим характеристикам топлива и сохранению конкурентоспособности отрасли», – заключает Алексей Клявин.

В ходе заседания с докладом также выступили руководитель ФГПУ «Морская спасательная служба» Андрей Хаустов, и.о. гендиректора ФГУП «Росморпорт» Александр Смирнов, ректор ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников.

Морские вести России №5 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ