Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность - Морские вести России

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

14.05.2019

Транспортная политика

В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мероприятием для презентации инвестиционных возможностей российских регионов и содержательной дискуссии по вопросам регионального развития.

В форуме прининяли участие практически все регионы страны и крупнейшие российские компании, что позволило вести прямой диалог бизнеса и власти.

Ключевым событием первого дня работы форума стало пленарное заседание «Факторы успеха: идеи, кадры, компетенции», в котором принял участие председатель Правительства России Дмитрий Медведев.

В ходе своего выступления премьер-министр заявил, что рассматривает нацпроекты как инвестиционный инструмент, который позволяет направлять на приоритетные цели ресурсы из разных источников. Реализация нацпроектов требует высокого уровня подготовки управленцев. По мнению главы правительства, современный представитель госсектора и бизнеса должен обладать «проектным методом, быть способным создавать работоспособную, эффективную команду на всех уровнях, ускоренно осваивать цифровые технологии».

Участники дискуссии обсудили текущее состояние и потребности транспортной магистральной инфраструктуры России. В ходе мероприятия представители органов власти и бизнес-сообщества отметили необходимость кардинального ускорения развития транспортной инфраструктуры, а также налаживания коммуникаций между центрами экономического роста.

Все составляющие водного транспорта заняли важное место в повестке официальных мероприятий и деловой программе Российского инвестиционного форума.

Новый этап развития

На большинстве программных конференций в той или иной степени обсуждались темы авангарда экономических процессов в стране – национальных проектов, но более всего внимания морскому и речному транспорту было уделено на панельной сессии «Транспорт России: обеспечение развития магистральной инфраструктуры как основы роста экономики». На сессии, которую возглавил министр транспорта РФ Евгений Дитрих, наряду с другими представителями транспортного комплекса присутствовали заместитель министра – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков, заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, а также главы крупнейших подведомственных агентству организаций: ФГУП «Росморпорт» – Андрей Лаврищев и ФГБУ «Канал имени Москвы» – Герман Елянюшкин.

Рассказав об идеологии формирования и основных параметрах Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, Е. Дитрих напомнил, что с точки зрения масштаба, федерального и частного софинансирования Комплексный план сегодня – крупнейший проект, его доля в составе общего объема средств, выделенных на национальные проекты, составляет 20%. «Это свидетельствует о том внимании, которое правительство уделяет развитию инфраструктуры в стране, и одновременно накладывает на руководителей и исполнителей этого плана большую ответственность, – сказал он. – Это документ, который определяет будущий транспортный каркас, который позволит нам достичь нового качества жизни и сделать инфраструктуру драйвером экономического роста».

Министр отметил, что структура Комплексного плана предполагает сбалансированное развитие всех видов транспорта и определенную конкуренцию между ними, уточнив, что в основе формирования Комплексного плана в полной мере применена методика ранжирования, приоритизации его составляющих.

Как сообщил Е. Дитрих, развитие портов Азово-Черноморского бассейна и в целом отечественных морских портов остается одной из стратегических задач государства. Он напомнил, что планом перед сектором поставлена задача увеличить грузооборот морских портов РФ на треть больше уровня, достигнутого на конец 2018 года. Для этого, считает министр, необходима слаженная и четкая работа всех звеньев государственного регулятора, но также важно, чтобы и бизнес выполнял свои обязательства синхронно с федеральными структурами.

Говоря о перспективах развития внутренних водных путей, министр отметил, что это направление – важнейшая тема, которая еще недавно была незаслуженно забыта.

В качестве важного для речной отрасли примера он заметил, что современное состояние федеральных автодорог, на 82,7% от общей протяженности доведенных до нормативного уровня, стало возможным благодаря тому, что в 2014 году были приняты дорожные фонды и нормативы на ремонт и содержание автодорог.

К сожалению, сказал далее министр, подобные нормативы, три года назад принятые для внутренних водных путей, не были должным образом профинансированы, но теперь в Комплексном плане присутствует федеральный проект – «Развитие внутренних водных путей», который возвращает государственное финансирование на их содержание. С этого года финансирование уже открыто. Эти средства, направляемые на мероприятия по дноуглублению и восстановлению судоходных гидротехнических сооружений, помогут устранить проблемы, которые сдерживают развитие судоходства. Важнейшим для всего транспортного комплекса мероприятием Е. Дитрих назвал начинающееся строительство двух крупнейших гидроузлов – Багаевского и Нижегородского. Однако при этом министр также выразил надежду на то, что планы развития инфраструктуры на водных путях будут поддержаны судостроителями созданием современного и эффективного флота, который позволит речке успешно конкурировать с автомобильными, а по ряду позиций и с железными дорогами.

Атомный ледокол «Лидер» начнут строить в 2020 году

Нефтяная компания «Роснефть» готова профинансировать нулевой этап разработки рабоче-конструкторской документации для начала строительства головного атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт в 2020 году, сообщил гендиректор «Звезды» Сергей Целуйко.

«Финансирование строительства головного атомного ледокола «Лидер» предусматривается из федерального бюджета. Однако с целью своевременного начала работ по созданию ледокола компания подтвердила готовность финансирования нулевого этапа разработки рабоче-конструкторской документации. Такой подход может позволить компании вовремя открыть финансирование нулевого этапа до заключения государственного контракта, что обеспечит возможность начала строительства головного атомного ледокола «Лидер» с 2020 года», – сказал он.

По его словам, на данном этапе идет работа по оценке требуемых специализированных мощностей и проработка проектной технологии будущего строительства.

В прессе уже сообщалось, что предельная стоимость первого атомного ледокола «Лидер» без НДС и дополнительных расходов планируется 98,6 млрд руб., которые должен выделить бюджет с 2020 года.

По данным СМИ, контракт на строительство трех ледоколов планируется заключить с верфью «Звезда», в том числе на головное судно – до конца 2019 года, с тем чтобы начать его строительство в феврале 2020 года и сдать в 2027 году. «Роснефть» согласилась уже в 2019 году дать аванс 3,5 млрд руб. на нулевой этап создания конструкторской документации, а Минпромторг выделит 950 млн руб. на НИОКР по системе электродвижения ледокола.

Ожидается, что ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт первым в мире сможет круглый год проводить суда по Северному морскому пути при толщине льда до 4 метров.

Первый танкер «Афрамакс» построят в 2021 году

Судоверфь «Звезда» планирует построить первый танкер класса «Афрамакс» в 2021 году, сообщил гендиректор «Звезды» Сергей Целуйко.

«Спуск первого танкера запланирован на 2019 год, это будет судно снабжения ледового класса. Первый «Афрамакс» будет построен в 2021 году», – сказал он.

Серийное производство танкеров класса «Афрамакс», предназначенных для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, началось в конце 2018 года. Спуск на воду головного танкера запланирован на 2020 год.

В настоящее время в портфеле заказов «Звезды» 12 танкеров класса «Афрамакс», а общий объем контрактов составляет 37 судов. До 2035 года планируется довести портфель заказов до 178 судов. Якорным заказчиком является «Роснефть», разместившая заказ на 26 судов, в том числе 12 танкеров-челноков ледового класса Arc6 и Arc7, четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса, 10 танкеров класса «Афрамакс».

«Газпром» заказал три судна снабжения, одно судно для перевозки буровых бригад и одно многофункциональное судно обслуживания морского добычного комплекса. «Росморпорт» заказал один мелкосидящий ледокол. Также контракт предусматривает опцион еще на три аналогичных судна. «Совкомфлот» заказал два танкера класса «Афрамакс» и три среднетоннажных танкера класса MR.

Судостроительный комплекс «Звезда» создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта консорциумом «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

Мурманский транспортный узел расширят контейнерным и нефтяным терминалами

Контейнерный и нефтяной терминалы планируется построить в Кольском заливе в рамках проекта Мурманского транспортного узла. Об этом заявила на площадке Российского инвестиционного форума в Сочи губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

«В перспективе планируется построить контейнерный и нефтяной терминалы», – сказала глава региона, не назвав сроков реализации проектов.

Это позволит нарастить объемы перевалки грузов через Мурманский порт. При этом за последние годы объем перевалки уже вырос вдвое – с 30 млн до 60 млн тонн в год. Как отметила губернатор, этому способствуют преимущества Кольского залива – незамерзающего и глубоководного.

Создание Мурманского транспортного узла, начатое несколько лет назад, предусматривает организацию круглогодично действующего глубоководного морского центра по переработке наливных и навалочных грузов, крупнотоннажных контейнеров, строительных грузов и грузов снабжения арктических месторождений и промышленных центров, расположенных вдоль трассы Севморпути.

В рамках проекта на западном берегу Кольского залива уже создается угольный терминал «Лавна», рассчитанный на перевалку до 18 млн тонн угля, а также терминал по перевалке удобрений. «Эти два проекта уже существуют, определены объемы и источники финансирования», – отметила Ковтун. Также есть решение о строительстве в губе Ура терминала по перевалке сжиженного газа «Новатэка».

ГТЛК и ЧБТР договорились о сотрудничестве в создании комплекса перегрузки угля

Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) предоставит Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) кредит в сумме до $69 млн для финансирования строительства комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск. Соответствующее соглашение было подписано в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи. Свои подписи под документом в присутствии председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева поставили президент ЧБТР Дмитрий Панкин и генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин.

Кредит, предоставленный ЧБТР, является крупнейшим для банка в части финансирования развития инфраструктуры России.

Проект строительства комплекса перегрузки угля «Лавна» включен в госпрограмму «Развитие транспортной системы России», «Стратегию развития железнодорожного транспорта», «Транспортную стратегию РФ» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры».

«Лавна» будет первой в России портовой концессией. Реализация проекта внесет существенный вклад в развитие экспортной транспортной инфраструктуры, повысит эффективность транспортировки угля и усилит транзитный потенциал России в регионе.

Первую очередь терминала мощностью 9 млн тонн планируется запустить в декабре 2020 года, вторую – в декабре 2021 года. Рассматривается возможность строительства к 2023 году третьей очереди мощностью также 9 млн тонн, а также терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 6 млн тонн в год.

Проект предусматривает применение специализированной технологии, позволяющей минимизировать воздействие на окружающую среду.

При подписании кредитного соглашения президент ЧБТР Дмитрий Панкин отметил, что «наше сотрудничество с ГТЛК отражает приверженность банка целям поддержки развития современной устойчивой транспортной инфраструктуры в России. Как международный банк развития ЧБТР стремится существенно повысить свою стратегическую роль в продвижении инфраструктурных инвестиций, придающих важный импульс развитию и занятости во многих секторах экономики и способствующих росту региональной торговли и сотрудничества».

«Проект «Лавна» получает все большую поддержку со стороны инвестиционного банковского сообщества. Заключение кредитного договора с ЧБТР позволит нам продолжить активную работу по строительству комплекса. Важно отметить, реализация проекта обеспечит создание новых рабочих мест в этом удаленном регионе России. На стройке комплекса уже занято более тысячи человек, и столько же рабочих мест будет создано при запуске терминала», – прокомментировал заключение соглашения генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин.

Совет директоров ГТЛК одобрил сделку по привлечению инвесторов в порт Лавна

Совет директоров Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) под председательством вице-премьера Максима Акимова одобрил сделку по новой схеме развития порта Лавна, которая предполагает, что в капитал ООО «Морской торговый порт Лавна» войдут новые инвесторы.

В настоящее время порт принадлежит на 95% ГТЛК и на 5% совладельцу УГМК и «Кузбассразрезугля» Андрею Бокареву. По данным газеты, в результате сделки крупнейшими акционерами Лавны с долями по 30% станут «Бизнесглобус», действующий в интересах Андрея Бокарева, и «Центр развития портовой инфраструктуры», который, по информации источников, связан со структурами Бориса и Аркадия Ротенбергов. Кроме того, 25% в активе получит «СДС-Уголь» Михаила Федяева и Владимира Гридина и еще 10% – «РЖД-Инфраструктурные проекты» (подконтрольна РЖД). У ГТЛК останется 5%. В рамках этой сделки порт Лавна был целиком оценен в 1,2 млрд руб.

Участники сделки и Минтранс РФ не стали комментировать данную информацию. В ФАС сообщили, что туда ходатайства о приобретении долей в проекте еще не поступали.

По информации газеты, сделка одобрена при условии, что новые инвесторы дадут юридически обязывающие гарантии загрузки порта. Кроме того, должен быть подписан документ, предусматривающий механизм восстановления контроля в порту в пользу ГТЛК, «если что-то пойдет не так».

Газпромбанк и ГТЛК профинансируют новую инфраструктуру морского порта Мурманск

Газпромбанк и ГТЛК в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи подписали соглашение о сотрудничестве с целью реализации проекта создания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта Мурманск.

Свои подписи под документом в присутствии заместителя председателя Правительства РФ Максима Акимова поставили заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус и генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин.

В рамках подписанного соглашения Газпромбанк намерен в том числе оказать содействие ГТЛК в разработке финансовой структуры проекта и выступить в качестве кредитора. Со своей стороны, ГТЛК планирует организовать привлечение финансирования в рамках реализации этого проекта.

«Строительство морского порта Лавна в Мурманске является важным этапом комплексного развития транспортной инфраструктуры России. Уверен, что богатый опыт и экспертиза Газпромбанка в области финансирования подобных крупномасштабных проектов будет способствовать его скорейшей реализации», – прокомментировал заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус.

«Мы рады, что наш стратегический партнер, Газпромбанк, примет активное участие в финансировании строительства «Лавны». Реализация проекта внесет существенный вклад в развитие экспортной транспортной инфраструктуры, повысит эффективность транспортировки угля и усилит транзитный потенциал России в регионе», – отметил генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин.

Морские вести России №4 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика