Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы - Морские вести России

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

28.02.2019

Морские порты

14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Примечательно, что в этот день 30 лет назад в Санкт-Петербурге (на тот момент Ленинград) состоялась Учредительная конференция АСОП, на которой руководители крупнейших морских портов бывшего СССР приняли решение о создании одного из первых в стране профессиональных отраслевых объединений для решения насущных производственных вопросов торговых портов.

От имени Минтранса с юбилейной датой портовиков поздравили директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Юрий Костин и заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Сарицкий. Они отметили особую роль сотрудничества Минтранса и АСОП для дальнейшего развития инфраструктуры морских портов РФ и отечественного портового бизнеса в интересах обеспечения внешней торговли страны.

Владимир Михайлов

Главные успехи и направления работы АСОП

Поздравляя участников заседания с юбилейной датой АСОП – 30-летием Учредительной конференции, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин отметил, что 2018 год в очередной раз станет рекордным для российских портовиков – общий грузооборот морских портов, по предварительным данным, впервые превысит 800 млн тонн грузов, что почти в два раза больше грузооборота всех морских портов СССР в 1988 году.

Портовая отрасль динамично развивается: растут инвестиции, строятся новые терминалы, вводится в строй новая техника и оборудование. Успехи портовиков регулярно отмечает руководство страны, считая портовую отрасль одной из успешных, важнейшим элементом масштабных преобразований и национальных проектов. Так же динамично развивается и Ассоциация.

Ю.Костин особо отметил плодотворное совместное сотрудничество Минтранса и АСОП в сфере нормативно-правового регулирования и законотворчества, в решении тех насущных вопросов, проблем и задач, которые «нам постоянно подбрасывает жизнь» и которые «нам удается успешно решать» благодаря большому практическому опыту и постоянному стремлению к совершенству специалистов АСОП. Свидетельство тому – ежегодный рост мощностей морских портов и увеличение их грузооборота.

Так же с успехов работы портовой отрасли в 2018 году начал свое выступление исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. За 11 месяцев грузооборот морских портов увеличился более чем на 4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил почти 750 млн тонн.

При этом перевалка сухих грузов выросла до 358 млн тонн (+5%), в их числе уголь – 150 млн тонн (+5%), зерно – 52 млн тонн (+21%), контейнерные грузы – 50 млн тонн (+11%), черные металлы – 30 млн тонн (+7%), минеральные удобрения – 16 млн тонн (+1%), лесные грузы – 5 млн тонн (+6%).

По наливным грузам прирост составил 3%, общий объем грузооборота – практически 390 млн тонн, в том числе перевалка сырой нефти осталась на уровне прошлого года, нефтепродуктов – 133 млн тонн (+4%), сжиженного газа – 21 млн тонн (+60%).

Как обычно, основной объем грузооборота составил экспорт – около 571 млн тонн (+3%), грузооборот импортных грузов незначительный – 34 млн тонн (+4%), транзитных грузов – 57 млн тонн (+10%).

По бассейнам наибольший рост грузопотока отмечен в Арктическом бассейне – до 85 млн тонн (+25%), в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах грузооборот остался на прежнем уровне и составил, соответственно, 225 млн и 250 млн тонн, в Каспийском бассейне было перегружено чуть больше 4 млн тонн (+26%), рост произошел в основном за счет перевалки нефтеналивных грузов в морском порту Махачкала. В Дальневосточном бассейне объем грузооборота вырос до 184 млн тонн (+5%).

Далее С.Жусупов предложил заслушать доклады председателей комитетов АСОП за отчетный период по главным направлениям деятельности Ассоциации и остановиться на ряде вопросов, которые стали в определенной степени вызовом портовикам, требуют безотлагательного обсуждения и принятия по ним согласованных решений Совета директоров.

В частности, к актуальным он отнес вопросы прекращения ценового регулирования услуг по перевалке и хранению грузов в морских портах и исключения операторов морских терминалов из Реестра субъектов естественных монополий; принятия решения о внесении изменений в законопроект об акционировании и особенностях приватизации ФГУП «Росморпорт»; изменения нормативов проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, а также технологий производства работ, особенно связанных с перевалкой угля.

На всех правительственных площадках…

Объектами пристального внимания Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП, по словам его руководителя Дмитрия Морозова, в отчетном периоде стали «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» и «Долгосрочная программа развития ФГУП «Росморпорт» на 2017-2025 годы».

Как отметил председатель комитета Комплексный план, который появился 1 октября текущего года, пока слабо коррелируется с более ранними документами стратегического планирования, предусматривающими развития портовой инфраструктуры. В том числе, с утвержденными Правительственной комиссией по транспорту «Дорожными картами» по развитию портов в Северо-Западном, Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах, а также с Долгосрочной программой развития ФГУП «Росморпорт».

«Комитет продолжит работу на экспертных и совещательных площадках при обсуждении правительственных документов планирования в развитие и раскрытие Комплексного плана для продвижения отраслевых профессиональных подходов, заложенных в Долгосрочной программе развития ФГУП «Росморпорт» и других отраслевых документах, для защиты интересов участников отрасли», – резюмировал Д.Морозов.

В текущем году Комитет участвовал в обсуждениях проблем отрасли на самых разных экспертных площадках – Совет потребителей ФГУП Росморпорт при Правительственной комиссии по транспорту, Аналитический центр при Правительстве РФ, Минэкономразвития, Комитет по транспорту и строительству Госдумы и другие. В частности, на площадке Минэкономразвития в рабочей группе при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции шла работа по повышению места России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В опубликованном в ноябре рейтинге Россия поднялась на 4 позиции и заняла 31 место.

Однако по направлению «Международная торговля» (направление, традиционно связываемое с деятельностью морских портов) позиция России улучшилась не сильно – с 100 до 99 места. По мнению председателя Комитета АСОП, это может послужить основанием к повышенному негативному вниманию со стороны органов, осуществляющих государственную политику в экономике, появлению новых регуляторных инициатив, в том числе со стороны ФАС России, включая применение к стивидорным компаниям инвестиционного сбора, повышения для них тарифов за аренду федерального имущества и т.п.

«Мы продолжим диалог на площадке рабочей группы Минэкономразвития по улучшению рейтинга Doing Business и постараемся изменить мнение и министерства, и курирующей Правительственной комиссии, минимизировать риски для стивидоров», – подчеркнул Д.Морозов.

Еще одно из важных направлений, которое затронул председатель Комитета, – продолжение работы по совершенствованию законодательства о «Свободном порте Владивосток». По данному вопросу на площадке Минвостокразвития достигнута договоренность о необходимости разрешения проблемы дискриминации действующих стивидоров по отношению к новым юридическим лицам в возможности использования льгот, предусмотренных Законом о свободном порте Владивосток. Во исполнение этих договоренностей Минвостокразвития в ноябре выступило с законодательной инициативой, предусматривающей распространение таких льгот на действующих стивидоров в обмен на использование ими наилучших доступных технологий с целью выполнения экологических требований.

«Законопроект был разослан нами всем членам Ассоциации. Сейчас мы собираем мнения стивидоров, и продолжим работу в этом направлении», – сказал в заключение председатель Комитета.

Бег по кругу

О проблемных вопросах регулирования тарифов в портовой отрасли и попытках их разрешить рассказал председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко.

Большая работа по дерегулированию тарифов на стивидорные услуги и подготовке к исключению операторов морских терминалов из Реестра субъектов естественных монополий, которая была проведена в последние годы на государственном уровне при участии АСОП и сопровождалась принятием соответствующих законодательных актов, до настоящего времени не завершена, ситуация практически вернулась к своему исходному положению.

Еще в октябре 2012 года заместителем председателя Правительства РФ было принято решение о прекращении ценового регулирования деятельности по оказанию услуг в морских портах. В развитие этой темы были приняты приказы Федеральной службы по тарифам (ФСТ), действующие и сегодня; распоряжением Правительства РФ был утвержден План мероприятий по развитию конкуренции в морских портах – из этого плана выполнено все, кроме п.10 «Внесение изменений в постановление Правительства РФ №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»; в начале 2018 года РСПП в рамках поручения Правительства был проведен анализ рынка стивидорных услуг: выводы однозначны – конкурентный рынок существует.

С точки зрения внесения изменений в постановление №293 позиция ФАС изменилась – предполагается отмену госрегулирования в морских портах связать с введением инвестиционного сбора со стивидоров, который будет определяться ФАС в зависимости от результатов их работы.

«По нашему мнению, инвестиционный сбор никакого отношения к хозяйственной деятельности операторов морских терминалов не имеет и не может устанавливаться, поскольку это и есть прямое государственное регулирование и влияние на результаты деятельности хозяйствующих субъектов, – подчеркнул А.Алексеенко.

К этому председатель Комитета АСОП добавил, что антимонопольным ведомством подготовлен и утвержден на правительственном уровне еще один документ – «План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы», – там тоже есть пункты, касающиеся морских портов: это опять проведение анализа конкурентной среды, опять обсуждение этого вопроса и т.д. и т.п.

Еще один болезненный вопрос для операторов морских терминалов связан с реализацией требований Закона о транспортной безопасности, в частности, с сертификацией технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также с несогласованностью нормативных документов, регламентирующих пропуск в зону транспортной безопасности и пропуск в зону пункта пропуска через государственную границу, где свои требования.

«Комитет длительное время работал над тем, чтобы по крайней мере минимизировать различие в требованиях, но до сего времени вопрос не сдвинулся с мертвой точки. И в прошлом, и в этом году обсуждался проект Приказа о режиме пункта пропуска через госграницу, который подготовил Минтранс, но в очередной раз движение документа затормозилось», – констатировал А.Алексеенко.

Экологические нормативы и подготовка специалистов

Комитетом по экологии и охране окружающей среды АСОП за год с момента его создания было проведено 6 заседаний, часть из них выездные в порт Находка по вопросам соблюдения экологического законодательства при перегрузке угля, рассмотрено 27 проектов нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в области экологических и природоохранных мероприятий, в которые было внесено 159 предложений и поправок со стороны Ассоциации. Комитет принял участие в 13 специализированных экологических мероприятиях, таких как «Экотранс», «Дни Арктики», «Чистая вода» и другие, на которых рассматривалась возможность взаимодействия портовиков и их смежников по вопросам экологии. Об этом рассказал председатель Комитета Дмитрий Тарасов.

Более подробно он остановился на главных направлениях деятельности Комитета. Так, в рамках работы с угольной темой была начата работа по созданию Справочника наилучших доступных технологий (НДТ) по перегрузке угля, который Минприроды и Минтрансом рассматривается в качестве пилотного проекта по регулированию борьбы с пылением в морских портах. В 2019 году она должна быть завершена. Ассоциация надеется, что выпуск Справочника позволит снизить напряженность, которая ведет к ограничению работы портов, добиться положительных результатов в области охраны окружающей среды и организовать нормальную работу угольных терминалов.

«В октябре текущего года Комитетом был проведен семинар для портовых специалистов по экологии на базе ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова, там родилась идея, чтобы на базе ведущего отраслевого ВУЗа организовать систему дополнительной профессиональной подготовки, повышения квалификации в области экологии», – сказал председатель Комитета и добавил, что на сегодня это очень важный момент.

Также Комитет предложил дополнить работу Ассоциации по ежегодному определению лучшей стивидорной компании номинацией «Лучшее предприятие в области экологии» с целью «поднять этот вопрос на поверхность и показать, что портовики находятся в первых рядах борьбы за лучшее экологическое будущее».

Особое внимание Совета директоров председатель Комитета обратил на повышение уровня ответственности за нарушение экологического законодательства.

Результаты законодательной деятельности

Выступивший на заседании совета директоров АСОП директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Юрий Костин подвел итоги совместной деятельности Минтранса и АСОП, направленной на совершенствование нормативно-правового регулирования и устранение законодательных пробелов, которая была проделана в 2018 году.

Прежде всего он отметил, что во всех морских портах РФ изданы приказы Минтранса об Обязательных постановлениях в морском порту, далее будут только точечные изменения, которые позволят на основании правоприменительной практики урегулировать все возникающие спорные моменты.

По развитию портовой инфраструктуры: ее развитие в Азово-Черноморском бассейне идет в рамках реализации соответствующей «дорожной карты», принятой в декабре 2017 года. В марте 2018 года были приняты «дорожные карты» по развитию портовой инфраструктуры Балтийского бассейна и Западной Арктики и Дальневосточного бассейна и Восточной Арктики.

В области законодательства: в конце 2017 года был принят Федеральный закон о внесении изменений в Закон о морских портах, работа по подготовке и согласованию которого велась более 6 лет. С 1 ноября 2017 года закон вступил в силу, и в рамках этого закона уже приняты и в ближайшее время планируются к принятию ряд нормативно-правовых актов.

В целях упорядочения взаимоотношений операторов морских терминалов и железнодорожных перевозчиков принятым законом предусмотрено утверждение типовой формы договора об организации работ по обеспечению перевалки грузов в морском порту. В Типовой договор предполагается включить положение, определяющее порядок планирования грузовых операций и финансовую отчетность сторон. Минтрансу это позволит решить имеющиеся проблемы по синхронизации работы операторов морских терминалов и железнодорожных перевозчиков, в том числе по погрузке/выгрузке грузов, а также подаче/уборке вагонов в морских портах и на подходах к ним. При участии АСОП, ОАО «РЖД», Минтранса и Росморречфлота в настоящее время завершается разработка проекта Типового договора.

Как отметил Ю.Костин, законом также вводится новый инвестиционный портовый сбор, который введен во исполнение поручения председателя Правительства РФ о подготовке предложений по формированию дополнительных источников инвестиций в портовую инфраструктуру.

В настоящее время указанный проект Порядка разработан Минтрансом, 18 октября он внесен в правительство, где сейчас находится на доработке.

Кроме того, по словам руководителя департамента, в октябре 2018 года в правительство внесены проекты Порядка подготовки и принятия решений о создании морского порта и Порядка установления или изменения границ территории морского порта. Оба приказа Минтранса в настоящий момент также дорабатываются.

Далее Ю.Костин рассказал о разрабатываемых законопроектах, касающихся портовой деятельности. Среди них проекты федеральных законов «О свободных портах РФ», «О государственной границе», «О внесении изменений в Налоговый кодекс» (о налоговых компенсациях за строительство пунктов пропуска). Последний законопроект, по словам главы департамента, идет достаточно тяжело. В ходе его проработки была выявлена необходимость внесения изменений в закон о госгранице, направленных на урегулирование правовых отношений по осуществлению безвозмездной передачи в собственность РФ имущества уже функционирующих пунктов пропуска, которые были созданы за счет средств внебюджетных источников. На данный момент законопроект доработан по замечаниям Государственно-правового управления Президента РФ и направлен в правительство.

В части перевалки угля в морских портах: Президентом РФ было поручено внести в законодательство изменения в части установления обязанностей применения современных технологий перевалки, а также требований к оборудованию терминалов, используемых для перевалки пылящих навалочных грузов, – продолжил Ю.Костин.

«Хотел бы отметить, что и департамент, и Росморречфлот также находятся на острие этой проблемы, и на различных уровнях мы постоянно докладываем о проделанной работе. Безусловно, все меры, которые были перечислены, крайне важно в установленные сроки реализовать для того, чтобы не было каких-то дополнительных запретительных мер», – добавил глава департамента Минтранса.

Морские порты №10 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ