О выборе профессии не пожалел ни разу - Морские вести России

О выборе профессии не пожалел ни разу

11.10.2022

О выборе профессии не пожалел ни разу

Пройдя путь от четвертого помощника до капитана на судах Мурманского морского пароходства, Василий Кириллович Дмитров в 1992 году возглавил фирму «Каргофлот», одно из дочерних предприятий «Совкомфлота», затем был руководителем оперативного департамента и первым заместителем управляющего директора компании «Юником», а с февраля 2007 года – заместителем генерального директора ОАО «Совкомфлот».

О выборе профессии, работе на Севере и в группе компаний «Совкомфлот», роли случайностей в карьере, преимуществах «Совкомфлота» и современном состоянии компании Василий Дмитров рассказал в интервью журналу «Морской флот».

«МФ»: Василий Кириллович, Вы родились и выросли в «сухопутном» регионе – Псковской области. Как получилось, что выбрали профессию, связанную с морем, и почему именно судовождение?

– Когда учился в седьмом классе, школу навестил моряк из Дальневосточного морского пароходства и буквально заразил нас морем! Он был в форме, брюки клеш, тельняшка, а как рассказывал о морских путешествиях, заходах в порты Индии и Японии! Мы с одноклассником зажглись так, что решили поступать в мореходку. Мама категорически не одобрила такой выбор – она желала для меня «серьезной» профессии врача или учителя, тогда как моряки, по ее мнению, вели слишком веселый образ жизни. Помню, чтобы уехать учиться в Ленинград, даже пришлось одолжить денег у моей учительницы…

Что касается выбора судовождения, то это отделение в Ленинградском мореходном училище мне порекомендовали из-за относительно небольшого конкурса. Интересно, что впоследствии конкурс здесь резко вырос, тогда как подготовка эксплуатационников и радистов стала, наоборот, менее популярной.

«МФ»: В 1968 году Вы пришли работать в Мурманское морское пароходство. Вы попали туда по распределению?

– Этот выбор был определен раньше – в период годичной практики, которую проходил на судах пароходства. Капитан, который руководил практикой, рекомендовал его из-за хороших условий работы и коллектива.

Правда, в то время флот практически не пополнялся, что обуславливало проблемы с продвижением. Так, упомянутый капитан, окончив Высшее арктическое морское училище (ВАМУ) и будучи блестящим специалистом, в течение десяти лет работал там старпомом.

«МФ»: Тем не менее в 1968-1983 годах на судах пароходства Вы прошли путь от четвертого помощника до капитана. Какими были мурманчане при взгляде изнутри, на каких судах приходилось работать?

В. Дмитров: Мурманское пароходство было, в моем понимании, великолепным, особенно в части отношения к капитанам. Капитан мог зайти к начальнику пароходства без предварительной записи в любое время, что было да и остается вообще-то большой редкостью на флоте.

Первым судном был дизель-электроход «Обь», на котором проработал пять лет, был четвертым, третьим и вторым помощником. Судно совершало уникальные антарктические экспедиции под руководством Героя СССР, заслуженного полярника Артура Николаевича Чилингарова (впоследствии председателя совета директоров «Совкомфлота»), а старшим помощником капитана был известный полярник Сергей Иванович Волков. Один из маршрутов начинался в Калининграде, далее мы шли на антарктические станции в Мирное или Молодежное, куда привозили стройматериалы, генгрузы и даже самолеты, а для пополнения запасов заворачивали в Австралию или Новую Зеландию. С нашего борта доставлялось все необходимое для строительства станции Русская в Антарктиде.

Потом я работал на судне «Ангаргэс» – дизель-электроходе усиленного ледового класса дедвейтом 7250 тонн, предназначенном для перевозки генеральных грузов. Мы ходили по Арктике, снабжая арктические станции от Диксона до Северной Земли, также работали на Канадской линии: выходили из Мурманска, заходили в порты Западной Европы – Гамбург, Роттердам, Антверпен. Из них шли в Северную Америку к Великим озерам, заходили в них и по контейнерной линии ArcticLine доставляли генгрузы в Кливленд, Монреаль, Чикаго, Милуоки. Проходили все пятнадцать шлюзов по реке Святого Лаврентия. Конечной точкой маршрута был район Бернс-Харбор Чикаго, где производилась обратная загрузка судна.

«МФ»: С позиции сегодняшнего дня такой маршрут выглядит фантастически. Как вас встречали американцы, не было ли проблем во взаимоотношениях?

– Проблем не было, но мы постоянно ощущали интерес с их стороны, который проявлялся по-разному. Бывало, что, увидев судно под флагом СССР, американцы пытались забросить нам газеты и журналы. Помню, как будучи в увольнении в Милуоки, мы зашли в бар, где была встреча участников полярных конвоев. Там-то мы и узнали, что такое настоящее американское гостеприимство. До сих пор жалко, что по правилам мы не могли им насладиться в полной мере.

Доставка партии норильского никеля нашим судном в Буффало широко освещалась в прессе, нас очень хорошо встречали, даже устроили экскурсию на Ниагарский водопад. В целом во всех американских портах был очень радушный прием.

Иной раз в США и Австралии встречали соотечественников-эмигрантов, которые просили устроить экскурсию на судно, рассказать, как устроен у нас быт. Некоторые из них даже плакали, предаваясь ностальгическим воспоминаниям…

«МФ»: Пожалели ли Вы хоть раз о выборе профессии и специальности?

– Ни разу! Если бы пришлось выбирать еще раз, начал бы все сначала. В какой-то момент пришло осознание, что полученное образование и приобретенный опыт высоко ценятся на мировом уровне, ведь выпускники Ленинградского высшего инженерно-морского училища им. адмирала С.О. Макарова работают на судах многих иностранных компаний и считаются специалистами своего дела.

«МФ»: Какой эпизод за период вашей работы на судах ММП Вы вспоминаете как самый яркий?

– Пожалуй, такой эпизод связан со съемками фильма «Красная палатка», которые проходили на борту судна в августе 1968 года. В составе съемочной группы были артисты Юрий Соломин, Юрий Визбор, Никита Михалков. Кстати, с Никитой Сергеевичем я жил в одной каюте и знакомство с ним оставило самые приятные впечатления.

Параллельно со съемками фильма происходила доставка груза, и некоторые участники съемочной группы с удовольствием принимали участие в погрузочно-разгрузочных работах. При этом находились в заливе Де-Лонга, где постоянно наблюдали около полутора десятка белых медведей, одного из которых подкармливали, а он буквально не отходил от борта судна, чем очень досаждал съемочной группе и особенно киносъемкам.

«МФ»: В 1982 году, после долгих лет работы на флоте Вы поступили во Всесоюзную академию внешней торговли по специальности «экономист-международник», которую окончили с отличием в 1986 году. Что подвигло Вас вновь пойти учиться и зачем?

– Как нередко бывает, свою роль сыграл элемент случайности. В то время работал капитаном на судне «Адмирал Ушаков» (судно ледового класса постройки ГДР 1979 года, одно из трех судов серии «Полководцы», куда также входили «Дмитрий Донской» и «Дмитрий Пожарский». – Прим. ред.). В марте 1982 года в Ленинградском порту была встреча с одним из руководителей центрального аппарата Минморфлота Кудрявиным Иваном Николаевичем. Он поинтересовался, сколько работаю и не хотел бы поучиться, на что ответил, конечно, положительно. Он рассказал мне о Всесоюзной академии, и на этом разговор закончился. И вдруг, спустя не так уж много времени, в 1982 году получаю радиограмму для подачи документов в вуз.

«МФ»: В 1986-1991 годах Вы представляли интересы советских морских пароходств в Арабской Республике Египет. Какие именно вопросы находились в Вашем ведении?

– Работая в Порт-Саиде, был представителем всех семнадцати морских пароходств СССР, также курировал проход советских судов через Суэцкий канал. Масштабы были значительными – каждый день по каналу проходило семь-десять судов под флагом СССР, а в год порядка 900 судов одного только Черноморского морского пароходства.

«МФ»: После работы в Египте Вы возглавили фирму «Каргофлот» АО «Совкомфлот». Вновь помог случай?

– Можно сказать и так. Однажды по окончании командировки вернулся в «Совфрахт» – в то время крупную госструктуру, курирующую организацию, – и на лестничной площадке встретил Вадима Дмитриевича Корнилова, который после работы в управлении внешних связей Минморфлота стал председателем правления АО «Совкомфлот». Он рассказал, что им нужны специалисты, и предложил перейти работать в компанию, что я с удовольствием и сделал.

«МФ»: Каким тогда был «Совкомфлот» в Ваших глазах, что представляла собой компания изнутри и какие обязанности были на Вас возложены?

– Это был очень дружный коллектив единомышленников, они сильно отличались от других пароходств, в том числе и стилем руководства компанией: с Вадимом Дмитриевичем можно было решать любую проблему в любое время.

В то время происходил процесс формирования системы технического и коммерческого менеджмента «Совкомфлота». В ведении «Каргофлота» был контроль работы офисов, расположенных в том числе на Кипре, в Женеве и Глазго, которые управляли флотом. Соответственно, в наши обязанности входил контроль фрахта, анализ работы менеджеров. Через некоторое время с должности директора «Каргофлота» Вадим Дмитриевич рекомендовал меня на Кипр, что было связано с переводом флота под менеджмент кипрского офиса, выходом швейцарской компании Acomarit Services из управления «Юникома» и ее превращением в 100% компанию «Совкомфлота».

«МФ»: Возникали ли какие-либо сложности при переходе компании под полный контроль «Совкомфлота»?

– Сложности были связаны с опасением, что швейцарская компания может отказаться продавать свою долю и наложить вето на все инструкции и руководства, созданные не без нашего участия. К счастью, эти опасения не оправдались, нам удалось сохранить все инструкции и руководства, а также кадры. Руководство «Совкомфлота» смогло мягко решить эту проблему и перевести весь менеджмент швейцарской компании под свою юрисдикцию.

«МФ»: Почему «Совкомфлот» был столь привлекательным для специалистов из других пароходств? Была ли главным фактором высокая зарплата?

– Безусловно, высокая зарплата играла свою роль, но к этому добавлялись хорошие условия работы. Кроме того, люди понимали, что хоть они и работают под иностранным флагом, но работают на Россию. В то время работа круинговых офисов, которые осуществляли набор экипажа, показывала, что в «Совкомфлот» стремятся идти работать специалисты из других пароходств, и у нас была возможность выбирать лучших из лучших. И наша задача состояла в том, чтобы перенять все хорошее, что было у западных компаний, и создать на этой базе свою менеджерскую компанию, что, собственно, и произошло.

«МФ»: В свое время, выбирая между сухогрузным и танкерным флотом, «Совкомфлот» сделал ставку на последний. Было ли это решение единственно верным?

– Это решение было принято в период, когда комбинировать разные типы судов в пределах одной компании стало невозможно. Наблюдался рост спроса на крупные контейнеровозы, в связи с чем надо было завоевывать контейнерные линии, а это означало большие капиталовложения. Время показало, что принятое тогда решение спасло компанию от банкротства и помогло ей крепко встать на ноги.

«МФ»: Говоря о Вадиме Дмитриевиче Корнилове, нельзя не вспомнить другого яркого руководителя «Совкомфлота» – Сергея Оттовича Франка. Как Вы с ним познакомились?

– Знакомство с ним случилось, когда он стал заместителем руководителя по экономике Дальневосточного морского пароходства, куда я был направлен в командировку, чтобы получить документацию и решить вопрос о передаче судов под управление «Юникома».

В 2004 году, когда Сергей Оттович пришел работать в «Совкомфлот», компания заиграла новыми красками. Был сделан упор на развитие газового флота и арктические перевозки, начались работы по подготовке кадров для эксплуатации танкерного флота, с чем компания справилась более чем успешно. Также в период руководства С.О. Франка «Совкомфлот» получил международное признание, стал компанией, с которой считались и которую уважали на мировом уровне.

«МФ»: Кого еще, с кем довелось работать, Вы хотели бы особо отметить?

– Безусловно, из СКФ – Медникова Владимира Александровича, Презанти Александра Григорьевича. Из Мурманского периода – Лопатина Ивана Павловича, который возглавлял службу безопасности мореплавания и с которым мы тесно работали в Арктике. Также Хлебникова Бориса Константиновича – капитана-наставника, у которого почерпнул много умений работать с людьми, узнал, как правильно ставить задачи и контролировать их выполнение.

«МФ»: Компания «Совкомфлот» много лет была успешной, остается она такой и сегодня. Как Вы считаете, главная причина успеха – государственная принадлежность или человеческий фактор?

– Думаю, в равной степени сыграли и продолжают играть роль оба фактора – то, что компания была государственной, и то, что во главе стояли мудрые люди, которые сумели не только сохранить, но и приумножить все лучшее. Немаловажную роль сыграла современная подготовка и переподготовка кадров, а также высокая оценка капитанов ледового класса, которых, по словам С.О. Франка, сейчас «меньше, чем космонавтов». Он придал новый импульс развитию компании, наладил работу с иностранными фрахтователями, и развитие в этом направлении сегодня активно продолжалось бы, если бы не санкции…

«МФ»: Но санкции, к сожалению, стали неотъемлемой частью реальности. Как Вы оцениваете нынешнее состояние «Совкомфлота» и его перспективы в новых политических и экономических реалиях?

– Сегодня ситуация пока обернулась не в пользу «Совкомфлота», но уверен, что компания найдет способ «наполнить паруса ветром». Считаю, что нужно создавать и развивать российские страховые компании, чтобы не зависеть от иностранных страховщиков. И, конечно, продолжать работать с учетом новых условий, применять новые методики работы.

Из биографии:

Василий Кириллович Дмитров родился в 1948 году в с. Усадище Псковской области.

В 1968 году окончил судоводительское отделение Ленинградского мореходного училища. В 1975 году – судоводительский факультет Ленинградского высшего инженерно-морского училища им. адмирала С.О. Макарова.

В 1986 году с отличием окончил Всесоюзную академию внешней торговли по специальности «экономист-международник».

1968–1983 гг. – прошел путь от четвертого помощника до капитана на судах Мурманского морского пароходства.

1986–1991 гг. – представлял интересы морских пароходств в Арабской Республике Египет.

1992–1994 гг. – возглавлял фирму «Каргофлот» «Совкомфлота».

1994–2007 гг. – руководитель оперативного департамента, первый заместитель управляющего директора компании «Юником», Республика Кипр.

С февраля 2007 года – заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот».

Морской флот №4 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ