Бурное развитие угольных терминалов - Морские вести России

Бурное развитие угольных терминалов

13.06.2022

Бурное развитие угольных терминалов

В 2021 году грузооборот портов АМП Охотского моря и Татарского пролива увеличился на 0,8%, до 49,7 млн тонн. Несмотря на сокращение перевалки отдельными портами, грузооборот остался практически на уровне предыдущего года за счет порта Ванино, перевалившего 35,3 млн тонн (+5,5%). Увеличение произошло за счет набирающего обороты терминала АО «ВаниноТрансУголь». Учитывая перспективы строительства новых грузовых комплексов и наращивание мощностей действующих морских терминалов, в 2024 году планируется увеличение грузооборота Ванино до 60 млн тонн.

В условиях интенсивного развития портовой инфраструктуры особой заботой АМП, вместе с обеспечением безопасности мореплавания, становится обеспечение экологической безопасности. Об этом, а также об итогах работы портов в прошедшем году в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Николай Татаринов.

«МП»: Николай Петрович, как отработали порты АМП в 2021 году? Каковы показатели грузооборота и судозаходов в сравнении с предыдущим годом, какие грузопотоки выросли, а какие уменьшились в объемах?

– Всего за 2021 год через морские порты Хабаровского края и Магаданской области перевезено 49,7 млн тонн грузов, это почти на уровне 2020 года, тогда грузооборот составил 49,3 млн тонн. Наряду со снижением перевалки грузов в порту Де-Кастри на 1,4 млн тонн (-10,5%), в порту Ванино произошло увеличение на 1,8 млн тонн (+5,5%). Грузооборот увеличился также в порту Магадан на 91 тыс. тонн (+5,3%), в Охотске – более чем в два раза, до 257,3 тыс. тонн. Значительное снижение грузооборота произош-ло в Советской Гавани – на 38% и в Николаевске-на-Амуре – на 45%.

По номенклатуре грузов в портах АМП наибольшую долю занимает уголь – 62%, нефть и нефтепродукты – 29%, руда (глинозем) – 2%, прочие – 7%. Отрадно отметить, что с осени 2021 года возобновились контейнерные перевозки через порт Ванино. Всего же перевозка грузов в контейнерах увеличилась на 7,2%. По итогам двух месяцев этого года порт Ванино по перевалке угля занял в отрасли второе место, уступив только Восточному.

Заход флота в порты АМП в прошлом году увеличился на 11,7% и составил 5221 судозаход, а в 2020-м было 4674. Увеличение произошло за счет портов Николаевск-на-Амуре и Охотск, где заходы маломерных судов увеличились почти в два раза. В остальных портах АМП произошло незначительное снижение судозаходов. В Ванино зашло 1640 судов, из них 983 (60%) – каботажного плавания, в заграничном – 657.

Анализ грузооборота портов по видам перевозок показывает рост по экспортному направлению за счет перевалки угля в порту Ванино. Основными странами, куда осуществляется экспорт угля, являются КНР, Респуб-лика Корея, Тайвань и Япония. В 2021 году рост экспорта угля в КНР составил почти 40%, на 15% выросли отправки в Тайвань. Экспорт в Южную Корею и Японию снизился соответственно на 18% и 15%.

«МП»: Каковы перспективы роста грузооборота и развития инфраструктуры портов АМП? Насколько справляется сегодня железная дорога с подвозом грузов в Ванино-Советско-Гаванский транспортный узел и каковы перспективы развития железнодорожных подходов к нему?

– Если смотреть на динамику грузооборота портов Хабаровского края с 2006 года, то мы наблюдаем планомерное ежегодное увеличение. Так, если в 2006 году грузооборот составлял 14,3 млн тонн, в 2015-м – 38,3 млн, то в 2021 году уже около 48 млн тонн.

Львиную долю общего грузооборота составляют объемы перевалки порта Ванино – 68%. В 2021 году грузооборот Ванино вырос на 5,5% к 2020 году и составил 35,3 млн тонн. Увеличение произошло за счет набирающего обороты терминала АО «ВаниноТранс-Уголь».

Учитывая перспективы строительства новых грузовых комплексов, наращивание объемов перевалки действующими терминалами, грузооборот порта Ванино в 2024 году приблизится к 60 млн тонн, что потребует гарантированной готовности ДВЖД к перевозке такого количества грузов.

Однако на сегодняшний день, особенно в летний период, перевозки грузов по железной дороге замедляются, что является сдерживающим фактором работы Ванино-Советско-Гаванского транспортного узла. При рассмотрении вопроса развития этого транспортно-промышленного узла необходимо учитывать и развитие терминалов в порту Советская Гавань.

Кроме того, с учетом увеличения мощности в 2024 году терминала АО «Дальтрансуголь» до 40 млн тонн и терминала АО «ВаниноТрансУголь» до 24 млн тонн, ввода в эксплуатацию в 2025 году терминала по перевалке глинозема ООО «Причал» мощностью 3 млн тонн, проектная мощность порта Ванино к 2026 году может составить 85 млн тонн. А при условии ввода в эксплуатацию в 2027 году терминала НАО «Прайм» по перевалке угля мощностью 16 млн тонн, первой очереди терминала по перевалке угля на мысе Чум мощностью 4,5 млн тонн и планируемого увеличения мощности угольного терминала ООО «Компания Ремсталь» в Советской Гавани до 9 млн тонн, проектная мощность двух портов – Ванино и Советская Гавань – к 2027 году может достичь 114 млн тонн.

В 2021 году провозная способность железной дороги в направлении портов Ванино и Советская Гавань составила почти 36 млн тонн. Несмотря на начавшееся строительство участка железной дороги Комсомольск – Сортировочный – Ванино, согласно паспорту инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.04.2021 г. №1100-р, провозная способность РЖД в этом направлении в 2024 году составит 59 млн тонн. Всего же, после реализации инвестиционного проекта, провозная способность железной дороги в направлении Ванино и Советской Гавани в 2025 году составит 81 млн тонн.

Можно предположить, что мы опять столкнемся с проблемой отсутствия необходимой пропускной способ-ности железной дороги по сравнению с мощностью терминалов на этом направлении.

Рис. Сравнение провозной способности железной дороги в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань с перспективным грузооборотом этих портов

«МП»: В чем особенности текущей зимней навигации, с какими труднос-тями приходится сталкиваться? Как обстоят дела с наличием ледоколов для проводки судов и какие решения принимались по обеспечению ледокольных проводок?

– Особенностью работы ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» является организация ледокольных проводок. Все морские порты у нас замерзающие: два – Охотск и Николаевск-на-Амуре – зимой полностью прекращают навигацию, в остальных зимняя навигация осуществляется с помощью ледоколов.

Организация обеспечения ледокольных проводок осуществляется под руководством Бассейновой комиссии, на заседаниях которой даются рекомендации капитанам портов по установлению режима и обеспечению безопасности мореплавания в условиях ледового плавания. Капитанами морских портов издаются распоряжения о начале периода ледокольных проводок. Так, период ледокольных проводок в Ванино начался с 04.01.2022 г., в Советской Гавани – с 18.12.2021 г., в Де-Кастри – с 20.12.2021 г., в Магадане – с 15.12.2021 г.

Согласно Плану расстановки ледоколов в зимний период 2021-2022 годов в замерзающих портах РФ, порту Ванино выделено два ледокола, один из них – «Новороссийск» – прибыл 11 января 2022 года, второй – «Капитан Хлебников» – 15 марта. В Магадане ледокольные проводки осуществляет ледокол «Москва», прибывший в порт в конце декабря.

В портах Ванино и Магадан приказом ФАС России от 06.06.2016 г. №711 установлен ледокольный сбор, за счет которого осуществляются ледокольные проводки по заявкам компаний. В Советской Гавани ледокольные проводки осуществляются по индивидуальным договорам между владельцами ледокола и транспортного средства на возмездной основе. В Де-Кастри проводки нефтяных танкеров к ВОП осуществляют ТБС «Помор» и «Норманн» на основании договора компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» с ООО «ФЕМКО-Менеджмент».

Говорить о результатах периода ледокольных проводок 2021-2022 годов пока рано. На данный момент ледовую обстановку в портах можно отнести к среднестатистической.

«МП»: Чего Вы ожидаете от предстоящего запрета перевалки грузов на рейде по схеме «борт – борт»? В каких портах АМП имеет место рейдовая перевалка опасных грузов? Как скажется на работе судоходных компаний, портов, филиалов АМП принятие законопроекта о запрете рейдовой перевалки? Как Вы готовитесь к предстоящим нововведениям?

– До принятия федерального закона об этом рано говорить. Законопроект, который сейчас рассматривается, будет устанавливать порядок проведения погрузо-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ, в том числе в границах акватории морского порта. Проведение таких операций допускается только в районах погрузо-разгрузочной деятельности, закрепленных за соответствующим портом. В портах нашего учреждения на данный момент отсутствуют рейдовые перегрузки с судна на судно загрязняющих веществ.

Если же говорить о рейдовой перевалке грузов вообще, то из шести морских портов АМП такие операции в соответствии с Обязательными постановлениями возможны в трех – Советской Гавани, Де-Кастри и Охотске.

В порту Де-Кастри район перевалки с судна на судно используется для перегрузки крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) по проектам строительства Амурского ГПЗ и Амурского ГХК, расположенных в Амурской области. Суда, следующие из иностранных портов, приходят в порт Де-Кастри и производят перегрузку груза на мелкосидящие баржи для дальнейшей транспортировки его через морской порт Николаевск-на-Амуре по реке Амур. Реализация проектов началась в 2018 году. В 2021 году по проекту АГХК доставка КТГ производилась на пяти судах, всего было завезено 11,8 тыс. тонн оборудования и баржа «Томск». Общий вес груза для строительства АГПЗ, завезенного двумя судами, составил 5600 тонн. Доставка КТГ через морской порт Де-Кастри по проектам строительства будет продолжена в 2022 году.

В морском порту Охотск в районах перевалки грузов с судна на судно идет перегрузка: для обеспечения северного завоза – генеральных грузов и угля, для перерабатывающей фабрики АО «Охотская горно-геологическая компания» – руды (с морских судов на суда с меньшей осадкой), также отгружаются морепродукты.

В порту Советская Гавань район перевалки с судна на судно на сегодняшний день используется для перегрузки рыбопродукции.

«МП»: К дальневосточным портам в очередной раз предъявляются претензии в нарушении нормативов перевалки угля. Как обстоят дела в этом отношении в портах АМП, где переваливается уголь? Какие меры или действия предпринимаются для обеспечения нормативов перевалки этого вида груза с целью обеспечения природоохранного законодательства?

– Большая доля перевалки угля приходится на порт Ванино, она составляет 85,8% от общего грузооборота. В другие порты уголь поставляется в основном в рамках северного завоза для обеспечения жизнедеятельности населения и предприятий районов.

Основные стивидорные компании, специализирующиеся на перевалке угля в порту Ванино, – это АО «Порт Ванино», АО «ВаниноТрансУголь», АО «Дальтрансуголь». Последние два предприятия представляют собой современные терминалы, на которых осуществляется постоянный мониторинг окружающей среды и проводятся мероприятия по недопущению нанесения ущерба природе.

Проекты, по которым строились терминалы АО «Дальтрансуголь» и АО «ВаниноТрансУголь», прошли государственную экологическую экспертизу. На этих объектах применяются современные технологии выгрузки вагонов, складирования, погрузки угля на суда. Терминалы оснащены системами пылеподавления, они продолжают работу по минимизации воздействия угольной пыли.

Грейферная выгрузка вагонов и погрузка на суда осуществляется только АО «Порт Ванино».

В заключение считаю важным уточнить, что приведенная статистика по итогам 2021 года и обозначенные планы не учитывают фактора новых экономических реалий, складывающихся с 24.02.2022 г. Адаптация к ним Администрации, субъектов хозяйственной деятельности и отрасли в целом, очевидно, станет основным вызовом, на который всем нам предстоит искать эффективные ответы.

Сомнений в том, что необходимые решения будут сформулированы и реализованы, нет. У нашей страны имеется уникальный опыт экономической мобилизации в трудные периоды истории, и в эти моменты моряки и портовики России никогда ее не подводили.

Морские порты №3 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ