Морской порт Ванино готовится расширить границы - Морские вести России

Морской порт Ванино готовится расширить границы

08.03.2022

Морской порт Ванино готовится расширить границы

Динамичное развитие порта Ванино, появление в нем новых терминалов и морских контейнерных линий заставляют расширять границы порта, в том числе объединяться с расположенным поблизости портом Советская Гавань, увеличивать пропускную способность подходных железнодорожных путей, тщательно готовиться к круглогодичному приему более крупных судов. В таких условиях возрастает необходимость повышения контроля не только безопасности мореплавания, но и экологической безопасности в порту. О работе порта, развитии его инфраструктуры, перспективах грузооборота и обеспечении экологического контроля в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Андрей Шатько.

«МП»: Андрей Владимирович, как отразился на работе порта Ванино дальневосточный транспортный коллапс, связанный с затором контейнерных и других грузов в портах и на железной дороге? Выполнил ли порт план по северному завозу? Какие меры по устранению коллапса приняты по порту?

– Работа морского порта Ванино ориентирована в основном на перевалку экспортных грузов, преимущественно углей различных марок, поэтому проблема с вывозом контейнеров из морских портов Приморья в районы Крайнего Севера Дальневосточного региона обошла нас стороной.

Более того, часть грузопотока импортных и транзитных контейнеров была переадресована в порт Ванино для дальнейшей транспортировки по железной дороге в западные регионы России и в Европу, что способствовало возобновлению перевалки контейнеров.

Работа по вывозу угля и нефтепродуктов в рамках северного завоза из порта идет планомерно, сбоев нет.

«МП»: На какие объемы перевалки грузов вышел порт по итогам 10 месяцев? Как Вы оцениваете перспективы грузооборота порта в 2021 и 2022 годах? Каковы показатели судозаходов, какие наблюдаются тренды в морских перевозках?

– Всего за 10 месяцев 2021 года перевалка грузов через порт составила 30,4 млн тонн, что на 2,3 млн тонн (+8,1%) больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом за год ожидается грузооборот около 37 млн тонн.

Увеличение объема перевалки грузов в этом году обусловлено строительством и вводом в эксплуатацию в конце 2020 года нового угольного терминала АО «ВаниноТрансУголь». Лидером по перевалке грузов в порту остается АО «Дальтрансуголь» с долей 54,4% от общего грузооборота.

В 2022 году, по данным стивидорных компаний, планируется увеличение грузооборота до 48 млн тонн за счет роста мощностей угольных терминалов АО «Дальтрансуголь» на 4 млн тонн и АО «ВаниноТрансУголь» на 6,3 млн тонн.

Исходя из анализа номенклатуры грузов, переработанных в текущем году, наибольшую долю занимает уголь – 86%. На втором месте нефтепродукты – 5,7%, грузы на паромах – 2,6%, руда – 2,5%. В 2022 году планируется увеличение перевалки угля до 43 млн.

Важно отметить, что с осени 2021 года возобновились контейнерные перевозки через порт. Первый за последние 10 лет контейнеровоз разгрузился у причала АО «Порт Ванино» в начале сентября. В последние годы порт в основном специализируется на перевалке угля, хотя в 80-90-е и начале 2000-х годов работали регулярные морские контейнерные линии из Ванино до Магадана, Камчатки и Южной Кореи.

Судозаход за 10 месяцев этого года, так же, как и за аналогичный период прошлого, составил 1382 судна. За последние три года наблюдается снижение заходов судов грузоподъемностью до 60 тыс. тонн и увеличение заходов крупнотоннажных судов для перевозки угля грузоподъемностью свыше 90 тыс. тонн примерно на 20%.

«МП»: Какие инфраструктурные проекты сегодня реализуются в порту? На какие объемы они рассчитаны? По традиции это проекты угольных терминалов или есть другие? Все ли они становятся резидентами ТОР или Свободного порта Владивосток?

– В настоящее время резидент Свободного порта Владивосток – АО «ВаниноТрансУголь» реализует программу развития второго этапа терминала с увеличением мощности до 24 млн тонн в год. Кроме того, существует перспективный проект другой дочерней компании ГК «Колмар» – АО «Прайм» по вводу дополнительных угольных мощностей еще на 16 млн тонн. Таким образом, к 2026 году грузооборот АО «ВаниноТрансУголь» может достичь 40 млн тонн в год.

АО «Дальтрансуголь» (входит в СУЭК) получило статус резидента Свободного порта Владивосток для реализации проекта по увеличению мощности специализированного угольного терминала до 40 млн тонн в год. В проекте предусмотрено расширение береговой составляющей терминала и постройка нового пирса на мысе Мучке для обработки крупнотоннажных судов.

Поддержку проекту оказывают институты Минвостокразвития России – Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) и Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ). Проект расширения мощности терминала до 40 млн тонн планируется реализовать до 2024 года.

«МП»: Соответствуют ли заявленные мощности терминалов пропускным способностям железной дороги? Как сегодня решаются в порту проблемы разделения мощностей РЖД между стивидорами, ведь часть этих мощнос-тей забирает еще и порт Советская Гавань? Кстати, как продвигается вопрос о вхождении этого порта в границы морского порта Ванино?

– Насколько мне известно, работы по увеличению провозной способности железной дороги ведутся. Но в то же время несколько лет подряд в летний сезон мы наблюдаем значительное уменьшение поставок грузов на терминалы и, соответственно, снижение вывоза. Суда простаивают на внешнем рейде в ожидании постановки к причалу.

Во время рабочей поездки по Хабаровскому краю полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева под его председательством на площадке АО «ВаниноТрансУголь» было проведено рабочее совещание, на котором представитель ДВЖД доложил, что в 2025 году провозная способность железной дороги полностью удовлетворит производственные мощности морских терминалов.

Что касается границ порта, то в соответствии с Планом мероприятий по изменению границ территорий морских портов РФ нами были подготовлены и направлены в Росморречфлот документы по изменению границ порта Ванино путем включения в его границы территории морского порта Советская Гавань. По результату рассмотрения представленных материалов были вынесены замечания и материалы возвращены на доработку.

В настоящее время ведется работа по сбору дополнительных материалов и формированию полного комплекта документов, необходимых для подготовки распоряжения Правительства РФ об изменении границ порта Ванино.

«МП»: Порт Ванино в основном переваливает уголь, к этому пылящему грузу в последнее время особое отношение со стороны экологических организаций и надзорных органов. Что сделано стивидорными компании по снижению пыления, что предстоит?

– Служба капитана порта в полном объеме выполняет свои обязанности по обеспечению экологической безопасности.

О современных морских грузовых терминалах, расположенных в порту, необходимо сказать следующее. Эти предприятия создаются и эксплуатируются в соответствии с требованиями к экологической безопасности мирового уровня. Выгрузка угля производится с помощью вагоноопрокидывателей, работающих в закрытых помещениях. Погрузка судов также производится закрытым способом. Для доставки угля на судопогрузочные машины используются крытые галереи и пересыпные станции. Работают специальные устройства пылеподавления: водяные пушки, аспирационные установки, вакуумные системы удаления пыли. В ближайших планах терминалов установка пылеветрозащитных ограждений по периметру складов угля.

Данные проекты очень дорогостоящие, но они необходимы для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, на терминалах установлены станции мониторинга качества воздуха.

Подобные меры повышают планку требований надзорных органов и к терминалам, которые используют старые способы погрузки.

«МП»: Какова готовность служб порта и хозяйствующих субъектов к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов? Какие силы и средства под это рассчитаны? Как часто проходят проверки, тренировки и учения?

– Администрацией разработан и утвержден План ЛРН, заключен договор с ФГБУ «Морспасслужба» на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (АСГ/ЛРН). Во исполнение условий договора в порту постоянно базируется подразделение «Морспасслужбы», несут дежурство два специализированных судна, оборудованных для решения поставленных задач и укомплектованных квалифицированными специалистами.

Владельцами судов, операторами потенциально опасных объектов, ведущих хозяйственную деятельность в портах Ванино и Советская Гавань, связанную с перевалкой нефти и неф-тепродуктов, бункеровкой судов с использованием специализированных судов-бункеровщиков, так же разработаны и утверждены Планы ЛРН.

Перед утверждением Планов ЛРН организациями проведены соответствующие тренировочные учения. Кроме того, заключены договоры на оказание услуг по несению АСГ/ЛРН с профессиональным аварийно-спасательным формированием.

«МП»: Как организована работа Службы капитана порта в части обеспечения экологической безопасности: контроль сброса льяльных вод с судов, сбор мусора, проверка соответствия технологии перевалки грузов экологическим нормам, профилактика нарушений экологического законодательства и т.п.?

– Инспекторы госпортконтроля (ИГПК) круглосуточно контролируют акваторию морского порта, в летний период используя служебный катер. В 2021 году нарушений экологического законодательства выявлено не было.

Сбор с судов льяльных вод, шлама и всех видов судовых отходов в соответствии с требованиями MARPOL 73/78, за исключением балластных вод, а также обеспечение их обезвреживания или утилизации осуществляет Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт».

Во время нахождения судна в порту и на подходах к нему все клапаны, клинкеты и другие запорные устройства, через которые сбрасываются нефтесодержащие смеси, сточные воды и вредные вещества за борт, на судне должны быть закрыты и опломбированы. Твердые отсепарированные остатки нефти и нефтепродуктов, промасленная ветошь, мусор, мелкая тара, технические, пищевые и прочие бытовые отходы сдаются с судна на берег или судно-сборщик в упаковке, не допускающей попадания указанных отходов в окружающую среду.

Выполнение этих требований предусмотрено как международными договорами, так и национальными нормативными правовыми актами.

«МП»: Как подготовился порт к зимней навигации? Ну и, конечно, нельзя не спросить об известной всем переправе Ванино – Холмск. Что нового по этому важному транспортному объекту, каковы его перспективы?

– В соответствии с приказом руководителя ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Службой капитана порта разработан и утвержден План мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания в акватории морского порта Ванино и на подходах к нему в осенне-зимний период 2021-2022 годов.

В ходе выполнения Плана хозяйствующие субъекты, оперирующие в порту, произвели внутреннюю проверку, доложили о готовности к работе в условиях осенне-зимнего периода. Произведена проверка судов портового флота и судов-бункеровщиков. Проверены каналы оповещения об угрозах техногенного и гидрометеорологического характера. Заключен договор на ежедневное получение гид-рометеоинформации от Сахалинского УГМС.

В соответствии с Планом расстановки ледокольные проводки в порту и на подходах к нему будут обеспечивать два линейных ледокола – «Новороссийск» и «Капитан Хлебников», которые и в прежние годы эффективно принимали участие в обеспечении ледокольных проводок.

Что касается переправы Ванино – Холмск, то здесь работают три парома: «Сахалин-8», «Сахалин-9» и «Сахалин-10». ФГУП «Росморпорт» сейчас проходит государственную экспертизу проекта реконструкции паромного комплекса, работы по реконструкции планируется начать в 2022 году.

В настоящее время ПАО «Амурский судостроительный завод» завершает строительство двух морских паромов: «Александр Деев» и «Василий Ощепков». Они должны будут выполнять перевозки по социально значимому маршруту на межрегиональной линии Ванино – Холмск. Передача судов в эксплуатацию ориентировочно намечена на ноябрь 2022 года.

Морские порты №10 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ