Будущее наступило: таможня внедряет искусственный интеллект в портах - Морские вести России

Будущее наступило: таможня внедряет искусственный интеллект в портах

07.02.2022

Будущее наступило: таможня внедряет искусственный интеллект в портах

Таможня – ключевое звено в трансграничных перевозках. От эффективности ее работы в большой степени зависит скорость и удобство прохождения грузов через госграницу. С таможни в порту особый спрос – в многосоставном процессе перевалки грузов каждая минута промедления обходится слишком дорого, а потери в минутах бьют рублем по всей цепочке участников перевозок. В октябре о ключевых моментах и узких местах взаимодействия портовиков с таможней в интервью «МП» рассказал председатель Комитета по коммерческо-правовой работе Ассоциации морских торговых портов Павел Поляков. Сегодня на вопросы корреспондента «МП» Любови Квитень отвечает первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации Руслан Давыдов.

«МП»: Руслан Валентинович, ФТС России, как и многие другие ведомства, сегодня переживает цифровую трансформацию. Служба одна из первых стала внедрять информационные технологии и ПО в свою деятельность. Расскажите, каких успехов достигла ФТС в области цифровизации таможенного администрирования, в частности в морских пунктах пропуска (МПП)?

– Цифровизация и автоматизация таможенных процедур легли в основу масштабной реформы таможенных органов 2018-2020 годов. В результате нам удалось сократить сроки совершения таможенных операций, обеспечить единообразие в принятии решений, минимизировать необходимость личного присутствия представителей организаций в таможенных органах. Все это вызвало положительные отклики участников внешнеэкономической деятельности.

Если говорить о конкретных цифрах, то в этом году к настоящему моменту полностью автоматически, без участия инспектора, зарегистрировано более 3,9 млн деклараций, автоматически выпущено – более 1,27 млн. Для сравнения: аналогичные показатели за весь 2020 год меньше – 3,8 млн и 1,088 млн деклараций соответственно. Уже около 20% импортных и порядка 40% экспортных деклараций выпускается полностью автоматически. Транзитные декларации оформляются в электронном виде, а автоматический выпуск по ним – около 20%.

С 1 февраля запущена автоматическая диспетчеризация деклараций на товары между таможенными органами, которая позволила исключить ошибочную подачу участником ВЭД декларации на товары в таможенный орган, не обладающий соответствующей компетенцией по ее регистрации и выпуску. По сути, это элементы того самого искусственного интеллекта, который должен обеспечить качественную, быструю и непредвзятую работу таможни.

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения взаимодействия с участниками ВЭД и федеральными органами исполнительной власти. Для этого работает система межведомственного электронного взаимодействия. За 10 месяцев этого года мы обработали более 30 млн запросов.

Для морских пунктов пропуска в 2016 году в таможенные органы внедрен «Портал Морской порт». По своей сути это цифровая платформа, обеспечивающая информационное взаимодействие между всеми участниками процесса перевозки грузов в морских портах. Благодаря электронному документообороту между участниками этого процесса на портале, время оформления грузов в морских портах сократилось. За 10 месяцев 2021 года с использованием портала оформлено почти 34 тыс. уведомлений о прибытии и столько же – об убытии.

«МП»: Главный вопрос для бизнеса, который ведет внешнеэкономическую деятельность, – это скорость прохождения грузов (товаров) через границу, скорость их таможенного оформления. Как изменился этот показатель с введением электронного документооборота, автоматизацией других таможенных процедур, началом работы Комплекса программных средств «Портал Морской порт» (КПС ПМП)?

– Основные критерии оценки работы таможенного органа – это эффективность и скорость. В настоящее время практически 80% декларационного массива выпускается в срок, не превышающий 4 часа. Автоматизация процесса принятия решений позволяет значительно сократить время оформления товара, а также снизить нагрузку как на таможенные органы, так и на бизнес. Сегодня у нас среднее время автоматической регистрации составляет 3 минуты, автоматического выпуска – 5 минут.

Использование «Портала Морской порт» как инструмента для развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска позволило ускорить и упростить процессы перемещения лиц, транспортных средств и товаров, а также госконтроля и функций по оформлению захода судов в морской порт и выхода их из морского порта.

Сейчас средний срок нахождения товара в морском порту, за исключением хранения товаров по инициативе участников ВЭД, составляет не более 2 суток. Этот срок включает в себя время, необходимое государственным контролирующим органам для оформления прихода судна, время, затрачиваемое терминалом на разгрузку судна и размещение товаров на складах временного хранения, время для подачи декларантом декларации на товары и для выпуска товаров и время до момента вывоза товаров с территории порта.

За пределами этих промежутков товары в порту находятся по инициативе участника ВЭД, что обусловлено в том числе возможностью длительного, до 10-14 дней, бесплатного хранения товаров.

«МП»: В каком направлении идет совершенствование «Портала Морской порт»? Как скоро он станет единой точкой входа для всех участников транспортного процесса в МПП – грузовладельцев, судоходных компаний, морских терминалов, авто– и ж/д перевозчиков?

– Мы отмечаем постоянный рост активности пользователей «Портала Морской порт». На сегодняшний день зарегистрировано почти 16 тысяч пользователей, из них 29,7% – представители иных государственных контролирующих органов.

Развиваем этот ресурс совместно с Минфином и ФНС России. В рамках электронного взаимодействия между таможенными и налоговыми органами упростим порядок документального подтверждения правомерности применения 0% ставки НДС при оказании услуг по международной перевозке морскими и речными судами товаров, вывозимых с территории России. Для подтверждения факта оказания услуг не нужно будет предоставлять в налоговые органы поручения на отгрузку со штампами таможенных органов о разрешении или запрете погрузки товаров.

Использование дополнительных источников информации в отношении грузов и транспортных средств способствует усилению целевого контроля с применением систем управления рисками ведомств. Например, сейчас в соответствии с поручением Правительства РФ ведется эксперимент по взаимодействию «Портала Морской порт» с блокчейн-платформой TradeLens, разработанной компанией «Маэрск».

«МП»: Есть ли еще какие-то узкие места во взаимоотношениях с участниками ВЭД, виды деятельности Службы, которые планируется оцифровать и тем самым повысить их эффективность?

– Российская таможня сегодня – одно из самых передовых в нашей стране ведомств по уровню цифровизации. Однако еще остается ряд процессов, которые в настоящее время не автоматизированы либо автоматизированы не в полном объеме. Определенные задачи в рамках этой работы заложены в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Нам предстоит внедрить принципиально новые механизмы и программные средства, в том числе в рамках централизованной архитектуры информационной системы таможенных органов, создаваемой в целях обеспечения прослеживаемости информации и документов с момента прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС до момента передачи товаров конечному потребителю.

Например, в развитие цифровизации контроля происхождения товаров мы продолжаем разработку и внедрение электронных систем верификации сертификатов о происхождении товаров – ЭСВ. На текущий момент подтверждение происхождения товаров в основном происходит путем предоставления оригиналов сертификатов о происхождении на бумажном носителе в соответствии с правилами, действующими в ЕАЭС. При этом как преференциальные, так и непреференциальные правила определения происхождения товаров предполагают возможность внедрения ЭСВ.

Эта система позволяет отказаться от необходимости представления в таможенные органы оригинала сертификатов – достаточно указать реквизиты такого сертификата в декларации на товары. Кроме того, внедрение ЭСВ позволяет автоматизировать процесс проверки сертификата в базе данных системы, что сокращает время совершения таможенных операций и повышает эффективность таможенного контроля. В настоящий момент ФТС России проводится работа по заключению протоколов о ЭСВ с целым рядом стран.

Кроме того, расширяются функциональные возможности «Личного кабинета участника ВЭД». Реализована возможность подачи заявлений о принятии решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в виде отдельных компонентов. Это позволяет значительно сократить временные затраты на подачу заявления и получение результата его рассмотрения, а также иметь информацию о каждом этапе работы с заявлением.

«МП»: Каковы перспективы объединения баз данных всех контролирующих служб в МПП, то есть объединения в «одном окне» прохождения контроля со стороны и Пограничной службы ФСБ России, санитарного, карантинного, фитокарантинного, ветеринарного и других видов контроля?

– Перспективным направлением в этом вопросе будет являться создание единой цифровой платформы пункта пропуска. При этом объединение баз данных будет происходить на логическом уровне взаимодействия участников обмена и обработки данных. Такой подход позволит обеспечить минимизацию затрат на развитие информационно-программных средств.

Пересмотр принципов работы пунктов пропуска, в том числе в части развития принципов «единого окна», крайне актуален. Такая концепция закладывается в разрабатываемый таможенными органами проект интеллектуального пункта пропуска.

«МП»: Что делается Службой для развития процедуры электронного предварительного декларирования? Сколько в России на сегодня действует Центров электронного декларирования (ЦЭД)? В процентном отношении сколько морских портов с имеющимися МПП через госграницу РФ охватываются ЦЭД? Каковы перспективы развития ЦЭД?

– В конце прошлого года мы завершили создание единой сети электронных таможен и ЦЭД. В настоящее время создано и функционирует 16 ЦЭД, 8 из них – в составе вновь образованных электронных таможен. Уже сейчас в них оформляется 99% всех деклараций. Финалом проводимой работы по концентрации декларирования в ЦЭД стал внедренный механизм автоматического распределения деклараций между таможенными постами. Диспетчеризацией сегодня охвачены все таможенные органы Российской Федерации.

Если товар прибыл водным транспортом в морской порт, то декларация на товары будет автоматически распределена в один из морских ЦЭД в зависимости от федерального округа, куда прибыл товар, независимо от региона налогового учета декларанта и места доставки товара по таможенной процедуре таможенного транзита.

Что касается предварительного декларирования, то сегодня эта процедура используется недостаточно активно. Например, за 10 месяцев этого года из 765084 деклараций на товары, прибывшие морским транспортом, по предварительным декларациям оформлено всего 4,8% (36814 ДТ).

Вместе с тем, технология «выпуска с борта судна» с использованием предварительной таможенной декларации представляется нам одной из перспективных и недооцененных.

«МП»: Что такое режим таможенного мониторинга, как он развивается и какие возможности в него закладываются?

– Таможенный мониторинг – это мера таможенного контроля, которую предлагается применять в виде оценки и анализа таможенными органами сведений и информации участников ВЭД и для выявления признаков возможного нарушения таможенного законодательства. В рамках Стратегии-2030 на следующий год запланировано проведение эксперимента по таможенному мониторингу.

Он реализуется на добровольной основе, а его цель — предоставление возможности подконтрольным лицам самостоятельно оценить выявленные признаки нарушения ими таможенного законодательства и принять меры по устранению возможных нарушений, добровольно уплатить таможенные платежи, не дожидаясь таможенных проверок и штрафных санкций.

Суть в том, что государство оценивает деятельность участника ВЭД и предупреждает о потенциальных рисках, которые могут привести к негативным последствиям – юридическим или экономическим санкциям. Участник ВЭД готов услышать и принять необходимые меры. Таким образом в основе этого механизма – взаимная ответственность и взаимоуважение интересов друг друга. Это будет интересно добросовестному бизнесу, готовому к диалогу с государством. На первом этапе предлагается распространить технологию на уполномоченных экономических операторов.

По результатам проведения мониторинга предлагается формировать заключение, в котором отразится позиция таможенного органа по имеющимся рискам нарушения таможенного законодательства. Заключение планируется направлять участнику ВЭД в электронном виде для проведения самостоятельной оценки и добровольного устранения возможных последствий. Если он своевременно представит в таможню сведения об устранении нарушений либо доказательства об их отсутствии, то таможенная проверка не назначается, если нет – назначается.

Сейчас эксперимент по таможенному мониторингу готовится, по его результатам планируется расширить таможенный мониторинг на иных участников ВЭД с высоким уровнем цифровизации бизнес-процессов.

«МП»: Что является поводом для проведения таможенного досмотра груза (вскрытия контейнера, фуры, вагона, трюмов судна) в пункте пропуска в системе электронного мониторинга и предварительного декларирования? Насколько сократился процент досмотров грузов с началом применения цифровых таможенных сервисов? Время прохождения досмотра и нахождения на складе временного хранения (СВХ) тоже сократилось, на сколько? В каких портах (терминалах) это наиболее эффективно работает?

– Применение информационных технологий позволило таможенным органам повысить уровень автоматизации процесса выявления рисков и более точечно и эффективно определять объекты контроля.

С января по октябрь этого года общая доля декларируемых товарных партий, перемещаемых морским видом транспорта, в отношении которых проводился таможенный досмотр, составляет не более 2,5%.

В 2017 году до полномасштабного внедрения информационно-программных средств («Портал Морской порт») в таможенных органах указанная доля составляла почти 3,2%. При этом текущая результативность досмотров указанных товарных партий составляет 39,2% (в 2017 году – 29,1%).

«МП»: В чем сложность организации взаимодействия электронных сервисов таможни и бизнеса напрямую, без информационного оператора (ИО)? Какую особую функцию ИО выполняют? В развитых странах между таможней и участниками ВЭД в электронном формате нет посредника. ФТС России не планирует взять с этих стран пример в данном вопросе?

– Прежде всего, институт информационного оператора определен Таможенным кодексом ЕАЭС. В соответствии с требованиями информационной безопасности ФТС России информационный оператор обеспечивает защищенный канал передачи данных, поддерживает официально принятые форматы сообщений, технологию обмена данными между таможенными органами и участником ВЭД. Его наличие позволяет оптимизировать временные и финансовые затраты участника ВЭД.

Участникам ВЭД не нужно закупать дорогостоящее оборудование, настраивать его и оплачивать работу высококвалифицированного IT-специалиста, который будет поддерживать работоспособность этого оборудования и актуальность ПО, тратить время на согласование схем подключения и прохождение процедуры сертификации.

Кроме того, участники ВЭД могут получать от информационного оператора техническую поддержку. Также информационный оператор обеспечивает работоспособность каналов связи от участника ВЭД до таможенных органов. На наш взгляд, такая модель взаимодействия оправдывает себя, и на сегодня мы не планируем изменений в этом направлении.

«МП»: Руслан Валентинович, сейчас много говорят о возможном применении в организации процесса пересечения таможенной границы РФ искусственного интеллекта. Как Вы представляете себе эту картину и далеко ли от нас это будущее?

– Будущее уже наступило. Мы не раз отмечали, что искусственный интеллект, о котором мы много говорим, представляет собой систему алгоритмов, на основании которой декларации автоматически проходят форматно-логический контроль и проверку на риски. Происходит автоматическая регистрация и выпуск части деклараций.

Уже сейчас завершается разработка проекта, который использует подходы искусственного интеллекта для анализа снимков инспекционно-досмотрового комплекса. Процессы анализа снимков будут автоматизированы, увеличится скорость и эффективность их анализа.

Также в этом году завершается проработка вопроса по созданию перспективной модели «интеллектуального пункта пропуска» по видам транспорта, в основе которой лежит максимальная автоматизация процессов совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта.

Концепция «интеллектуального пункта пропуска» создана по инициативе ФТС России и является одним из ключевых элементов Стратегии-2030. Мы создадим условия для осуществления безостановочного перемещения, безрисковых поставок через пункты пропуска. Все виды государственного контроля будут осуществляться в короткие сроки и с высокой эффективностью.

На данный момент ФТС совместно с Минтрансом России приступает к разработке нормативной правовой базы для закрепления перспективных моделей «интеллектуального пункта пропуска», созданию его единой информационной системы. В модель заложено применение систем непрерывного сканирования перемещаемых транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов портального типа, разработка технологии оптического распознавания и глубокого анализа изображений, полученных с их применением.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ