Газпромбанк Лизинг: структурируем лизинговые сделки в среднем за месяц - Морские вести России

Газпромбанк Лизинг: структурируем лизинговые сделки в среднем за месяц

07.12.2021

Газпромбанк Лизинг: структурируем лизинговые сделки в среднем за месяц

О текущем состоянии отрасли водного транспорта, потребностях и результатах работы Группы «Газпромбанк Лизинг» рассказывает директор управления по работе с клиентами отрасли морских и речных судов Андрей Доминов.

– Как вы оцениваете состояние отрасли морских и речных перевозок?

– Текущий год характеризуется повышенным спросом на грузовой флот – на контейнеровозы и сухогрузы. Если брать в целом ситуацию по отрасли, то рост составляет порядка 7% к прошлому году. Думаю, восстановление отрасли морских и речных перевозок могло идти более ускоренными темпами, если бы не продолжающаяся пандемия. Наличие пробок в портах, отложенный спрос еще с прошлого года, неотлаженные цепочки поставок и прочие факторы также влияют сегодня на отрасль, не позволяя развиваться более динамично.

– По данным Росморречфлота, грузооборот морских портов России за девять месяцев 2021 года составил 621,49 млн тонн, что на 1,7% больше аналогичного периода прошлого года. Как вы оцениваете текущую потребность в морских судах?

– По нашей экспертной оценке, текущая потребность российского флота в новых судах дедвейтом свыше 10 тыс. тонн варьируется в пределах 50 единиц. Кроме того, средний возраст торгового флота сегодня составляет 30 лет. Поэтому дефицит, текущая изношенность судов и возросший спрос на транспортный грузовой флот заставляют грузо- и судовладельцев инвестировать значительные средства в обновление и пополнение флота.

– Какие суда сегодня востребованы? Из какого флота состоит портфель Группы «Газпромбанк Лизинг»?

– Как говорят участники рынка, с которыми мы активно общаемся, текущий ажиотаж (рост контейнерных и грузовых перевозок) ориентировочно продлится еще два года. После этого будет наблюдаться спад, поэтому сейчас фиксируем спрос прежде всего на приобретение судов на вторичном рынке. Причем возросшая стоимость таких судов на 30%, которую мы видим в последнее время, не отталкивает потенциальных покупателей. Во-первых, покупатели именно сейчас имеют спрос на грузоперевозки, преимущественно по направлениям Европа, Азия, США. Во-вторых, заключать контракт на строительство нового судна сегодня – значит потерять потенциальную прибыль и сроки. Судно строится на российской верфи от двух лет, на зарубежной – немногим меньше, но все же… Лишь небольшое количество участников рынка могут купить новое судно, стоимость которого также выросла из-за роста цен на металл с конца прошлого года.

Что касается Группы «Газпромбанк Лизинг», то наш портфель равномерен, состоит из свыше 25 судов различного класса на общую сумму 40 млрд рублей.

По итогам девяти месяцев 2021 года объем нового бизнеса Группы в сегменте лизинга морских и речных судов вырос в 15,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти 27 млрд рублей с НДС. Это 15% от общего объема нового бизнеса Группы за девять месяцев 2021 года (+12 п.п. к прошлому году).

Сегодня Группа «Газпромбанк Лизинг» занимает второе место по лизингу водного транспорта среди более 100 российских лизинговых компаний. По итогам этого года и в перспективе мы собираемся удерживать лидерские позиции, предоставляя высокий уровень качества услуг, оперативность в реализации сделок и надежность.

– Каким образом вам удается удерживать лидерские позиции при высокой конкуренции со стороны госкомпаний?

– Все просто. Мы структурируем лизинговые сделки в среднем за один месяц, максимально исключая бюрократические преграды. Кроме того, за счет 18-летнего опыта работы на лизинговом рынке и отраслевой специализации сотрудников Группы «Газпромбанк Лизинг» при реализации сделок с судоходными компаниями мы учитываем все потребности и особенности бизнеса. То есть у нас нет шаблонного подхода к клиентам.

Сейчас, когда востребованность в грузоперевозках высока, по договоренности с клиентом в периоде первых двух лет мы закладываем в график платежей большую финансовую нагрузку. Когда спрос на грузоперевозки пойдет на спад, клиент уже выплатит основную часть финансового долга. Такой подход, безусловно, закрывает и риски клиента и наши.

Необходимо отметить, Группа «Газпромбанк Лизинг» финансирует приобретение как б/у судов, так и новых, построенных на российских верфях. Что касается зарубежных верфей, то мы также готовы заходить в такие сделки. В такой конструкции, надо отметить, мало кто из лизинговых компаний готов работать.

– С кем вы работаете?

– Наши клиенты – это различные грузовладельцы и судоходные компании. Наибольший интерес для них представляют суда для обслуживания буровых платформ и источников по добыче и переработке нефти и газа, суда обеспечения, суда для перевозки навалочных грузов, труб, металлопроката и проч.

Однако деятельность Группы «Газпромбанк Лизинг» не ограничивается финансированием приобретения судов на условиях лизинга. В зоне наших интересов также финансирование поставки оборудования для перевооружения судостроительных верфей и комплексная модернизация портовой инфраструктуры.

– Какие тренды наблюдаются сегодня в части господдержки морской и речной отраслей?

– На текущий момент особых изменений в законодательной сфере не происходит. Среди наших клиентов востребованы две госпрограммы по поддержке отрасли, которые отлично себя зарекомендовали. Это программа «Лизинг речных и морских судов» Минпромторга РФ, по которой государство субсидирует лизинговые платежи в размере 2/3 расчетного индикатива (5%) при приобретении гражданских судов, построенных на российских верфях. Вторая госпрограмма Минпромторга РФ – «Утилизационный грант речных и морских судов», благодаря которой клиент получает субсидию на покупку или строительство нового судна в размере до 15% от его стоимости при утилизации старого судна.

Также хочу отметить большой потенциал госпрограмм, которые используются в периметре рыболовецких судов и пока не предусматривают возможности использования лизинга. Например, Постановление № 1138, в рамках которого 20% от стоимости строящегося краболова подлежит компенсации клиенту. Программа интересная, и мы очень надеемся, что в скором времени у клиентов появится возможность использовать лизинговое финансирование по ней, получая дополнительные преференции для бизнеса.

– Как сегодня можно преломить выбор клиентов в пользу лизинга?

– Уверен, что большинство участников рынка знают о преимуществах лизингового финансирования. Группа «Газпромбанк Лизинг» ежедневно общается с компаниями, испытывающими потребность в обновлении флота, а также с представителями судостроительных предприятий. Поэтому, когда клиент приходит за лизингом, мы подбираем оптимальное решение с необходимым механизмом господдержки и рекомендуем судостроительное предприятие, готовое обеспечить необходимые сроки по строительству судна.

– Ваш прогноз по рынку лизинга водного транспорта на 2022 год?

– Ожидаем рост на уровне 10% к 2021 году, в т.ч. за счет увеличения вложений инвестиций во внутренний водный транспорт.

Морской флот №5 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ