Павел Поляков: АСОП – надежный партнер таможни - Морские вести России

Павел Поляков: АСОП – надежный партнер таможни

21.11.2021

Павел Поляков: АСОП – надежный партнер таможни

Таможенное оформление грузов в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ (ММП) – сложная процедура, от скорости и удобства прохождения которой во многом зависит эффективность работы морских портов в целом. Одной из важных задач совершенствования государственного контроля в ММП является цифровизация, которая реализуется ФТС России, – переход на электронный документооборот, развитие и внедрение специализированного ПО, работа комплекса программных средств «Портал Морской порт» и т.д. Это дорога с двусторонним движением, и Ассоциация морских торговых портов (АСОП) принимает активное участие в обсуждении инициатив и инноваций, поскольку совершенствование взаимодействия – в интересах портовиков. О совместной работе АСОП и ФТС России корреспонденту «МП» Любови Квитень рассказал председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам АСОП Павел Поляков.

«МП»: Павел Владиленович, как выстроена работа АСОП с таможенными органами? По каким вопросам сейчас ведется работа? На каких площадках происходит взаимодействие с ФТС России?

– Морские порты являются объектами транспортной инфраструктуры, которые задействованы в экспортно-импортных операциях, предполагающих прохождение таможенных процедур при пересечении государственной границы РФ для грузов и пассажиров. Поэтому у АСОП, представляющей интересы прежде всего морских портов и стивидорных компаний, с таможенными органами налажен тесный контакт и постоянное конструктивное взаимодействие.

В настоящее время мы совместно с ФТС работаем над совершенствованием электронного документооборота в морских пунктах пропуска. Для этого нами используется специализированная площадка Экспертно-консультационного совета по реализации таможенной политики при ФТС России. Решением руководства ФТС в 2021 году создана постоянная Комиссия по развитию таможенного администрирования в пунктах пропуска. На этих площадках мы и обсуждаем совершенствование таможенного администрирования.

По линии АСОП наше взаимодействие направлено на совершенствование процедур в МПП, связанных с прохождением товаров через государственную границу РФ. С этой целью мы развиваем программные средства в первую очередь операторов морских портов, а ФТС со своей стороны развивает свои программные средства, в частности комплекс программных средств «Портал Морской порт».

Для нас «Портал Морской порт» – перспективное программное средство, с которым мы работаем и даем предложения ФТС по его совершенствованию, по оптимизации процессов и процедур при взаимодействии в морских портах.

Крайне перспективна роль Портала во взаимодействии с владельцем места временного хранения груза в морском порту. Оператор терминала подает в таможенный орган отчеты о прибытии товаров, а таможенный орган с помощью наших отчетов подтверждает их нахождение в том или ином месте временного хранения. И чем быстрее мы подадим свой отчет о прибытии товара, чем быстрее его обработает таможенный орган, тем быстрее декларант, участник внешнеэкономической деятельности может подать декларацию и оформить товар в таможенном отношении.

«МП»: Как сейчас происходит процедура оформления груза, сколько времени она занимает? ФТС сообщает, что документооборот в МПП на 100% происходит в электронном виде. Но, похоже, этого недостаточно? В чем смысл совершенствования работы, какие есть сложности?

– В этой работе очень много нюансов, и мы все – и операторы морских терминалов, и ФТС, и иные государственные контролирующие органы (ГКО) – стремимся создать более эффективную цифровую коммуникацию. Возможно, одним из инструментов является формирование портала портового сообщества (Port Community System).

Наши коллеги в Европе и во многих других странах уже прошли путь организации некой платформы, которая объединяет информационных корреспондентов государственных контролирующих органов, морских портов, судоходных компаний, экспедиторов и других декларантов – участников ВЭД (Port Community System).

Таможенное оформление – это одна из процедур в МПП. Товар, пересекающий морскую границу ЕАЭС, может попадать под контроль Россельхознадзора, ветеринарного контроля и иных служб и ГКО. Там достаточно большой цикл мероприятий, который необходимо провести вне периметра таможенной службы.

С сожалением мы констатируем факт, что сейчас в МПП отсутствует принцип однократного предоставления данных.

Логично, что стивидорам хочется, чтобы все процессы непосредственного оформления товара, находящегося внутри контейнера, занимали секунды, нам важна бесшовность, а целью является гармонизация технологических сроков перевалки грузов и скорость их документального оформления. За это бьются и АСОП, и судоходство – все морское сообщество. И хорошо, что в этом нас поддерживает и ФТС, и Минтранс.

Сегодня мы с ФТС работаем над тем, чтобы все пользовались одним программным средством: если это должен быть КПС «Портал Морской порт», значит, пусть будет «Портал Морской порт». Нужна одна точка входа, одна платформа. Это позволит унифицировать и активизировать многие сопутствующие процессы и процедуры. Мы надеемся, что единый портал объединит системы всех контролирующих органов, действующих в МПП.

«МП»: Есть ли какие-то подвижки в этом направлении? Что еще нужно оцифровать, чтобы усовершенствовать процессы в МПП?

– Вот буквально 5 октября мне пришло сообщение о том, что в силу изменения приказа Минтранса России №182 о правилах перевалки в морских портах теперь наравне с бумажным погрузопоручением будет правовое основание для применения электронного погрузопоручения.

Стоит сказать, что такой эксперимент ФТС стартовал еще в 2018 году в Большом порту Санкт-Петербург с подачи электронного поручения через «Портал Морской порт». А вот сейчас это уже официально зафиксировано на уровне федерального законодательства. В этом смысле нельзя упрекнуть коллег из ФТС в том, что они неэффективно работают, с моей точки зрения, ФТС практически идет где-то рядом с налоговой службой по эффективности внедрения цифровых инструментов. Нам есть над чем работать, безусловно, но дорогу осилит идущий.

У нас с ФТС нет ни одного процесса, который был бы завязан на бумагу. Единственное, что оставалось, – погрузопоручения.

На уровне федерального законодательства параллельно с изменением 182-го приказа в этой части меняется статья 165 Налогового кодекса РФ, и электронное погрузопоручение будет уже передаваться ФТС в Налоговую службу в электронном виде для подтверждения нулевой ставки НДС. То есть нам больше не нужны будут реестры отштампованных коносаментов для подтверждения нулевой ставки.

Это тектонические сдвиги для отрасли. Мы сейчас внедрим электронное погрузопоручение, и все – у нас нет ни одного бумажного документа в процессе таможенного оформления груза.

Другой вопрос, когда все переводится в электронику, начинаешь уже хотеть большего и думать о том, что, например, с программными средствами ФТС нельзя работать напрямую через api-api. А весь бизнес уже работает по принципу api-api: системы портов объединены с системами судоходных компаний и с системами участников внешнеэкономической деятельности и т.д. Портовики и моряки в цифровом отношении очень развитые ребята. А для прямой работы с ФТС необходимо получить статус информационного оператора.

«МП»: Что такое информационный оператор? Это отдельная структура какая-то или отдельный коммерческий сервис?

– Статус информационного оператора (ИО) закреплен законодателем. Если упростить, то это компания, которая купила большое количество цифрового оборудования, «железа», чтобы обеспечить необходимые критерии соответствия и получить статус оператора.

Получается, у нас с этими компаниями есть api-api-взаимодействие, а с ФТС нет. Спрашивается – почему? Это же не вопрос денег в части затрат на услуги ИО. Это вопрос совершенствования эффективности прямого взаимодействия. Думаю, что на каком-то этапе с развитием программных средств ГКО информационные посредники будут уже не нужны.

«МП»: А у налоговой службы есть прямая система взаимодействия?

– Насколько я знаю, у налоговой службы тоже работает система информационных операторов. Будущее за прямым информационным взаимодействием и развитием программных продуктов. Нам очень хочется развития предварительного декларирования, чтобы участники внешнеэкономической деятельности заранее подавали информацию в таможенные органы о том, какие операции необходимо совершить с товаром или грузом, который поступает в адрес морских портов. Это повысит и эффективность перевалки стивидорами, и, думаю, эффективность таможенных органов.

Сейчас мы переваливаем импортные грузы и осуществляем их технологическое накопление. И только после того, как подается декларация, таможня говорит, что надо будет с этими грузами делать – везти на досмотр, просвечивать рентгеном или совершать иные операции. А если бы вся эта информация поступала заранее, то уже прямо с судна можно было направлять грузы на операции по требованию таможенных органов. Это было бы куда эффективнее для всех.

Вот над этими всеми вопросами мы с таможенной службой как раз и работаем, над повышением эффективности.

«МП»: Какие еще проблемы существуют в процессе цифровизации процедур, происходящих в морских пунктах пропуска, с точки зрения взаимодействия, законодательных норм?

– Морской порт – это большой транспортный организм, и нельзя сказать, что все в нем на сегодня идеально. Портовики достаточно интенсивно вкладывают деньги в развитие цифровизации, программных продуктов, постоянно что-то меняется – техника, процедуры, обычаи, морские линии достаточно эффективно развиваются. Ведь для того чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее.

ФТС, конечно, тоже идет вперед, но нам хочется, чтобы это движение было еще быстрее. Тем не менее, все вопросы, которые мы сейчас обсуждаем в рабочем порядке, с той или иной скоростью решаются.

Ключевой для нас сейчас является задача, над которой мы совместно с Таможенной службой работаем, – это внесение изменений в 444-й приказ ФТС России в части нашего взаимодействия в морских пунктах пропуска. Он определяет порядок взаимодействия оператора морского порта, владельца мест временного хранения и Федеральной таможенной службы. Это самый важный для нас документ, на основании которого осуществляется наше в том числе информационное взаимодействие. Он определяет порядок передачи информации – что передается, в каком виде и т.д. Приказ нуждается в тщательной проработке, и мы активно сейчас работаем над внесением в него изменений.

Еще одна важная история, но уже не с ФТС, а с Департаментом пунктов пропуска Минтранса. АСОП активно работает с этим департаментом над внесением изменений в 907-е распоряжение Правительства РФ в час-ти определения видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в морских пунктах пропуска.

Благодаря нашим уважаемым коллегам из ЦРПН в 907-е распоряжение уже внесены изменения, куда включены морские пункты пропуска. В соответствии с ним сейчас пломбы ГЛОНАСС можно навешивать во всех пунктах пропуска – железнодорожных, автомобильных и морских.

Теперь у морских портов есть возможность работать с еще большим грузопотоком. То есть теперь мы можем привлекать дополнительный объем для перевалки транзита, следующего через территорию ЕАЭС в страны Юго-Восточной Азии.

«МП»: Павел Владиленович, судя по Вашим словам, работа ведется продуктивная и в большом объеме, заметны перемены и движение вперед… Остается пожелать успехов АСОП, всем портовикам, морякам, таможенникам и остальным участникам внешнеторговых перевозок в деле создания идеального цифрового пространства. Расскажете о дальнейших шагах, которые планируются Вами совместно с таможней в цифровом направлении?

– Да, мы активно работаем и не теряем времени зря. Другой вопрос, что всегда хочется сделать больше, сделать быстрее. Перед портовым сообществом и АСОП стоит задача повышения объемов перевалки грузов, и мы хотим переваливать больше, быстрее, эффективнее и дешевле для себя, экономя на издержках. А у ФТС есть задачи по обеспечению фискальной функции, экономичес-кой безопасности, пополнению федерального бюджета, на которых она экономить не может.

Но мы вместе бьемся за эффективность работы пунктов пропуска и гармонизацию соответствующих законопроектов, за унификацию и качество таможенных процедур при перемещении грузов через госграницу РФ. И я бы сказал, что мы для ФТС – надежные партнеры.

Конечно, мы не даем друг другу отдохнуть – идет постоянная работа по морским пунктам пропуска с предложениями, с законодательными инициативами, обращаемся в Минфин и другие ведомства, обсуждаем все инициативы с ФТС. Но зато потом вместе радуемся достигнутым результатам.

Морские порты №7 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ