СКП Таганрог: полный функционал в особых условиях - Морские вести России

СКП Таганрог: полный функционал в особых условиях

11.01.2021

СКП Таганрог: полный функционал в особых условиях

Процедуры контроля судов и обеспечения безопасности мореплавания в Службе капитана порта Таганрог (СКП Таганрог) отработаны до автоматизма. И даже отправка более 50% специалистов «на удаленку» вследствие эпидемии коронавируса не повлияла на качество исполнения Службой своих основных функций. Подробней о работе Службы – в интервью капитана морского порта Таганрог ФГБУ «АМП Азовского моря» Василия Яранцева.

«МП»: Василий Викторович, чем является морской порт Таганрог для города, региона, Азовского бассейна? Сколько и какие основные операторы морских терминалов работают в порту, есть ли среди них градообразующие предприятия?

– Таганрог – старейший морской порт на Азовском море, созданный по указу Петра I в 1698 году. Конечно, в сравнении с такими предприятиями-гигантами, как металлургический завод «Красный котельщик», порт даже с несколькими операторами морских терминалов не самое большое хозяйство. Но без него трудно представить Таганрог, так как именно с него начался город.

Так как порт находится в центре исторической части города, возможности по строительству новых причалов крайне ограничены, и дальнейшие перспективы развития нужно искать в привлечении высокотарифных грузов и модернизации технологий перевалки.

В порту стабильно работают четыре оператора морских терминалов: АО «Таганрогский морской торговый порт», ООО «ТСРЗ», ООО «Курганнефтепродукт» и ЗАО «Приазовье». Суммарный грузооборот порта составляет в среднем 3 млн тонн в год. Так, в 2017 году в порту переработано 3,06 млн тонн грузов, в 2018-м – 3,02 млн тонн, в 2019-м – 2,83 млн тонн.

«МП»: Каковы показатели порта за I полугодие текущего года? Насколько они изменились под влиянием экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса? Как кризис повлиял на основные грузопотоки порта, на развитие его инфраструктуры?

– За первое полугодие текущего года перегружено 1,18 млн тонн. Основную долю в номенклатуре грузов занимают зерновые культуры, нефтепродукты, уголь, черные металлы, оборудование. Остальные грузы перерабатываются в незначительных количествах.

В этом году значительный спад наблюдался в мае и июне. Основной причиной было не влияние пандемии, а временный запрет на экспорт зерна, действовавший до 1 июля.

После этой даты ситуация значительно улучшилась и показатели работы порта полностью восстановились и даже превысили средние значения. Поэтому мы ожидаем, что по итогам года цифры будут сопоставимы с прошлогодними.

Как я уже сказал, крупные инфраструктурные проекты в порту не осуществляются. Из текущих задач предстоит реконструкция северного мола и строительство на его основе двух причалов. Данный проект находится на стадии согласования проектной документации, строительные работы пока не начинались.

«МП»: Как организована работа специалистов филиала АМП в условиях эпидемиологической ситуации? Какие существуют ограничения, особые требования, в чем главные сложности?

– Работа специалистов Таганрогского филиала в условиях продолжающейся пандемии организована так, чтобы максимально снизить риски как для персонала, так и для посетителей. Максимальное количество сотрудников, специфика работы которых позволяет эффективно выполнять свои обязанности из дома, переведено на дистанционный режим работы.

Прием посетителей по вопросам дипломирования, оформления удостоверений личности моряка, регистрации судов осуществляется только по предварительной записи.

На основе рекомендаций Роспотребнадзора локальными актами регламентированы санитарные требования, направленные на соблюдение масочного режима, максимального дистанцирования, дезинфекции помещений. Сотрудники обеспечены масками, защитными экранами, перчатками, дезинфицирующими средствами.

«МП»:Расскажите о работе инспекции ГПК. Каковы показатели ее работы по сравнению с прошлым годом? Изменились ли требования, предъявляемые ИГПК при проверке судов? Каковы в этих условиях взаимоотношения с судовладельцами, экипажами?

– Работа инспекторов государственного портового контроля, по сути, не изменилась и направлена на обеспечение выполнения судами конвенционных требований.

Многие правительства в условиях пандемии смягчили для судов под своими флагами требования в части сроков действия судовых документов, а также квалификационных документов экипажа. Данные меры носят экстренный характер, и их сроки четко оговорены. Российская Федерация также предприняла аналогичные шаги.

В первом полугодии 2020 года ИГПК филиала проведено 26 инспекций российских и иностранных судов. За аналогичный период 2019 года проведено 33 инспекции, отказано в выдаче разрешения на выход из порта 4 судам.

«МП»: Существуют ли на сегодня какие-то сложности в вопросах судоходства, очередности прохода судов по подходным каналам, постановки судов на якорные стоянки, к причалам порта и т.п.?

– На Таганрогском подходном канале ежегодно проводятся дноуглубительные работы для поддержания его проектной глубины 5 метров.

На сегодняшний день никаких ограничений и сложностей в вопросах обес-

печения безопасности мореплавания в порту нет. Функционирует Система управления движением судов, введена в строй станция НАВТЕКС.

«МП»: Какие проблемы сегодня сущес-твуют в сфере регулирования плавания в морском порту маломерных и спортивных судов, парусных яхт? Какое количество таких плавсредств регулярно выходит в море в летний сезон? Как решаются вопросы регулирования их плавания, каковы Ваши пожелания?

– В акваторию порта, где находятся грузовые причалы, маломерные суда не заходят. Яхтклуб располагается недалеко от порта.

Также есть участок акватории в отдельной бухте, где базируются катера пограничной службы и таможни. В этой же бухте располагается и стоянка маломерных судов.

Оформление разрешений на плавание производится согласно «Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним».

«МП»: Насколько развита рыбная отрасль в Таганроге, есть ли крупные рыболовецкие компании и сколькими судами они владеют? Какое количество рыбацких судов приходится регулярно оформлять, сколько их зарегистрировано в порту? Какими особыми нормативами регулируется их плавание в акватории порта и на подходах?

– К сожалению, рыбная отрасль в Таганроге не пережила трудностей 90-х годов и как таковая перестала сущес-твовать. Разрушен рыбзавод, давно не существует «Азовхолодрыбфлот», владевший в советское время большой рыболовецкой флотилией.

Рыболовство в прибрежной зоне осуществляется с использованием маломерных судов. В силу того, что это коммерческая деятельность, мы такие суда регистрируем в установленном порядке. Сейчас в реестре числятся 348 таких судов.

«МП»: Какие актуальные вопросы сегодня стоят перед Таганрогским филиалом АМП, как их необходимо решать, какая поддержка требуется от федерального центра? О какой проблеме Вы хотели бы еще рассказать?

– Сейчас наиболее актуальной является реализация постановления Правительства РФ от 10.10.2020 г. №1651, регламентирующего вопросы транспортной безопасности объектов инфраструктуры морского и речного транспорта, в том числе акваторий морских портов.

В сжатые сроки нам необходимо будет выполнить требования данного документа по проведению оценки уязвимости акватории порта, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности, оснащения техническими средствами.

Морсие порты №8 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ