Портовый комплекс – локомотив развития Архангельской области - Морские вести России

Портовый комплекс – локомотив развития Архангельской области

28.12.2020

Портовый комплекс – локомотив развития Архангельской области

В период, когда в России идет активное освоение Арктики и Северного морского пути, Архангельский транспортный узел (АТУ) приобретает особое значение в системе морских и сухопутных маршрутов. С этой целью новые планы развития АТУ были внесены в Стратегию развития Архангельской области. О том, какую роль играет АТУ в транспортной инфраструктуре области, какие существуют инвестиционные проекты развития портовой и железнодорожной инфраструктуры, как продвигаются крупные проекты развития портов Архангельск и Северодвинск и каковы их перспективы, в эксклюзивном интервью «МП» рассказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

«МП»: Александр Витальевич, на какой стадии находилась разработка Стратегии социально-экономического развития Архангельской области, когда Вы возглавили область в начале этого года? Что подразумевает объявленное Вами обновление Стратегии, особенно в части развития транспортной инфраструктуры?

– Стратегия социально-экономи-ческого развития Архангельской области на период до 2035 года была разработана в 2019 году. Нужно сказать, что документ разрабатывался региональным правительством с привлечением широкого круга общественности и экспертного сообщества.

Но, на мой взгляд, 2020 год, в котором Президентом РФ я был назначен на должность временно исполняющего обязанности главы региона, а затем избран губернатором, сильно изменил планы на жизнь не только для нашей области, для страны, но и для всего мира. Пандемия вынуждает корректировать планы, но главная цель, по сути, не меняется – это экономичес-кое развитие Архангельской области и создание комфортных условий для живущих здесь людей.

Ограничения, которые вводились весной и в начале лета, разумеется, оказали влияние на экономику. Это повлекло за собой необходимость корректировки целевых значений национальных проектов, что будет отражено и в региональных документах стратегического планирования.

Кроме того, летом этого года мы разработали программу ускоренного социально-экономического развития «Вместе мы сильнее». Получилось своего рода «техническое задание» властям от жителей региона, в соответствии с которым будут доработаны отдельные разделы Стратегии, содержательно дополним отдельные проекты и мероприятия, в том числе, в части развития транспортной инфраструктуры.

«МП»: Как развиваются в настоящее время крупные инвестиционные транспортные проекты, ранее внесенные в Стратегию и планировавшиеся к реализации, в частности проекты развития инфраструктуры Архангельского морского порта, судостроительного кластера в Северодвинске и другие?

– На территории Архангельской области реализуется целый ряд важных для региона проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры.

В настоящее время в регионе продолжается реализация строительства производственно-логистического комплекса (ПЛК) в Архангельске, в непосредственной близости от грузового района «Экономия». При возведении ПЛК будет оснащаться объектами транспортной инфраструктуры. Среди них – железнодорожные пути и автомобильные дороги, примыкающие к дорогам общего пользования, а также морской терминал с длиной причальной стенки более 200 метров и возможностью приема судов различных типов.

ПЛК «Архангельск» – проект, инициированный Министерством обороны РФ. Комплекс должен стать не только важным перевалочным пунк-том для снабжения военных объектов и организации северного завоза, но и войти в систему логистических баз, обслуживающих промышленные и инфраструктурные проекты в Арктике. Также ПЛК «Архангельск» позволит создать более 500 рабочих мест. Проект реализуется по схеме концессионного соглашения. Промышленные проекты подобного масштаба не возводились в Архангельске со времен Советского Союза.

Правительством Архангельской области в настоящее время ведется обсуждение и предварительная проработка вопроса строительства железной дороги от станции Карпогоры до глубоководного порта в поселке Индига Ненецкого автономного округа (НАО) с учетом реализации так называемого северного звена проекта железнодорожной магистрали Белкомур.

С учетом высокой стоимости строительства Белкомура (в ценах 2016 года это больше 250 млрд рублей), проект нуждается в подробной проработке, в связи с чем Правительством Архангельской области совместно с АО «МК «Белкомур» и АО «Ленгипротранс» в настоящее время ведется анализ всех факторов, которые необходимо учесть. В дальнейшем подробное обоснование по данному проекту будет представлено в федеральные органы государственной власти и ОАО «РЖД».

Вместе с тем, реализация данного проекта напрямую связана с проектом строительства железной дороги до проектируемого глубоководного порта Индига. АО «Ленгипротранс» проанализированы варианты строительства железной дороги к этому порту. Сравнение вариантов показывает большую экономическую эффективность варианта трассировки подхода к порту от станции Карпогоры.

Строительство незамерзающего глубоководного морского порта Индига сегодня является одним из важных инвестиционных проектов для Архангельской области и НАО. Порт мог бы стать «северными воротами», открывающими возможности прямого, очень короткого выхода на Северный морской путь из регионов Центральной России и Поволжья. С 2019 года ведутся инженерные изыскания по проекту, к концу текущего года из трех возможных вариантов размещения будет выбран один, и полным ходом пойдет проектирование.

Строительство нового порта запланировано на 2021 год. Порт сможет обеспечить перевалку грузов в объеме 80 млн тонн с возможной перспективой до 100 млн тонн. В нем планируется обрабатывать такие грузы, как коксующийся уголь, древесина, удобрения, химические продукты, бумага, картон.

Кроме того, в Карпогорах будет реализован инвестиционный проект ООО «Группа компаний «УЛК». Данный проект увеличит загрузку главного железнодорожного пути Карпогоры – Жаровиха, ориентировочно будет перевозиться до 1,7 млн тонн грузов в год.

Морской порт Архангельск располагает весьма существенным ресурсом мощностей для перевалки различных категорий грузов, в частности, в целях снабжения промышленных, сырьевых и инфраструктурных проектов в Арк-тике.

За последние два года в порт Архангельск трижды заходил атомный лихтеровоз «Севморпуть» за крупными партиями строительных материалов и оборудования для обустройства арктических месторождений на Ямале, благодаря чему были расширены возможности порта, в том числе для приема крупногабаритных судов. В порту имеется необходимый ледокольный флот для обеспечения круглогодичной навигации в районе всех грузовых участков и в акватории Белого моря.

В настоящее время активно реконструируются подходы к основным грузовым участкам порта Архангельск, в том числе мосты через р.Северную Двину. Запланирована реконструкция Окружного и Талажского шоссе, а также моста через реку Кузнечиху.

Реализация этих проектов позволит «расшить» узкие места при подходах к грузовым терминалам и существенно улучшить логистику на данных участках. При этом специализацией порта по-прежнему останется снабжение Арктической зоны РФ.

Вместе с тем, в июне 2020 года в адрес Минтранса России направлены предложения по реконструкции пункта пропуска через государственную границу в морском порту Архангельск, что позволит расширить номенклатуру экспортно ориентированных грузов.

«МП»: Как развивается традиционная территория Архангельского порта, где были заключены договоры на развитие терминалов для разных видов грузов? Какие-то коррективы в планы развития района «Экономия» вносились или планируется внести, например, в части организации пассажирских перевозок?

– В рамках реализации инвестиционных проектов ООО «ПЛК Архангельск» и АО «ПГРК» планируется реализация двух крупных проектов транспортной инфраструктуры. Это морской терминал с длиной причальной стенки 500 метров и возможностью приема судов в районе терминала «Экономия» и портовый комплекс (морской терминал) на Новой Земле.

Создаваемые портовые мощности могут быть использованы в качестве объекта двойного назначения: в интересах Минобороны России, а также в интересах различных организаций, осуществляющих деятельность в Арк-тическом регионе.

Создание портовых комплексов не только приведет к увеличению пропускной способности российских морских портов Арктического бассейна, но и внесет определенный вклад в обеспечение устойчивости грузопотока по Северному морскому пути в интересах государства.

Терминал «Экономия» – один из перспективных и загруженных терминалов Архангельской области. Он принимает суда длиной до 190 метров, шириной до 30 метров, осадкой до 9,2 метра и дедвейтом до 30 тыс. тонн. Оператором терминала является АО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП).

С 1978 года Архангельск – порт круглогодичной навигации. В зимний период навигации проводки судов обеспечиваются ледоколами ФГУП «Росморпорт». Расчетная мощность порта установлена в пределах 2,5 млн тонн. Исторически из порта Архангельск начиналась коммерческая эксплуатация трассы Северного морского пути, которая, в сравнении с традиционными путями из Европы на рынки Юго-Восточной Азии, является самым коротким морским транспортным коридором для транспортировки грузов.

Порт имеет резерв перспективных территорий для развития и обладает возможностями для создания и размещения базы комплектации грузов и обеспечения арктических нефтегазовых месторождений всеми видами снабжения.

За счет своего географического местоположения и сохранения универсальной специализации АМТП занимает уникальную нишу в конкурентной среде стивидорного бизнеса на Севере России, при этом сохраняет и принимает активные попытки по развитию грузовой базы, составляющей мелкопартионные, сборные партии грузов.

Перспективы развития АМТП связаны с активным и масштабным освоением арктических месторождений углеводородного сырья. На этом направлении порт является основным связующим звеном в транспортно-логистических и транспортно-технологических схемах движения грузов в Арктической зоне РФ.

Строительство Министерством обороны РФ производственно-логистического комплекса (ПЛК) в Архангельске, расположенного в непосредственной близости к территории терминала «Экономия», может увеличить грузооборот порта на первом этапе за счет размещения для временного хранения различных материалов, оборудования, техники и их перевалки для транспортировки к месту строительства.

В более длительной перспективе, с учетом готовности порта на постоянной основе оказывать услуги по перевалке грузов ООО «ПЛК Архангельск», развитие этого проекта способно повлиять на загрузку порта, а в случае углубления осадок у причалов и подходного канала позволит терминалу «Экономия» принимать суда с большей осадкой и увеличит грузооборот порта по навалочным грузам.

Морские пассажирские перевозки в порту «Экономия» осуществляются ежегодно в летний период времени, в том числе с участием зарубежных судов.

«МП»: В целом какая грузовая база предполагается под проект в Архангельском порту? Какие грузы предложит область не только для каботажных, но и для экспортных перевозок грузов, в том числе и по Севморпути?

– 30 сентября этого года Президент РФ Владимир Владимирович Путин на совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса поручил ввести полный запрет на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Речь идет о запрете экспорта «необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород».

С 1 января будущего года должна заработать система учета древесины и сделок с ней в пилотном режиме, а с 1 июля — стать обязательной. В связи с нахождением на территории Архангельской области ряда предприятий лесопромышленного и лесоперерабатывающего комплекса, несомненно, это позволит отгружать на экспорт пиломатериалы и пеллеты с участием стивидорных компаний, в том числе по Северному морскому пути.

Для примера можно привести предприятия группы компаний «УЛК», география поставок продукции насчитывает 19 стран (ряд стран Европы, Китай, Египет, Саудовская Аравия, Израиль и другие). При этом для переориентирования данных грузопотоков необходимо обеспечить конкурентоспособные условия для грузоотправителей.

«МП»: Немаловажный фактор для наполнения грузовой базы порта – автомобильные дороги. Кто-то сказал, что их в области нет – только направления. Это так? Что сегодня происходит в данной сфере и каковы Ваши планы по коренному изменению ситуации?

– К сожалению, прибыв на работу в регион, я и сам убедился в том, что дороги в Архангельской области находятся в ужасном состоянии. Это действительно так, и за прошедшие полгода мы существенно изменили запланированные на текущий год работы по ремонту и строительству дорог в регионе. Дополнительно привлекли на это средства федерального бюджета – порядка 1,5 млрд рублей. Перераспределили средства и внутри областного бюджета.

Но и при этом работы предстоит много. До 2024 года в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется увеличить долю региональных автомобильных дорог в нормативном состоянии до 29,1%, или до 1053 км, что позволит существенно улучшить состояние региональной дорожной сети.

Также в рамках национального проекта в настоящее время проходит согласование еще один федеральный проект, который предполагает приведение в нормативное состояние аварийных и предаварийных мостов.

Кроме того, в рамках поручения Президента РФ планируется приведение в нормативное состояние участков автомобильных дорог по маршруту Архангельск – Онега с привлечением средств федерального бюджета. Всего по данному направлению планируется привести в нормативное состояние (в рамках реконструкции, ремонта и капитального ремонта) 129 км автодорог.

«МП»: Каковы перспективы сухогрузного терминала, который планируется построить на Новой Земле? Насколько весомым может быть его вклад в грузовую базу области и насколько серьезны запасы полезных ископаемых острова, чтобы вкладываться в его транспортную инфраструктуру?

– Целью инвестиционного проекта «Павловское» является экономически эффективное освоение Павловского свинцово-цинкового месторождения с производительностью 3,5 млн тонн руды в год. Месторождение расположено в северной части Южного острова архипелага Новая Земля, и эта география позволяет России одновременно решить ряд важных геополитических задач, связанных с развитием северных территорий и расширением присутствия нашего государства за полярным кругом.

Месторождение Павловское входит в четверку крупнейших по запасам цинка и в пятерку – по запасам свинца. Месторождение эффективно на фоне мировых аналогов.

В этом году на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики под председательством заместителя председателя Правительства РФ Юрия Петровича Трутнева было принято решение о господдержке проекта «ПГРК». Средства пойдут на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры проекта.

«МП»: Несколько слов о развитии судостроения в Северодвинске на основе имеющихся там мощностей Акционерного общества «Производственное объединение «Севмаш» и «ЦС Звездочка». Как область планирует использовать эти мощности в своих целях, помимо военных заказов, которые очевидно будут расти?

– Развитие судостроительной и судоремонтной отрасли является одной из приоритетных задач для Архангельской области. Традиционно судостроение относится к ведущим видам экономической деятельности региона.

На территории Северодвинска находятся крупнейшие предприятия судостроения и судоремонта не только Архангельской области, но и России – Акционерное общество «Производственное объединение «Севмаш» и Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка». Данные предприятия оборонно-промышленного комплекса загружены по линии гособоронзаказа до 2028 года.

Кроме выполнения гособоронзаказа, предприятия принимают участие в гражданских и социальных проектах. В настоящее время прорабатывается вопрос строительства четырех судов ледового класса с целью обеспечения пассажирских перевозок на территории Архангельской области.

Также «Севмаш» и «Звездочка» принимают участие в строительстве ледостойкой стационарной платформы ЛСП «А» Каменномысского газового месторождения. Предприятия выполняют работы по изготовлению деталей и секций опорного основания платформы.

«МП»: Чего Вы ожидаете от развития транспортного комплекса Архангельской области? Какой практический и финансовый вклад он способен внести, будучи реформированным и пополненным новой инфраструктурой, не только в социально-экономическое развитие области, но и в экономику России?

– Создание эффективной транс-портно-логистической сети может стать одним из ключевых факторов активизации промышленного производства и повышения инвестиционной привлекательности как отдельно Архангельской области, так и Российской Федерации в целом.

Сформированная транспортная инфраструктура будет приносить в бюджет дополнительные поступления за счет перевозки грузов, а также за счет созданных рабочих мест, которые будут обеспечивать стабильной работой население муниципалитетов.

Кроме того, в хозяйственное освоение будут вовлекаться новые территории, что позволит реализовать новые инвестиционные проекты. В частности, при проработке проекта «Белкомур» лесозаготовительные предприятия подтверждали свою заинтересованность в появлении новой железнодорожной ветки и были готовы расширить географию своей деятельности на новых землях.

Развитие транспортной инфраструктуры также повысит доступность множества территорий, обладающих туристическим потенциалом. Сегодня в условиях пандемии туристические маршруты существенно ограничены, и сложившаяся ситуация дает нам возможности для развития внутреннего туризма.

Морские порты №8 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ